программа дополнительного образования
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Тарасова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по кружку "Раннее приобщение к ручному труду" для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6_ruchnoy_trud.docx69.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТБИЛИССКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВУТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ  САД № 16 «ПЕТУШОК»

 

Принята на заседании                                                Утверждаю:

педагогического совета                                             Заведующий МАДОУ ЦРР-

от «31» августа 2023 г.                                              д/с № 16 «Петушок»

Протокол № _______                                                 _________ Т.И. Яценко

                                                                                     от _____________ 20    г.        

                                                                                      Приказ №____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РАНЕЕ ПРИОБЩЕНИЕ К РУЧНОМУ ТРУДУ»

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 1 год: 48 ч.

                                                        

Возрастная категория: 5-6 лет

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на платной основе

ID-номер  Программы в Навигаторе:_________

Автор – составитель: Тарасова Татьяна Юрьевна ,

воспитатель

ст. Тбилисская, 2024 г.

Содержание

Нормативно-правовая база

6

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

1.1

Пояснительная записка программы:

7

Новизна, актуальность.

7

Педагогическая целесобразность, отличительные особенности

8

Формы обучения

8

Режим занятий

9

Особенности организации образовательного процесса

9

1.2

Цель и задачи программы.

9

1.3

Содержание программы.

10

Учебный план.

10

Содержание учебного плана.

14

1.4

Планируемые результаты.

21

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

21

2.1

Календарный учебный график.

21

2.2

Раздел программы «Воспитание»

24

2.3

Условия реализации программы

28

2.4

Оценочные материалы.

29

2.5

Методические материалы.

29

 2.6

Список литературы.

33

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Раннее приобщение к ручному труду» художественно-эстетической направленности

Наименование муниципалитета

муниципальное образование

Тбилисский район

Наименование организации, ФИО руководителя, контактные данные

МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»,   Яценко Татьяна Ивановна, 352360,  Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская, улица Переездная

 телефон (86158) 2-32-48,

E-mail ds.16petushok@mail.ru

ID-номер  программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

«Раннее приобщение к ручному труду»

Механизм финансирования

Программа реализуется на платной основе

ФИО автора (составителя) программы

Тарасова Татьяна Юрьевна

Краткое описание программы

Программа позволяет обогатить чувственную сферу восприятия, способствуют расширению диапазона понимания эмоциональных состояний у окружающих и своих.

Форма обучения

Очная

Уровень содержания

базовый

Продолжительность освоения (объем)

1 г. – 48 ч.

Возрастная категория

5-6 лет

Цель программы

Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков в работе с разными материалами; повышение мастерства; развитие мастерства детей посредствам художественного ручного труда из различных материалов.

Задачи программы

Предметные:

1.развитие познавательного интереса к ручному труду, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

2.вызвать интерес к различным  материалам и желание действовать с ними;

3.ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности: развивать чувство композиции, чувство фактурности и объёмности;

4.побуждать детей выполнять доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

5.учить детей свободно выражать свой замысел;

6.развивать мелкую моторику рук;

7.развивать творческие способности, воображение;

Личностные: 

1.воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

2.воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание;

3.способствовать снятию детских страхов;

4.развивать уверенность в своих силах;

Метапредметные:

1.развитие мотивации к выполнению творческих работ, овладению умениями и навыками применения нетрадиционных материалов для ра;

2.воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремления к самостоятельности, опрятности, аккуратности, бережного отношения к вещам, навыков культуры поведения;

3.формировать умение планировать и регулировать свою деятельность;

4.способствовать формированию самооценки;

5.формировать коммуникативные компетенции: уметь доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, договариваться с людьми, согласовывать с ними свои действия, для того чтобы сделать что –то сообща.

Ожидаемые результаты

предметные результаты: 

- развит познавательный интерес к ручному труду, развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;

- применяют в свободной деятельности различные художественные материалы и инструменты;

- умеют свободно выражать свой замысел;

- научились видеть необычное в обычных предметах.

- умеют передавать настроение в творческой работе;

- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

-развита мелкая моторика  пальцев рук и кистей;

личностные результаты

- сформирован художественный вкус и чувство гармонии, соответственно возрасту;

- сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональная отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание;

- сняты детские страхи;

- дети получают удовлетворение от  результатов  своего творчества;

  метапредметные результаты

- повысился  интерес дошкольников к  ручному творчеству;

- сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятности, аккуратности, бережного отношения к вещам, навыки культуры поведения;

- сформировано умение планировать и регулировать свою деятельность;

- сформирована адекватная самооценка;

- сформирована коммуникативная компетенция: умение договариваться  между собой при выполнении коллективных работ;

Особые условия  (доступность для детей ОВЗ)

Программа не предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями

Здоровья

Возможность реализации в сетевой форме

Не возможна реализация программы в сетевой форме.

Материально – техническая база

Раздаточный материал:

Бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, коробки, спички, нитки, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.

 

Введение, нормативные документы

Ручной труд – это самостоятельная творческая работа ребенка, в процессе которой развивается творческое воображение, так как работа проходит с различными материалам, инструментами и возможностью взаимодействия различных материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, полезных и эстетически значимых предметов и изделий для украшения быта (игр, труда и отдыха). В процессе работы у детей получается реальный и красивый продукт (сувенир, открытка, картина, подарок маме). При создании поделок ребенок учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях по ручному труду. «Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности» (А.В. Запорожец).

Нормативно-правовая база

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Национальный проект «Образование» (2019-2024).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

6. . Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

7. Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. №АБ-3935/06.

8. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка детский сад № 16 «Петушок» муниципального образования Тбилисский район.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»

  1. Пояснительная записка

Направленность:

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать его руки.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, выделяют следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

Новизна программы направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Актуальность программы.  Конструирование и ручной труд, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.  Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

  Педагогическая целесообразность программы предполагает занятия с использованием различного материала: природный и бросовый бумага и картон, пластилин и глина, что позволяет детям проявить творческие способности, дать волю фантазии, получить положительные эмоции, получить удовольствие от выполняемой деятельности и полученного результата

Отличительной особенностью программы является направленность непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Раннее приобщение к ручному труду» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок». Принимаются все желающие. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Объем программы –  48 часа.

Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения.

Формы обучения: групповая форма организации обучения.

Режим занятия:1раз в неделю. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей. Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в подготовительной группе 25 минут. Оптимальное количество детей в группе 6-8 человек. На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для родителей.

  1. Цель и задачи программы.

Цель - обучение работе с разнообразными материалами направленного на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении и развитие творческих способностей. Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.

Задачи программы:

Предметные:

1.развитие познавательного интереса к ручному труду, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

2.вызвать интерес к различным  материалам и желание действовать с ними;

3.ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности: развивать чувство композиции, чувство фактурности и объёмности;

4.побуждать детей выполнять доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

5.учить детей свободно выражать свой замысел;

6.развивать мелкую моторику рук;

7.развивать творческие способности, воображение;

Личностные: 

1.воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

2.воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание;

3.способствовать снятию детских страхов;

4.развивать уверенность в своих силах;

Метапредметные:

1.развитие мотивации к выполнению творческих работ, овладению умениями и навыками применения нетрадиционных материалов для работ;

2.воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремления к самостоятельности, опрятности, аккуратности, бережного отношения к вещам, навыков культуры поведения;

3.формировать умение планировать и регулировать свою деятельность;

4.способствовать формированию самооценки;

5.формировать коммуникативные компетенции: уметь доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, договариваться с людьми, согласовывать с ними свои действия, для того чтобы сделать что-то сообща.

  1. Учебный план и содержание образовательной программы

Учебный  план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Раннее приобщение к ручному труду» 5-6 лет

Месяц

Тема

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

Сентябрь

Организацион-ное: «Знакомство с разнообразным миром материалов».

25мин

10 мин

        

15 мин

«Игрушки с грядки»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Веселая гусеница»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Ореховая сказка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Октябрь

Игрушки из капсул от киндер-сюрприза

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Золотая осень (обрывная аппликация)

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Необычные животные»

из осенних листьев

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Игрушки из конусов»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Ноябрь

«Сказочные герои»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Забавная собачка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Ежики»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Рыбки из CD диска

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Декабрь

«Снеговик»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Елочка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Новогодняя игрушка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Новогодняя открытка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Январь

«Дед Мороз»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Пингвин»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Зайчик»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Цветные узоры»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Февраль

«Барашек»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Валентинка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Открытка с сюрпризом»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Мамин праздник» часть 1

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Март

«Мамин праздник»

Часть2

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Ожившие камушки»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Волшебная бумага»

(оригами)

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Божья коровка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Апрель

«Куличики»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Волшебное яичко»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Домашние животные»

(Аппликация из скомканных салфеток)

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Открытка «День Победы»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Май

«Поделки из стаканчиков от йогурта»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Одуванчик»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Что я научился делать ?»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Жираф»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Июнь

«Овечка из ниток»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Кораблик»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Мышка-

норушка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Радуга»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Июль

«Ромашка»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Яблоневый сад»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Цветы»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Мухоморы»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Август

«Ветка вишни»

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

« Нарядные крылышки»  (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

«Морковка».     (Аппликация из ниток).

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

« Красивое платье».       (Аппликация из ткани).

25мин

10 мин

15 мин

Выставка

в конце занятия

Итого

20


Содержание учебного плана

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Раннее приобщение к ручному труду» 5-6 лет

Месяц

Кол-во

Тема

Цель

Содержание (план)

Сентябрь

1

Организацион-ное: «Знакомство с разнообразным миром материалов».

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

2

«Игрушки с грядки»

Познакомить детей с возможностью изготовления объемной поделки из природного материала.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

3

«Веселая гусеница»

Продолжать знакомить детей с возможностью изготовления объемной поделки из природного материала.

 

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

4

«Ореховая сказка»

Учить детей конструировать поделку из природного материала.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Октябрь

5

Игрушки из капсул от киндер-сюрприза

Научить детей делать поделки из различного бросового материала: капсулы от «киндера сюрприза»

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

6

Золотая осень (обрывная аппликация)

Познакомить детей с мозаичным искусством и его базовыми формами

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

7

«Необычные животные»

из осенних листьев

Учить  подбирать  форму  листка подходящего  для  изображения  цыплят.  

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

8

«Игрушки из конусов»

Учить детей создавать поделку на конусе, соединять детали), использовать бросовые материалы для создания оригинального образа

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Ноябрь

9

«Сказочные герои»

Развивать детскую фантазию, расширять кругозор, воспитывать любовь к природе.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

10

«Забавная собачка»

Познакомить детей с возможностью изготовления объемной поделки из природного материала(желуди)

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

11

«Ежики»

Познакомить детей с возможностью изготовления объемной поделки из природного материала(шишек) и пластилина

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

12

«Рыбки из СД диска»

Продолжать учить детей изготавливать игрушки из материалов разного происхождения(диск, пластилин)

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Декабрь

13

«Снеговик»

Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

14

«Елочка»

Вызвать желание самостоятельно изготовить поделку из природного материала  (шишек) своими руками

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

15

«Новогодняя игрушка»

Познакомить детей с простыми способами декорирования новогодних игрушек

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

16

«Новогодняя открытка»

Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Январь

17

«Дед Мороз»

Использовать бросовые материалы для создания оригинального образа;

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

18

«Пингвин»

Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

19

«Зайчик»

Познакомить с аппликацией из ваты

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

20

«Цветные узоры»

Учить детей оформлять поделки геометрическими узорами

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Февраль

21

«Барашек»

Продолжать знакомить с аппликацией из ваты.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

22

«Валентинка»

Побуждать детей на создание поделки к празднику своими руками.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

23

«Открытка с сюрпризом»

. Учить красиво располагать изображение на листе.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

24

«Мамин праздник» часть 1

Салфетка

Развивать композиционные умения восприятия цвета.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

март

25

«Мамин праздник» часть 2

Салфетка

Развивать композиционные умения восприятия цвета.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

26

«Ожившие камушки»

Развивать у детей творческие способности через изготовление поделок из природных  материалов

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

27

«Волшебная бумаги» оригами

Познакомить детей с техникой оригами.

 1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

28

«Божья коровка»

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Апрель

29

«Куличи»

Учить пользоваться шаблонами, ножницами и клеем.  

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

30

«Волшебное яичко»

Развивать творческие способности детей

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

31

«Домашние животные» (Аппликация из скомканных салфеток)

Знакомить со свойствами различных видов бумаги.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

32

Открытка «День Победы»

Развивать умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Май

33

Поделка из стаканчиков от йогурта

Учить детей использовать на занятии различный бросовый материал

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

34

«Одуванчик»

Учить детей работать с ватой и клеем.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

35

«Что я научился делать?»

Закреплять умение бережно работать с природным, бросовым материалом, различными видами бумаги.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

36

«Жираф»

Продолжать учить детей работать с крупой и клеем.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Июнь

37

«Овечка из ниток»

Учить правилам безопасной работы с нитками.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

38

«Кораблик»

Упражнять в умении изготовлять поделки техникой оригами.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

39

«Мышка-норушка»

Закреплять умение конструировать

поделку из природного материала

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

40

«Радуга»

Выполнение панно из макаронных изделий

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Июль

41

«Ромашка»

Продолжать учить детей работать с крупой и клеем.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

42

«Яблоневый сад»

Объемная аппликация продолжать знакомство со свойствами мягкой бумаги

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

43

«Цветы»

Учить детей работать с разным материалом.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

44

«Мухоморы»

Учить детей работать с разным материалом.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

Август

45

«Ветка вишни»

Учить создавать из кругов объемные вишенки.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

46

« Нарядные крылышки»  (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

Учить создавать из бросового материала  (фантиков)крылышки для насекомых

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

47

«Морковка».     (Аппликация из ниток).

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист  картона с добавлением пряжи.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

48

« Красивое платье».       (Аппликация из ткани).

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать  элементы украшения.

1.Приветствие .

2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия.

  1. Планируемые результаты

Предметные результаты:

1.Развит познавательный интерес к ручному труду, развивают свои наблюдательные и познавательные способности;

2.Применяют в свободной деятельности различные художественные материалы и инструменты;

3.Умеют свободно выражать свой замысел;

4.Научились видеть необычное в обычных предметах.

5.Умеют передавать настроение в творческой работе;  

6.Овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

7.Развита мелкая моторика  пальцев рук и кистей;

Личностные результаты

1.Сформирован художественный вкус и чувство гармонии, соответственно возрасту;

2.Сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональная отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание;

3.Сняты детские страхи;

4.Дети получают удовлетворение от  результатов  своего творчества;

Метапредметные результаты

1.Нетрадиционные материалы повысили  интерес дошкольников к  ручному труду, т.к. они позволяют детям быстро достичь желаемого результата;

2.Сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятности, аккуратности, бережного отношения к вещам, навыки культуры поведения;

3.Сформировано умение планировать и регулировать свою деятельность;

4.Сформирована адекватная самооценка;

5.Сформирована коммуникативная компетенция: умение договариваться  между собой при выполнении коллективных работ.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 

2.1. Календарный учебный график программы

№ п/п

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Организацион-ное: «Знакомство с разнообразным миром материалов».

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

2.

«Игрушки с грядки»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

3.

«Веселая гусеница»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

4.

«Ореховая сказка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

5.

Игрушки из капсул от киндер-сюрприза

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

6.

Золотая осень (обрывная аппликация)

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

7.

«Необычные животные»

из осенних листьев

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

8.

«Игрушки из конусов»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

9.

«Сказочные герои»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

10.

«Забавная собачка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

11.

«Ежики»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

12.

Рыбки из CD диска

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

13.

«Снеговик»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

14.

«Елочка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

15.

«Новогодняя игрушка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

 Группа

Не предусмотрено

16.

«Новогодняя открытка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

 Группа

Не предусмотрено

17.

«Дед Мороз»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

18.

«Пингвин»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

19.

«Зайчик»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

20.

«Цветные узоры»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

21.

«Барашек»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

22.

«Валентинка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

23.

«Открытка с сюрпризом»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

24.

«Мамин праздник» часть 1

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

25.

«Мамин праздник»

Часть 2

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

26.

«Ожившие камушки»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

27.

«Волшебная бумага»

(оригами)

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

28.

«Божья коровка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

29.

«Куличики»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

30.

«Волшебное яичко»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

31.

«Домашние животные»

(Аппликация из скомканных салфеток)

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

32.

Открытка «День Победы»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

33.

«Поделки из стаканчиков от йогурта»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

34.

«Одуванчик»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

35.

«Что я научился делать ?»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

36.

«Жираф»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

37.

«Овечка из ниток»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

38.

«Кораблик»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

39.

«Мышка-

норушка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

40.

«Радуга»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

41.

«Ромашка»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

42.

«Яблоневый сад»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

43.

«Цветы»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

44.

«Мухоморы»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

45.

«Ветка вишни»

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

46.

« Нарядные крылышки»  (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

47.

«Морковка».     (Аппликация из ниток).

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

48.

« Красивое платье».       (Аппликация из ткани).

1

16.12-16.37

Подгрупповая

Группа

Не предусмотрено

2.2. Раздел программы «Воспитательная деятельность».

Главной         целью         воспитания         является         развитие         личности, самоопределение и социализация учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).  

Задачи воспитания:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;

- обогащение двигательного опыта детей, способствуя техничному выполнению упражнений основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в т.ч. музыкально-ритмические упражнения), создавая условия для освоения спортивных упражнений, подвижных игр;

- формирование психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), развитие координации, меткости, ориентировки в пространстве;

- воспитание волевых качеств, самостоятельности, стремления соблюдать правила в подвижных играх, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений;

- формирование интереса и положительного отношения к физической культуре и активному отдыху, формирование первичных представлений об отдельных видах спорта.

Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы необходимо создавать и поддерживать определённые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.

Целевые ориентиры воспитания – это характеристики возможных достижений ребенка, социально – психологические качества, становление которых является важным на данном этапе его развития, но не обязательным.

Целевые ориентиры направлены на воспитание, формирование:

- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей), соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;

- установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья;

- установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни;

- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям.

Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в соответствии с предметными направленностями; они направлены на воспитание, формирование:

- понимания ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; безопасного поведения; культуры самоконтроля своего физического состояния; стремления к соблюдению норм спортивной этики; уважения к старшим, наставникам; дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; сознания ценности физической культуры, эстетики спорта; интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к командному взаимодействию, к общей победе.

Перечень целевых ориентиров воспитания в целевой части раздела о воспитании в программе конкретизирует общую воспитательную цель программы, позволяет устанавливать связи между содержанием осваиваемого детьми учебного материала, их деятельностью и планируемыми результатами учебно-воспитательного процесса.

Формы и методы воспитания.

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом занятии.

 Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:

- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);

- метод положительного примера (педагога, детей);

- метод упражнений (приучения);

- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);

- метод переключения в деятельности;

- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;

- методы воспитание воздействием группы, в коллективе.

Организационные условия.

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

«Новогодняя открытка»

декабрь

выставка работ, посвященная празднованию Нового года

Фото- и видеоматериалы с участием учащихся, заметка на странице  Вконтакте

«Мамин праздник»

Март

выставка работ, посвященная празднованию Международному женскому дню

Фото- и видеоматериалы с участием учащихся, заметка на странице Госорганизации Вконтакте

«День космонавтики»

апрель

Выставка работ посвященная празднованию Дню космонавтики

Фото- и видеоматериалы с участием учащихся, заметка на странице Госорганизации Вконтакте

«День Победы»

 Май

выставка работ посвященная празднованию Дня Победы

Фото- и видеоматериалы с участием учащихся, заметка на странице Госорганизации Вконтакте

«День семьи любви и верности»

Июль

Выставка работ посвященная празднованию  Дню Семьи

Фото- и видеоматериалы с участием учащихся, заметка на странице Госорганизации Вконтакте

2.3Условия воспитания

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы и достижения планируемых результатов имеется необходимое материально-техническое обеспечение. Занятия по ручному труду проводятся в групповой комнате, где созданы все необходимые материально-технические условия, обеспечивающие возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) групповой комнаты соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. РППС содержательно насыщенна, психологически комфортна, трансформируема, вариативна, многообразна, доступна и безопасна, вызывает интерес детей к творчеству, побуждает к активности, способствует успешной реализации программы. 

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы

- Мольберт;

- Магнитофон;

- ПК;

Изобразительный материал:

- Пластилин;

- Картон белый, цветной;

- Цветная бумага;

- Ножницы;

- Природный материал;

- Бросовый материал;

- Гуашь; акварельные краски;

- Восковые мелки, свеча;

- Ватные палочки;

- Поролон;

- Ватные диски;

- Зубные щетки;

- Бумага альбомная;

- Подставки под кисти;

- Салфетки;

- Клей ПВА, клей карандаш.

Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.

В процессе обучения используются:

- Демонстрационный  материал, в том числе презентации;

- Методическая литература;

- Дидактические игры;

Информационное обеспечение

- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;

- мультимедиа объекты по темам образовательной деятельности;

- учебно-наглядные пособия:

- схемы, образцы и модели будущей подделки ;

- аудиозаписи «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц»

Кадровое обеспечение руководитель кружка Тарасова Татьяна Юрьевна воспитатель, педагогический стаж – 10 лет, стаж работы воспитателем – более 10 лет. С 2017 года является руководителем кружка «Раннее приобщение к ручному труду». 

2.4 Оценочные материалы

Аттестация  (не предусмотрена)

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогическое наблюдение, метод рефлексии, видеозапись, грамота, готовая работа, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей,

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, конкурс.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними). Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде усреднённых и анонимных данных.

2.5  Методические материалы.

1.Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, показ способов действий, показ образца.

2.Словесные: рассказ, беседа, вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

3.Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация, внезапное появление объектов, выполнение педагогом игровых действий, создание игровой ситуации.

4.Практические: упражнения (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

Также используются различные средства: демонстрационные и раздаточные, визуальные.

Занятия по ручному труду проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Их продолжительность составляет 25 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на рабочий лад, знакомство с рабочим материалом.

Основная часть занимает 15 минут, включает в себя выполнения изделия задуманного по плану .

Заключительная часть занимает 5 минут. В неё входят рассмотрение готового изделия, обмен эмоциями, релаксационные упражнения.

Занятия по ручному труду включает в себя следующие элементы:

  1. «Работа с бумагой, бумажными салфетками и картоном»

Используемые виды техники: аппликация, объемная аппликация, конструирование.

Бумага используется практически всегда и практически во всех областях человеческой деятельности. Она очень доступный и подходящий материал для детского творчества и имеет ценное качество – цвет, плотность и способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а также предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное, полезное занятие, которое развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Занятия с бумагой способствуют воспитанию самостоятельности, аккуратности, усидчивости и целеустремлённости. При работе с бумагой разной фактуры используются и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Каждое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.

2.«Работа с ватой, ватными дисками и тканью»

Используемые виды техники: аппликация, объемная аппликация, катание ватных шариков, конструирование.

В ходе работы с ватой, ватными дисками  дети знакомятся с новым видом материала, с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, развивается творческое воображение и художественный вкус, а также формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Используя эти материалы, дети учатся экономно расходовать его в работе, они развивают мелкую моторику рук, формируются новые навыки и приемы аппликации.

3.«Работа с бросовым и природным материалом»

Используемые виды техники: аппликация, конструирование.

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии, творческому воображению.

Работа с бросовым и природным материалом сближает ребенка с природой, через такую работу воспитывается заботливое отношение к природе и бережливость. Практически каждый день мы выбрасываем DVD - диски, пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, коробки, одноразовую посуду, трубочки, старые фломастеры, газеты и многое другое. И мало кто задумываемся, что этот мусор может стать чем-то новым, необычным и получить новое применение. Ненужные вещи, от которых мы стараемся избавляться, несут в себе множество возможностей для ручного творчества и с помощью, которого ребенок может всесторонне развиваться. Такое творчество способствует развитию конструкторской деятельности детей, координации движений и мелкой моторике рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность, развитию творческого воображения и художественному вкусу.

4.«Работа с пряжей»

Слово «пряжа» подразумевает превосходный, распространенный и доступный материал для творчества. Ведь нитки есть почти в каждом доме, и обычно, особенно у тех , кто увлекается вязанием. Поделки из ниток уникальны и при этом получаются очень красивые и необычные изделия, а главное, выполненные с душой и теплом рук. Работая с пряжей дети осваивают простые приёмы работы с ней, узнают плотность, разные виды пряжи. Работа с нитками очень нравится детям, работать можно как коллективно, так и индивидуально. Работа с нитками развивает мелкую моторику рук, внимание, творческое воображение и формирует эстетический вкус, позволяет ребенку видеть прекрасное в привычных вещах. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно.

Поделки, сделанные на занятиях в кружке «Чудеса своими руками» могут иметь разное назначение:

  • их можно использовать в качестве подарков;
  • для игр детей;
  • для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома, а также в быту.

Условия воспитания, анализ результатов.

Для успешной реализации программы развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие условия:

1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2.Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

3.Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

4.Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

5.Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

6.Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7.Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Оценка эффективности программы выражается через систему количественных и качественных показателей, позволяющих делать вывод о степени достижения результатов.

2.6 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду» И.В. Новикова, Издательство ООО «Академия развития», 2012 г.
  2. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998 г.
  3. «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006 г.
  4. «Аппликация из семян» З.Д. Коваленко, Издательство «Мозаика-синтез», 2004 г.
  5. «Поделки из коктейльных трубочек» П. Хоффман, Издательство «АРТ родник», 2007 г.
  6. «Подарки к праздникам» Г.Н. Давыдова Издательство «Скрипторий 2003», 2011 г.
  7. «Коллекция идей» Р. Туфкрео, М. Кудейко, Издательство «Линка-Пресс», 2004 г.
  8. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно»; О. В. Пойда, Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013 г.
  9.  «Детское творческое конструирование»; Л.А.Парамонова; Издательство «Академия», 2002 г.
  10. «Художественный труд в детском саду»; И.А.Лыкова; Издательство «Карапуз  Сфера», 2008 г.
  11.  «Конструировании и ручной труд в детском саду»; Л.В.Куцакова; Издательство «Просвещение», 1990 г.
  12. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы»  научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева,  издательство Мозаика-Синтез,  Москва, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...