"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
статья (старшая группа) на тему
Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость работы состоит в том, что материалы могут быть использованы для работы педагогов, психологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения
детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Существует множество методов и процедур психодиагностического исследования уровня развития воображения. Для определения возможностей активного воображения вначале нужно изучить воссоздающее, а затем творческое воображение. Исследование проводилось как фронтально на занятиях, так и индивидуально.
Исследование уровня развития воображения детей-дошкольников, посещающих ДОУ проводилась в 3 этапа: на первом этапе определялся объект, предмет, задачи исследования, подбирались адекватные методы; на втором – осуществлялась психологическая диагностика детей, обобщались результаты диагностик; на третьем - разрабатывались развивающие занятия для детей.
Объект диагностики и коррекционного воздействия –дети дошкольного возраста (5-6 лет) , посещающие старшую группу детского дошкольного учреждения, 17 человек.
Для определения возможностей активного воображения, сначала исследовалось воссоздающее воображение, а затем творческое.
Для исследования воссоздающего воображения, применялась методика «Нарисуй сказку», в инструкции которой, детям читают сказку два раза с интонационным выделением значимых частей, после этого вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.
Для изучения уровня развития творческого воображения, использовались методики Торренса :
1.«Дорисуй кружочки». Предлагаются лист бумаги с пятью кругами и круг, у которого справа и слева по черточке. Нужно добавить любые детали иак, чтобы получились различные предметы.
2. «На что похоже?». Ребенку предлагается рисунок и задается вопрос: «На что это может быть похоже?».
3. «Использованиие предмета». Предложить как можно больше способов применения предмета (газета), отличающихся от обычных.
Выбор указанных заданий объясняется тем, что предлагаемые в нем наглядные опоры активизируют всю психическую деятельность детей. Процесс дорисовывания и создания воображаемой картины позволяет выявить особенности операций анализа, синтеза, способность видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет свое воображение поставленной задаче, создавая новый целостный образ с использованием данной фигуры.
После проведения исследования, получились следующие результаты:
Первичная диагностика | Итоговая диагностика | |||||
В | С | Н | В | С | Н | |
Воссоздающее воображение | 58,8% (10чел.) | 41,1% (7чел.) | - | 82,3% (14чел.) | 17,6% (3чел.) | - |
Творческое воображение | 29,4% (5чел.) | 52,9% (9чел.) | 17,6% (3чел.) | 58,8% (10чел.) | 41,1% (7чел.) | - |
По завершению первого этапа исследования уровня развития воображения, можно констатировать зависимость характера выполнения заданий от овладения детьми структурными (имеющийся запас представлений, чувственный опыт) и операциональными (механизмы и действия воображения на основе имеющегося опыта и представлений) компонентами воображения, а также от обученности детей приемам преобразования образов восприятия, памяти и представлений, трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире и неточность представлений; несформированность познавательных интересов.
На основании результатов первичной диагностики, для детей были разработаны занятия по развитию воображения, после которых была проведена итоговая диагностика. Сравнительный анализ психодиагностики показывает положительную динамику творческих процессов детей. Благодаря развивающим занятиям: повысился показатель воссоздающего воображения в среднем на 23,5% и творческого воображения в среднем на 29%. В ходе занятий у детей активизировались познавательные процессы (память, внимание, восприятие, творческое мышление), расширился кругозор, дети с удовольствием выполняли задания, особенно коллективные работу, получали положительный эмоциональный заряд.
Работая с детьми, неизбежно сталкиваемся с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Результаты диагностического исследования доводятся до сведения родителей на каждом этапе в развернутом виде. Результаты диагностики, наблюдения раскрываются родителям по мере их интерпретации, затем даются практические рекомендации по развитию творческого воображения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»
« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление на педагогическом совете....
Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"
Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....
Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации «Изонить» (Из опыта работы)
занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение...
Инновационный подход в работе педагогов ДОУ в направлении развития творческого воображения детей дошкольного возраста
В статье анализируется актуальность реализации нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются, как общепринятые, так и новые цели и задачи художественного вос...
Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...