Развитие конструкторских способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду
Создание развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_konstruirovanie.docx | 382.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие конструкторских способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Цель ФГОС:
Создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде:
- Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
- Быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
В соответствии с ФГОС ДО одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Поэтому для педагогов, несомненно, важным является поиск универсальных средств, методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям образовательной работы в ДОУ.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение отводится дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь, в соответствии с новыми стандартами, необходим новый подход. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.
Промышленность страны в настоящее время нуждается в модернизации, развитии, которая будет невозможной без высококвалифицированных специалистов и развития инженерного образования. Ввиду того, что наблюдается нехватка инженерных кадров и избыток менеджеров, юристов, возникает необходимость приобщать детей к инженерным наукам, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.
По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Работая в детском саду, у меня возник большой интерес к данной проблеме. Поэтому в своей работе мы стараемся приобщить детей к техническому творчеству.
Осваивая основы инженерных наук с помощью взрослых, ребенок учится видеть конструкцию не только снаружи, внешне, но и узнает, как все устроено изнутри.
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности в нашем детском саду являются важной частью предметно-развивающей среды группы.
Основные цели организации и работы уголка:
- вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
- стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
- позволить детям попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.
Для этого уголок конструирования оснащён материалами, предусмотренными программой, а также отвечает требованиям, которые предъявляет ФГОС к зонам предметной развивающей среды детского сада.
Конструктор «Лего» используем в играх для разных возрастных групп детей и разной тематики. «Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Магнитный конструктор представляет собой набор разноцветных деталей (геометрические фигуры), которые могут соединяться между собой за счет свойств магнита. Сами детали сделаны из гипоаллегенного металла и имеют пластмассовую оплетку ярких цветов (экологически чистая краска не содержит вредных веществ), поэтому не могут нанести никакого вреда ребенку. Кроме того, наборы разделяются по возрастной категории, и чем меньше возраст, тем крупнее детали, чтобы малыш не мог их проглотить. Все элементы подобраны так, чтобы даже самая маленькая ручка могла их легко удержать.
Пользу конструктора давно признали все ведущие психологи и логопеды, поэтому и рекомендуют детям такие игры. Во время занятий с магнитным конструктором у ребенка очень хорошо развивается мелкая моторика пальцев, что напрямую связано с развитием речи. Магнитный конструктор развивает воображение, образное мышление, ловкость, усидчивость, терпеливость. С его помощью можно создавать дома, корабли, машины, замки, каркасы предметов, то есть, на практике познавать мир. Из него можно даже собирать необычные модели, такие как атомы, молекулы, структуру ДНК, различных животных. Кроме того, в процессе конструирования ребенок воочию изучает свойства магнита.
Конструктор «Умные палочки - кружочки» помогает развить в юных исследователях усидчивость и стать настоящими инженерами! Крепления у этого конструктора не простые, каждая деталь должна быть хорошо продумана, поскольку скрепляются палочки и держатся с помощью друг друга. Тренируя логическое мышление и ловкость пальцев, ребенок добьется успеха, воплотив идеи конструкторской мысли в жизнь.
Деревянный конструктор состоит из геометрических фигур: куб, полукуб, брусок, призма, арка, кирпичики, два вида цилиндров и пластин. Я считаю, что он случит очень удачным строительным материалом и его главное преимущество – устойчивость деталей при постройке. Целью данного конструктора является развитие творческих способностей детей, конструктивных умений, развитие всех сторон речи. Актуальность игрового конструктора, в процессе конструктивной деятельности и ребят активно формируется умение рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать, делать различия и обобщения.
Детское конструирование может быть изобразительным (из природного материала, из бумаги) и техническим (из строительного материала – кубиков, специальных детских конструкторов). Постройки и поделки из природного материала, бумаги, бросового материала, изготовленные детьми иногда пригодны для практического использования – для детских игр, украшения елки, подарка родственнику или другу и т. д. По своему характеру детское художественное конструирование более сходно с изобразительной деятельностью.
Еще одним боком является конструирование из бумаги (оригами и бумагопластика). Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами.
Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.
Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.
Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии, её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость работы состоит в том, что мате...
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления...
Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Концептуальное изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...