Конструкт НОД по формированию предпосылок функциональной грамотности в старшей группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конструирование "В мире строительных профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_zanyatiya.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад “Колобок” г.о.Рефтинский
Конструкт интегрированного занятия по формированию предпосылок
функциональной грамотности в старшей группе
“ В мире строительных профессий”
(с применением технологии развития критического мышления)
Воспитатель 1 КК:
Самоделкина М.С.
г.о.Рефтинский, 2024 г.
Тема: “В мире строительных профессий”
Возрастная группа: старшая (5-6лет)
Форма организации: групповая
Цель: обогащение знаний детей о видах строительных профессий.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о профессии строителя, о некоторых профессиональных действиях
-актуализировать знакомые способы получения информации;
-познакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразность их использования опытно-экспериментальным путём.
Развивающие:
-развивать умение работать с разными источниками информации в поисках ответов на интересующие вопросы;
-развивать умение применять элементарные навыки исследовательской деятельности, основанные на личном опыте;
-способствовать формированию критического и креативного мышления;
-активизировать словарный запас.
-развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.
Воспитательные:
-показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
-воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели;
-воспитывать чувство взаимопомощи при работе в микрогруппах.
-формировать коммуникативные умения и навыки: грамотность, выразительность речи, расширение словарного запаса, навык ведения диалога.
Материалы и оборудование: домики из сказки «Три поросенка», материал для проведения игры-эксперимента “Строим дом” (сухая смесь, вода, керамические кирпичи, салфетки, готовый фундамент); материал для опытов (солома, веточки, камни), мультимедиа с презентацией «Экскурсия на стройку»,фен.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы: Г. Люшнин «Строители»;
С. Баруздин «Строим дом», И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы»,
С. Михалков «Три поросенка», В. Маяковский. «Кем быть».
2. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
3. Сюжетно-ролевые игры «Строим дом», «Строители».
4. Дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию».
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
1.Органи- зационный 2. Целепо- лагание. 3.Основной 4.Зрительная Гимнастика 5.Рефлексия | -Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поприветствуем их. -Ребята, на днях я познакомилась с одним человеком, он работает строителем. Стала расспрашивать о его профессии. Так много нового узнала и подумала, что работать строителем очень интересно. А вы как думаете? -А как и у кого мы можем побольше узнать о профессии строителя и о том, какие бывают дома? (узнать у взрослых, прочитать в книгах,сходить в библиотеку, найти ответ в интернете). -В группе у нас много книг про строительство, позже мы поработаем с ними. -В зале у нас сидит много взрослых, давайте спросим у них. Для начала вспомним правила обращения к взрослым (Здравствуйте, меня зовут...,скажите пожалуйста...., спасибо).Чтобы получить точный ответ, нужно правильно сформулировать вопрос.Что вас больше всего интересует?
-Я благодарю гостей за помощь. -А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили все сказки, какие знаем. -В каких известных вам сказках говорится о строительстве домов(”Три поросёнка”) -А вот какие они строители, мы сейчас вспомним. - Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен? (Из соломы) - Как вы думаете, солома подойдет для строительства домов? Почему? (Нет. Солома ломкая и непрочная). Опыт: 1) Ломают соломинку. 2) Дуют на неё. (используем фен) -А вот этот домик построил себе второй поросенок - Нуф-Нуф Из какого материала он построен? (Из прутиков, веточек и листьев) Опыт: 1) Гнут веточки, ломают. 2) Дуют. - Веточки и прутики прочный материал? (Нет) - Третий домик Наф-нафа. Из чего он построен? Опыт: испытываем кирпичи на прочность. - Какой же домик получился у Наф-Нафа? (Прочный и надежный) - Наф-Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился надежным и крепким. -Почему дом получился прочным? Какой секрет применил Наф-Наф? (цемент) -Давайте спросим у гостей, правильно ли мы рассуждаем. Как же строители скрепляют между собой кирпичи, чтобы они не упали , и дом не разрушился? - Ребята, давайте попробуем сами приготовить раствор цемента и построить стену дома. Я вас приглашаю на строительную площадку. Прежде чем пройти на строительную площадку давайте поговорим о правилах поведения на стройке. Почему обязательно нужно надевать каску и специальную одежду?(Показываю иллюстрацию костюма строителя)Это не просто одежда, она должна быть выполнена из прочных и лёгких материалов, рабочему должно быть удобно в такой одежде, она защищает строителя от механических повреждений, повышенных и пониженных температур, электрического тока, пыли, воды. Так как работы прекращены, нам спецодежда не нужна, а от пыли нас спасут косынки.(кепки, каски) -Ребята, как вы думаете, с чего начинается строительство дома.В начале занятия мы говорили, что интернет знает всё.Давайте спросим у него.. Вы формулируете вопрос, я пишу и смотрим ответ. (работаем с ноутбуком) Ребята, как вы думаете, кто придумывает дома? Архитектор придумывает и рисует дома на бумаге. А строители воплощают его чертежи в жизнь. Следующий этап – возведение стен. Их возводят каменщики. Любое здание покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Ему нужно уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Теперь необходимо смонтировать окна и наружную дверь. Этим займутся монтажники. А теперь необходимо обеспечить здание водой, электричеством. Теперь вступают в работу электрики, сантехники. -Посмотрите, сколько много мастеров должно потрудиться, что построить настоящий дом.
-После работы с компьютером обязательно даём глазам отдохнуть. 1. "Весёлая неделька” Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). Во вторник часики глаза, Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую сторону, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). В среду в жмурки мы играем, Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения). По четвергам мы смотрим вдаль, Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). Хоть в субботу выходной, Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). В воскресенье будем спать, Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). -Итак, надеваем каски и за работу. Разделимся на 3 группы, из гостей выберем помощников.Я заранее подготовила фундамент для нашего дома. Вспомним, для чего он нужен (наводнения, землетрясения) - На столе у нас приготовлены кирпичики и какой-то сухой порошок. Прочитаем и узнаем, что это такое.(рассматриваем детали, мастерок)читаю инструкцию по разведению цемента). (следуя инструкции-3ст.л.порошка на 1ст.л. воды, разводим цемент) -У нас есть образец дома, глядя на рисунок, мы будем строить такой дом. (распределение ролей) -Мы с вами будем каменщиками и возведём стены, фундамент и пол у нас есть. Не забываем окна и двери. -- Дом получился крепкий, потому что мы интересным делом занимались все вместе. В следующий раз мы будем штукатурами, малярами и наш дом станет ещё и красивым.
-Ребята, давайте подведём итог с помощью нашего Любознательного Кубика. (Бросаем по очереди, анализируем деятельность) -Теперь мы знаем, какая это нужная и важная профессия - строитель. В любой профессии есть плюсы и минусы. Если хочешь стать настоящим профессионалом, нужно любить свою работу и постоянно учиться делать её хорошо. | Здороваются с гостями, рассаживаются на ковре. Высказывают своё мнение., аргументируют. 2-3 ребёнка с микрофоном задают вопросы гостям(кто такой строитель, из чего строят дома, зачем строителю каска, из каких частей состоит дом) Анализируют домики, испытывают строительный материал на прочность (ломают,дуют-фен) Делают вывод о прочности домов. Спрашивают у гостей Слушают рассказ воспитателя, рассматривают иллюстрации Формулируют вопросы Смотрят презентацию (ответы на вопросы) Делают вывод о многообразии строительных профессий Повторяют за воспитателем движения глазами Делятся на 3 группы (вытягивают цифры с номерами своих групп), выбирают из гостей помощников Распределяют роли Готовят раствор согласно инструкции Строят стену дома Бросают кубик по очереди, делятся впечатлениями от занятия. Делают выводы о значимости профессии строителя | Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность. Мотивация детей на предстоящую деятельность. Актуализация знакомых способов получения информации Умение формулировать вопрос Дети эмоционально включены в процесс. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные признаки объектов . Расширение представления о профессиональных действиях строителя Развитие умения работатьс разными источниками информации Снятие глазного напряжения Развитие межпредметных связей Умение договариваться Поддержка самостоятельности и инициативы детей в деятельности. Способность к контролю за качеством и результатам работы Развитие творческих и конструктивных навыков детей в процессе совместной деятельности . Умение анализировать процесс и результат совместной деятельности Развитие критического мышления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе "Поможем Буратино вернуть монеты".
В последнее время всё чаще появляются вопросы - нужно ли обучать детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, не рано ли?Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является форм...
Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания
Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...
Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...
Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Данная разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...
Картотека конспектов непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности
Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех ви...
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...