План самообразования Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»
учебно-методический материал (младшая группа)
План самообразования
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР д/ сад «Теремок»
План самообразования
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»
Воспитатель: Вахрушева
Оксана Сергеевна
г. Северобайкальск
2022-2023уч.год
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»
Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности интеллектуального развития раннего возраста.
3. Формирование приемов умственных операций детей данного возраста (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
4. Изучить и проанализировать опыт педагогов по данной теме.
5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей интеллектуальных способностей.
Актуальность
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –подготовка к успешному овладению знаний в школе, и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуальности в детях. Так, как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
Развитие интеллектуальных способностей детей с раннего возраста обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
№ | Содержание работы | Срок выполнения |
Изучение специальной методической литературы: | ||
1. | Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 2013. | В течении года |
2. | Базисная программа развития ребёнка - дошкольника «Истоки» - М., Просвещение - М.: Просвещение, 2015. | В течении года |
3. | В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 2013 | В течении года |
4. | Г.Г. Кравцов. Психологические проблемы начального образования. - Красноярск,2015 | В течении года |
5. | О.Н. Бакаева. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – Елец, 2000. | В течении года |
6. | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М.: «Росмэн», 2006. | В течении года |
7. | Жукова О.С. Развиваем мышление. / О.С. Жукова, - М.: Астрель; Спб.: Сова, 2008 (Клуб веселых дошколят). | В течении года |
8. | Изучение статей в журналах: | В течении года |
Практический этап | ||
1. | Изучение методики и технологий педагогов в Интернете | В течении года |
2. | Подбор аудио и видеозаписей, дидактических игр. | Сентябрь- Декабрь |
3. | Разработка и оформление интеллект карт для данного возраста. | Сентябрь |
4. | Разработка перспективного плана работы по теме « Интеллектуальному развитию детей раннего возраста». | Ноябрь |
5. | Разработка конспектов занятий по « Интеллектуальному развитию детей раннего возраста». | Октябрь- Ноябрь |
6. | Консультация для воспитателей: 1.«Значение интеллектуального развития в раннем возрасте»; | Декабрь - Январь |
7. | Картотека интеллектуальных игр для данного возраста. | В течение года |
8. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Поиграем дома с мамой». | Март |
9. | Дидактические игры по « Интеллектуальному развитию детей раннего возраста». | Апрель |
10. | Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. | Май |
Срок | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа наставника с молодым специалистом |
Сентябрь | |||
1-2 неделя | Д. И «Вокруг всё интересно» | Консультация «Что такое интеллектуальное развитие» | Консультация «Что такое интеллектуальное развитие» |
3-4 неделя | Эксперименты с водой | Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала. | Памятка «Эксперименты- это увлекательно!» |
Октябрь | |||
1 -2 неделя | упражнять в умении выявлять, и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета | Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала. | План для опытно-экспериментальной деятельности |
3-4 неделя | Игра -задания из альбома «Давайте вместе поиграем» д/и «Сложи узор» | Оформление группового альбома «Из жизни группы» | Совместная деятельность :задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки |
Ноябрь | |||
1-2 неделя | Упражнение «Разложи цепочки по образцу» | фотовыставка: «Развивающие игры в семье» | Беседа , вопрос- ответ, рекомендации по данной теме |
3-4 неделя | Игры на развитие логического мышления, внимания, памяти | Рекомендации родителям « Поиграйте с ребёнком дома» | Консультация для молодого специалиста |
Декабрь | |||
1-2 неделя | Упражнение «Застегни правильно пуговицы» | Консультация «Как ребенка приобщить логическому мышлению, умению рассуждать» | Тест для осуществления контроля знаний молодого специалиста |
3-4 неделя | Упражнение «Разложи карандаши по цвету» | Оформление Стенгазеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей) | Консультация «Алгоритмы последовательности действий» |
Январь | |||
1-2 неделя | Упражнение «Все мы делаем по порядку» | выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки» | Беседа " Алгоритмы навыков ручного труда" |
3-4 неделя | Д/и на развитие способности к анализу,; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий | Рекомендации родителям « Поиграйте с ребёнком дома» | Консультация «Алгоритмы последовательности действий» |
Февраль | |||
1-2 неделя | Игра «Где живет снежинка» | Папка-передвижка «Закрепите с детьми дома» | Памятка «Использование дидактических игр на развитие внимания» |
3-4 неделя | «Вода холодная и горячая». Эксперимент Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов | Беседа на тему «Эксперименты дома» | Консультация "Формы организации НОД в детском учреждении" |
Март | |||
1-2 неделя | Упражнение «Намылим руки» Опыт с мыльной пеной | Беседа на тему «Эксперименты дома» | Тест для осуществления контроля знаний молодого специалиста |
3-4 неделя | Посадка крупных семян овощей | акция «Мы - дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.) | Беседа «Методические рекомендации по ознакомлению с трудом людей разных профессий с учётом социального окружения» |
Апрель | |||
1-2 неделя | Игры на закрепление умения классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер | Консультация «»Свобода детского мышления» | Подготовка к консультации «Свобода детского мышления» |
3-4 неделя | Игры со строительным материалом | выставка поделок детей и родителей «Умелые руки в семье» | Совместная подготовка к занятиям |
Май | |||
1-2 неделя | Д/и «Соберём узор в большой ковёр» закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник) | Консультация « Мир геометрических фигур» | Консультация « Мир геометрических фигур» |
Подведение итогов о проделанной работе за учебный год.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...
План самообразования воспитателя "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"
Актуальность:Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего ...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.
Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...
ПЛАН по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 Калининского района ПЛАНпо самообразованиюТема: «Развитие мел...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2022-2023г.
Планпо самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».2022-2023г....
План по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...