Конструкт НОД по формированию предпосылок функциональной грамотности в старшей группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Самоделкина Мария Сергеевна

Конструирование "В мире строительных профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад “Колобок” г.о.Рефтинский

Конструкт интегрированного занятия по формированию предпосылок

функциональной грамотности в старшей группе

“ В мире строительных профессий”

(с применением технологии развития критического мышления)

                                                                                                                                   Воспитатель 1 КК:

                                                                                                                                                  Самоделкина М.С.   

                                                                              г.о.Рефтинский, 2024 г.            

Тема: “В мире строительных профессий”

Возрастная группа: старшая (5-6лет)

Форма организации: групповая

Цель: обогащение знаний детей о видах строительных профессий.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представления детей о профессии строителя, о некоторых профессиональных действиях

-актуализировать знакомые способы получения информации;

-познакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразность их использования опытно-экспериментальным путём.

Развивающие:

-развивать умение работать с разными источниками информации в поисках ответов на интересующие вопросы;

-развивать умение применять элементарные навыки исследовательской деятельности, основанные на личном опыте;

-способствовать формированию критического и креативного мышления;

-активизировать словарный запас.

-развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.

Воспитательные:

-показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

-воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели;

-воспитывать чувство взаимопомощи при работе в микрогруппах.

-формировать коммуникативные умения и навыки: грамотность, выразительность речи, расширение словарного запаса, навык ведения диалога.

Материалы и оборудование: домики из сказки «Три поросенка»,   материал для проведения игры-эксперимента “Строим дом” (сухая смесь, вода, керамические кирпичи, салфетки, готовый фундамент); материал для опытов (солома, веточки, камни),  мультимедиа с презентацией  «Экскурсия на стройку»,фен.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: Г. Люшнин  «Строители»;                  

 С. Баруздин  «Строим дом», И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы»,                          

С. Михалков «Три поросенка»,  В. Маяковский. «Кем быть».

2. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.

3. Сюжетно-ролевые игры «Строим дом», «Строители».

4. Дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию».

Этап

 Деятельность педагога

 Деятельность детей

 Методическое обоснование

1.Органи-

зационный

2. Целепо-

   лагание.

3.Основной

4.Зрительная

  Гимнастика

5.Рефлексия

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поприветствуем их.

-Ребята, на днях я познакомилась с одним человеком, он работает строителем. Стала расспрашивать о его профессии. Так много нового узнала и подумала, что работать строителем очень интересно. А вы как думаете?

-А как и у кого мы можем побольше узнать о профессии строителя и о том, какие бывают дома? (узнать у взрослых, прочитать в книгах,сходить в библиотеку, найти ответ в интернете).

-В группе у нас много книг про строительство, позже мы поработаем с ними.

-В зале у нас сидит много взрослых, давайте спросим у них. Для начала вспомним правила обращения  к взрослым (Здравствуйте, меня зовут...,скажите пожалуйста...., спасибо).Чтобы получить точный ответ, нужно правильно сформулировать вопрос.Что вас больше всего интересует?

 

-Я благодарю гостей за помощь.

-А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили все сказки, какие  знаем.

-В каких известных вам сказках говорится о строительстве домов(”Три поросёнка”)

-А вот какие они строители, мы сейчас вспомним.

- Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен?           (Из соломы)

- Как вы думаете, солома подойдет для строительства домов?  Почему?   (Нет. Солома ломкая и непрочная).

Опыт: 1) Ломают соломинку.

              2) Дуют на неё. (используем фен)

-А вот этот домик построил себе второй поросенок - Нуф-Нуф

                 Из какого материала он построен? (Из прутиков, веточек и листьев)

Опыт: 1) Гнут веточки, ломают.

              2) Дуют.

- Веточки и прутики прочный материал?  (Нет)

- Третий домик Наф-нафа.  Из чего он построен?

Опыт: испытываем кирпичи на  прочность.

- Какой же домик получился у Наф-Нафа? (Прочный и надежный)

- Наф-Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился надежным и крепким.

-Почему дом получился прочным? Какой секрет применил Наф-Наф? (цемент)

-Давайте спросим у гостей, правильно ли мы рассуждаем. Как же строители скрепляют между собой кирпичи, чтобы они не упали , и дом не разрушился?

- Ребята, давайте попробуем сами приготовить раствор цемента и построить стену дома. Я вас приглашаю на строительную площадку.

 Прежде чем пройти на строительную площадку давайте поговорим о правилах поведения на стройке. Почему обязательно нужно надевать каску и специальную одежду?(Показываю иллюстрацию костюма строителя)Это не просто одежда, она должна быть выполнена из прочных и лёгких  материалов, рабочему должно быть удобно в такой одежде, она защищает  строителя от  механических повреждений, повышенных и пониженных температур, электрического тока, пыли, воды.  Так как работы прекращены,  нам спецодежда не нужна, а от пыли нас спасут косынки.(кепки, каски)

-Ребята, как вы думаете, с чего начинается строительство дома.В начале занятия мы говорили, что интернет знает всё.Давайте спросим у него.. Вы формулируете вопрос, я пишу и смотрим ответ. (работаем с ноутбуком)

Ребята, как вы думаете, кто придумывает дома? Архитектор придумывает и рисует  дома на бумаге. А строители воплощают его чертежи в жизнь.
  Строительство любого здания начинается с заливки фундамента,
фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным.  Закладывают  фундамент  бетонщики.   После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность».

     Следующий этап – возведение стен. Их возводят   каменщики.
   После  возведения стен, дому необходима крыша!  

Любое здание покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик.  Ему нужно  уложить кровлю так,  чтобы она как можно дольше служила людям.

     Теперь необходимо смонтировать окна и наружную дверь. Этим займутся монтажники.

     А теперь необходимо обеспечить здание водой, электричеством. Теперь вступают в работу  электрики, сантехники.
   Ну а самый последний этап - это внутренняя отделка помещений.  Теперь будут работать на стройке  
маляры, штукатуры.  Штукатур отделывает стены и потолки, а маляр их красит.

-Посмотрите, сколько много мастеров должно потрудиться, что построить настоящий дом.

   

-После работы с компьютером обязательно даём глазам отдохнуть.

         1. "Весёлая неделька”

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.        

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую сторону, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки;

(упражнение для снятия глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять, В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

-Итак, надеваем каски и за работу. Разделимся на 3 группы, из гостей выберем помощников.Я заранее подготовила фундамент для нашего дома. Вспомним, для чего он нужен (наводнения, землетрясения)

- На столе у нас приготовлены кирпичики и какой-то сухой порошок. Прочитаем и узнаем, что это такое.(рассматриваем детали, мастерок)читаю инструкцию по разведению цемента).

 (следуя инструкции-3ст.л.порошка на 1ст.л. воды, разводим цемент)

-У нас есть образец дома, глядя на рисунок, мы будем строить такой дом.

    (распределение ролей)

-Мы с вами будем каменщиками и возведём стены, фундамент и пол у нас есть. Не забываем окна и двери.

-- Дом получился крепкий, потому что мы интересным делом занимались все вместе. В следующий раз мы будем штукатурами,  малярами и наш дом станет ещё и красивым. 

 

-Ребята, давайте подведём итог с помощью нашего Любознательного Кубика.  (Бросаем по очереди, анализируем деятельность)

еперь мы знаем, какая это нужная и важная профессия - строитель. 

В любой профессии есть плюсы и минусы. Если хочешь стать настоящим профессионалом, нужно любить свою работу и постоянно учиться делать её хорошо.

Здороваются с гостями, рассаживаются на ковре.

Высказывают своё мнение., аргументируют.

 2-3 ребёнка с микрофоном задают вопросы гостям(кто такой строитель, из чего строят дома, зачем строителю каска, из каких частей состоит дом)

Анализируют домики, испытывают строительный материал на прочность (ломают,дуют-фен)

Делают вывод о прочности домов.

Спрашивают у гостей

Слушают рассказ воспитателя, рассматривают иллюстрации

Формулируют вопросы

Смотрят презентацию (ответы на вопросы)

Делают вывод о многообразии строительных профессий

Повторяют за воспитателем движения глазами

Делятся на 3 группы (вытягивают цифры с номерами своих групп), выбирают из гостей помощников

Распределяют роли

Готовят раствор согласно инструкции

Строят стену дома

Бросают кубик по очереди, делятся впечатлениями от занятия.

Делают выводы о значимости профессии строителя

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Актуализация знакомых способов получения информации

Умение формулировать вопрос

Дети эмоционально включены в процесс.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные признаки объектов .

Расширение представления о профессиональных действиях строителя

Развитие умения работатьс разными источниками информации

Снятие глазного напряжения

Развитие межпредметных связей

Умение договариваться

Поддержка самостоятельности и инициативы детей в деятельности. 

Способность к контролю за качеством и результатам работы

Развитие творческих и конструктивных навыков детей в процессе совместной деятельности .


Умение анализировать процесс и результат совместной деятельности Развитие критического мышления

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе "Поможем Буратино вернуть монеты".

В последнее время всё чаще появляются вопросы - нужно ли обучать детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, не рано ли?Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является форм...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...

Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»

Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...

Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

Данная  разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...

Картотека конспектов непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности

Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех ви...

Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»

В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...