Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы с геометрическими головоломками
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду

Герелес Любовь Анатольевна

Образовательная (педагогическая) цель: обогащение детского опыта способами создания сказочных образов из частей игр-головоломок (Танграм) на основе схем-моделей в ходе решения совместной игровой задачи.

Задачи:

Образовательные:

1. Организовать деятельность по плоскостному конструированию из готовых геометрических фигур с опорой на схему-модель.

2. Поддерживать интерес к деятельности с играми-головоломками.

Развивающие:

1. Побуждать к установлению пространственных отношений  между объектами (геометрическими фигурами) в соответствии с имеющимся образцом (схемой-моделью).

Воспитывающие:

1. Показывать важность и значимость каждого члена команды для  достижения совместного результата.

2. Поддерживать детские действия и предложения для обеспечения их успешности в среде сверстников.

Предполагаемые результаты: дети создали (сконструировали) из предложенного материала образ в соответствии со схемой-моделью, при  опосредованной помощи воспитателя определили сказку, в которой «живут» сказочные герои.

Цель детской деятельности (предполагаемой): узнать из какой сказки герои, чтобы посмотреть мультфильм.

Задачи детской деятельности (предполагаемые):

  1. собрать героя по схеме;
  2. отгадать, что это за герой;
  3. отгадать в какой сказке живут все собранные герои;

Результат для ребенка: собрали по схеме героев сказки, узнали их, отгадали сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_zadanie_ot_snegovika.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Золотой ключик» г. Енисейска Красноярского края

Конспект педагогического мероприятия

с детьми старшего дошкольного возраста

в рамках работы с геометрическими головоломками

        

                                                                                            Воспитатель: Герелес Любовь Анатольквна

                                                                                             Енисейск,  2024 г.

Образовательная (педагогическая) цель: обогащение детского опыта способами создания сказочных образов из частей игр-головоломок (Танграм) на основе схем-моделей в ходе решения совместной игровой задачи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Организовать деятельность по плоскостному конструированию из готовых геометрических фигур с опорой на схему-модель.
  2. Поддерживать интерес к деятельности с играми-головоломками.

Развивающие:

  1. Побуждать к установлению пространственных отношений  между объектами (геометрическими фигурами) в соответствии с имеющимся образцом (схемой-моделью).

Воспитывающие:

  1. Показывать важность и значимость каждого члена команды для  достижения совместного результата.
  2. Поддерживать детские действия и предложения для обеспечения их успешности в среде сверстников.

Предполагаемые результаты: дети создали (сконструировали) из предложенного материала образ в соответствии со схемой-моделью, при  опосредованной помощи воспитателя определили сказку, в которой «живут» сказочные герои.

Цель детской деятельности (предполагаемой): узнать из какой сказки герои, чтобы посмотреть мультфильм.

Задачи детской деятельности (предполагаемые):

  1. собрать героя по схеме;
  2. отгадать, что это за герой;
  3. отгадать в какой сказке живут все собранные герои;

Результат для ребенка: собрали по схеме героев сказки, узнали их, отгадали сказку.

Оборудование и материалы: Календарь со снежинками-заданиями от Снеговика; конверт с игрой-головоломкой «Танграм»;  4 конверта с набором «Танграм» и схемой героя.

Предварительная работа: При подготовке к Новому году в начале декабря педагогами в группе создан календарь  с игровыми, познавательными, творческими и др. сюрпризами от Снеговика на каждый день. Каждое утро во время традиционного Детского совета происходит обсуждение даты, дня недели, погоды с последующей ее отметкой в нужной графе календаря. После этого можно воспользоваться очередным сюрпризом от Снеговика.

Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской   деятельности

Деятельность педагога

Деятельность (активность) детей

Результаты

1.Психологический настрой

Создать эмоционально- положительную атмосферу для  предстоящей работы.

Игра на эмоциональный настрой, эмоциональный отклик педагога на действия детей, поддержка детских инициатив.

Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми, настраивает детей на  совместность в дальнейшей деятельности.

Присоединяются к педагогу, эмоционально откликаются на действия педагога, проявляют доброжелательность по отношению к сверстникам.

Создана благоприятная атмосфера, эмоциональная направленность детей друг на друга.

2. Вводно-организационный

3.Мотивационно-побудительный

4. Актуализация

Организовать направленное внимание, ввести в тему. Побуждать к дальнейшим действиям с учетом темы и детских инициатив.

Актуализировать представления о возможности создавать образы из геометрических фигур.

 

сюрпризный момент;

создание проблемной ситуации, выясняющие/уточняющие  вопросы, обогащенная среда (конверт с головоломкой Танграм), удержание паузы, загадка, социо-игровые подходы (объединение в команды).

 Привлекает внимание детей для дальнейшей совместной деятельности

через задание от Снеговика.

Создает ситуацию,  включающую детей в поиск вариантов способов действий с наглядным материалом.

Побуждает к объединению в команды.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя, внимательного слушателя.

Дети включаются в деятельность,  высказывают свои предположения, предлагают свои варианты способов действий с предложенным материалом.  Объединяются в команды в соответствии с условиями.

 

Дети настроены на предстоящую деятельность, готовы включиться в нее.

Способны предложить разные варианты создания образов из геометрических фигур.

5. Практическая работа (работа в командах по составлению образа на основе схемы-модели).

Побуждать к поиску вариантов создания образа на основе схемы-модели.  

Направлять внимание детей на совместную деятельность в команде.

Поддерживать интересные детские находки, обращая внимание сверстников.

Педагогическое наблюдение;

выясняющие, уточняющие вопросы; помощь в поиске способа действия; эмоциональный отклик на успешные находки; обогащенная развивающая среда (конверты с головоломками Танграм и схемами-моделями), приемы побуждения детей на совместную деятельность.

Направляет внимание детей друг на друга в команде. Акцентирует внимание на выполнение задания по соответствующей схеме-модели. Поддерживает инициативу детей в высказывании своих предположений. Способствует обоснованию своих предположний. Стимулирует детей на достижение результата.

Дети включаются в  деятельность по созданию образа в соответствии со схемой-моделью .

Высказвают свои предположения, обосновывают их. Стремятся отгадать героя и сказку.

Дети способны действовать в команде при направляющей помощи воспитателя.

Предлагают свои варианты предположений по поводу созданного образа и предполагаемой сказки.

6.Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка, перспектива на будущее)

Направлять внимание детей на результат совместной деятельности.

Побуждать к высказыванию предположений по поводу результата реализованной деятельности.

Вопросы выясняющего, уточняющего характера, побуждение к совместным умозаключениям, удержание паузы, проявление эмоционального отклика на высказывания детей.

Организует направленное внимание на результат деятельности в командах с выходом на совместный поиск решения задания от Снеговика с последующим переходом к просмотру мультфильма.

Побуждает к анализу трудностей, возникших при создании образов.

Высказывают свои предположения по отношению к результату деятельности, возникающим в ходе нее трудностям, предлагают свои варианты по отношению к созданным образам, пытаются отгадать сказку с учетом созданных образов.

Дети способны выдвигать свои предположения в отношении результата деятельности.

Сценарный план

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, предлагает  игру  «Поприветствуем друг друга...».

Предлагает выбрать способ, как можно поприветствовать друг друга, поддерживает детские инициативы. Способ приветствия выбирается большинством или,  в зависимости от ситуации, так, как хочет каждый ребенок поприветствовать своего сверстника, сидящего рядом.

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

Актуализация

Воспитатель уточняет у детей тему недели, чем мы занимается, о чем говорим и почему, подводя ребят с помощью выясняющих, уточняющих вопросов к Снеговику и заданиям от него, которые ребята каждый день получают, отклеив снежинку на календаре.

Ребята отклеивают снежинку и узнают задание: посмотреть зимний/новогодний мультфильм. А узнать название мультфильма ребята смогут по героям, которые «спрятались» в конвертах (4 конверта, в каждом набор Танграм и одна из схем заяц, лиса, петух и дом), которые Снеговик спрятал в группе.  

Но прежде чем найти конверты Снеговик предлагает познакомится с содержимым  еще одного  конвета. Дети совместно с воспитателем вскрывают конверт и обнаруживают геометрические фигуры (набор Танграм).

В ходе рассматривания содержимого конверта воспитатель задает вопросы выясняющего характера: какие это фигуры? На что похожи? Что будет, если их приложить друг к другу? И т.п. Дети могут начать сопоставлять фигуры друг с другом, используя приемы  приложения и наложения, сравнивать стороны фигур, начать складывать какие-либо образы из этих фигур и называть их. Наблюдая за детьми, воспитатель реагирует на детские инициативы в ходе их действий с фигурами, удивляется их знанию геометрических фигур, приемам сопоставления, творческим находкам при складывании фигур друг с другом и придумывании образов, предлагает свои варианты образов и инициированием отгадывания этого образа детьми и т.п.

Подводя детей к поиску тех конвертов, которые спрятал Снеговик, воспитатель загадывает загадку о месте в группе, где они спрятаны: Ёжик на неё похож,
                                                          Листьев вовсе не найдёшь.
                                                          Как красавица, стройна,
                                                          А на Новый год - важна. (Елка)

Дети, отгадав загадку, находят конверты, а воспитатель уточняет  у них, как поступить с конвертами, учитывая их количество и количество ребят сегодня в группе. Выслушивает предложения ребят, подводит наводящими вопросами на объединение в группы.

 Когда группы сформированы, каждая команда получает конверт.

Практическая работа

(работа в командах по составлению образа на основе схемы-модели).

Каждая из команд определяется с местом работы, при затруднениях воспитатель с помощью вопросов и предложений направляет их к данному определению.

Ребята каждой из команд начинают выкладывать геометрические фигуры в соответствии со схемой-моделью. Воспитатель направляет внимание ребят друг на друга в ходе командной работы, если замечает, что в команде кто-то остался в стороне (Сережа, что это за фигура? Как ты думаешь, где ее место на схеме, помоги ребятам?; У вас что-то не получается, может быть, если Маша вам поможет, то все получится? И т.п.).

Если одна из команд затрудняется – воспитатель предлагает попросить помощь у других команд.

В каждой из команд в ходе деятельности могут высказываться предположения ребят по поводу персонажа,  который у них получается.  Воспитатель, занимая позицию внимательного слушателя и заинтересованного наблюдателя, подмечает детские предположения, поддерживает их или задает вопросы выясняющего и уточняющего характера (как вы думаете, какой у вас персонаж? На какого еще героя похожа эта схема, если ее повернуть? Почему вы так считаете, как вы поняли, что это может быть схема зайца? И т.п.) тем самым способствуя возникновению большего числа предположений, а также подводя к определению детьми именно того самого персонажа, который «живет» в сказке, которую в итоге нужно будет отгадать и посмотреть мультфильм.  

Воспитатель в течение деятельности замечает успехи детей в складывании образов в соответствии со схемой-моделью (точность выполнения, способность договориться, быстроту действий и т.п.) и обращает на них внимание других детей, побуждая их к подобным действиям в своей команде.  

Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Рефлексия, определение ближайшей перспективы.

Когда задуманные Снеговиком образы готовы в каждой команде, воспитатель предлагает командам подойти и посмотреть, что у кого получилось, задавая вопросы членам команды, которая складывала тот или иной образ (Рассажите, что у вас получилось? Почему вы так решили? И т.п.), обращаясь к детям других команд (Вы согласны, что это именно этот персонаж? Как вы думаете, кто получился в этой команде? И т.п.).  Воспитатель выслушивает предположения ребят, обращает внимание детей на предположения друг друга. Путем общих рассуждений и наводящих вопросов (Какие у нас герои и из какой сказки? А этот герой есть в этой сказке? А эта схема еще на какого героя похожа?) помогает ребятам отгадать сказку.

Воспитатель вместе с детьми идут смотреть мультфильм «Заюшкина избушка» после того, как рабочие места приведены в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста /6-7лет/ «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель: развитие у детей познавательного интереса, стремления к получению знаний.Задачи:Образовательные: развивать внимание, память, мышление, речевую активность, интерес к познанию.ОО «Познавател...

Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Мой любимый город Кузнецк"

Наш Кузнецк великий городТак и будь всегда таким,Кузнечанам вечно дорогНе бывать тебе другим! ...

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...

«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)

laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»К.Д.УшинскийПроблема формирования речи у детей дошкольного во...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Самокат, велосипед - это радость для детей!» в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»

Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях....

Сообщение для педагогов «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (В рамках годового плана)

Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество...

Сценарий образовательной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Мой край родной» в рамках работы «STEAM- лаборатории». Тема: «Путешествие за город».

Сценарий реализации культурной практики Название культурной практикиМаршрутная игра в рамках STEAM – лабораторииВозраст детей5 летТема (с указанием культурного(-ых) объекта(-ов))Маршрутная ...