Статья «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала»
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constru ere , что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование деталей конструкторов; конструирование из бумаги, картона; конструирование из природного и бросового материала; конструирование из крупногабаритных модулей.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_beketova_av.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Бекетова Анастасия Владимировна,
МАДОУ «Детский сад № 460»,
Сормовского района, г. Нижнего Новгорода, воспитатель.
603158, проспект Кораблестроителей, д.46.
271-45-45
«Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала»
Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constru ere , что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование деталей конструкторов; конструирование из бумаги, картона; конструирование из природного и бросового материала; конструирование из крупногабаритных модулей.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания малышей.
Задачи конструктивной деятельности для детей 3-4 лет:
- учить детей различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы);
- учить дошкольников сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), изменять постройки несколькими способами.
- продолжать учить детей использовать в постройках детали разного цвета, называть основные цвета и их оттенки.
- упражнять детей в умении сооружать постройки по образу, схеме, собственному замыслу;
- подводить детей к простейшему анализу созданных построек;
- развивать у детей внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.
Выделяют два типа конструирования:
- Техническое конструирование (из строительного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модульных блоков).
- Художественное конструирование (из бумаги; из природного материала). Конструирование из бросового материала относится и к техническому и к художественному типу конструирования.
«Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.» О. Шлосс.
У детей второй младшей группы преобладает техническое конструирование (из строительного материала). С детьми нашей группы мы организуем работу по обучению конструированию как непосредственно организованной образовательной деятельности, так и в свободное время в процессе игр.
В центре сенсорики и конструирования, в нашей группе, представлены разные виды конструкторов в соответствии с возрастом детей (конструкторы настольные с разными видами крепления и конструкторы напольные деревянные), игрушки для обыгрывания построек.
В течение учебного года занятия построены по типу «от простого к сложному». Дети сооружают постройки по образцу, по условиям, по собственному замыслу.
Мы побуждаем детей проявлять большую активность при рассматривании образца постройки, создавать варианты конструкций, добавляя свои детали, и изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (узкая и широкая дорожки, низкий и высокий мосты). Конструирование по образцу у нас были занятия: «пирамидка из кубиков», «башенка из кубиков и кирпичиков», «дорожка узкая», «дорожка широкая», «забор», «ворота», «домик». Итоговым занятием – закреплением было «Домик с забором», где дети продемонстрировали свои умения и навыки.
Следующим этапом было конструирование по схеме. Конструировали с детьми по теме «Мебель» - кресло, диван, стул, кровать, стол.
После того как дети освоили конструирование по образцу и схеме мы предложили им конструирование по замыслу по теме «Кукла Катя ждет гостей». Нужно было помочь кукле построить мебель, засервировать стол для прихода гостей. Так же было не менее интересное занятие конструирования по замыслу «Домик». Задача детей была построить дом, не повторяясь.
Свободную деятельность детей старались активизировать через конструирование, закрепляя полученные умения и навыки, тем самым активизируя интеллектуальные способности, воображение. «Животные зоопарка», «цветы для мамы», «домик для матрёшки», «дорожка через реку к лесному домику», «замок для принцессы», «гараж для машин» и многое другое, что дети строили.
Следует замечать удачные постройки, получившиеся у ребенка, привлекать к ним внимание других детей, хвалить малыша за самостоятельность и активность. В ходе игр детей со строительным материалом нужно поддерживать между ними добрые взаимоотношения: учить не мешать друг другу, делиться игрушками, отзываться на просьбу сверстника, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.
В течение учебного года взаимодействовали с родителями воспитанников группы через:
- семинар – практикум ««Особенности конструктивной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста». На нем родителям было рассказано о важности конструирования в жизни младшего дошкольника. В рамках мероприятия родителям было предложено поделиться на подгруппы и попробовать конструирование разными способами. Конструирование по условиям – используя конструктор «на липучках» сделать орнамент на подготовленном панно. Конструирование по замыслу – используя лего-конструктор построить животных Африки. Конструирование по схеме – используя настольный деревянный конструктор построить по схеме корабль. По итогу семинара – практикума родители оставили только положительные и радостные отзывы, благодарили педагогов группы за такое интересное, информативное и познавательное мероприятие.
- Так же была представлена консультация «конструирование в младшем возрасте»
- Организована выставка фотоколлажей «Конструируем всей семьей»
- Родителями воспитанников были представлены опыты семейного воспитания «Конструируем всей семьей»
- Участие в конкурсе макетов на базе детского сада приуроченного к «100-летию Сормовского района г.Нижнего Новгорода». Макет зоопарка «Мадагаскар» со всеми вольерами и животными.
По итогу учебного года могу отметить важность конструирования в жизни младшего дошкольника, опираясь на диагностику освоения учебного материала и динамику развития конструктивных умений воспитанников группы.
Библиографический список:
- О. Э. Литвинова « Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста» - «Детство - ПРЕСС» 2015 г.
- Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – Мозаика-Синтез, 2010 г.
- З.В. Лиштван «Конструирование» - Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
опыт работы с детьми от 3 до 4 лет...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"
Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....
Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...
План самообразования Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»
План самообразованияТема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»...
Конкурс 2022 "Опыт работы по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала"
Опыт работы с детьми...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...