Что растёт у нас в саду
занимательные факты по конструированию, ручному труду (старшая группа)
«Чьо растёт у нас в саду»
Цель:
-расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; обобщение знаний детей о жизни насекомых, диких животных и птиц в осенний период.
Задачи:
-воспитывать интерес и любовь к природе;
-уточнить и закрепить знания детей о изменениях в природе;
-продолжать формировать умения узнавать и характеризовать приметы;
-закреплять и пополнять знания детей о насекомых, птицах и диких животных; развивать умения анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы.
-Воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
Ход НОД
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о том, как меняется природа осенью. Будим собирать разноцветные листочки,цветочки и ягоды. Что такое природа? Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Она бывает: живой и неживой». Хочу прочитать вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева про осень. Надеюсь, вы внимательно послушайте, чтобы потом смогли ответить на вопросы.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И шумят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Зашумели воды
Быстрого ручья.
Птички улетели,
В дальние края.
Воспитатель: О каком времени года идет речь в этом стихотворении.
Ответы детей
«Кто больше расскажет об осени»
- когда приходит осень, после какого времени года?
- назовите все времена года?
- какие вы знаете осенние месяцы?
- сейчас какой осенний месяц? какой по счету осенний месяц?
- каким становится осенью день?
- как меняется природа осенью?
- почему осенью становиться прохладнее?
- какие осадки характерны для осени?
- какие периоды осени вы знаете?
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому, что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вы сказали про листопад. А почему листья падают осенью? Почему они не опадают весной, летом, а осенью падают?
Исследование №1 «Строения листа с помощью лупы».
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод детей: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Исследование №2 «Почему осенью желтеют листья?»
В листьях находятся невидимые нашему глазу зелёные вещества, только они существуют в том случае, если есть солнце. Зеленые зернышки с утра до вечера ловят солнечный свет. Осенью, когда солнца мало, зеленые зернышки тают, и лист начинает менять свой окрас.
Вывод детей: Листья меняют свой окрас, потому что не хватает солнечного света.
Физминутка.
А сейчас давайте вместе с вами превратимся в осенние листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Дети выполняют движения по тексту)
«Какой лист»
Если лист падает – падающий;
Если лист засыхает – засыхающий;
Если лист осыпается – осыпающийся ;
Если лист шуршит – шуршащий;
Если лист шелестит – шелестящий;
Если лист вянет – вянущий;
Если сохнет – сохнущий.
Воспитатель: Что происходит в осенью с птицами?
Ответы детей: В сентябре птицы готовятся улетать в теплые края, в октябре они улетают.
Воспитатель: А все ли птицы улетают на юг?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какие птицы улетают?
Дети: стрижи, ласточки, грачи, журавли, цапля, лебедь, жаворонок.
Воспитатель: Как называются птицы, покидающие родные края?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему они не могут перезимовать в родных краях?
Дети: Они питаются только насекомыми.
Воспитатель: А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро)
Воспитатель: Какие птицы улетают последними?
гуси, утки, лебеди. Пока водоёмы не замёрзли, им хватает корма.
Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам зимовать? (показать снегиря, синицу).
Воспитатель: Как называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
В народе их называют «зимовщики». И мы должны заботиться о них.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: воробей, голубь, синица, сова, сорока, ворона, кукушка, галка, снегирь.
Воспитатель: В чём заключается наша забота? (вешать кормушки, кормить)
Дидактическая «Игра кто улетает, а кто остается?»
Воспитатель: Помогите перелетным птицам долететь до теплого южного солнца.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Дидактическая игра «Какая погода бывает осенью?»
- Когда идет дождь - дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
-Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
Молодцы!
Воспитатель: Как себя ведут животные осенью, как они готовятся к зиме?
Я расскажу вам про то, как крот готовится к зиме. Крот не впадает в спячку. Он не делает запасов. Крот под землей роет ходы и ищет червей, которые глубоко спрятались под землей от холода. Шубку крот не меняет, потому что глубоко под землей ему не холодно.
Дидактическая игра «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью собирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — У деревьев осенью опадают листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Насекомые осенью — Насекомые осенью прячутся, исчезают.
Люди осенью – Люди осенью убирают урожай, утепляются, пашут поля.
Игра «Осенние слова».
Каждый, по очереди должен сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Итог занятия: Что такое природа, как она меняется осенью, как меняется жизнь животных, птиц и насекомых осенью?
Собранные листочки и ягоды собираем в баночку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в подготовительной группе Тема: «Праздник урожая. Что растёт в саду и в огороде»
Задачи:1. Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе.2. Продолжать формировать и закреплять представления детей...
ЧТО РАСТЁТ В САДУ И ОГОРОДЕ.
Материал для ознакомления детей с фруктами, овощами, ягодами....
Что растёт в моём саду.
Презентация к занятию по окружающему миру в средней группе...
тематическое планирование на неделю в старшей группе "Что растёт в саду и огороде"
Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представл...
Интегрированное занятие во второй младшей группе "Что растёт в саду осенью"
Цель занятия: расширять представления детей о фруктах и ягодах, месте их произрастания, учить сравнивать предметы по форме, цвету, величине....
Экологический проект «Мы садили огород - полюбуйтесь, что растёт!!!»
Экологический проект«Мы садили огород - полюбуйтесь, что растёт!!!» Состав проектной группы: дети средней группы, воспитатели, родители.Вид проекта: исследовательски – творчески...
Дидактическая игра "Что растёт в саду?"
Цель: закреплять представления детей об овощах и фруктах....