Социально-значимый проект «Игры из ничего» дети 5-6 лет
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №9, учитель-логопед Синько Н.В., воспитатели: Лысенко О.А., Каменская Е.В.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, коррекционно-развивающий.
Актуальность проекта:
Социально-значимый проект «Игры из ничего» направлен на создание коррекционно-развивающих игр и пособий из подручных и бросовых материалов с привлечением родителей. Пособия и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидуальных как логопедических занятиях, так и воспитателями на коррекционном часе.
Познание окружающего мира и приобретение речевого опыта являются важнейшей стороной гармоничного развития ребенка. Наиболее продуктивно дети усваивает то, что им интересно, что затрагивает их чувства, вызывая яркие эмоции. Активизация речи детей осуществляется посредством вовлечения всех чувств ребенка: тактильных, кинестетических ощущений, осязания, обоняния, слухового и зрительного восприятия. Одним из средств обогащения чувственного опыты и развития речевых способностей являются природные и бросовые материалы. Такой подход помогает разнообразить учебную деятельность детей, предотвращает от быстрого перенасыщения стандартными пособиями. Каждое занятие становится для детей сюрпризом, маленьким открытием.
Цель проекта: активизация речедвигательной активности детей
средствами природных и бросовых материалов.
Задачи проекта:
Использование оптимальных способов логопедического воздействия, направленных на улучшение эффективности коррекционного процесса.
Разнообразить логопедические занятия интересными, доступными и эффективными средствами.
Повысить и укрепить мотивацию, установить эмоционально-положительный настрой ребенка на занятие и укрепить контакт с педагогом.
Познакомить родителей с работой в логопедической группе над развитием направленной воздушной струи, развитием общей и мелкой моторики.
Привлечение родителей к изготовлению и использованию пособий в домашних условиях.
Ожидаемый результат проекта:
Создание пособий из бросового и природного материала для развития направленной воздушной струи, мелкой и общей моторики.
Повысить интерес детей и родителей к логопедической работе.
Создание атмосферы в которой родители не сторонние участники, а активные помощники развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 371.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ Володарская
«Пчёлка»
Социально-значимый проект
«Игры из ничего»
дети 5-6 лет
Подготовили:
Учитель логопед: Синько Наталья Владимировна
Воспитатели: Лысенко Ольга Алексеевна,
Каменская Екатерина Владимировна
2024
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №9, учитель-логопед Синько Н.В., воспитатели: Лысенко О.А., Каменская Е.В.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, коррекционно-развивающий.
Актуальность проекта:
Социально-значимый проект «Игры из ничего» направлен на создание коррекционно-развивающих игр и пособий из подручных и бросовых материалов с привлечением родителей. Пособия и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидуальных как логопедических занятиях, так и воспитателями на коррекционном часе.
Познание окружающего мира и приобретение речевого опыта являются важнейшей стороной гармоничного развития ребенка. Наиболее продуктивно дети усваивает то, что им интересно, что затрагивает их чувства, вызывая яркие эмоции. Активизация речи детей осуществляется посредством вовлечения всех чувств ребенка: тактильных, кинестетических ощущений, осязания, обоняния, слухового и зрительного восприятия. Одним из средств обогащения чувственного опыты и развития речевых способностей являются природные и бросовые материалы. Такой подход помогает разнообразить учебную деятельность детей, предотвращает от быстрого перенасыщения стандартными пособиями. Каждое занятие становится для детей сюрпризом, маленьким открытием.
Цель проекта: активизация речедвигательной активности детей
средствами природных и бросовых материалов.
Задачи проекта:
Использование оптимальных способов логопедического воздействия, направленных на улучшение эффективности коррекционного процесса.
Разнообразить логопедические занятия интересными, доступными и эффективными средствами.
Повысить и укрепить мотивацию, установить эмоционально-положительный настрой ребенка на занятие и укрепить контакт с педагогом.
Познакомить родителей с работой в логопедической группе над развитием направленной воздушной струи, развитием общей и мелкой моторики.
Привлечение родителей к изготовлению и использованию пособий в домашних условиях.
Ожидаемый результат проекта:
Создание пособий из бросового и природного материала для развития направленной воздушной струи, мелкой и общей моторики.
Повысить интерес детей и родителей к логопедической работе.
Создание атмосферы в которой родители не сторонние участники, а активные помощники развития детей.
Средства (материалы):
Подручные материалы - банки, разнообразные емкости, ложки, совки.
Сыпучие материалы - фасоль, бобы, горох, макароны, косточки, желуди, шишки, крупы.
Бросовый материал - пробки пластмассовые и деревянные, баночки и игрушки из-под киндер-сюрприза, пуговицы, вата, бумага, фантики, фломастеры, карандаши
Природный материал - камни разной фактуры, ракушки, орехи грецкие, каштаны, косточки.
В процессе совместной деятельности детей с родителями и педагогами были изготовлены тренажеры для развития речевого дыхания.
Доказано, если развитие речевого дыхания соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, но если дыхание неправильное, то задерживается и речевое развитие, наблюдается нарушения звукопроизношения. Так как речевое дыхание является один из основных факторов правильной речи, было решено изготовить дыхательные пособия, тренажеры, игры своими руками.
Достаточно большой̆ выбор ярких эстетично оформленных пособий, детям доступен, понятен в применении, они вызывают неподдельный интерес у детей̆. С помощью игры, как основного вида деятельности дошкольников и строится наша коррекционная работа. Наша задача - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции дыхания и речи.
Совместная деятельность по изготовлению игр объединяет ребенка и родителя, ребенка и других детей, оптимизирует общение между ними и, конечно, приносит отличный результат логопедической работы. Представленный дидактический материал востребован и активно используется в коррекционной практике, так как изготовлен в процессе совместного творчества педагога, детей и их родителей. Создание таких игр, пособий - это всегда изобретение нового, необычного, оригинального, особенно привлекает то, что из знакомого бросового материала, который лежал без пользы, получается интересная игра или пособие.
Развитие мелкой моторики рук.
Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так. Или просто рассыпать чуть-чуть крупы и попросить собрать в разные тарелки или чашки, формируя тонкие движения рук.
Искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, ту же крупу или фасоль в манке или гречке. Можно прятать мелкие фигурки животных, доставать их и называть.
Рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, соли, муке, что есть под рукой и тут же подуть через трубочку, развивая воздушную струю. Той же трубочкой можно и порисовать, отработать цвет, если малыш путает цвета.
Из счетных палочек, разломанных на куски разной длины спагетти можно выложить домик с забором, какие -то фигуры, ребёнок и сам подскажет или сделает что-то своё. Используем всё, что не опасно, бигуди, воронки, например или пластиковые стаканы и ложки, сделав из стаканов башню.
Делать аппликации крупой на пластилине. Коробки из-под печенья, конфет не выбрасываем, а делаем на ней всем, чем не жалко.
Чистить скорлупу вареных яиц, картошку, сваренную в мундире. Скорлупу можно использовать для детских аппликаций. Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок может легко брать пальчиками, раскрасить ее любыми доступными красителями. Сначала наносим на картон тонкий слой пластилина, это будет фоном, а затем выкладываем рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы
Печём пирожки, даем ребёнку кусочек теста: "Мни, тяни, катай, делай колбаску или колобка" и т.п. И постоянно озвучиваете свои действия.
Когда готовим суп, даем ребёнку мытые овощи, чётко называя их и рассказываем, какой овощ твёрдый или мягкий, круглый или овальный, полезный и т.п. Развиваем тем самым лексику и тактильные ощущения, даем понюхать. Даём погрызть морковь, жуёт ребёнок, развивая жевательные мышцы.
Проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко пластиковой бутылки.
Не выбрасывайте крышки из-под банок, бутылок. Взяли майонезные ведёрки, в крышке вырезали дырки, чтобы крышка пролезла и суём в эту прорезь, замена дорогим игрушкам с вкладышами. Вырезать можно дырки разной формы - квадратной, овальной и т.д. И давать ребёнку инструкцию, в квадратную дырку сунь красную крышку, а в круглую - белую и т. п.
Нанизывать макароны на шнурок, будет браслет или бусы.
Можно насыпать крупы в воздушные шарики, спрашивая: "Что в этом шарике лежит?" Таким образом развиваются тактильные ощущения.
Прислали вам посылку в пупырчатой плёнке, не выбрасывайте, помойте и схлопывайте пузырьки, не только пальцами одной руки, сначала правой, затем левой, потом обеими, развивая межполушарное взаимодействие.
Можно даже использовать туалетную бумагу для игр. Взяли рулон и тянем, сделали дорожку, по ней нужно пройти, держа равновесие.
Оторвали кусок и накручиваем на карандаш. Раскрасили, глазки, получилась гусеница. Старые газеты идут в ход. Рвем на мелкие кусочки и устраиваем салют.
Разнообразие занятий с крупами и другими подручными материалами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для пальчиков. Сенсомоторное развитие -это очень важное направление в развитии речи.
Развитие направленной воздушной струи
Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Наберем в тазик или миску воду, опустим туда бумажный кораблик, пробку от бутылки, фантик, рожки и т.д. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек. Перевязали фантик ниткой, получилась бабочка: "Дуем, как сильный ветер".
В емкость наберем воду и дуем в трубочку: "Давай устроим бурю в стакане", затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.
Остудим чай, дуем на чай, компот и просим его остудить. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом не надувая щек.
«Змейка», отрываем кусочек салфетки, ватку, ту же макаронину, кусочек фрукта или овоща кладем его на кончик языка и дуем. Поставили ворота из трубочек или спичек, из ваты скатали мячик, играем в футбол.
А теперь вместе с вами сделаем занимательный дыхательный тренажёр (бумажный стакан, аптекарская резинка, трубочка, ножницы, перчатка). В бумажном стакане вырезаем дырку диаметра трубочки, сверху надеваем перчатку, крепим резинкой, вставляем трубочку и дуем. Можно украсить перчатку по желанию.
Развитие фонематического слуха и слухоречевого дыхания.
Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки. И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация. Услышав, как мурлычит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.
Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.
Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.
Сначала мы развиваем слухоречевое внимание на различении неречевых звуков.
Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Погремите горохом или гречкой в стеклянной или металлической банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза. Берём контейнеры от киндер-сюрпризов или какие-то баночки, пузырьки или флаконы. Лучше делать сразу по два одинаковых и подбирать одинаково звучащие.
Игра "Повтори": Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
Предложите ребенку убрать посуду, в названии которой есть звук Ч - чашки, чайник, а затем со звуком Л - ложки, вилки, салатник и т.д.
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук Р.
Формирование грамматического строя речи.
Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги:
Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги
являются одними из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)
Для следующей игры выберите себе один овощ или фрукт. Кто больше вспомнит слов, подходящих к слову яблоко? Какое оно? Вкусное, круглое, красное, душистое, сладкое, большое, полезное ... А батон какой? Мягкий, сдобный, вкусный, сладкий, ароматный… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся яблочко, батончик, вишенка…
«Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины - смородиновое, из клубники - клубничное, из вишни - вишнёвое и т.д. и наоборот: вишнёвое варенье из чего?
Игра «Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это был (лимон).
Игра «Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.)
Игра «Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, термос, терка, сахарница…
Игра «Приготовим сок, варенье или компот». Из яблок сок или пирог-яблочный, варенье или пюре -яблочное, запеканка яблочная.
Игра «Из двух - одно». Поучите ребёнка составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает соковыжималка…).
То есть у нас есть возможность показать ребёнку настоящие предметы, потрогать их, увидеть и услышать их действия и результат. Такая форма работы позволит быстрее запомнить, чем картинки, которые мы показываем в книжках или их заменители-игрушки.
Таким образом, применяемые природные и бросовые материалы на логопедических занятиях способствуют:
- повышению мотивации детей на занятиях,
- увеличение разнообразия форм игр и игровых упражнений,
- развитию мелкой и крупной моторики у воспитанников,
- стимулированию работы тактильного, зрительного и слухового анализаторов,
- развитию слухового восприятия,
- развитие речевого дыхания.
Список используемой литературы:
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста".
Презентация проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников....

Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"
Игра является основным видом деятельности детей.Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры ...
Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста»
Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продукт...
Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста направленный на развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма у детей и родителей в рамках празднования "23 февраля - День защитника Отечества"
Представляю Вашему вниманию краткосрочный проект, расчитанный на проведение мероприятий в течение месяца февраля в группе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект реализуется в три этапа. Включа...

Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."
Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»
Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...