Образовательная практика "Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста через реализацию технологии «Лего-сказка»"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Муратова Наталья Ивановна

Участие: Экспертная сессия образовательных практик в направлении «Современные практики реализации региональной Концепции развития дошкольного образования» для включения в РАОП       «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста через реализацию технологии «Лего-сказка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki.lego-skazki_muratova_n.i.docx9.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста через реализацию технологии «Лего-сказка»

  1. Название практики

Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста через реализацию технологии «Лего-сказка».

Ф.И.О. автора(ов)/реализаторов практики: Муратова Наталья Ивановна.

  1. Тип представленной практики:

- педагогическая практика.

3.Ключевые слова практики.

Лего-конструирование, LegoClassik, Лего-центр, техническое творчество, лего-сказка.

4. Целевая аудитория (на какую группу участников образовательной деятельности направлена практика):

- воспитанники подготовительной группы (дети 6 – 7 лет).

5. Проблема (актуальность), на решение которой направлена практика:

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески и уметь рассказать об этом. Однако, по результатам наших наблюдений, было установлено что, дети затрудняются в описании явлений, процессов, в планировании и оценке собственной деятельности, в умении делать выводы, заключения. Решить вышеуказанные проблемы позволяет направление лего-конструирование в сочетании с приемом «Лего-сказка».

Использование в моей работе «Лего-сказки» актуально еще и потому, что я работаю на группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Благодаря этому приему обучение рассказыванию становится увлекательным занятием для детей старшего дошкольного возраста, независимо от их способностей или знаний. Помогает не только закрепить основы пересказа, но и развивает их коммуникативные способности. Исходя из выше сказанного, дети старшего дошкольного возраста, работая с конструктором Лего и приемом «Лего-сказка» быстрее научатся свободно выражать свои мысли. «Лего-сказка», как прием работы с лего-конструктором способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию речи у детей.

6. Цель, ключевые задачи, на решение которых направлена практика (решение задач относительно целевой группы).

Цель: развитие конструкторских способностей и связной речи посредством использования «Лего-сказки», как приема работы с лего-конструктором.

Задачи: 

  • Развивать умение конструировать по собственному замыслу и с опорой на технологическую карту.
  • Способствовать развитию самостоятельности и инициативы, через выбор содержания «Лего-сказки» и материалов для её реализации.
  • Развивать связную речь, умение выразить свой замысел.

7. Основная идея/суть/базовый принцип практики.

Основная идея практики - использование «Лего - сказки» как приема для развития речи и конструкторских способностей воспитанников 6 – 7 лет, а так же гармоничное соединение современной технологии лего-конструирование с приемом «Лего-сказка».

8. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика.

Средством реализации задач в рамках данной практики является прием «Лего-сказка» и конструктор LegoClassik10698. Дополнительными средствами являются мелкие игрушки для обыгрывания.

Практика реализуется в рамках кружка «Технознайка».

Данная практика реализуется через технологии, приемы, такие как: «Утренний  круг», «Планирование», «Работа в малых группах», «Рефлексивный круг».

Организационными формами практики являются: индивидуальная и подгрупповая работа педагога с воспитанниками.

Придумывание «Лего-сказки» происходит в двух направлениях:

•        придумывание «Лего-сказок» по готовому набору героев и построек для развития сказочного сюжета;

•        придумывание «Лего-сказки» по готовому набору героев и построек для развития сказочного сюжета с дальнейшим дополнением постройки, введением новых героев, развитием новых сюжетных линий.

Этапы работы с «Лего-сказкой» следующие: 

I этап «Утренний круг»: все начинается с группового сбора, на котором мы с детьми принимаем общее решение, что будем делать. Я, как педагог могу ввести проблемную ситуацию, которая и будет подталкивать детей к дальнейшей деятельности.

2 этап «Наш план»: мы планируем наши дальнейшие действия. Здесь дети подбирают для себя сказочных героев, технологические карты недостающих построек, обозначают для себя, что будут конструировать и строить. Решают, с кем будут работать – одни или в подгруппах.

3 этап «Леготека»: ребята осуществляют задуманное – строят по технологическим картам или по замыслу (возможно, предварительно зарисовывают свою постройку).

4 этап «Сказочники»: дети начинают придумывать сказку по готовому набору героев и построек. На этом этапе, возможно, «лего-сказка» будет логически завершена, и мы перейдем к «рефлексивному кругу».

5 этап «Сказочники. 2 сезон»: если у детей не получилось закончить лего - сказку, то для развития сказочного сюжета (новой сюжетной линии) они вводят новых героев, дополнительные постройки.

6 этап «Рефлексивный круг»: после завершения сказки с детьми усаживаемся на коврики в круг, на котором происходит осмысление собственных действий детей: они анализируют собственный опыт, как бы проживая те или иные события, выражают свои чувства и переживания публично, анализируют и делают выводы. Здесь же может появиться какая-нибудь идея, замысел на последующее «занятие».

В своей работе использую следующие принципы:

  • невмешательства в работу детей,
  • не оценивания работ детей.

При работе с данным приемом я, как педагог: знакомлю детей с приемом «Лего-сказка»; поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми «Лего-сказки»; после окончания работы предлагаю сыграть еще раз (может быть, появится другая сюжетная линия). Затем собираемся на рефлексивном круге.

Совместно с детьми мы приняли решение собирать наши «лего-сказки» в папку – создать книгу «Лего - сказки».

9. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика (соответствие заявленных результатов целям и задачам практики).

Заявленная практика направлена на достижение следующих результатов: 

  • У детей совершенствуются умения конструировать по собственному замыслу и с опорой на технологическую карту.
  • Дети будут проявлять самостоятельность, инициативу через выбор содержания «Лего-сказки» и материалов для её реализации.
  • У детей совершенствуется связная речь, дети умеют выражать свой замысел, описывают явления, процессы, планируют и оценивают собственную деятельность, делают выводы, заключения.

10. Способы/средства/инструменты измерения результатов практики.

Результаты образовательной практики отслеживаются на основе педагогического наблюдения. Педагог ведет наблюдения за ребенком регулярно в самостоятельной и совместной деятельности. Наблюдения фиксируются в индивидуальных картах развития детей.

11. Что изменится в результате реализации практики:

Масштаб изменений - уровень образовательной организации.

12. Указать с какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться.

Недостаточность финансирования.

13. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей практикой:

  • консультационное сопровождение
  • предоставить информационные материалы
  • предоставить методические материалы
  • провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.

14* При наличии рекомендательных писем/экспертных заключений/ сертификатов, подтверждающих значимость практики для сферы образования перечислить документы и указать ссылку на сайте образовательной организации

15* При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики указать ссылки на источники, размещенные на сайте организации

16* При наличии видеоматериалов о реализуемой практике указать ссылку на них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ

  Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы  детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться ...

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Взаимодействие с семьями обучающихся по развитию предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на районном семинаре по теме: Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»по теме: «Взаимодействие с се...

Практическое пособие «ШЕСТЕРЁНКИ» для педагогов ДОУ по использованию технических сказок в развитии способностей к техническому творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO

Ведущая педагогическая идея практического пособия состоит в оказании практической помощи педагогам дошкольных организаций для методически грамотного использования авторских технических сказок в развит...

Формирование начальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста, через реализацию образовательного проекта «Уроки из океана», как инструмента развития пространственного мышления.

Формирование начальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста, через реализацию образовательного проекта «Уроки из океана», как инструмента развития пространств...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...