План самообразования Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»
учебно-методический материал (младшая группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

План самообразования

Тема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей  младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/ сад «Теремок»

План самообразования

Тема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей  младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»

Воспитатель: Вахрушева

Оксана Сергеевна

г. Северобайкальск

2022-2023уч.год

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей  младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»

 Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности интеллектуального развития раннего возраста.

3.  Формирование приемов умственных операций детей данного возраста (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

4. Изучить и проанализировать опыт педагогов по данной теме.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей интеллектуальных способностей.

Актуальность

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).
   Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –подготовка к успешному овладению знаний в школе, и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуальности в детях.  Так, как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

Развитие интеллектуальных способностей детей с раннего возраста обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  

Содержание работы

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

1.

Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 2013.

В течении года

2.

Базисная программа развития ребёнка - дошкольника «Истоки» - М., Просвещение - М.: Просвещение, 2015.

В течении года

3.

В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 2013

В течении года

4.

Г.Г. Кравцов. Психологические проблемы начального образования. - Красноярск,2015

В течении года

5.

О.Н. Бакаева. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – Елец, 2000.

В течении года

6.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М.: «Росмэн», 2006.

В течении года

7.

Жукова О.С.  Развиваем мышление. / О.С. Жукова, - М.: Астрель; Спб.: Сова, 2008 (Клуб веселых дошколят).

В течении года

8.

Изучение статей в журналах: 
«Воспитатель в ДОУ» 
«Дошкольное воспитание» 
«Ребенок в детском саду» 
«Обруч» 

В течении года

Практический этап 

1.

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете 

В течении года

2.

      Подбор аудио и видеозаписей, дидактических игр.

Сентябрь- Декабрь

3.

Разработка и оформление интеллект карт для данного возраста.

Сентябрь

4.

Разработка перспективного плана работы по теме « Интеллектуальному развитию детей раннего возраста».

Ноябрь

5.

Разработка конспектов занятий по

« Интеллектуальному развитию детей раннего возраста».

Октябрь- Ноябрь

6.

Консультация для воспитателей:

1.«Значение интеллектуального развития в раннем возрасте»;

Декабрь - Январь

7.

Картотека интеллектуальных игр для данного возраста.

В течение года

8.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Поиграем дома с мамой».

Март

9.

Дидактические игры по « Интеллектуальному развитию детей раннего возраста».

Апрель

10.

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Май

Срок

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа наставника  с молодым специалистом

Сентябрь

1-2  неделя

Д. И «Вокруг всё интересно»

Консультация «Что такое интеллектуальное развитие»

Консультация «Что такое интеллектуальное развитие»

3-4 неделя

Эксперименты с водой

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

Памятка «Эксперименты- это увлекательно!»

Октябрь

1 -2 неделя

упражнять в умении выявлять, и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

План для опытно-экспериментальной деятельности

3-4 неделя

Игра -задания из альбома «Давайте вместе поиграем»  

д/и «Сложи узор»

Оформление группового альбома «Из жизни группы»

Совместная деятельность :задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки

Ноябрь

1-2

неделя

Упражнение «Разложи цепочки по образцу»

фотовыставка: «Развивающие игры в семье»

Беседа , вопрос- ответ, рекомендации по данной теме

3-4 неделя

Игры на развитие логического мышления, внимания, памяти

Рекомендации родителям « Поиграйте с ребёнком дома»

Консультация для молодого специалиста

Декабрь

 1-2

неделя

Упражнение «Застегни правильно пуговицы»

Консультация «Как ребенка приобщить логическому мышлению, умению рассуждать»

Тест для осуществления контроля знаний молодого специалиста

 3-4

неделя

Упражнение «Разложи карандаши по цвету»

Оформление Стенгазеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

Консультация «Алгоритмы последовательности действий»

Январь

1-2

 неделя

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки»

Беседа " Алгоритмы навыков ручного труда"

3-4

 неделя

Д/и на развитие способности к анализу,; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий

Рекомендации родителям « Поиграйте с ребёнком дома»

Консультация «Алгоритмы последовательности действий»

Февраль

1-2

неделя

Игра «Где живет снежинка»

Папка-передвижка «Закрепите с детьми дома»

Памятка «Использование дидактических игр на развитие внимания»

3-4

 неделя

«Вода холодная и горячая». Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов

Беседа на тему

«Эксперименты дома»

Консультация "Формы организации НОД в детском учреждении"

Март

1-2

неделя

Упражнение «Намылим руки»

Опыт с мыльной пеной

Беседа на тему

«Эксперименты дома»

Тест для осуществления контроля знаний молодого специалиста

3-4

 неделя

Посадка крупных семян овощей

акция «Мы - дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.)

Беседа «Методические рекомендации по ознакомлению с трудом людей разных профессий с учётом социального окружения»

Апрель

1-2

неделя

Игры на закрепление умения классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер

Консультация «»Свобода детского мышления»

Подготовка к консультации «Свобода детского мышления»

3-4

 неделя

Игры со строительным материалом

выставка поделок детей и родителей «Умелые руки в семье»

Совместная подготовка к занятиям

Май

1-2

неделя

Д/и «Соберём узор в большой ковёр» закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник)

Консультация « Мир геометрических фигур»

Консультация « Мир геометрических фигур»

Подведение итогов о проделанной работе за учебный год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

План самообразования воспитателя "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Актуальность:Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего ...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2021-2022 г.

Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка, так как развитие руки находит...

ПЛАН по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 Калининского района        ПЛАНпо самообразованиюТема: «Развитие мел...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2022-2023г.

Планпо самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».2022-2023г....

План по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...