Календарное планирование кружковой деятельности на учебный год в подготовительной группе по робототехнике "Чудо-роботы"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию детей в подготовительной к школе группе по робототехнике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Робототехника в для детей 6-7 лет | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Актуальность…………………………………………………….3
Методические особенности…………………………………….3
Описание…………………………………………………….......4
Возраст детей…………………………………………………....4
Цели и задачи……………………………………………………4
Планируемые результаты освоения программы………………4
Виды и формы контроля ..……………………………………...5
Формы организации учебных занятий ……………………......5
Методы обучения …..………………………………………......5
Календарно-тематическое планирование……………………..7
Литература……………………………………………………...14
Пояснительная записка
Актуальность. Одной из проблем в России являются недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Программа «Чудо - роботы» научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных Всероссийским учебным методическим центром образовательной робототехники (ВУМЦОР) для обучения техническому конструированию на основе образовательных конструкторов. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo , как инструмента для обучения детей конструированию и программированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Курс предполагает использование планшетов (компьютеров) и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что планшет (компьютер) используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Методические особенности реализации программы
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в паре.
Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.
Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.
Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО.
Описание
Программное обеспечение программы «Чудо - роботы» включает в себя один вид конструктора: Lego WeDo в процессе работы, с которыми дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования.
Все детали конструктора пластмассовые, яркие, есть электронные датчики движения, наклона, мотор и смартхаб. Набор учит основам конструирования, простым механизмам, соединениям и программированию. Набор сопровождается подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал предлагается в виде проблемных ситуаций – это видеоролики, короткие мультфильмы, примеры из окружающей жизни.
Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие "умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК (планшете), научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером - конструктором.
Lego WeDo - данный набор включает в себя следующее программное обеспечение: комплект занятий посвященных разным темам: «Первые шаги» (проекты с пошаговыми инструкциями и проекты с открытым решением). Данная программа использует технологию drag-and-drop, т.е. ребенку нужно перетащить мышкой необходимые команды из одной панели в другую в нужном порядке для составления программы движения робота. Программа работает на основе LabVIEW. В комплекте также находятся примеры программ и примеры построения различных роботов. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки, кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем.
Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.
Комплект заданий Lego WeDo позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции и инструментарий.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предусматривает занятия с детьми 6 - 7 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой.
Цель Программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам технического конструирования и робототехники.
Задачи:
#1056;азвивать у дошкольников интерес к моделированию и техническому конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
#1060;ормировать у детей старшего дошкольного возраста навыки начального программирования.
#1056;азвивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
#1060;ормировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Планируемые результаты освоения Программы:
-ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности в работе с конструктором "LEGO Education WeDo ;;
-ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном техническом конструировании, робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации;
-ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и научно-технической деятельности, программированию; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;
-ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструкторов и мини-роботов; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо - технической и исследовательской деятельности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехническим конструктором;
-ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать.
Виды и формы контроля
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Формы организации учебных занятий
- беседа (получение нового материала);
- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
- ролевая игра;
- соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
- разработка творческих проектов и их презентация;
- выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Методы обучения
- Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
- Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
- Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
- Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
- Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
- Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
В соответствии с требованиями СанПиН занятия предусматривают форму работы в парах и индивидуальную для отработки пропусков занятий по болезни.
Учебно-тематический план
Тема | Цели | Оборудование | Кол-во занятий | Предполагаемый результат |
ОКТЯБРЬ | ||||
Вводное занятие Диагностика | Введение. Знакомство с конструктором, организация рабочего места. Техника безопасности. | Конструктор Лего WeDo | 1 | Дети знакомятся с новым для них видом деятельности. |
Улитка - фонарик | Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. | Конструктор Лего WEDO Схемы. | 1 | Собирать модель улитки из конструктора ЛЕГО по схеме. Подключать модель к своему электронному устройству. Программировать улитку, чтобы она светилась. Знать и понимать особенности схемы. |
Вентилятор | Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Лего WEDO 2 Схемы. | 1 | Собирать модель вентилятора из конструктора ЛЕГО по схеме. Подключать модель к своему электронному устройству. Программировать мотор, чтобы он крутился с разной скоростью. Знать и понимать особенности схемы. |
Движущийся спутник | Учить детей понимать схему. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Воспитывать творческие способности | Конструктор Лего WEDO Схемы. | 1 | Собирать модель движущегося спутника из конструктора ЛЕГО по схеме. Подключать модель к своему электронному устройству. Программировать мотор, чтобы он вращался в течение определённого времени. Программировать мотор, чтобы он вращался в обратную сторону. |
НОЯБРЬ | ||||
Робот- шпион | Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Собирать модель робота- шпиона из конструктора ЛЕГО по схеме. Подключать модель к своему электронному устройству. Программировать датчик движения, чтобы он мог обнаружить движение. |
Майло - научный вездеход | Познакомить с новой моделью. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Изучили различные способы, с помощью которых учёные и инженеры смогут достичь отдалённых мест. Собирать модель научного вездехода Майло из конструктора ЛЕГО по схеме. Подключать модель к своему электронному устройству. Программировать его. |
Датчик перемещения Майло | Познакомить с датчиком перемещения. Развивать способность анализировать, делать выводы | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Создают и программируют манипулятор детектора объектов Майло, используя данные с датчика движения. Уметь собирать модели по выбору и замыслу. |
Датчик наклона Майло | Познакомить с датчиком наклона. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Закреплять полученные навыки. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Создают и программируют манипулятор отправки сообщений Майло, используя датчик наклона. Знают и понимают условные обозначения для программирования. |
ДЕКАБРЬ | ||||
Робот - тягач | Вызвать у детей интерес к новому заданию. Закреплять умение строить по схеме, договариваться об очерёдности работы с конструктором. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Знают, что такое силы, которые заставляют предметы двигаться Создают и программируют робота для изучения результатов действия сил на движение предметов по образцу. |
Большой робот - тягач | Формировать умение рассуждать и анализировать различные ситуации, делать выводы: чем тяжелее груз- тем короче расстояние, на которое может проехать робот- тягач, и наоборот. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Строят большой робот- тягач, который может тянуть предмет на короткое расстояние. Программируют робота для передвижения предметов на разное расстояние. |
Гоночный автомобиль | Учить строить гоночный автомобиль, который может двигаться вперёд. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Строят и программируют гоночный автомобиль для движения вперёд на заданное расстояние по образцу. Знать и понимать особенности схемы. Работа с программным обеспечением |
Симулятор землетрясения | Учить строить симулятор землетрясения, который выполняет колебательные движения различной интенсивности. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Программируют симулятор землетрясения для моделирования землетрясений разной силы. Высказывают свои предположения о том, что произойдёт если повторить испытания при большей магнитуде землетрясения |
ЯНВАРЬ | ||||
Головастик | Учить создавать модель лягушонка по схеме. Развивать коммуникативные навыки при работе в паре. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Знают жизненные циклы лягушки: от рождения до взрослой особи (головастик, лягушонок, взрослая лягушка). Создают и программируют модель лягушонка, чтобы он мог передвигаться в своей среде обитания. |
Лягушонок | Учить достраивать модель головастика до лягушонка по схеме. Развивать коммуникативные навыки при работе в паре. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Умеют достраивать и перепрограммировать модель лягушонка. |
Лягушка | Учить достраивать модель лягушонка до взрослой лягушки по схеме. Развивать коммуникативные навыки при работе в паре. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Вносят изменения в модель лягушонка, чтобы превратить его во взрослую лягушку. Перепрограммируют способ передвижения. |
Пчела | Закреплять навыки конструирования по схеме. Познакомить с отношениями, связывающими цветущие растения и насекомых, которые их опыляют. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Знают, что находиться внутри цветка. Кто помогает им размножаться и как называются эти процессы. Создают и программируют модель пчелы и цветка для имитации взаимосвязи между опылителем и растением. (Пчела летает вокруг цветка) |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Пчела | Закреплять полученные навыки по программированию модели пчелы. Развивать умение рассуждать, предполагать, отстаивать свою точку зрения при составлении алгоритма программы. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Умеют перепрограммировать пчелу, чтобы она останавливалась возле цветка и собирала пыльцу. |
Паводковый шлюз | Формировать знания о паводке, как природном катаклизме, наносящем урон людям. Учить строить модель паводкового шлюза по схеме и программировать его, чтобы он открывался и закрывался в определённое время. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Знают, как меняется характер осадков в зависимости от времени года, и каким образом вода может причинить ущерб, если её не контролировать. Знают, как можно контролировать уровень воды в реках. Умеют работать в паре, договариваться об очерёдности работы, распределять роли: конструктора и программиста. |
Паводковый шлюз | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить вносить изменения в конструкцию: добавлять рукоятку с датчиком наклона, чтобы автоматизировать работу шлюза. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Знают, как осадки влияют на уровень воды в реках, как предотвратить воздействие осадков на поверхности земли. Знают и понимают особенности схемы. Умеют перепрограммировать модель, используя датчик наклона для управления шлюзом. |
Паводковый шлюз | Учить вносить изменения в конструкцию: добавлять рукоятку с датчиком движения для обнаружения повышения уровня воды. Продолжать работу по перепрограммированию модели паводкового шлюза. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Умеют перепрограммировать модель, используя датчик движения для обнаружения повышения уровня воды; добавлять вход датчика звука для активации аварийного протокола. |
МАРТ | ||||
Вертолёт | Познакомить детей с опасными погодными условиями. Как стихийные бедствия влияют на жизнь животных и людей. Каким образом можно использовать вертолёт во время стихийного бедствия. Учить строить вертолёт по схеме, подключать его к электронному устройству, программировать так, чтобы можно было перемещать его трос вверх и вниз. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Изучили различные стихийные бедствия, которые могут повлиять на жизнь людей. Создают и программируют устройство для передвижения людей и животных безопасным способом. |
Вертолёт | Учить модифицировать вертолёт для работы в районе стихийного бедствия. Придумывать свой прототип вертолёта для выполнения задуманной миссии. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Знают, как организовать спасательную операцию после стихийного бедствия. Создают и программируют устройство для сброса материалов в район стихийного бедствия. |
Сортировочный грузовик | Воспитывать экологическую культуру. Познакомить со способами переработки, сокращающими количество отходов. Учить строить грузовик, сортирующий предметы, основываясь на их форму. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Знают о необходимости сортировки выбрасываемых отходов. Создают и программируют устройство, которое будет сортировать материалы в соответствии с их формой. Используют вход датчика расстояния для определения формы предметов. |
Сортировочный грузовик | Учить программировать кузов грузовика на сброс небольших предметов на станции переработки. | Конструктор Лего WEDO Схемы | 1 | Модифицируют и перепрограммируют конструкцию кузова грузовика для сортировки материалов в соответствии с их размером . Используют вход датчика расстояния для определения формы предметов. |
АПРЕЛЬ | ||||
Сортировочный грузовик | Развивать техническое творчество при модификации устройства по сортировке отходов. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Разрабатывают решение для сортировки трёх предметов: используя конвейер, используя манипулятор. |
Змея | Познакомить с различными стратегиями, которые используют животные, чтобы поймать добычу или убежать от хищников. Учить строить модель без схемы по образцу. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Знают, как животные приспособлены для выживания в своей среде обитания. Создают и программируют змею, иллюстрируя захват жертвы в пасти хищницы. |
Светлячок | Познакомить с различными способами общения насекомых. Учить строить светлячка без опоры на схему. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Умеют собирать модели по образцу без схемы. Программируют модель, иллюстрируя способы взаимодействия насекомых одного вида, используя датчик наклона (Мерцание светлячков) |
Рыба | Познакомить детей со способом передвижения рыб, о значении хвоста при движении. Продолжать учить строить модель без схемы | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Знают о способах передвижения рыб. Собирают модель без схемы. Программируют модель, иллюстрируя передвижение рыбы в воде. |
МАЙ | ||||
Очиститель моря | Развивать техническое творчество при преобразовании знакомых моделей в задуманную. Совершенствовать навыки работы с компьютером. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Знают, что такое трал. Собирают модель очистителя моря без схемы. Программируют модель, иллюстрируя работу трала при очистке моря. |
Подметально - уборочная машина | Познакомить с городской техникой, работающей с использованием трала. Развивать техническое творчество при создании задуманной модели. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Знают городской спецтранспорт. Ориентируются в программе ЛЕГО WEDO 2 при программировании модели |
Гусеница | Учить строить модель гусеницы с использованием шестерёнок, для имитации движения насекомого. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Знают принцип передвижения гусеницы. Строят и программируют модель, имитируя движение. |
Луноход | Развивать техническое творчество при создании модели лунохода. Учить работать без опоры на схему. Учить использовать датчики (наклона и передвижения) для выполнения различных действий. | Конструктор ЛегоWEDO Схемы | 1 | Умеют собирать модель лунохода по образцу без схемы. Программируют модель, иллюстрируя способы действия, используя датчик наклона и датчик перемещения |
Диагностика | Выявить уровень развития интеллектуальных способностей. | Диагностические карты | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//
3. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//, Пермь, 2011 г.
4. А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
5. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
6. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности "Чудесный пластилинчик" для детей подготовительной группы
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности на учебный год в подготовительной группе
КАлендарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса. Темы НОД с...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по направлению "Конструирование" в подготовительной группе.
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности....
Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет
Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...
Календарное планирование кружковой работы по ПДД во второй младшей группе "Три сигнала светофора"
Обучение правилам дорожного движения очень важно для безопасности и всестороннего развития детей дошкольного возраста...
Планирование проектной деятельности на учебный год в подготовительной группе
Детско-исследовательские проекты на весь учебный год, в соответсвии с ФОП ДО и РП1) «Мои друзья – дорожные знаки»2) «Живут в России разные народы»3) «...
Календарное планирование кружковой деятельности на учебный год во второй младшей группе "Занимательная Сенсорика"
Рабочая программа по дополнительному образованию детей по сенсорному развитию во второй младшей группе....