Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности на тему: «Изготовление куклы-мартинички» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Антонова Оксана Леонидовна

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие (конструирование)" разработан для детей подготовительной к школе группы с целью обучения изготовления русской народной обрядовой куклы из ниток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_kukly-martinichki_-antonova_ol.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности

на тему: «Изготовление куклы-мартинички»

 в подготовительной к школе группе

Антонова Оксана Леонидовна,

Воспитатель.

2022 г

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование).

Цель:  обучение изготовлению русской обрядовой куклы - мартинички

Программные задачи:

Образовательные: познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; научить приемам изготовления куклы из нитей в соответствие с русскими народными традициями

Закреплять умение работать по схеме

Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия; Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству и рукоделию

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: экскурсия в мини-музей ДОУ, знакомство с русскими народными игрушками, рассматривание альбома «Народные промыслы», чтение РНС «Василиса Прекрасная»

Демонстрационный материал: картинки народных кукол, образец готовой куклы-мартинички, аудиозапись народных песен для музыкального сопровождения, схема выполнения работы, картинка «Правила работы с ножницами»

Раздаточный материал: клубки ниток разного цвета, нитка контрастного цвета для перевязывания, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок, ножницы.

Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

 (Дети заходят в группу, здороваются с гостями и садятся на подушки на ковре)

- Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

 -  Ребята, я мастерица- рукодельница, не случайно приветствовала вас не совсем обычно, сегодня мы совершим путешествие в прошлое. А пришла я к вам не с пустыми руками, вот шкатулочка моя заветная. Хотите узнать, что там находится?  Тогда сыграем в вашу любимую игру «Посылка»

2. Дидактическая игра «Посылка»

В шкатулку кладется предмет . Дети постепенно определяют, что лежит в коробке, задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это живое или неживое? Из чего это сделано? Где это можно увидеть? Ее можно катать? И т.д.».

- Молодцы, отгадали- это кукла. Но кукла не совсем обычная, а народная, которую делали много веков назад на Руси

3. Беседа о куклах –народной игрушке

В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера –умельцы делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы было отсутствие лица.

В старину кукла делалась из ткани, ниток и даже из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом;

В старину с приходом весны на Руси проводилось много праздников и обрядов. Во многих обрядах участвовали куклы. Это кукла «Мартиничка» – нитяная куколка. Изготавливали её в начале марта от этого, и произошло название куклы «Мартиничка». Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили знакомым, родственникам, домочадцам с пожеланием добра, здоровья

Физминутка

Я предлагаю вам познакомиться с такой весенней закличкой!  Вставайте в хоровод и повторяйте за мной слова

Закличка

Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

4. Теоретическая часть 

А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, где мы с вами станем мастерами – искусниками из русского села и изготовим  куколку-мартиничку из ниток.  

Но для этого нам надо превратиться в мастеров, давайте скажем волшебные слова:

Покружились, покружились-

В мастеров мы превратились!

 - Проходим в нашу мастерскую и садимся за столы,

- Ребята, посмотрите на свои столы и назовите материалы и инструменты, которые нам понадобятся.

(дети перечисляют: 2 клубочка ниток разной величины, цветные нити для перевязывания, вспомогательные картонки, ножницы)

-Перед тем как приступить к выполнению работы, давайте вспомним правила работы с ножницами.

Для подсказки на доске есть картинки. Назовите мне эти правила.

(дети называют правила работы)

5. Объяснение выполнения работы по схеме

-У вас на столах есть схемы-рисунки, где изображены все этапы работы по изготовлению куклы. – Сначала мы с вами рассмотрим порядок изготовления нашей куклы

(Рассмотреть поэтапно картинки на схеме)

 1этап: делаем заготовку для туловища – наматываем нитки большого клубочка на основу

 2  этап: заготовка туловища снимается с картона, в верхней части стягивается посередине ниткой другого цвета.

3 этап: Формируем голову будущей куклы- перевязываем заготовку ниткой, чтобы получилась голова.  

4 этап: Делаем заготовку из маленького клубочка для рук куклы: наматываем на картон, заготовку рук снимаем с основы, затем, цветными нитями перетягиваются ладошки куклы с обеих сторон

5 этап: заготовку рук вставляем внутрь туловища куклы ниже головы. Затем перетягиваем цветной ниткой по воображаемой линии талии куклы.

( Если позволяет время, то внизу юбки куклы и по краям рук нитки разрезать по сгибу)

Если хотите сделать  куклу-мальчика, то нижнюю часть куклы (нитки) нужно разделить на 2 части и  перевязать получившиеся  ножки нитками

6. Пальчиковая гимнастика 

Но прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы вам было легче работать

 «Тень тень потетень».

Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)

В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)

В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)

Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)

Пирожки она  печёт (изображая, как лепят пироги)

По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)

Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)

Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).

7.Практическая работа  

-А теперь, я предлагаю вам приступить к работе. (Вся работа происходит под музыкальное сопровождение: звучат русские народные мелодии).

Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог помогает некоторым детям по ходу занятия.

4. Рефлексия.

- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Вы стали настоящими мастерами!

Но мы должны возвращаться в детский сад, скажем волшебные слова:

Покружились, покружились

В детский сад мы возвратились!

У вас получились чудесные куклы, пусть они принесут вам здоровье, добра, счастливую жизнь.

Конспект по конструктивно-модельной деятельности

на тему: « Изготовление куклы-мартинички »

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование).

Цель:  обучение изготовлению русской обрядовой куклы - мартинички

Программные задачи:

Образовательные:  познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; научить приемам изготовления куклы из нитей в  соответствие с русскими народными традициями

Закреплять умение работать по схеме

Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия; Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству и рукоделию

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: экскурсия в мини-музей ДОУ, знакомство с русскими народными игрушками, рассматривание альбома «Народные промыслы», чтение РНС «Василиса Прекрасная»

Демонстрационный материал: картинки народных кукол, образец готовой куклы-мартинички, аудиозапись народных песен для музыкального сопровождения, схема выполнения работы, картинка «Правила работы с ножницами»

Раздаточный материал: клубки ниток разного цвета, нитка контрастного цвета для перевязывания, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок, ножницы.

Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.

Конспект по конструктивно-модельной деятельности

на тему: « Изготовление куклы-мартинички »

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование).

Цель:  обучение изготовлению русской обрядовой куклы - мартинички

Программные задачи:

Образовательные:  познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; научить приемам изготовления куклы из нитей в  соответствие с русскими народными традициями

Закреплять умение работать по схеме

Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия; Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству и рукоделию

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: экскурсия в мини-музей ДОУ, знакомство с русскими народными игрушками, рассматривание альбома «Народные промыслы», чтение РНС «Василиса Прекрасная»

Демонстрационный материал: картинки народных кукол, образец готовой куклы-мартинички, аудиозапись народных песен для музыкального сопровождения, схема выполнения работы, картинка «Правила работы с ножницами»

Раздаточный материал: клубки ниток разного цвета, нитка контрастного цвета для перевязывания, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок, ножницы.

Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Круиз по черному морю» (подготовительная к школе группа)

Районное методическое объединениевоспитателей старших и подготовительных к школе групп  Конспекторганизованно образовательной деятельности по теме«Круиз по черному морю»(подготовительная к ш...

КВН Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Энгельс - моя малая Родина » (подготовительная к школе группа)

Уточнить и обобщить знания о родном городе, как о частице нашей Родины; закрепить знания о государственной символике города; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем; ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Азбука безопасности» (для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)

формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Роспись фигурок из гипса» (подготовительная к школе группа)

Гипс известен еще с древности, но до сих пор не потерял своей актуальности. Многие современные материалы не могут составить ему конкуренцию. Он используется в строительной, нефтяной, керамической пром...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Какого цвета весна?" в подготовительной к школе группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18952239","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Цель:Развивать художественное восприятие пейзажных картин, вид...