консультация для воспитателей "Решение задач художественно-эстетического развития через совершенствование изобразительных навыков и ценностно-смыслового восприятия дошкольников в процессе изготовления русской народной тряпичной куклы "Колокольчик"""
консультация по конструированию, ручному труду
консультация для воспитателей "Решение задач художественно-эстетического развития через совершенствование изобразительных навыков и ценностно-смыслового восприятия дошкольников в процессе изготовления русской народной тряпичной куклы "Колокольчик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение задач художественно-эстетического развития через совершенствование изобразительных навыков и ценностно-смыслового восприятия дошкольников в процессе создания русской народной тряпичной куклы «Колокольчик»
В последние годы в нашу жизнь возвращаются многие традиции и обычаи русского народа. «Вынуть» из прошлого сокровища культурного наследия и предоставить из на обозрение во всей красе, самобытности и уникальности – это тренд современной педагогики. И не только тренд, но и цель нашей с вами образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей русского народа, исторически и национально- культурных традиций.
Художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста в области декоративно-прикладного искусства помогут ребенку приобщаться к высоким идеалам искусства и мирового искусства в целом.
Поговорим о русских тряпичных куклах. История тряпичных кукол в славянской культуре очень древняя. Куклы сопровождали человека от рождения и до самой смерти. Они были разными: обрядовыми, обережными, игровыми, сезонными. Каждая имела свое значение.
Русские тряпичные куклы:
- пеленашка – самая первая кукла-оберег, с которой встречался новорожденный младенец;
- кувадка – использовалась во время родов;
- утешница – эту куклу доставали из кармана и вытирали ею слезки, использовали вместо носового платка;
- зайчик на пальчик – своеобразный друг детства, мягкая игрушка;
- кукла на ложке – и в давние времена были проблемы с кормлением, эта кукла развлекала сказкой во время кормления;
- столбушка – одна из древних кукол, её основа скрученный столбик из бересты или ткани;
- конь;
- отдарок на подарок;
- помощница;
- кукушка;
- крестец;
- веснянка;
- купавка;
- свадебные куколки неразлучники;
- колокольчик – традиционная кукла, приносящая в дом доброту и спокойствие.
Изготовление традиционной куклы помогает развивать у детей художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию воображения. Процесс изготовления кукол развивает память; способствует концентрации внимания и самодисциплине; активизирует мыслительные процессы – у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными и перевод их значения в практическую деятельность. Кроме того, у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.
В процессе изготовления тряпичной куклы совершенствуются трудовые умения и навыки детей, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами – сложить, примотать, скрутить, отрезать. «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, которые питают источник творческой мысли». Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Работа по приобщению детей к традиционно тряпичной кукле предусматривает развитие ценностно-смыслового восприятия дошкольников. Ребята, изготавливая куклу, узнают ее историю, осознают смысл ее создания нашими предками.
Сейчас я предлагаю вам изготовить куклу «Колокольчик», традиционную куклу, приносящую в дом доброту и спокойствие. Это кукла добрых вестей. Ее родиной считается Валдай с известными валдайскими колокольчиками. Колокольный звон всегда считался оберегом. В колокол звонили, когда были страшные эпидемии, чтобы прогнать болезни. Колокольный звон звучит на праздниках, свадьбах, оберегая людей от недобрых мыслей и действий. Форма колокольчика куполообразная, а при взгляде сверху круглая, как солнышко. Это оберег для дома и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование изобразительных умений у детей 6-7 лет в процессе иллюстрирования русских народных сказок
Научно-исследовательская работа. В работе представлены: теория, диагностика, конспекты занятий, результаты иследования....
"Изготовление русской народной тряпичной куклы "Пеленашка""
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе...
Развитие чувства ритма дошкольников в процессе разучивания русских народных хороводных игр.
В статье даны методические рекомендации и русские народные игры с описанием...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы...
Мастер- класс для родителей и воспитанников 3-4 лет "С куклами возиться- бытию учиться" (Изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы).
Мастер- класс по ознакомлению родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров своими руками для стимуляции речевого развития детей....
«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...