Проект "Живые буквы"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект "Живые буквы" для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Проект
«Живые буквы»
в подготовительной группе №5 «Грибочки»
Воспитатели: Евдокимова О.Ю.
г. Санкт-Петербург
2024
Актуальность: овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, потому что родной язык является средством получения знаний, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий, групповой
Предполагаемый результат:
- Повторение изученных букв
- Совершенствование в составлении слов, прописывание их
- Научить детей понимать и любить родной язык
- Научить вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства родного языка
- Воспитывать у детей патриотические чувства
- Воспитывать всесторонне развитую личность, способную успешно адаптироваться в современном, постоянно меняющемся мире, чтобы быть конкурентно способным в мировой среде.
Сроки реализации: апрель, май
Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители
Цель: формирование речевой готовности к школе посредством развития знаний о грамматических категориях (звуки, буквы, слоги, предложения)
Задачи:
- Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков,
- Закреплять умение в написании букв, написании слов
- Совершенствовать умение в составлении схем слова (слоговая и звуковая)
- Узнать о появлении письменности
- Повысить мотивацию к чтению
Методы проекта: словесный, наглядный, практический, игровой, творческий
Структура проекта:
- Подготовительный этап
- Выбор темы, погружение в проект, мотивация участников, планирование с детьми
- Основной (практический) этап
- Организация деятельности
- Заключительный этап
- Квест «Живые буквы»
- Презентация проекта
Механизм реализации проекта:
- Работа с детьми
Беседы
- «Как сохранить слова, сказанные людьми»
- «Как появились буквы?»
- «Где узнать о непонятных словах?»
- «Международный день родного языка»
- «Для чего нужно учить читать»
- «Что я знаю об азбуке?»
Образовательная ситуация
- Деление слов на слоги
- Ударение
- Звуки и буквы
- Алфавит
- Гласные звуки и буквы
- Согласные звуки и буквы
- Твердые и мягкие согласные
- Звонкие и глухие согласные
- Звуковой анализ слова
Художественная литература
- Разучивание стихотворения «Буква к букве будет слово»
- Чтение русских народных сказок
- Чтение с обсуждением пословиц и поговорок по теме
- Отгадывание загадок по теме
- Г.Османова «Первое знакомство со звуками и буквами»
- Р.Киплинг «Как было написано первое письмо»
- И.Токманова «Аля, кляксич и буква А»
- М.Раскатов «Пропавшая буква»
- Ник Бромги «Осторожно! Эта книга кусается!»
- Б. Заходер «Кит и кот»
- Г.Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
- А. Шаров «Приключение Ёженьки и других нарисованных человечков»
- И. Бродский «Рабочая азбука»
- Е. сосновский «Самая-самая азбука в стихах»
- Школьная библиотека «Заколдованная буква»
- С.Чайка «Город букв»
- С. Бабицкий «Кто ограбил букву А»
- М.Гейман «Кошмарный алфавит»
- Интересные азбуки. Азбука Загадок
- «Вежливая азбука»
- В.Вилюнова, М.Магай «Азбука в стихах»
- Знакомство с толковым словарем С.И.Ожегова, со словарем пословиц и поговорок Т.В.Розе
Выполнение заданий по грамоте на смекалку, решение ребусов, выполнение заданий в тетрадях по подготовке к обучению грамоте, прописях.
Развивающие игры (настольные):
- Составь слово
- Магнитная азбука
- Пазлы из картинок и букв
- Все буквы алфавита
- Лото.Азбука
- Алфавит. Веселые уроки
- Я учу буквы
- Обучающая игра. Гласные буквы и звуки
- Обучающая игра. Согласные. Звонкие и глухие
- Схемы. Пиши правильно
Дидактические игры (словесные):
- Скажи правильно
- Подбери рифму
- Буквы вокруг меня
- Скажи слово с нужным звуком
- Кто больше слов придумает
- Исправь ошибку
- Добавь слог
- Дополни предложение
- Придумай сам
- Вспомни разные слова
- Стоп! Палочка, остановись
- Кто найдет короткое слово?
- Стук да стук, найди слово, милый друг
Лепка «Пластилиновая буква»
Рисование:
- «Моя любимая буква»
- «Волшебные буквы моего имени»
- «Азбука с картинками»
Обведение трафаретов
Штриховка
Аппликация «Азбука из бросового материала»
Конструирование «Выкладывание букв, слогов из палочек»
Речевое развитие:
- Придумывание сказки или историй о первой букве своего имени
- Гласные и согласные звуки
- Работа с родителями
- Изготовление папок-передвижек «Как воспитать у ребенка любовь к чтению», «Изучение алфавита: методы, упражнения и игры для детей», «Советы родителям по обучению детей грамоте»
- Составление общей книжки «Веселая азбука со стихами» из страничек, изготовленных детьми с родителями
- Памятка для родителей «Обучение грамоте по средствам игр и упражнений»
- Презентация проекта «Живые буквы»
Ожидаемый результат:
Участие в проекте способствует формированию речевой готовности к школе, развитию фонетического восприятия. Дети познакомились с видами словарей, расширили кругозор о книгах, повысили интерес к чтению, научились сочинять истории. Проектный метод способствует развитию познавательного интереса к разливным областям знаний у детей, формированию навыков сотрудничества.
Продукт проекта:
- Презентация проекта
- Книжка «Веселая азбука со стихами»
- Выставка книг «Моя первая азбука»
- Квест «Живые буквы»
Развивающая среда:
- Художественная и методическая литература
- Развивающие настольные игры
- Картотека диагностических игр
- Азбука (плакат)
- Прописи
- Альбом и трафареты для штриховки
- Кроссворды для детей
Список использованных источников и литературы:
- Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.-2-е изд.- М.: Педагогика, 1978
- Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2002.
- Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт.-сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
- Малышева Л. М. Игры со словом - М., 1985
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1981
- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, - М.: Просвещение, 1991.
- Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
- Ильякова Н. С. Звуки «Ш» «Ж», я вас различаю! Настольные логопедические игры – занятия для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
- Колесникова Е. В. От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1997
- Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. /. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
- С. И. Ожегов «Большой толковый словарь русского языка».
- Розе Т. В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» -М. :ОЛМА Медиа Групп,2010.
- Волина В. «Учимся играя -Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-10165-1480969324.jpg)
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-31542-1423239929.jpg)
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/09/picture-84090-1533846216.jpg)
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-917516-1578044017.jpg)
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...