Методическая разработка "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО - Фантазёры» для детей дошкольного возраста"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)
1. Пояснительная записка
Программа «ТИКО - фантазёры» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО - фантазёры».
Актуальность и педагогическая целесообразность программа «ТИКО-фантазёры» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Кружок моделирования «ТИКО-фантазёры» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Программа предназначается для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.
Цель программы
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие:
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие: формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи: Обучающие:
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников.
Развивающие:
- формирование целостного восприятия предмета;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие: развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Основные принципы программы
Принцип поэтапности. Он достаточно ответственный, т.к. программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению этапа минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.
Принцип динамичности.В каждом задании необходимо сохранять логическую цепочку — от самого простого до максимально сложного задания.
Принцип сравнения подразумевает разнообразие вариантов решения предлагаемых заданий, развитие интереса к поисковой работе, помогает развитию творческого мышления.
Принцип выбора во взаимодействии взрослого и ребенка при решении познавательных задач без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №34 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
_______________________________________________________________________
196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Средняя, дом 18, литер А
ОКПО 23142211; ОГРН 1027809008160; ИНН 7820020254; КПП 782001001
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом Приказом № от 26.08.2022
Протокол № 1 от 26.08.2022 Заведующий: Горонкова О.В.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«ТИКО - Фантазёры»
на 2022-2023 учебный год
Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Разработчик:
Трачук Вероника Николаевна
г. Пушкин, Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Пояснительная записка:
- актуальность, цель, задачи программы 3
- условия реализации программы 5
- ожидаемые результаты освоения программы 5
- Учебный план 6
- Календарный учебный график 8
- Рабочая программа:
- задачи программы 10
- ожидаемые результаты программы 11
- возрастные особенности детей 11
- особенности организации образовательного процесса 12
- формы работы с учащимися 13
- методы, приемы, материалы и оборудование 13
- список учащихся 15
- календарно-тематическое планирование 15
- Приложения к программе:
- оценочные и методические материалы (педагогическая диагностика) результатов освоения программы ……………………………………. 20
- список используемой литературы ……………………………….........21
1. Пояснительная записка
Программа «ТИКО - фантазёры» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО - фантазёры».
Актуальность и педагогическая целесообразность программа «ТИКО-фантазёры» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Кружок моделирования «ТИКО-фантазёры» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Программа предназначается для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.
Цель программы
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие:
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие: формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи: Обучающие:
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников.
Развивающие:
- формирование целостного восприятия предмета;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие: развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Основные принципы программы
Принцип поэтапности. Он достаточно ответственный, т.к. программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению этапа минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.
Принцип динамичности.В каждом задании необходимо сохранять логическую цепочку — от самого простого до максимально сложного задания.
Принцип сравнения подразумевает разнообразие вариантов решения предлагаемых заданий, развитие интереса к поисковой работе, помогает развитию творческого мышления.
Принцип выбора во взаимодействии взрослого и ребенка при решении познавательных задач без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Условия реализации программы
Все занятия проходят в кабинете логопеда, что обеспечивает познавательную и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие и возможность их самовыражения.
Ведущей формой организации занятий является индивидуальная и подгрупповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов.
В зависимости от образовательной ситуации и возможностей учащихся, используются игры – задания с различной степенью сложности.
Необходимым условием, определяющим успешное интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого учебный материал строится в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию».
Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.
Периодически происходит сменяемость игрового материала в зависимости от тем программы, а также потребностей и интересов детей. (вариативность)
Конструктор (все его элементы) соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 4 - 7 лет.
Сроки реализации программы - 2 года 1 раз в неделю, 32 занятия в год.
Формы и режим занятий
Ведущей формой организации занятий является индивидуальная и подгрупповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов.
Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Режим проведения образовательной деятельности
Время занятий, в соответствии с СанПиН, составляет в средней группе 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 мин.
№п/п | Возрастная группа | Количество учебных занятий | Продолжительность занятий | ||
В неделю | В месяц | В год | |||
1 | Средняя | 1 | 4 | 32 | 20 минут |
2 | Старшая | 1 | 4 | 32 | 25 минут |
3 | Подготовительная | 1 | 4 | 32 | 30 минут |
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Посещая кружок «ТИКО-фантазёры», дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. «ТИКО-фантазёры» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
У детей сформированы следующие основные знания, умения и навыки:
- Умение распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (деталей, фигур) - по цвету, форме, размеру, количеству сторон и углов;
- Умение непосредственно сравнивать фигуры по длине, ширине, высоте, количеству углов, сторон, граней, объёму;
- Умение выполнять самостоятельно анализ образца/рисунка/схемы;
- Умение выбирать детали для конструирования по схеме;
- Умение самостоятельно соединять детали конструктора – конструировать с опорой на схему или по своему замыслу;
- Умение анализировать выполненную работу;
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН к программе «ФАНТАЗЕРЫ» на 2022-2023 уч. год (октябрь-май)
- год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное. Знакомство. Коммуникативные игры | 1 | - | Игры. Наблюдения. | |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 2 | 1 | Выполнение практического задания | |
1.2 | Сравнение | 2 | 1 | Выполнение практического задания | |
1.3 | Классификация | 2 | 1 | Выполнение практического задания | |
1.4 | Выявление закономерностей | 2 | 1 | Выполнение практического задания | |
1.5 | Пространственное ориентирование | 4 | 1 | Выполнение практического задания | |
1.6 | Выделение части и целого | 4 | 1 | Выполнение практического задания | |
1.7 | Тематическое конструирование | 4 | 1 | Выполнение практического задания | |
2 | Объемное моделирование | 1 | Игры. Наблюдения | ||
2.1 | Различение плоских и объемных конструкций | 4 | 1 | Выполнение практического задания | |
2.1 | Исследование и конструирование предметов кубической формы | 4 | 1 | Выполнение практического задания | |
2.2 | Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы | 4 | 1 | Выполнение практического задания | |
Итого | 32 | 1 | 31 |
№ | Название темы | Всего часов |
1 | Плоскостное моделирование | |
1.1 | Исследование форм и свойств многоугольников | 2 |
1.2 | Сравнение и классификация | 2 |
1.3 | Выявление закономерностей Конструирование узоров и орнаментов | 4 |
1.4 | Комбинаторика | 2 |
1.5 | Пространственное ориентирование. Периметр | 4 |
1.6 | Целое и части. Выделение частей и целого | 2 |
2 | Объемное моделирование | |
2.1 | Объемные геометрические фигуры | 4 |
2.2 | Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы | 4 |
2.3 | Исследование и конструирование предметов сложных многогранников | 4 |
2.4 | Тематическое конструирование | 4 |
Итого | 32 |
№ | Название темы | Количество занятий |
1 | Плоскостное моделирование | |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 4 |
1.2 | Сравнение | 4 |
1.3 | Классификация | 4 |
1.4 | Выявление закономерностей | 4 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 4 |
1.6 | Ориентирование на плоскости | 4 |
1.7 | Выделение части и целого | 4 |
1.8 | Тематическое конструирование | 4 |
Итого | 32 |
3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
8 учебных месяцев | 1.10.2022 | 31.05.2023 | 32 | 32 | Пятница 15.40 -16.00 16.05 – 16.30 16.35 – 17.05 |
4.Рабочая программа
к программе «Фантазеры»
педагога дополнительного образования
Трачук В. Н.
на 2022-2023 учебный год
Нормативно - правовая база:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказа Министерства по образованию и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
Задачи:
- Формирование представлений о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия.
- Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте.
- Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
- Формировать пространственные отношения: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри.
Обучающие:
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования;
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
Развивающие:
- развитие комбинаторных способностей;
- совершенствование навыков классификации;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие: воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Ожидаемый результат: (4 – 5 года)
По окончании дети должны знать:
- основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- понятия «один» - «много»;
- числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
- сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
- ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;
- считать и сравнивать числа от 1 до 5;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед.
Ожидаемый результат: (5 – 7 лет)
По окончании дети должны знать:
- различные виды многоугольников;
- числа от 1 до 10.
По окончании дети должны уметь:
- называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 10;
- конструировать плоские фигуры по образцу.
Возрастные особенности детей.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием. А также совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Особенности организации образовательного процесса
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Формы организации детской деятельности:
- Игры - занятия.
- Занятия - путешествия.
- Совместная деятельность воспитателя и детей.
- Самостоятельная деятельность детей с раздаточным материалом.
- Игры.
- Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
- Экспериментирование.
Методы и приёмы:
- Наглядно - слуховой.
- Наглядно-зрительный.
- Метод проблемной ситуации.
- Игровой.
- Оценочный метод.
- Метод упражнения с усложнением.
- Дидактический.
- Словесный.
- Метод умелого переключения с одного вида на другой.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие;
- игровые проблемные ситуации;
- технология моделирования;
- поисковая деятельность;
- личностно-ориентированная.
Оснащение педагогического процесса (материалы и оборудование)
Перечень оборудования:
- Ноутбук
- Учебно-игровое пособие «ТИКО - конструктор»
- Подбор литературы.
Информационные справочные и поисковые системы:
- ns.portal (социальная сеть работников образования)
- Поисковая система Google Chrome
- Поисковая система Yandex
Официальные, справочно-библиографические, периодические издания:
Журнал для воспитателей и родителей дошкольников «Растем вместе»
- Научно – методический журнал «Детский сад»
- Журнал «Дошкольная педагогика»
- Журнал «Детский сад будущего»
Список обучающихся по дополнительной программе «Фантазёры»:
- Алимарданова Алина
- Базыкина Таисия
- Базырина Вероника
- Иванов Дмитрий
- Лавренова Полина
- Легчаков Сергей
- Ляхович Алексей
- Макаров Борис
- Молчанов Дмитрий
- Москалев Кирилл
- Пыжова Александра
- Филонова Вероника
- Шамров Алексей
- Ярославцев Марк
- Щучкина Алиса
- Степанов Паша
- Квачадзе Арина
- Конькова Соня
- Демченко Марк
- Иванова Юлиана
- Федотов Георгий
- Трофимов Дима
- Захаров Ярослав
- Атанова Эмилия
- Вольвич Вова
- Климоф Михаил
- Ковтяк Егор
- Комарова Агата
- Сухова София
- Гойколов Лев
Режим проведения занятий
Занятия проходят во вторую половину дня, по подгруппам. Время занятий в соответствии с СанПиНом составляет: в средней группе - 20 минут, в старшей группе - 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Занятия проводятся по пятницам с 15.40 по 17.10.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество занятий |
1 | Плоскостное моделирование | |
1.1 | Геометрические фигуры и их свойства | 4 |
1.2 | Сравнение | 4 |
1.3 | Классификация | 4 |
1.4 | Выявление закономерностей | 4 |
1.5 | Пространственное ориентирование | 4 |
1.6 | Ориентирование на плоскости | 4 |
1.7 | Выделение части и целого | 4 |
1.8 | Тематическое конструирование | 4 |
Итого | 32 |
Календарно-тематическое планирование (32 часа)
Месяц | Тема | Программное содержание | |
1 | Октябрь, 1 неделя. | Геометрические фигуры и их свойства: треугольник | Познакомить с геометрическими фигурами и их свойствами - треугольник. Учить выявлять закономерность в расположении согласно схеме. Развитие мыслительных операций, двигательных действий – мелкая моторика. Схема 1,2 |
2 | Октябрь, 2 неделя. | Геометрические фигуры и их свойства: треугольники – виды, названия | Познакомить с разными видами треугольников – равносторонний, равнобедренный. Учить самостоятельно находить нужные фигуры и располагать согласно схеме. Развитие мыслительных операций, двигательных действий – мелкая моторика. Схема 3,4 |
3 | Октябрь, 3неделя. | На, над, под. | Формировать пространственные отношения «на», «над», «под». Повторить основные цвета. Группировать фигуры по цвету. Развивать способность выявлять закономерность в расположении согласно схеме. Развитие мыслительных операций, двигательных действий – мелкая моторика, самостоятельно соединять детали. Схема 5,6 |
4 | Октябрь, 4 неделя. | Геометрические фигуры и их свойства: квадрат. | Познакомить с квадратом и его свойствами, закрепить известные сведения о геометрических фигурах. (треугольник). Закрепить основные цвета. Развитие мыслительных операций, двигательных действий – мелкая моторика, самостоятельно соединять детали. Схема 7,8 |
5 | Ноябрь, 1 неделя. | Вверху, внизу. | Формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Закрепить знание геометрических фигур, (треугольник, квадрат). Закрепить основные цвета. Учить находить признаки сходства и различия и на их основе объединять фигуры. Развивать мыслительные операции, внимание, речь; двигательные действия – мелкая моторика, самостоятельно соединять детали. Схема 9,10 |
6 | Ноябрь, 2 неделя. | Геометрические фигуры и их свойства: прямоугольник. | Познакомить с прямоугольником и его свойствами, закреплять умение распознавать геометрические фигуры. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством, умение читать символы. Схема 11,12 Развивать мыслительные операции, внимание, речь. |
7 | Ноябрь, 3 неделя. | Слева, справа, посередине. | Формировать пространственные представления. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать мыслительные операции, внимание, речь; двигательные действия – мелкая моторика, самостоятельно соединять и разъединять детали. Схема 13,14 |
8 | Ноябрь, 4 неделя. | Геометрические фигуры и их свойства: ромб | Познакомить с геометрической фигурой – «ромб» и его свойствами, закреплять умение распознавать геометрические фигуры. Закреплять навыки счета в пределах 5, Развивать мыслительные операции, внимание, речь, двигательные действия – мелкая моторика, самостоятельно соединять и разъединять детали. Схема 15,16 |
9 | Декабрь, 1 неделя. | Геометрические фигуры и их свойства: пятиугольник | Познакомить с пятиугольником и его свойствами, закреплять умение распознавать геометрические фигуры. Развивать мыслительные операции, внимание, речь. Схема 17,18 |
10 | Декабрь, 2 неделя. | Порядковый счет. | Формировать навыки порядкового счета в пределах 5; выбирать нужное количество геометрических фигур, согласно схеме. Закрепление навыков счета и знание цифр от 1 до 5. Развивать приемы умственных действий, речь, познавательный интерес. Схема 19,20 |
11 | Декабрь, 3 неделя. | Геометрические фигуры и их свойства: шестиугольник | Познакомить с шестиугольником и его свойствами, закреплять умение распознавать геометрические фигуры. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством. Развивать мыслительные операции, внимание, речь. Схема 21,22 |
12 | Декабрь, 4 неделя. | Впереди, сзади, между. | Формировать пространственные отношения «впереди» - «сзади» - «между». Развивать мыслительные операции, внимание, речь, двигательные действия – мелкая моторика, самостоятельно соединять и разъединять детали. Схема 23,24 |
13 | Январь, 1 неделя. | Овал | Познакомить с овалом, его свойствами, закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры. Схема 25,26. |
14 | Январь, 2 неделя. | Поиск и сравнение трех-, четырех-, пятиугольников. | Сказка «Геометрический лес» - развиваем умение находить в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры. Закрепляем понятия «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник». Развивать мыслительные операции, внимание, речь; двигательные действия – мелкая моторика, самостоятельно соединять и разъединять детали. Схема 27,28 |
15 | Январь, 3 неделя. | Сравнение по форме | Закреплять навыки сравнения совокупностей, Закреплять знание геометрических фигур, их свойств. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы. Составление фигур по схеме 29,30. |
16 | Январь, 4 неделя. | Классификация Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. | Закреплять знание геометрических фигур, умение классифицировать их по признаку – цвет и форма. Развивать речь, внимание, двигательные действия – мелкая моторика, самостоятельно соединять и разъединять детали. Составление фигур по схеме 31,32 |
17 | Февраль, 1 неделя. | Выявление закономерностей Чередование по форме | Развивать умение выявлять закономерности – чередование по форме - выделение множеств – «квадраты», «прямоугольник». Конструирование из квадратов и прямоугольников с помощью чередования. Составление фигур по схеме 33,34 |
18 | Февраль, 2 неделя. | Пространственное ориентирование Ориентирование на плоскости | Развивать пространственное ориентирование, ориентирование на плоскости; умение располагать детали в заданной последовательности: «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Развивать речь, внимание, мыслительные операции. Составление фигур по схеме 35,36 |
19 | Февраль, 3 неделя. | Выделение части и целого Разложение фигур на части | Развивать умение выделять части и целого - разложение фигур на части; Повторить понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого. Развивать речь, мыслительные операции, творческие способности. Составление фигур по схеме 37,38 |
20 | Февраль, 4 неделя. | Тематическое конструирование | Свободное творчество на тему «День защитника Отечества» Схемы на выбор: «Флаг», «Танк», «Ракета», «Самолёт», «Вертолет» |
21 | Март, 1 неделя. | Исследование форм и свойств многоугольников | Закрепить умения находить заданные фигуры. Развивать умение сравнивать и конструировать четырехугольники, находить пару. Составление фигур по схеме 39,40 |
22 | Март, 2 неделя. | Сравнение по длине. | Формировать представление об общем принципе измерения длины с помощью мерки; сравнивать фигуры по длине путём наложения. Развивать мыслительные операции, самостоятельность, творческие способности. Составление фигур по схеме 41,42 |
23 | Март, 3 неделя. | Выявление закономерностей. Чередование по форме и по размеру | Развивать умение выявлять закономерности. Чередование по форме и по размеру. Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Составление фигур по схеме 43,44 |
24 | Март, 4 неделя | Сравнение по ширине и толщине. | Формировать умение сравнивать фигуры и предметы по ширине и толщине, производить операцию сериации по этим признакам. Развивать речь, мыслительные операции, творческие способности. Составление фигур по схеме 45,46 |
25 | Апрель, 1 неделя. | Комбинаторика. Комбинирование трех фигур | Познакомить с понятием «комбинаторика». Формировать умение комбинировать фигуры. Познакомить с понятием «вариант». Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур. Конструирование по схеме 47,48 |
26 | Апрель, 2 неделя | Пространственное ориентирование. Понятия «вправо», «влево» | Развивать пространственное ориентирование. Закреплять понятия «вправо», «влево». Конструирование дорожки с несколькими поворотами «вправо» и «влево». Составление фигур по схеме 49,50 |
27 | Апрель, 3 неделя | Сравнение по высоте. | Формировать умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку. Развивать память, мыслительные операции, самостоятельность. Составление фигур по схеме 51,52 |
28 | Апрель, 4 неделя | Выделение части и целого. Выделение заданного количества фигур из множества. | Продолжать развивать умение выделять части и целого; выделение заданного количества фигур из множества. Развивать внимание, память, речь. Формировать навыки самоконтроля. Составление фигур по схеме 53,54 |
29 | Май, 1 неделя. | Работа с множеством фигур. | Продолжать развивать умение работать с множеством чисел фигур; поиск фигур - определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям. Составление фигур по схеме 55,56 |
30 | Май, 2 неделя. | Работа с множеством фигур. | Продолжать развивать умение работать с множеством чисел фигур; поиск фигур - определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям. Составление фигур по схеме 57,58 |
31 | Май, 3 неделя. | Логические задачи, задания на пространственное мышление | Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов. |
32 | Май, 4 неделя. | Логические задачи, задания на пространственное мышление | Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов. |
Все занятия проходят в практической игровой деятельности учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
5.Приложения к программе
Приложение 1
Оценочные и методические материалы для диагностики результатов освоения программы
Педагогическая диагностика проводится с целью внесения корректировки в программу и учебно- тематический план на год в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Цель диагностики состоит в отслеживании достижений овладения детьми как средствами, так и способами познания.
На основе полученных результатов определяется логико-математический опыт ребенка, который представлен склонностью к самостоятельному познанию, проявлением активности в поисковой и творче6ской игровой деятельности, умением использовать простых связей и зависимостей групп объектов по свойствам (по форме, размеру, расположению) и отношениям соответствия и сходства.
Методы и формы диагностики могут варьироваться (проблемно-игровые ситуации, игра, досуг (игра-путешествие) и т.д.).
Предметом диагностики, направленной на выявление логико-математического опыта ребенка, является обученность ребенка, его деятельностные умения, интересы и склонности.
В результате будет выявлено поведение ребенка в ситуации познания, степень проявления самостоятельности (приступает к выполнению; спрашивает, ждет помощи; сомневается, говорит, что не справится) и конкретные умения оперировать числами, простыми схематическими изображениями и моделями.
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
- Выполнения заданий по образцу: по картинке, схеме, показу педагога или видео;
- Выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров!» (проводятся 1 раз в 2 месяца).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
- http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
- Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
- Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-787732-1464635153.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-1228394-1584637725.jpg)
Статья "ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ – СРЕДСТВА РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-1021230-1585678804.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста «Цветик - семицветик»
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию художествен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/06/picture-83213.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"
Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира. В дошкольном возрасте важно расширять его пре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
Представление собственного педагогического опыта Комплексы общеразвивающих упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста (сентябрь – ноябрь).
Использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1493422-1698908550.jpg)
Роль общеразвивающих упражнений в формировании осанки детей дошкольного возраста
Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ) занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями,...