Знакомство детей дошкольного возраста с бисероплетением "Волшебная шкатулка".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Паринова Ирина Сергеевна

Актуальной проблемой в настоящее время является творческое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях, потому что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Несколько меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства – бисероплетение. На Руси им занимались не только взрослые, но и дети. Этот вид искусства был семейным промыслом и возможностью совместного времяпровождения. Между тем бисероплетение выступает, как объект умственной, трудовой и творческой деятельности детей, развивает сенсорную способность, тонкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты творчества и эмоционально-познавательному развитию.

                    

                                                                                                            « Таланты детей находятся на кончиках пальцев»
                                                                                                                                                               Мария Монтессори. 
 
Знакомство детей дошкольного возраста с бисероплетением, как  одним из видов декоративно–прикладного искусства.
Цель работы : приобщить детей к истокам народного творчества через искусство бисероплетения.
Задачи по образовательным областям:
 
1.Познавательное развитие:
- Формировать у детей знания о народном художественном творчестве – бисероплетении.
- Развивать сенсорные эталоны, как : величину, форму, цвет.
- Развивать пространственную ориентацию, зрительное внимание, память.
- Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
- Закреплять знания цифр, умение ориентироваться в схемах плетения.
- Закреплять ориентировку в пространстве: справа, слева, в центре, вверху, внизу.
 
2.Речевое  развитие:
- Развивать активный и пассивный словарь детей.
- Учить детей составлять рассказы о персонажах сплетённых из бисера, развивать связанную речь.
 
3.Художественно – эстетическое развитие:
- Познакомить детей с искусством бисероплетения.
- Развивать фантазию, художественный и эстетический вкус, раскрыть творческие способности детей.
- Развивать у детей цветовое восприятие, закреплять знания об основных цветах и их оттенках.
- Формировать у детей навыки самостоятельно плести работу из бисера.
 
4.Физическое развитие:
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и кисти.
- Развивать координацию рук, точность движений.
 
5.Социально – коммуникативное развитие:
-Воспитывать у детей желание  работать в коллективе и получать радость от совместно выполненной работы.
- Развивать терпение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
- Учить детей самостоятельно планировать последовательность работы.
- Воспитывать желание делать подарки своими руками для родных, друзей.
-Воспитывать усидчивость, терпение.
 
Материал необходимый для работы:
1.Проволока для бисероплетения 0,2 – 0,3 мм.
2.Бисер разный по размеру (на первых этапах обучения желательно использовать крупный бисер)
3.Подносы для бисера.
4.Схемы плетения .
 
Техника безопасности:
Важно объяснить детям, что бисер мелкий материал и обращаться с ним, надо аккуратно. Нельзя брать бисер  в рот, не махать проволокой перед лицом. Педагог должен объяснить детям это.                                                                                               Чтобы  дети не напрягали зрение во время плетения в тёмное время суток, надо использовать  дополнительное освещение. Время работы ограничивать, через десять пятнадцать минут делать физкультминутки и зарядку для глаз.
 
 
Бисероплетение для дошкольников - это полезное во всех отношениях искусство. Занимаясь в детском саду с детьми бисероплетением я поняла, что этот вид творчества доступен не только искусным мастерицам, но и маленьким детям. Начинать занятия можно с детьми пятилетнего возраста. Значение этого увлекательного процесса огромно, т.к. подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учит сосредоточенности, развивают мелкую моторику рук, таким образом, подготавливая руку ребенка к письму. Так же во время занятий бисероплетением, мы учимся подбирать цвета в гармонии друг с другом, составлять композиции. Работая с бисером и бусинками, дети непроизвольно их считают, знакомятся с разными геометрическими формами.
Бисероплетение так же воспитывает такие качества в ребенке как внимание, мышление, воображение. Ребенок становится более усидчивым, учится доводить начатое дело до конца.
Бисер привлекает детей яркостью красок, разнообразием форм, размеров. Они охотно работают с этим материалом.
На первом этапе обучения дети знакомятся с бисером. Узнают, что бисером называются мелкие бусины в форме шара или цилиндра с закругленными краями, имеющие сквозные отверстия. Сравнивают и находят отличия между бисером, бусинками и стеклярусом. Знакомятся с изделиями народного творчества, с самобытностью русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев. Приобщаются к русскому- народному творчеству. На этом этапе дети пробуют самостоятельно нанизывать бисер на проволоку, чередуя его по цвету, плетут простейшие бусы и браслеты.Именно на первом этапе знакомлю детей с элементарной схемой плетения, где кружочками изображено количество бусинок в ряду. Дети плетут несложные работы, используя крупный бисер. Детям можно предложить сплести такие несложные работы, как: змейку, цветок, веточку с ягодами, грибочки, овощи, стрекозу.
Более сложные поделки мы делаем коллективно. Это является следующим этапом обучения бисероплетения. Совместное творчество детей над созданием общей поделки дает неплохие результаты: когда вся группа делает одну крупную композицию, состоящую из множества частей. Каждый ребенок изготавливает свою часть, а потом все вместе собирают готовое изделие. Работая вместе, дети учатся трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми вопросами в процессе воспитания и образования.  К этому опыту я отношу бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства.
 
Занимайтесь творчеством сами и привлекайте к этому детей!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дымковские сказки" блочно-тематический план знакомства детей дошкольного возраста с ДПИ

Данный блочно-тематический план разработан на основе новейших требований  в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе лежит личностно – ориентированный подход (реб...

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

Знакомство детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Изучение ПДД в дошкольном возрасте, формы и методы работы....

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А,С, ПУШКИНА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

23 апреля в МБДОУ детский сад №65 комбинированного вида в рамках ШППО воспитателей прошел показ развлечения: " Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", в котором приняли участие...

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...