Дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе с детьми с ЗПР
картотека по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Прилепкина Екатерина Евгеньевна

Дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_lego.docx854.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе с детьми с ЗПР.

Прилепкина Е. Е., воспитатель  «МБДОУ № 423 г. Челябинска».

Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция всех образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», куда входит техническое конструирование, ОО «Художественно-эстетическое развитие», когда мы говорим о творческом конструировании; ОО «Социально – коммуникативное развитие» - конструирование в паре или коллективе; ОО «Развитие речи» - использование конструктора для составления схем; [2]

Педагог может использовать ЛЕГО-элементы в дидактических играх и упражнениях с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции.

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.    Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Работая с детьми с ЗПР, мы сталкиваемся со следующими проблемами:

  •  Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.
  •  Отсутствие зрительно-моторной координации.
  •  Неумение ориентироваться в пространстве.
  •  Недоразвитие психических процессов и речи.
  •  Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
  •  Бедный словарный запас по всем лексическим темам.
  • Отсутствие коммуникативных навыков у детей.

      Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и          конструктивная деятельности, я в своей работе  использую для решения выше указанных  проблем педагогическую технологию ЛЕГО.

В начале нашей работы мы рассмотрели с детьми детали конструктора, познакомились с их названиями, формой. Научились определять, как находить нужную нам деталь путем подсчета «кнопочек» на ней.

Классификация дидактических игр с использованием лего-деталей.

.

1. Логическое мышление.        

"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.

а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

б) Педагог только называет необходимую деталь.

2.Сенсорное восприятие и расширение словарного запаса.

«Волшебная шляпа» В шляпе лежат кирпичики одинакового размера, но разных цветов. Ребенок на ощупь достает одну деталь, определяет ее цвет и называет предмет, который бывает этого цвета. Это могут быть фрукты, овощи, животные и т. д

3. Внимание и память

"Что изменилось?" Педагог показывает детям модель из 3-4 деталей в течение некоторого времени.  Затем закрывает модель  и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а потом закрывает ее шляпой. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой - либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.[2]

«Лево-право-вверх-вниз»

На карточке представлены кирпичики Лего, которые соответствуют определенному направлению. Задача ребенка разложить кирпичики в соответствии с  заданным направлением.

4. Пространственное ориентирование

"Лего-диктант". Дети собирают модель на пластине под диктовку педагога.  Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. «Возьми кирпичик красного цвета 2*4 и прикрепи его в правом верхнем углу»

 Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".[1]

5. Симметрия

"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.[1]

"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры, можно изображать бабочек, цветы и т. д.

6. Логические закономерности

"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

«Упражнения на продолжение ряда». Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.[2]

6. Комбинаторика

"Светофор". Педагог  раздаёт  детям  кирпичики  трёх  цветов  и  предлагает посоревноваться - кто  больше  составит  различных  светофоров,  то  есть требуется,  чтобы  кирпичики  желтого,  красного  и  зелёного  цвета  стояли  в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть   комбинаций  светофоров  и  объясняет  систему,  по  которой  надо  было  их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.[2]

"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.[2]

7.Множества

"Выдели похожие" - классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область.  Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.

8. Игры, развивающие восприятие формы

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Разложи по цвету.

Материал: кирпичики Лего разных цветов 2x2, 4 коробки.

Цель: закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по

коробочкам.

Найди постройку.

Материал: карточки, постройки, коробочка.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Чья команда быстрее построит.

Материал: набор конструктора Лего, образец постройки.

Цель: учимся строить в команде, помогать друг другу. Развивать внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

9.Лего- ходилки.

Материал: игровое поле с примерами на сложение, человечки на количество игроков, кирпичики Лего 2*2 , игральный кубик.

Правило: дети распределяют человечков между собой и ставят их на один кирпичик. Кидают по очереди кубик и двигаются по клеткам согласно выпавшему значению на кубике. К имеющемуся у себя кирпичику прибавляют столько кирпичиков, сколько показано на игровой клетке. Выигрывает тот игрок, у которого человечек окажется на самой высокой башенке.

10. Развитие мелкой моторики и координации движения.

«Лего-лабиринт».

Материал: пластина Лего 25см*25 см, детали Лего, шарик.

Цель: найти выход из лабиринта. Дети самостоятельно или при помощи педагога создают лабиринт, используя различные детали Лего. Задача игрока провести шарик по лабиринту, поворачивая пластину в нужном направлении.

В заключение могу сказать, что конструкторы Лего - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Систематически используя данные виды игр в работе с детьми с ЗПР, мы замечаем положительную динамику в  совершенствовании цветового восприятия, развитии концентрации внимания, памяти,  гибкости мышления, мелкой моторики. У детей  закрепляются знания о формах, величинах и деталях предметов, формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля, самостоятельности, появляется стремление довести начатое дело до конца, развивается творческое мышление.    

Используемая литература:

1.       Тимофеева Р. Г. Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет)  // Литресс  2000.

2.      Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина–М.: Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда»

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.    Такой подход лег...

Районное методическое объединение. "Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ".

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ    ...

Выступление на РМО. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ.

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ...

Дидактические игры с использованием конструктора Лего.

Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Leg...

Дидактические игры с использованием конструктора Лего.

В нашей группе, как и в других, дети очень любят строить из конструктора Лего. Ребята предпочитают конструктор Лего другим конструкторам, а мы и не против, ведь данный...