Мастер-класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

    Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс
«Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО              в работе учителя-логопеда»   

 

    Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

    Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

    Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с нарушениями речи как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

    Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

1.Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем, например «Стройка», Транспорт», «Дом. Семья» и т.д.

      ЛЕГО - конструирование при закреплении изучении лексических тем в разной деятельности помогает  детям,  более эмоционально проявляют свои познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД.  

      Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

2.Формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов).

В следующих играх: «Посчитай»  (согласование числительных с сущест-ми), «Какой, какая, какое» (согласование прилагательных в роде, числе, падеже), «Я волшебник» (образование сложных слов).

3.Формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем, чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа. Игровые упражнения «Воротца», «Прокати мячик по лабиринту», «Маятник» и т.п. придуманное детьми.

4.Постановке и автоматизации звуков в ходе следующих игр:  «Волшебные ступеньки» (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова, занимается САМ ребенок, по своей задумке);  «Чехарда»,  «Посчитай».

5.Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь. Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется ЛЕГО - конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается игровое упражнение «Отгадай загадку», отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью ЛЕГО – элементов, а так же игры «Волшебный мешочек»,  «Отремонтируй букву» и т.п.

6.Овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов. На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются ЛЕГО-человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев.

На занятиях мы учим детей не только различать звуки, улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии используем ЛЕГО при составлении схемы предложения.

7.Формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма. Очень эффективно игровое упражнение «Волшебный диктант», где тетрадный лист заменяется планшет - пластиной, а карандаш – ЛЕГО-деталями. При формировании у ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений используется геометрическая мозаика (детали). Сначала ребёнок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.

8.Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

9.Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими тонких и точных движений пальцев и четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку ребенка к письму.

     В силу своей универсальности  ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в ДОУ.

 Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-конструктора делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.        

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

    Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с нарушениями речи, тем более успешным будет формирование речи.

«Что изменилось?»

Цель: закреплять цвет, форму, внимание.

  Выложите перед ребёнком несколько деталей конструктора разной формы, цвета и размера. Предложите запомнить последовательность, затем убрав одну или несколько деталей,  дается задание отгадать,что изменилось.

«Найди такую же деталь как на карточке»

Цель:развивать умение находить деталь на ощупь, соотнеся с изображенной деталью на карточке.

   Предложить найти в мешочке  детали конструктора на ощупь, изображенные на карточке-схеме.

«Волшебный диктант»

  Цель: Развитие слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания.

   Ребёнку предлагается планшет – пластина из ЛЕГО-конструктора и лего-детали. По словесной инструкции, дети располагают фигуры на пластине. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «центр платы», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «середина верхней стороны» и «середина нижней стороны».

«Симметрия»

Цель: совершенствовать умение восстанавливать предложенный узор, соблюдая симметрию.

 Предложите ребенку плату с набранной половиной узора, и он должен, соблюдая симметрию, набрать вторую половину узора.

«Простые логические цепочки»

Цель: закрепить умение выкладывать логические цепочки, выявляя закономерность и соблюдая последовательность по размеру, цвету или форме.

Взрослый предлагает ребенку плату с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по форме, по размеру или по цвету, и ребенок должен их продолжить.

«Выложи по схеме»

Цель: развитие логического мышления.

   По карточке с контурными схемами предложить выложить данные изображения из деталей конструктора, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

«Крестики – нолики»

   Цель:    развивать логическое мышление, пространственное ориентирование на плате.

Вариант с ЛЕГО наверняка понравится детям. Нужно на ЛЕГО-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких ЛЕГО-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!

«Что больше?»

Цель: Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно»

    Данная математическая игра поможет детям наглядно представить, насколько одно число больше другого. Перед игрой приготовьте карточки с цифрами от 1 до 20 и знаки сравнения.Начертите на листе бумаги квадраты под размер деталей конструктора,напишите в квадратиках числа и предложите построить башенки из соответствующего количества деталей.Сравнив высоту построек делается вывод: какое число больше (меньше) и поставить знак между ними.

«Лего-математика»

Цель:    закрепления знаний о цифрах и умение решать примеры, простейшие задачи.

Предложив числовые карточки и кирпичики LEGO, дети должны поставить соответствующее количество лего-кирпичиков.

   Для закрепления знаний о цифрах предложите ребёнку на планшете-пластине выложить ответы решённых задач и примеров.

«Звуковые человечки»

Цель: закрепить понятие гласные и согласные (твёрдые и мягкие) звуки с использованием лего-человечков.

   При знакомстве  со звуками  обозначаем их лего-человечками в разноцветных костюмчиках: человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев. 

Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает слоги. Для составления схем слов и предложений«человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета.

   Впоследствии на планшете – пластине при помощи деталей конструктора выкладывают буквы, слоги, слова.

«Театр из конструктора»

Цель: совершенствовать умение пересказывать рассказы, с использованием построенных героев из конструктора.

 Предложить построить различных героев изученных сказок, объекты для театрализации, которых дети озвучивают и обыгрывают.

   При пересказе рассказов не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, сделать пересказ более подробным и логичным.

В работе с ЛЕГО-конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем!

Хочется пожелать родителям, дети которых ещё не играют с ЛЕГО-конструктором, познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. А польза от такого приобретения не заставит себя долго ждать – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов типа Лего.

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов типа Лего для детей старшего дошкольного возраста.Цель: развитие логического мышленияразвитие восприятия формы....

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОНСТРУКТОРА ЛЕГО В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Современное образование предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-технология, позволяющая, ребёнку думать, фантазировать и действовать, не ...

Районное методическое объединение. "Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ".

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ    ...

Выступление на РМО. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе воспитателя группы для детей с ОВЗ.

Инновация - создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.https://yadi.sk/i/v_ehh0_RxIAqiQ...

Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: " Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР"

Родительское собрание в подготовительной группе. Тема " Использование  конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР"...