Программа дополнительного образования
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Аделина Римасовна Гирдияускене

Готовая программа по конструированию для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_sozdateli.docx197.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 Учредитель

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования детей Дом детского творчества

 

 

 

 

Принята на заседании         Утверждаю:

методического (педагогического) совета Директор МОУ ДОД ДДТ от «___»  _____________ 20____г.  _____________________ /ФИО/ Приказ №   __________________ «___»  ________________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Создатели»

 

 

Возраст обучающихся: 5 -6 лет Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:  

Гирдияускене Аделина Римасовна

     

 

 

 

        

г. Гусев 2023.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом робототехники как учебной дисциплины является создание и применение робототехнических устройств. Робототехника дает ребенку возможность отработать навыки сразу по нескольким направлениям: конструированию, программированию, моделированию и теории управления. В рамках проектной деятельности по робототехнике дети проводят предварительные исследования автоматизируемых процессов и понимают, что она способна решать как реальные производственные, так и повседневные задачи. Кроме того, робототехника – это предмет, где требуется слаженная командная работа, навыки коммуникации, умение слушать и отстаивать свою точку зрения, а работа над проектом учит планировать как свое время, так и распределять проектные задачи между собой. Итог проектной деятельности – презентация групповых проектов обучающихся, что позволит создать ситуацию успеха для обучающихся, а также развить навыки публичных выступлений и аргументации своей точки зрения.

Ведущая идея программы — создание современной практикоориентированной высокотехнологичной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально - исследовательскую деятельность обучающихся в проектных командах, получать новые образовательные результаты и инновационные продукты.  

Идея программы состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле отдельного учебного предмета.

Ключевые понятия:

Мехатроника – это новая область науки и техники, посвященная созданию, эксплуатации машин и систем с компьютерным управлением движения, которая базируется на знаниях в области механики, электроники и микропроцессорной техники, информатики и компьютерного управления движением машин и агрегатов.  

Автономные роботы — это роботы, которые совершают поступки или выполняют поставленные задачи с высокой степенью автономии.  

Направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная).  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ХХХ» имеет техническую направленность.

Уровень освоения программы

В дополнительном образовании под уровнем понимают степень сложности и объема содержательного компонента программы. Определяются: ознакомительный, базовый и углубленный уровень программы. Каждый обучающийся должен иметь доступ к любому из уровней программы, что определяется его стартовой готовностью к освоению образовательной программы, а материал образовательной программы, должен учитывать особенности тех обучающихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении образовательной программы.

Общекультурный (ознакомительный) уровень: включает образовательно-познавательные программы, или модули программ, рассчитанные на возраст детей от 5 - 6лет. Программы реализуются в доступных формах организационно-массовой деятельности и работе объединений по интересам, обеспечивая широкий охват детей. Уровень освоения данных программ предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение информированности в данной образовательной области, формирование интереса, а также приобретение первоначальных умений и навыков.

Общекультурный (базовый) включает комплексные образовательные программы или модули, направленные на освоение определенного вида творческой деятельности. Этот уровень предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, сформированности навыков на уровне практического применения. На втором уровне реализуется образовательноразвивающая деятельность с детьми, у которых уже сформировался интерес к определенному виду деятельности и приобретены первоначальные знания, умения и навыки. На этом уровне у детей присутствует более глубокая внутренняя мотивация к изучению выбранного вида творческой деятельности.  

Продвинутый (углубленный) уровень: включает в себя образовательные программы или модули программ углубленного изучения специализированной направленности, предполагающих выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения каждого участника образовательного процесса.  

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы (педагогическая целесообразность образовательной программы; практическая значимость образовательной программы; принципы отбора содержания образовательной программы).

Традиционно обоснование актуальности программы проводится на основе анализа социально-экономической ситуации и вызовов системе образования и социализации человека с выделением существующих проблем и обоснованием вклада реализации предлагаемой программы дополнительного образования детей в их решение.

Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.  

Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.

Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.

С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными запросами инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.  

Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Программа «ХХХ» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской изобретательской деятельности, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки.

В процессе конструирования и программирования обучающиеся получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин.

Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.  

Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося. Обучающиеся, имеющие соответствующий необходимым требованиям уровень знаний, умений, навыков могут быть зачислены в программу углубленного уровня.

 

Практическая значимость образовательной программы

Обучающиеся научатся настраивать,  устанавливать, освоят передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получают практические навыки их применения, научатся понимать принципы работы, возможностей и ограничений технических устройств.

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать конструкции, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя исследования и изобретательство, узнавать новое об окружающем их мире.  

В результате освоения программы, обучающиеся освоят  поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами.  

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода.

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.

Реализация программы позволит сформировать современную практикоориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность детей.

Цель образовательной программы. 

Цель дополнительной общеразвивающей программы: знакомство детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно, читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования возрождение престижа инженерных и научных профессий, подготовка кадрового резерва.  

Создание современной практико-ориентированной высокотехнологичной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-

исследовательскую деятельность обучающихся в разновозрастных проектных командах, получать новые образовательные результаты.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

  • дать представления о последних достижениях в области инженерных наук;
  • научить решать ряд кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм.

Развивающие:

  • способствовать развитию у обучающихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования;
  • предоставить         возможность         развития         мелкой         моторики,

внимательности, аккуратности и изобретательности;  

  • развить креативное мышления и пространственное воображение обучающихся.

Воспитательные:

  • повысить мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных конструкций;
  • формировать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; - поддержать умение работы в команде; - способствовать развитию навыков ….

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5 – 6 лет.

В возрасте 5-6 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети становятся, более сдержанны, и избирательны в эмоциональных проявлениях, предвосхищают последствия своих действий. Ребенок может выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут радость. Поведение дошкольников выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

        В возрасте 5-6 лет происходит расширение и углубление представлений ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и пр.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

        В 5-6 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов.         При придумывании игры дети 5-6 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать, действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.

        В 5-6 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь становится не только средством общения, но и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:

  • проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному решению экологических задач;
  • способны осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях процессов, происходящих в природе;
  • обобщают представления о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории - лес, луг, водоем, поле и т. д.);
  • планируют последовательность действий;
  • ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях;
  • проявляют чувство любви ко всему живому, способны обучаться некоторым несложным способам охраны природы;
  • формируют стойкое положительное отношение к природе.

Набор детей в объединение – свободный

Особенности организации образовательного процесса. Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 10 человек.

Форма обучения – очная.  

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий (общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий).

 Общее количество часов в год – 36. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 1 час – 25 минут. Занятия проводится 1 раз в неделю.

Основные методы обучения

Метод — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. На занятиях учебных групп и коллективов может использоваться несколько методов, при этом они будут взаимопроникать друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие педагогов и обучающихся.

В современных технологических условиях процесс обучения требует методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических особенностей.  

Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.  

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.  

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

  1. часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие;
  2. часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
  3. часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие.  Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала.  

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.  

Например, при изготовлении …..обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить свою работу. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.); - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

  • проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
  • объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
  • репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
  • словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
  • стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты.

В работе над программой обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения….

Образовательные.

Результатом занятий будет способность обучающихся к самостоятельному решению ряда задач с использованием образовательных конструкций, а также создание творческих проектов. Конкретный результат каждого занятия – это робот или механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования конструкций, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных обучающимися. Результаты каждого занятия вносятся преподавателем в рейтинговую таблицу. Основной способ итоговой проверки – регулярные зачеты с известным набором пройденных тем. Сдача зачета является обязательной, и последующая пересдача ведется «до победного конца».

Развивающие.

Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Строительство конструкций из множества деталей является регулярной проверкой полученных навыков.

Наиболее ярко результат проявляется при создании защите самостоятельного творческого проекта. Это также отражается в рейтинговой таблице.

Воспитательные.

Воспитательный результат занятий можно считать достигнутым, если обучающиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию конструкций, созданию творческих проектов.  

Механизм оценивания образовательных результатов. Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.

Механизм оценивания образовательных результатов.

1. Уровень теоретических знаний. 

  • Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
  • Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
  • Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений. 

Работа с инструментами, техника безопасности.

  • Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.
  • Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.
  • Высокий уровень. Четко и безопасно работает инструментами.

Способность изготовления конструкций. 

  • Низкий уровень. Не может изготовить конструкцию по схеме без помощи педагога.
  • Средний уровень. Может изготовить конструкцию по схемам при подсказке педагога.  
  • Высокий уровень. Способен самостоятельно изготовить конструкцию по заданным схемам.

Степень самостоятельности изготовления конструкции 

  • Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию конструкции.
  • Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
  • Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции при сборке и программированию конструкции.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

открытое занятие, выставка работ.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

        −         учет         специфики         возрастного         психофизического         развития обучающихся;

вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

−         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Материально-технические условия. (обеспечение). Базовый набор конструкторов Huno MRT Hand;

Ноутбук 1 шт.,

Телевизор 1 шт.,

Смарт доска .

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.

Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Оценочные и методические материалы.

Вся оценочная система делится на три уровня сложности:

  1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работы одной из установок (на выбор).
  2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок.
  3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.

Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:

        −         теория;

        −         практика;

        −         конструкторская и рационализаторская часть.

Уровневая дифференциация образовательной программы (для разноуровневых программ). Каждый обучающийся должен иметь доступ к любому из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению образовательной программы, а материал образовательной программы, должен учитывать особенности тех обучающихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении образовательной программы.

К вводному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются обучающимся в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 10 часов. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются обучающимся в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются обучающимся в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 6 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; от 3 до 5 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Министерством образования Калининградской области перечень, а также региональных, муниципальных и всероссийских олимпиадах не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Министерством образования Калининградской области, а также региональных, муниципальных и всероссийских олимпиад не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

К углублённому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются обучающимся в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Министерством образования Калининградской области перечень, а также городских и всероссийских олимпиадах не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Министерством образования Калининградской области, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.  

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данный структурный элемент образовательной программы состоит из двух частей: учебный план и содержание учебного плана и направлен на достижение цели и задач Программы и планируемых результатов её освоения.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

− содержание учебного курса, включающее толкование каждой темы, согласно нумерации в учебном (тематическом) плане;

− необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

        −         материал следует излагать назывными предложениями;

        −         содержание каждого года обучения целесообразно оформлять

отдельно;

− в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

− в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Любимая игрушка(1 час)

Теория: Познакомить с историей возникновения конструктора

Практика: Беседа на тему: «История возникновения конструктора».  Просмотр мультфильма «Фиксики»

Тема 2.  Телевизор  (1 час)

Теория: Знакомство с конструкторам Huno MRT Hand.    Познакомить с техникой безопасности.

 Практика: Чтение простых схем.  Сбор простых моделей.

Тема 3. Гитара(1,5 час)

Теория: Развитие интересов к конструированию, творческую инициативу и Huno MRT Hand . Воспитание чувства любви к окружающему миру, бережного и чуткого отношение к природе и обитателям живой природы.

Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов.

Тема 4. Катапульта (1 час)

Теория: Совершенствовать конструктивные умения. Развивать     фантазии и диалоговую речь детей. Формировать умение называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.

Практика: Работа в коллективе. Соединение деталей в разных   направлениях.

Тема 5. Удочка (1 час)

Теория: Продолжение знакомства детей с конструктором, вариантами скрепления деталей.

Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. Работа в парах.

Тема 6. Стул (0,5 часа)

Теория: Развивать зрительное и слуховое восприятие. Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу.

  Практика: Сбор модели, с использованием различных блоков.

Тема 7.  Стол (0,5 часа)

Теория: Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки. Воспитывать желание трудиться.

Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов.

Тема 8. Шкаф(1 час)

Теория: Закрепить правила поведения при работе с конструктором. Роботы в нашей жизни.

  Практика: Сбор модели, с использованием различных блоков.

        

Тема 9. Кровать (1 час)

  Теория: Разобрать основные компоненты конструкторов;

Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых  строительных материалов.

Тема 10. Качели(2 часа)

Теория: Различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики).

Практика: Сбор модели. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме).

Тема 11. Карусели(2 часа)

Теория: Научить работать с электронными схемами набора.

Практика: Создание модели реальных объектов, используя конструктор.

Тема 12. Лягушка(1 час)

Теория: Развивать умение выделять знакомые образцы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Закреплять понятие «узкий-широкий». Воспитывать бережное отношение к животным.

Практика: Сбор модели. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме);

Тема 13. Овечка (1 час)

Теория: Продолжать формировать познавательный интерес к конструкторам Huno MRT.

Практика: Создание простейшей модели реальных объектов, используя конструктор.

Тема 14. Лиса (1 час)

Теория: Развивать интерес к робототехнике, творческую инициативу и Huno MRT. Воспитание чувства любви к окружающему миру, бережного и чуткого отношение к природе и обитателям живой природы.

  Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора.

Тема 15. Лев (1 час)

Теория: Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию

Практика: Сбор модели, программируя и обыгрывая её.

Тема 16. Трицикл (1 час)

Теория: Развивать способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). 

Практика: Чтение схем. Просмотр презентации «Виды транспорта». Сбор модели.

Тема 17. Автомобиль (1 час)

  Теория: Правила безопасной работы; знать

виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

Практика: Отбор деталей, из которых можно построить машины. Сбор модели.

Тема 18.  Машинка (1 час)

Теория: Формирование умения работать по предложенным инструкциям

Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора машины.

Тема 19. Грузовик (2 часа)

Теория: Развитие интереса к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.

Практика: Создание собственного проекта. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования моделей.

Тема 20.  Подъемный кран (2 часа)

Теория: Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

Практика: Сбор модели. Демонстрация технических возможностей модели.

Тема 21. Танк (1,5 часа)

Теория: Работать по предложенным инструкциям, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

Практика: Чтение схем.  Отбор деталей, из которых можно построить танк. Сбор модели.

Тема 22. Исследование Марса (2 часа)

Теория: Закрепить умения строить по образцу. Воспитывать желание трудиться.

Практика: Сбор модели. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме);

Тема 23. Тема 18. Сервисный робот (2 часа)

Теория: Формирование основных навыков робота-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»).

Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели.

 

Тема 24 Тема 13. Корабль пиратов (1,5 часа)

Теория: Формирование основных  навыков  робота-конструирования, закрепление знаний в математике: число: больше, меньше, равно, измерение расстояния

Практика: Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов по схеме. Сбор модели.

Тема 25. Кровать (1 час)

Теория: Разобрать основные компоненты конструкторов;

Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых  строительных материалов.

Тема 26. Гоночная машина (1 час)

Теория: Знакомство с компьютерной средой, включающая в себя графический язык программирования.

Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора машины.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  

 

          Учебный план оформляется в виде таблицы, составляется на каждый год обучения. Учебный план содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических и практических занятий, а также форм аттестации и контроля. Количество часов в учебном плане указывается из расчёта на одну группу.  

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и планируемым результатам освоения программы.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

1

Любимая игрушка

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

2

Телевизор

1

0,5

0,5

Наблюдение и анализ работ

3

Гитара

1,5

0,5

1

Наблюдение и анализ работ

4

Катапульта

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

5

Удочка

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

6

Стул

0,5

0,25

0,25

Наблюдение и анализ работ

7

Стол

0,5

0,25

0,25

Наблюдение и анализ работ

8

Шкаф

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

9

Кровать

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

10

Качели

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

11

Карусели

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

12

Лягушка

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

13

Овечка

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

14

Лиса

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

15

Лев

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

16

Трицикл

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

17

Автомобиль

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

18

Машинка

1

0,25

0,75

Наблюдение и анализ работ

19

Грузовик

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

20

Подъемный кран

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

21

Танк

1,5

0,5

1

Наблюдение и анализ работ

22

Исследование Марса

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

23

Сервисный робот

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

24

Корабль пиратов

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

25

Корабль

2

0,5

1,5

Наблюдение и анализ работ

26

Гоночная машина

3

0,5

2,5

Наблюдение и анализ работ. Защита проекта

Итого часов

36

8,75

27,25

 

 

.

. Задачи: Обучающие

-  научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.

Развивающие

-  развивать творческую инициативу и самостоятельность;

-  развивать психофизиологические качества детей: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные

- формировать творческое отношение к выполняемой работе;

- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Учебный график.

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной

«Конструктор будущего»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий

36 занятий

6

Количество часов всего

36 часов

7

Окончание учебного года

30 мая

8

Период реализации программы

01.09.2021 – 30.05.2022

Рабочая программа воспитания содержит: 

− цель и особенности организуемого воспитательного процесса;

− формы и содержание деятельности (конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности., организационная оболочка деятельности, виды и формы индивидуальной или совместной с детьми деятельности, для достижения цели воспитания (ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, поход выходного дня, трудовой десант и т.п.). − планируемые результаты и формы их проявления;

− календарный план воспитательной работы, разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.  

В соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

Гражданско-патриотическое – формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.  

Нравственное и духовное воспитание – обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству – формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.

Интеллектуальное воспитание – оказание помощи в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Здоровьесберегающее воспитание – демонстрация значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения; обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и дорогах.

Социокультурное и медиакультурное воспитание – формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве).

Правовое воспитание и культура безопасности – формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.

Воспитание семейных ценностей – формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

Формирование коммуникативной культуры – формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию.

Экологическое воспитание – воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Художественно-эстетическое воспитание – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта обучающихся; развитие художественно-образного мышления, способностей к творчеству.

 

ФОРМА КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

 

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  1. гражданско-патриотическое  
  2. нравственное и духовное воспитание;
  3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. интеллектуальное воспитание;
  5. здоровьесберегающее воспитание;
  6. правовое воспитание и культура безопасности;
  7. воспитание семейных ценностей; 8) формирование коммуникативной культуры; 9) экологическое воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий. 

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.

Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к изобретательству и созданию собственных конструкций; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

   

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерами робототехническим конструктором, правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.

Международный день пожилых людей

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Октябрь

3.  

Защита проектов внутри группы

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь -май

4.

День конституции Российской Федерации

Патриотическое воспитание

В рамках занятий

декабрь

5.  

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль  

6.

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

7.

Беседа о празднике День Победы

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание

В рамках занятий

май

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые документы:

1.        Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.

2.        Конституция РФ.

3.        Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5.        Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

Литература для педагогов:

1.        https://docplayer.ru/27337989-Programma-robostart-vospitanniki-3-7-let.html

2.        Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego--В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.

3.        https://docplayer.ru/85391784-Programma-robototehnika-dlya-starshe-podgotovitelnoy-gruppy-na-g-g.html

4.        https://yadi.sk/d/-ayTOvzx3FMo5H

5.        Редько А.А. Элективный курс «Робототехника». 10-й класс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.secreti.info/23‐2p.html

Литература для детей:

1.        Иллюстрации – схемы для детей 5 - 6 лет

 

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...