Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности на тему: «Изготовление куклы-мартинички» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие (конструирование)" разработан для детей подготовительной к школе группы с целью обучения изготовления русской народной обрядовой куклы из ниток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_kukly-martinichki_-antonova_ol.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности
на тему: «Изготовление куклы-мартинички»
в подготовительной к школе группе
Антонова Оксана Леонидовна,
Воспитатель.
2022 г
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование).
Цель: обучение изготовлению русской обрядовой куклы - мартинички
Программные задачи:
Образовательные: познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; научить приемам изготовления куклы из нитей в соответствие с русскими народными традициями
Закреплять умение работать по схеме
Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия; Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству и рукоделию
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: экскурсия в мини-музей ДОУ, знакомство с русскими народными игрушками, рассматривание альбома «Народные промыслы», чтение РНС «Василиса Прекрасная»
Демонстрационный материал: картинки народных кукол, образец готовой куклы-мартинички, аудиозапись народных песен для музыкального сопровождения, схема выполнения работы, картинка «Правила работы с ножницами»
Раздаточный материал: клубки ниток разного цвета, нитка контрастного цвета для перевязывания, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок, ножницы.
Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
(Дети заходят в группу, здороваются с гостями и садятся на подушки на ковре)
- Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас, как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
- Ребята, я мастерица- рукодельница, не случайно приветствовала вас не совсем обычно, сегодня мы совершим путешествие в прошлое. А пришла я к вам не с пустыми руками, вот шкатулочка моя заветная. Хотите узнать, что там находится? Тогда сыграем в вашу любимую игру «Посылка»
2. Дидактическая игра «Посылка»
В шкатулку кладется предмет . Дети постепенно определяют, что лежит в коробке, задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это живое или неживое? Из чего это сделано? Где это можно увидеть? Ее можно катать? И т.д.».
- Молодцы, отгадали- это кукла. Но кукла не совсем обычная, а народная, которую делали много веков назад на Руси
3. Беседа о куклах –народной игрушке
В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера –умельцы делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы было отсутствие лица.
В старину кукла делалась из ткани, ниток и даже из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом;
В старину с приходом весны на Руси проводилось много праздников и обрядов. Во многих обрядах участвовали куклы. Это кукла «Мартиничка» – нитяная куколка. Изготавливали её в начале марта от этого, и произошло название куклы «Мартиничка». Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили знакомым, родственникам, домочадцам с пожеланием добра, здоровья
Физминутка
Я предлагаю вам познакомиться с такой весенней закличкой! Вставайте в хоровод и повторяйте за мной слова
Закличка
Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
4. Теоретическая часть
А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, где мы с вами станем мастерами – искусниками из русского села и изготовим куколку-мартиничку из ниток.
Но для этого нам надо превратиться в мастеров, давайте скажем волшебные слова:
Покружились, покружились-
В мастеров мы превратились!
- Проходим в нашу мастерскую и садимся за столы,
- Ребята, посмотрите на свои столы и назовите материалы и инструменты, которые нам понадобятся.
(дети перечисляют: 2 клубочка ниток разной величины, цветные нити для перевязывания, вспомогательные картонки, ножницы)
-Перед тем как приступить к выполнению работы, давайте вспомним правила работы с ножницами.
Для подсказки на доске есть картинки. Назовите мне эти правила.
(дети называют правила работы)
5. Объяснение выполнения работы по схеме
-У вас на столах есть схемы-рисунки, где изображены все этапы работы по изготовлению куклы. – Сначала мы с вами рассмотрим порядок изготовления нашей куклы
(Рассмотреть поэтапно картинки на схеме)
1этап: делаем заготовку для туловища – наматываем нитки большого клубочка на основу
2 этап: заготовка туловища снимается с картона, в верхней части стягивается посередине ниткой другого цвета.
3 этап: Формируем голову будущей куклы- перевязываем заготовку ниткой, чтобы получилась голова.
4 этап: Делаем заготовку из маленького клубочка для рук куклы: наматываем на картон, заготовку рук снимаем с основы, затем, цветными нитями перетягиваются ладошки куклы с обеих сторон
5 этап: заготовку рук вставляем внутрь туловища куклы ниже головы. Затем перетягиваем цветной ниткой по воображаемой линии талии куклы.
( Если позволяет время, то внизу юбки куклы и по краям рук нитки разрезать по сгибу)
Если хотите сделать куклу-мальчика, то нижнюю часть куклы (нитки) нужно разделить на 2 части и перевязать получившиеся ножки нитками
6. Пальчиковая гимнастика
Но прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы вам было легче работать
«Тень тень потетень».
Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)
В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)
В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)
Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)
Пирожки она печёт (изображая, как лепят пироги)
По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)
Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)
Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).
7.Практическая работа
-А теперь, я предлагаю вам приступить к работе. (Вся работа происходит под музыкальное сопровождение: звучат русские народные мелодии).
Звучит спокойная музыка, дети работают. В случае затруднения, педагог помогает некоторым детям по ходу занятия.
4. Рефлексия.
- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Вы стали настоящими мастерами!
Но мы должны возвращаться в детский сад, скажем волшебные слова:
Покружились, покружились
В детский сад мы возвратились!
У вас получились чудесные куклы, пусть они принесут вам здоровье, добра, счастливую жизнь.
Конспект по конструктивно-модельной деятельности
на тему: « Изготовление куклы-мартинички »
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование).
Цель: обучение изготовлению русской обрядовой куклы - мартинички
Программные задачи:
Образовательные: познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; научить приемам изготовления куклы из нитей в соответствие с русскими народными традициями
Закреплять умение работать по схеме
Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия; Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству и рукоделию
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: экскурсия в мини-музей ДОУ, знакомство с русскими народными игрушками, рассматривание альбома «Народные промыслы», чтение РНС «Василиса Прекрасная»
Демонстрационный материал: картинки народных кукол, образец готовой куклы-мартинички, аудиозапись народных песен для музыкального сопровождения, схема выполнения работы, картинка «Правила работы с ножницами»
Раздаточный материал: клубки ниток разного цвета, нитка контрастного цвета для перевязывания, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок, ножницы.
Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.
Конспект по конструктивно-модельной деятельности
на тему: « Изготовление куклы-мартинички »
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование).
Цель: обучение изготовлению русской обрядовой куклы - мартинички
Программные задачи:
Образовательные: познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; научить приемам изготовления куклы из нитей в соответствие с русскими народными традициями
Закреплять умение работать по схеме
Развивающие: Продолжать развивать мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия; Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству и рукоделию
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: экскурсия в мини-музей ДОУ, знакомство с русскими народными игрушками, рассматривание альбома «Народные промыслы», чтение РНС «Василиса Прекрасная»
Демонстрационный материал: картинки народных кукол, образец готовой куклы-мартинички, аудиозапись народных песен для музыкального сопровождения, схема выполнения работы, картинка «Правила работы с ножницами»
Раздаточный материал: клубки ниток разного цвета, нитка контрастного цвета для перевязывания, картонки для наматывания ниток при выполнении заготовок, ножницы.
Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Круиз по черному морю» (подготовительная к школе группа)
Районное методическое объединениевоспитателей старших и подготовительных к школе групп Конспекторганизованно образовательной деятельности по теме«Круиз по черному морю»(подготовительная к ш...
КВН Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Энгельс - моя малая Родина » (подготовительная к школе группа)
Уточнить и обобщить знания о родном городе, как о частице нашей Родины; закрепить знания о государственной символике города; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем; ...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Азбука безопасности» (для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)
формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Роспись фигурок из гипса» (подготовительная к школе группа)
Гипс известен еще с древности, но до сих пор не потерял своей актуальности. Многие современные материалы не могут составить ему конкуренцию. Он используется в строительной, нефтяной, керамической пром...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Какого цвета весна?" в подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18952239","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Цель:Развивать художественное восприятие пейзажных картин, вид...
- Мне нравится (1)