Дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе с детьми с ЗПР
картотека по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе с детьми с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 854.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе с детьми с ЗПР.
Прилепкина Е. Е., воспитатель «МБДОУ № 423 г. Челябинска».
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция всех образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», куда входит техническое конструирование, ОО «Художественно-эстетическое развитие», когда мы говорим о творческом конструировании; ОО «Социально – коммуникативное развитие» - конструирование в паре или коллективе; ОО «Развитие речи» - использование конструктора для составления схем; [2]
Педагог может использовать ЛЕГО-элементы в дидактических играх и упражнениях с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции.
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.
Работая с детьми с ЗПР, мы сталкиваемся со следующими проблемами:
- Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.
- Отсутствие зрительно-моторной координации.
- Неумение ориентироваться в пространстве.
- Недоразвитие психических процессов и речи.
- Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
- Бедный словарный запас по всем лексическим темам.
- Отсутствие коммуникативных навыков у детей.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, я в своей работе использую для решения выше указанных проблем педагогическую технологию ЛЕГО.
В начале нашей работы мы рассмотрели с детьми детали конструктора, познакомились с их названиями, формой. Научились определять, как находить нужную нам деталь путем подсчета «кнопочек» на ней.
Классификация дидактических игр с использованием лего-деталей.
.
1. Логическое мышление.
"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
2.Сенсорное восприятие и расширение словарного запаса.
«Волшебная шляпа» В шляпе лежат кирпичики одинакового размера, но разных цветов. Ребенок на ощупь достает одну деталь, определяет ее цвет и называет предмет, который бывает этого цвета. Это могут быть фрукты, овощи, животные и т. д
3. Внимание и память
"Что изменилось?" Педагог показывает детям модель из 3-4 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а потом закрывает ее шляпой. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой - либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.[2]
«Лево-право-вверх-вниз»
На карточке представлены кирпичики Лего, которые соответствуют определенному направлению. Задача ребенка разложить кирпичики в соответствии с заданным направлением.
4. Пространственное ориентирование
"Лего-диктант". Дети собирают модель на пластине под диктовку педагога. Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. «Возьми кирпичик красного цвета 2*4 и прикрепи его в правом верхнем углу»
Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".[1]
5. Симметрия
"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.[1]
"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры, можно изображать бабочек, цветы и т. д.
6. Логические закономерности
"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
«Упражнения на продолжение ряда». Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.[2]
6. Комбинаторика
"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.[2]
"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.[2]
7.Множества
"Выдели похожие" - классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.
8. Игры, развивающие восприятие формы
“Отгадай”.
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Разложи по цвету.
Материал: кирпичики Лего разных цветов 2x2, 4 коробки.
Цель: закрепить цвет деталей конструктора Лего.
Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по
коробочкам.
Найди постройку.
Материал: карточки, постройки, коробочка.
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.
Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.
Чья команда быстрее построит.
Материал: набор конструктора Лего, образец постройки.
Цель: учимся строить в команде, помогать друг другу. Развивать внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.
9.Лего- ходилки.
Материал: игровое поле с примерами на сложение, человечки на количество игроков, кирпичики Лего 2*2 , игральный кубик.
Правило: дети распределяют человечков между собой и ставят их на один кирпичик. Кидают по очереди кубик и двигаются по клеткам согласно выпавшему значению на кубике. К имеющемуся у себя кирпичику прибавляют столько кирпичиков, сколько показано на игровой клетке. Выигрывает тот игрок, у которого человечек окажется на самой высокой башенке.
10. Развитие мелкой моторики и координации движения.
«Лего-лабиринт».
Материал: пластина Лего 25см*25 см, детали Лего, шарик.
Цель: найти выход из лабиринта. Дети самостоятельно или при помощи педагога создают лабиринт, используя различные детали Лего. Задача игрока провести шарик по лабиринту, поворачивая пластину в нужном направлении.
В заключение могу сказать, что конструкторы Лего - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Систематически используя данные виды игр в работе с детьми с ЗПР, мы замечаем положительную динамику в совершенствовании цветового восприятия, развитии концентрации внимания, памяти, гибкости мышления, мелкой моторики. У детей закрепляются знания о формах, величинах и деталях предметов, формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля, самостоятельности, появляется стремление довести начатое дело до конца, развивается творческое мышление.
Используемая литература:
1. Тимофеева Р. Г. Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет) // Литресс 2000.
2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина–М.: Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием конструктора «Лего» в средней группе
Картотека игр с конструкором "Лего"...

Мастер-класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда»
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход лег...

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов Лего.
Игры, развивающие логическое мышление....

Районное методическое объединение. "Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ".
Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ ...

Выступление на РМО. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ.
Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ...
Дидактические игры с использованием конструктора Лего.
Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Leg...

Дидактические игры с использованием конструктора Лего.
В нашей группе, как и в других, дети очень любят строить из конструктора Лего. Ребята предпочитают конструктор Лего другим конструкторам, а мы и не против, ведь данный...