Статья "ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ – СРЕДСТВА РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
статья по физкультуре (старшая группа)
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Я использую общеразвивающие упражнения на организованной учебной деятельности, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках.
Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться систематично и комплексно, в нее должны быть вовлечены как учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатели детского сада, а так же родители.
Пора задаться вопросом: по каким критериям можно определить разностороннее развитие? Каким критериям отвечает разностороннее развитие?
К критериям разностороннего развития я отнесла: физическое, нравственное, трудовое, психологическое, умственное, эстетическое воспитание детей. Все они в равной мере важны и необходимы ребенку.
Что же включает в себя каждый из этих критериев? У кажлого критерия имеются свои составляющие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фуголь Анастасия Николаевна
Воспитатель, II квалификационная категория
ЧДС «Семицветик»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Логопедическую подготовительную к школе группу посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), а также психические процессы, личностно-волевая сфера, общая и мелкая моторика, координация движений.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках.
Правильное выполнение общеразвивающих упражнений влияет на физическое развитие детей. Они формируют двигательные умения и навыки, культуру движения (ритмичность, выразительность); способствуют развитию двигательного аппарата, развивают мелкие мышцы кистей рук, способность переносить небольшие статические нагрузки.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.
Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе. Необходимость подчиняться правилам выполнения общеразвивающих упражнений и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведения, развивает сообразительность, двигательные инициативу и самостоятельность..
У детей формируется честность, справедливость, ответственность, самостоятельность, решительность, смелость, настойчивость, целеустремленность. Эти нравственно-волевые качества необходимы для достижения поставленной цели.
Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.
Общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая физическую деятельность, отражается в более высоком качестве выполнения движений и вызывает у них чувство удовольствия от самого двигательного процесса. Разнообразные упражнения требуют четкости движений, красивой осанки собранности и развивает у детей эстетические чувство. Эстетическая характеристика общеразвивающих упражнений обогащается игровыми зачинами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, ритмической четкости.
Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Исключительное эстетическое воздействие на ребенка оказывает музыка. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, она воодушевляет детей, объединяет их общим настроением, придает эстетический характер движений. Музыкальное сопровождение упражнений вызывает у детей положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме, а также содействует развитию ритмичности, пластичности, плавности, выразительности, грациозности движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными. Очень важно, чтобы дети двигались в соответствии с характером и формой музыкальных произведений.
Велика роль общеразвивающих упражнений в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами выполнения, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно выполнять общеразвивающие упражнения. В данном процессе активизируется память, представления, развивается мышление, воображение, пополняется словарный запас, обогащается речь детей. В общеразвивающих упражнения создаются благоприятные условия для развития уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок; так же они способствуют развитию сообразительности, активности мысли.
Общеразвивающие упражнения расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний о поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Большое значение для совершенствования психических процессов у детей имеет эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображение, побуждает к творческому выполнению упражнения. В построении важно учитывать психологические моменты, зависящие от особенностей контингента и места занятий (элемент неудобства в разнополых группах, если девочки окажутся впереди мальчиков; отвлекающие моменты, если в зале работают другие группы и т.д.). Следует так построить группу и так выбрать место для показа и объяснений, чтобы всем было удобно.
Ниже показан образец организации и проведения комплекса общеразвивающих упражнений.
Комплекс общеразвивающих упражнений с флажком:
- «Помашем флажками». И.п. основная стойка (пятки вместе, носки врозь), флажки внизу. 1-руки вперёд 2-руки вверх 3-руки в стороны 4-исходное положение (8 раз)
- «Волна». И.п. стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу, руки прямые 1-2-поворот вправо (влево), флажки в стороны, руки прямые 3-4-вернуться в исходное положение (6-8 раз)
- «Достать носочки». И.п. сидя ноги врозь, флажки у груди, руки согнуты 1-2-наклониться вперёд, коснуться палочками у носков ног 3-4-выпрямиться, вернуться в исходное положение (6-7 раз)
- «Коснись флажков». И.п. лёжа на спине, ноги вместе прямые, руки за головой 1-согнуть ноги в коленях, коснуться палочками флажков колен 2-вернуться в исходное положение (6 раз)
- «Повороты». И.п. – стойка на коленях, флажки у плеч 1-2-поворот вправо (влево), отвести флажок в сторону 3-4 вернуться в исходное положение (6 раз)
- «Приседания». И.п. основная стойка (пятки вместе, носки врозь), флажки у груди, руки согнуты 1-2-присесть, флажки вынести вперёд 3-4 исходное положение (8 раз)
- «Попрыгаем». И.п. основная стойка (пятки вместе, носки врозь), флажки внизу 1-прыжком ноги врозь, флажки в стороны 2-прыжком ноги вместе, вернуться в исходное положение После серии прыжков на счёт 1-8 небольшая пауза. Повторить 2-3 раза
Список литературы:
1. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников - М: Издательский центр "Академия", 2000. - 176с.
2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М: Издательский центр "Академия", 2002. - С 91 - 95.
3. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М: Издательский центр "Академия", 1990. - 136с.
4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М: Издательский центр "Академия", 1984. - 189с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а расск...
"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
За последние годы в детских садах увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи. Именно этой проблеме посвящен этот материал....
Роль мнемотекники в лексическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Влияние мнемотехники на развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....