Практико-ориентированный проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с движущимися механизмами на основе конструктора GIGO
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Практико-ориентированный проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с движущимися механизмами на основе конструктора GIGO
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigo_-_proekt.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25» муниципального образования города Братска |
665703, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул. Гайнулина 65А, тел. 310-322 |
Практико-ориентированный проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с движущимися механизмами на основе конструктора GIGO
Авторы:
заведующий МБДОУ «ДС № 25»
Мозговая Т.И.
старший воспитатель Истюфеева С.П.
воспитатель Коноплястая В.С.
воспитатель Спиридонова А.И.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-январь)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Актуальность
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Интерес этот надо развивать, давая детям научные знания уже в детском саду. Это и будет первой ступенью технологического образования подрастающего поколения.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. В дошкольном возрасте дети пытаются понять, как они устроены.
Необходимо поддержать этот интерес у воспитанников, помочь им развить техническое мышление, умение составлять чертежи макетов, моторику рук, художественный вкус, подбирать необходимый материал для определенной конструкции, самостоятельно изготавливать модели объектов.
Новизна опыта.
Ознакомление дошкольников с основами механики принципиально новое направление, способствующее развитию у детей технического мышления, технического творчества, интереса к инженерно-техническим профессиям, предоставляющее дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям.
Педагогическая целесообразность опыта заключается в формировании у дошкольников готовности к изучению технических наук средствами конструктивно-модельной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
Цель опыта: формирование у дошкольников готовности к изучению технических наук средствами экспериментальной и конструктивно-модельной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- создать предметную игровую техносреду, соответствующую возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей;
- обеспечить освоение начального опыта работы с техническими объектами;
- формировать основы технической грамотности для решения задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений:
- познакомить с базовой технической терминологией («зубчатые колеса», «рычаги» и другими);
- познакомить с простыми механизмами, принципами их работы, сферой применения;
- сформировать умение строить модели по схемам;
- развивать конструкторские творческие способности, изобретательность, техническое объемное пространственное, логическое и креативное мышление, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- воспитывать устойчивый интерес к техническому творчеству, достижению поставленной цели и самосовершенствованию, целеустремленность, самостоятельность, аккуратность, умение работать в группе, в паре.
Сроки реализации проекта: с 01.09.2023 г. по 31.01.2024 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительно-проектировочный: сентябрь 2023 г. – январь 2024 г.
2 этап – практический: сентябрь 2023 г. – январь 2024г.
3 этап – контрольно-аналитический: январь - 2024 г.
этапы | содержание работы | участники |
I этап – информационно – подготовительный. | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. | Воспитатели, родители. |
II этап – поисковый этап | Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы, вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель») Сбор «банка идей» для определения формата постройки. | Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста |
III основной этап – практический | 1.Знакомство с изобретение колеса и шестеренки. Беседа о том, как эти изобретения повлияли на дальнейшее развитие жизни человека. Рассматривание простых механизмов, знакомство с устройством часов (ОД, презентации, познавательные мультфильмы). Знакомство с простыми механизмами (рычаг, блок, кран). Конструирование из GIGO зубчатую передачу. Изучение применения весов, стремянки и более сложных механизмов: велосипед, кухонный комбайн, мясорубка, автомобильный двигатель. 2.Рисование простых схем соединения шестеренок. Изготовление объёмных шестеренок из подручных материалов. Создание альбома «Где живут шестерёнки» 3. Конструирование в рамках СТЕМ часа на следующие темы: «Мельница», «Система передач», «Часы», «Кофемолка», «Вентилятор», «Мясорубка», «Вертолёт», «Рычаг переключения передач», «Удочка». 4. Участие во всероссийском конкурсе ко Дню Матери в номинации «Мир моей мамы». | Педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста |
IV этап – заключительный | Итоговое мероприятие – квест «Мир фантазий GIGO» Оформление альбома «Где живут шестерёнки?» | Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста |
Результат проектной деятельности | Альбом «Где живут шестерёнки?» Альбом «Будущее шестерёнки» Отчёт о реализации проекта на сайте ДОУ | Педагоги старших групп ДОУ |
Планируемый результат
1. У воспитанников будут развиты следующие качества:
- познавательная активность, эмоционально–положительное отношение к техническим профессиям, бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
- умение воплощать творческие замыслы с помощью различных видов конструкторов, в том числе GIGO, и активное включение в процесс творчества;
- основные культурные способы деятельности, инициативность и самостоятельность, целеустремленность, аккуратность;
- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;
2. У воспитанников будут сформированы:
- основы технической грамотности;
- представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- ориентированность детей на выбор профессии технической направленности;
3. Создание игровой техносреды.
Вывод:
По-прежнему ведущим видом деятельности является игра. Но ее содержание все чаще носит практический характер, дети активно используют технические знания на практике, и не только в игре.
Взаимодействуя с конструктором, речь детей стала заметно лучше, расширился словарный запас, они стали лучше проговаривать многие слова.
Конструктор GIGO способствует к формированию начальных инженерных знаний у детей, о способах работы объектов, состоящих из шестерёнок. Сам конструктор вызывает у детей огромный интерес, он яркий, большой и из него можно построить практически что угодно от садовой лопаты до подъёмного крана.
Итоги работы:
- Повысился интерес к техническим профессиям.
- Сформированы основы технической грамотности для решения задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений. Дети знают простые механизмы, принципы их работы, сферу применения, умеют строить модели по схемам, условиям, замыслу, понимают и используют в речи техническую терминологию.
- Сформирован интерес к техническому творчеству, достижению поставленной цели и самосовершенствованию, целеустремленность, самостоятельность, аккуратность, умение работать в группе, в паре.
- Создана предметная игровая техносреда, соответствующая возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей. В качестве подведения итогов и выявления результативности обучения воспитанниками может быть предложено индивидуальное задание на конструирование или соревнования разработанных ими конструкций.
Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с основами механики, способствует формированию у них желания изучать технические науки, выбирать профессии технической направленности уже на этапе дошкольного детства. Кто знает, может из них вырастут новые Кулибины, Циолковские, Архимеды.
По инициативе детей, было решено осуществить ещё один долгосрочный проект на тему «Инженерные и технические профессии»
Приложение 1
Сценарий квест-игры для детей подготовительной группы «Мир фантазий GIGO»
Цель: создание благоприятных условий для формирования положительного отношения и интереса к процессу конструирования из конструктора GIGO у воспитанников.
Детская цель: собрать все шестерни для робота Ботли, чтобы спасти мир GIGO.
Задачи:
- Совершенствовать умение детей читать схему, конструировать по схеме, анализировать постройки;
- Способствовать повышению мотивации у детей к освоению способам практического и творческого использования конструктора GIGO;
- Совершенствовать умение работать в команде;
- Развивать ориентировку в пространстве;
- Воспитывать интерес к конструктивной деятельности посредством конструктора GIGO;
- Воспитывать отзывчивость и умение прийти на помощь.
Ход:
Детям приходит письмо от робота: «Дорогие ребята, меня зовут Ботли. В моей GIGO стране произошла беда – у нас пропали все шестеренки и теперь наши машины, роботы-помощники и различные механизмы не могут работать. Я оставил вам подсказки, по которым вы сможете собрать их все и спасти нашу страну.» В конверте лежат 4 пронумерованные карточки: кабинет логопеда, спортивный зал, изостудия, старшая группа солнечные лучики.
Задаём детям уточняющие вопросы:
- Вы хотите помочь?
- Как мы можем помочь?
- Куда мы сначала отправимся? Куда дальше? А потом?
- Вы готовы отправиться?
СТАНЦИЯ 1. Кабинет логопеда. «Собери схему»
Оборудование: разрезные схемы (миксер, прибор для изготовления лапши), шестерёнка, письмо от робота.
Записка от робота: «Кто-то разрезал и запутал все наши схемы, помоги их восстановить и собрать»
После выполнения задания детям дают одну шестерёнку
СТАНЦИЯ 2. Спортивный зал. «Сконструируй постройку»
Оборудование: схема «Часы», конструктор GIGO (набор 1405 – шестерни), шестерёнка, письмо от робота.
Записка от робота: «Отгадайте загадку и сконструируйте отгадку с помощью схемы»
День и ночь они идут,
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик-так, тик и так,
Стрелки, будто как усы.
Называется ….. (часы)»
После выполнения задания дети получают шестеренку.
СТАНЦИЯ 3. Старшая группа «Солнечные лучики». «Помоги младшему»
Оборудование: конструктор GIGO (набор 1404- «Трассы»), шестерёнка.
Ребята заходят в группу, а ребята строят из конструктора GIGO. Воспитатель старшей группы рассказывает, что у них возникли сложности с новым конструктором и они не знают, что делать. Наводит детей на мысль, чтобы они сами предложили помощь младшим.
За помощь старшей группе детям вручается шестерёнка.
СТАНЦИЯ 4. Изостудия. Поиск по карте.
Оборудование: карта, ветроробот
Как только дети заходят в изостудию, они находят карту помещения, где указано место на карте крестиком и шаги, которые они должны пройти.
Когда все шаги пройдены, дети находят чемодан, куда нужно опустить все шестерёнки, которые они заработали, проходя квест. Когда все шестерёнки опускаются, чемодан открывается и там дети находят новую игрушку – ветроробот.
Рефлексия:
Дети возвращаются в группу. Воспитатель предлагает детям наклеить шестерёнки по цвету:
Зелёные – если все задания были лёгкие;
Жёлтая – если было трудно при выполнении некоторых заданий;
Красная – если все задания было выполнять трудно.
Воспитатель предлагает детям рассказать детям, какие затруднения у них возникли и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А.С. ПУШКИНА»
Педагогический проект «Знакомство старших дошкольников с творчеством А.С.Пушкина» позволит педагогам организовать деятельность детей в соответствии с задачами проекта....
Педагогический проект «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А.С. ПУШКИНА»
Педагогический проект «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А.С. ПУШКИНА»...
Педагогический проект "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. С. Пушкина"
Ссылка на Наше Подмосковье https://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn–p1ai/projects/45568/Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина, это вечно молодые волшебные истории для детей, добрые и п...
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством художника В.А. Федорова»
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством художника В.А. Федорова»...
Образовательный проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством детского писателя К. И. Чуковского»
Актуальность проекта: Неустойчивый интерес детей к произведениям художественной...
презентация проекта"«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского и немецкого народов Поволжья»
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурн...