Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы с геометрическими головоломками
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду
Образовательная (педагогическая) цель: обогащение детского опыта способами создания сказочных образов из частей игр-головоломок (Танграм) на основе схем-моделей в ходе решения совместной игровой задачи.
Задачи:
Образовательные:
1. Организовать деятельность по плоскостному конструированию из готовых геометрических фигур с опорой на схему-модель.
2. Поддерживать интерес к деятельности с играми-головоломками.
Развивающие:
1. Побуждать к установлению пространственных отношений между объектами (геометрическими фигурами) в соответствии с имеющимся образцом (схемой-моделью).
Воспитывающие:
1. Показывать важность и значимость каждого члена команды для достижения совместного результата.
2. Поддерживать детские действия и предложения для обеспечения их успешности в среде сверстников.
Предполагаемые результаты: дети создали (сконструировали) из предложенного материала образ в соответствии со схемой-моделью, при опосредованной помощи воспитателя определили сказку, в которой «живут» сказочные герои.
Цель детской деятельности (предполагаемой): узнать из какой сказки герои, чтобы посмотреть мультфильм.
Задачи детской деятельности (предполагаемые):
- собрать героя по схеме;
- отгадать, что это за герой;
- отгадать в какой сказке живут все собранные герои;
Результат для ребенка: собрали по схеме героев сказки, узнали их, отгадали сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 «Золотой ключик» г. Енисейска Красноярского края
Конспект педагогического мероприятия
с детьми старшего дошкольного возраста
в рамках работы с геометрическими головоломками
Воспитатель: Герелес Любовь Анатольквна
Енисейск, 2024 г.
Образовательная (педагогическая) цель: обогащение детского опыта способами создания сказочных образов из частей игр-головоломок (Танграм) на основе схем-моделей в ходе решения совместной игровой задачи.
Задачи:
Образовательные:
- Организовать деятельность по плоскостному конструированию из готовых геометрических фигур с опорой на схему-модель.
- Поддерживать интерес к деятельности с играми-головоломками.
Развивающие:
- Побуждать к установлению пространственных отношений между объектами (геометрическими фигурами) в соответствии с имеющимся образцом (схемой-моделью).
Воспитывающие:
- Показывать важность и значимость каждого члена команды для достижения совместного результата.
- Поддерживать детские действия и предложения для обеспечения их успешности в среде сверстников.
Предполагаемые результаты: дети создали (сконструировали) из предложенного материала образ в соответствии со схемой-моделью, при опосредованной помощи воспитателя определили сказку, в которой «живут» сказочные герои.
Цель детской деятельности (предполагаемой): узнать из какой сказки герои, чтобы посмотреть мультфильм.
Задачи детской деятельности (предполагаемые):
- собрать героя по схеме;
- отгадать, что это за герой;
- отгадать в какой сказке живут все собранные герои;
Результат для ребенка: собрали по схеме героев сказки, узнали их, отгадали сказку.
Оборудование и материалы: Календарь со снежинками-заданиями от Снеговика; конверт с игрой-головоломкой «Танграм»; 4 конверта с набором «Танграм» и схемой героя.
Предварительная работа: При подготовке к Новому году в начале декабря педагогами в группе создан календарь с игровыми, познавательными, творческими и др. сюрпризами от Снеговика на каждый день. Каждое утро во время традиционного Детского совета происходит обсуждение даты, дня недели, погоды с последующей ее отметкой в нужной графе календаря. После этого можно воспользоваться очередным сюрпризом от Снеговика.
Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность (активность) детей | Результаты |
1.Психологический настрой | Создать эмоционально- положительную атмосферу для предстоящей работы. | Игра на эмоциональный настрой, эмоциональный отклик педагога на действия детей, поддержка детских инициатив. | Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми, настраивает детей на совместность в дальнейшей деятельности. | Присоединяются к педагогу, эмоционально откликаются на действия педагога, проявляют доброжелательность по отношению к сверстникам. | Создана благоприятная атмосфера, эмоциональная направленность детей друг на друга. |
2. Вводно-организационный 3.Мотивационно-побудительный 4. Актуализация | Организовать направленное внимание, ввести в тему. Побуждать к дальнейшим действиям с учетом темы и детских инициатив. Актуализировать представления о возможности создавать образы из геометрических фигур.
| сюрпризный момент; создание проблемной ситуации, выясняющие/уточняющие вопросы, обогащенная среда (конверт с головоломкой Танграм), удержание паузы, загадка, социо-игровые подходы (объединение в команды). | Привлекает внимание детей для дальнейшей совместной деятельности через задание от Снеговика. Создает ситуацию, включающую детей в поиск вариантов способов действий с наглядным материалом. Побуждает к объединению в команды. Занимает позицию заинтересованного наблюдателя, внимательного слушателя. | Дети включаются в деятельность, высказывают свои предположения, предлагают свои варианты способов действий с предложенным материалом. Объединяются в команды в соответствии с условиями.
| Дети настроены на предстоящую деятельность, готовы включиться в нее. Способны предложить разные варианты создания образов из геометрических фигур. |
5. Практическая работа (работа в командах по составлению образа на основе схемы-модели). | Побуждать к поиску вариантов создания образа на основе схемы-модели. Направлять внимание детей на совместную деятельность в команде. Поддерживать интересные детские находки, обращая внимание сверстников. | Педагогическое наблюдение; выясняющие, уточняющие вопросы; помощь в поиске способа действия; эмоциональный отклик на успешные находки; обогащенная развивающая среда (конверты с головоломками Танграм и схемами-моделями), приемы побуждения детей на совместную деятельность. | Направляет внимание детей друг на друга в команде. Акцентирует внимание на выполнение задания по соответствующей схеме-модели. Поддерживает инициативу детей в высказывании своих предположений. Способствует обоснованию своих предположний. Стимулирует детей на достижение результата. | Дети включаются в деятельность по созданию образа в соответствии со схемой-моделью . Высказвают свои предположения, обосновывают их. Стремятся отгадать героя и сказку. | Дети способны действовать в команде при направляющей помощи воспитателя. Предлагают свои варианты предположений по поводу созданного образа и предполагаемой сказки. |
6.Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка, перспектива на будущее) | Направлять внимание детей на результат совместной деятельности. Побуждать к высказыванию предположений по поводу результата реализованной деятельности. | Вопросы выясняющего, уточняющего характера, побуждение к совместным умозаключениям, удержание паузы, проявление эмоционального отклика на высказывания детей. | Организует направленное внимание на результат деятельности в командах с выходом на совместный поиск решения задания от Снеговика с последующим переходом к просмотру мультфильма. Побуждает к анализу трудностей, возникших при создании образов. | Высказывают свои предположения по отношению к результату деятельности, возникающим в ходе нее трудностям, предлагают свои варианты по отношению к созданным образам, пытаются отгадать сказку с учетом созданных образов. | Дети способны выдвигать свои предположения в отношении результата деятельности. |
Сценарный план
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
Психологический настрой | Воспитатель организует внимание детей, предлагает игру «Поприветствуем друг друга...». Предлагает выбрать способ, как можно поприветствовать друг друга, поддерживает детские инициативы. Способ приветствия выбирается большинством или, в зависимости от ситуации, так, как хочет каждый ребенок поприветствовать своего сверстника, сидящего рядом. |
Вводно-организационный Мотивационно-побудительный Актуализация | Воспитатель уточняет у детей тему недели, чем мы занимается, о чем говорим и почему, подводя ребят с помощью выясняющих, уточняющих вопросов к Снеговику и заданиям от него, которые ребята каждый день получают, отклеив снежинку на календаре. Ребята отклеивают снежинку и узнают задание: посмотреть зимний/новогодний мультфильм. А узнать название мультфильма ребята смогут по героям, которые «спрятались» в конвертах (4 конверта, в каждом набор Танграм и одна из схем заяц, лиса, петух и дом), которые Снеговик спрятал в группе. Но прежде чем найти конверты Снеговик предлагает познакомится с содержимым еще одного конвета. Дети совместно с воспитателем вскрывают конверт и обнаруживают геометрические фигуры (набор Танграм). В ходе рассматривания содержимого конверта воспитатель задает вопросы выясняющего характера: какие это фигуры? На что похожи? Что будет, если их приложить друг к другу? И т.п. Дети могут начать сопоставлять фигуры друг с другом, используя приемы приложения и наложения, сравнивать стороны фигур, начать складывать какие-либо образы из этих фигур и называть их. Наблюдая за детьми, воспитатель реагирует на детские инициативы в ходе их действий с фигурами, удивляется их знанию геометрических фигур, приемам сопоставления, творческим находкам при складывании фигур друг с другом и придумывании образов, предлагает свои варианты образов и инициированием отгадывания этого образа детьми и т.п. Подводя детей к поиску тех конвертов, которые спрятал Снеговик, воспитатель загадывает загадку о месте в группе, где они спрятаны: Ёжик на неё похож, Дети, отгадав загадку, находят конверты, а воспитатель уточняет у них, как поступить с конвертами, учитывая их количество и количество ребят сегодня в группе. Выслушивает предложения ребят, подводит наводящими вопросами на объединение в группы. Когда группы сформированы, каждая команда получает конверт. |
Практическая работа (работа в командах по составлению образа на основе схемы-модели). | Каждая из команд определяется с местом работы, при затруднениях воспитатель с помощью вопросов и предложений направляет их к данному определению. Ребята каждой из команд начинают выкладывать геометрические фигуры в соответствии со схемой-моделью. Воспитатель направляет внимание ребят друг на друга в ходе командной работы, если замечает, что в команде кто-то остался в стороне (Сережа, что это за фигура? Как ты думаешь, где ее место на схеме, помоги ребятам?; У вас что-то не получается, может быть, если Маша вам поможет, то все получится? И т.п.). Если одна из команд затрудняется – воспитатель предлагает попросить помощь у других команд. В каждой из команд в ходе деятельности могут высказываться предположения ребят по поводу персонажа, который у них получается. Воспитатель, занимая позицию внимательного слушателя и заинтересованного наблюдателя, подмечает детские предположения, поддерживает их или задает вопросы выясняющего и уточняющего характера (как вы думаете, какой у вас персонаж? На какого еще героя похожа эта схема, если ее повернуть? Почему вы так считаете, как вы поняли, что это может быть схема зайца? И т.п.) тем самым способствуя возникновению большего числа предположений, а также подводя к определению детьми именно того самого персонажа, который «живет» в сказке, которую в итоге нужно будет отгадать и посмотреть мультфильм. Воспитатель в течение деятельности замечает успехи детей в складывании образов в соответствии со схемой-моделью (точность выполнения, способность договориться, быстроту действий и т.п.) и обращает на них внимание других детей, побуждая их к подобным действиям в своей команде. |
Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка) Рефлексия, определение ближайшей перспективы. | Когда задуманные Снеговиком образы готовы в каждой команде, воспитатель предлагает командам подойти и посмотреть, что у кого получилось, задавая вопросы членам команды, которая складывала тот или иной образ (Рассажите, что у вас получилось? Почему вы так решили? И т.п.), обращаясь к детям других команд (Вы согласны, что это именно этот персонаж? Как вы думаете, кто получился в этой команде? И т.п.). Воспитатель выслушивает предположения ребят, обращает внимание детей на предположения друг друга. Путем общих рассуждений и наводящих вопросов (Какие у нас герои и из какой сказки? А этот герой есть в этой сказке? А эта схема еще на какого героя похожа?) помогает ребятам отгадать сказку. Воспитатель вместе с детьми идут смотреть мультфильм «Заюшкина избушка» после того, как рабочие места приведены в порядок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-74010-1379751561.jpg)
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста /6-7лет/ «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цель: развитие у детей познавательного интереса, стремления к получению знаний.Задачи:Образовательные: развивать внимание, память, мышление, речевую активность, интерес к познанию.ОО «Познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/31/picture-1158939-1567235912.jpg)
Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Мой любимый город Кузнецк"
Наш Кузнецк великий городТак и будь всегда таким,Кузнечанам вечно дорогНе бывать тебе другим! ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-908411-1490282692.jpg)
Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/10/picture-1328259-1618070594.png)
«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)
laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»К.Д.УшинскийПроблема формирования речи у детей дошкольного во...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/01/picture-1358376-1717238549.jpg)
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Самокат, велосипед - это радость для детей!» в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»
Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/13/picture-1512094-1707804026.jpg)
Сообщение для педагогов «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (В рамках годового плана)
Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275007-1601892321.jpg)
Сценарий образовательной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Мой край родной» в рамках работы «STEAM- лаборатории». Тема: «Путешествие за город».
Сценарий реализации культурной практики Название культурной практикиМаршрутная игра в рамках STEAM – лабораторииВозраст детей5 летТема (с указанием культурного(-ых) объекта(-ов))Маршрутная ...