Статья: "ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: фольгопластика"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Чепель Елена Анатольевна

Актуальность выбранной темы:

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи, педагоги. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. От того насколько ребенок будет развит творчески напрямую зависят и познавательная активность, и умственные способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ»

Чепель Елена Анатольевна

(Ф.И.О. педагога)

Краткие сведения:

Должность

воспитатель

Образование

высшее

Квалификационная категория

высшая

Тема по самообразованию

«Использование фольгопластики в художественном конструировании для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года___________________________

Предполагаемая дата завершения работы над темой: май 2025 года_____________

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей в процессе художественного конструирования с нетрадиционным материалом – фольгой.____

Задачи:

1.Обучающие: познакомить детей со свойствами и особенностями фольги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности; познакомить детей с различными техниками работы с фольгой.________________

2.Развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность; развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук._____________________________

3.Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.______________________

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка):

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи, педагоги (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др. практиков).______________

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. ________________________________________________________________

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. _______________________________________

От того насколько ребенок будет развит творчески напрямую зависят и познавательная активность, и умственные способности ребенка (интерес узнавать новое, задавать вопросы, выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, наблюдать). __________________________________________

К сожалению, многим родителям в виду их загруженности на работе, некогда заниматься собственным ребенком, не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги, играть с ним, проще купить компьютерную игру или включить телевизор с иностранными мультфильмами. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и всё это способствует торможению их воображения, сковыванию инициативы, снижению качества результатов их деятельности. Ребенок может стать агрессивным, замкнутым, черствым, не желающим играть со сверстниками. _____

Ребенок может «потерять» себя как личность, не быть востребованным в нашем стремительно развивающемся обществе, жить «по шаблону», работать «по шаблону»._____________________________________________________________

А каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок, у него развито восприятие окружающего мира.________________________________

Поэтому, я считаю, что проблема развития творческих способностей, стоит сейчас очень остро. В процессе поиска решений этой проблемы у меня возникла идея увлечь детей интереснейшим видом художественного творчества – фольгопластикой. _______________________________________________________

Перечень изучаемой литературы:

1.Лыкова И. А. «Умные пальчики» - парциальная программа познавательного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в творческом конструировании. – Москва, «Цветной мир»,2016__________________

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г._____________________________________________________

3. Н. В. Шайдурова «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности», _____ 2018__________________________________________________________________

4. Интернет ресурсы. _________________________________________________

Посещение мероприятий различного уровня

п/п

Дата

Место проведения

Тип и тема мероприятия

Примечание

1.

11.2023

онлайн Интернет ресурс

мастер-класс: «Фольгопластика», воспитатель Федорова Ю.Г.

YouTube

2.

12.2023

онлайн Интернет ресурс

мастер-класс: Мастерская для педагога «Волшебная фольга», Кристина Отарьян

YouTube

3.

02.2024

онлайн Интернет ресурс

мастер-класс: Творческая мастерская «Педагог педагогу-фольгопластика»

YouTube

Участие в методической работе ДОУ

п/п

Дата

Тип мероприятия

Форма и тема участия

1.

02.05.2024

Консультация для воспитателей группы № 1 компенсирующего вида

Мастер-класс: «Изготовление звезды из фольги»

Образовательная деятельность с воспитанниками

п/п

Дата

Тип мероприятия

Тема

1.

12.12.2023

занятие

«Орехи в фольге»

2.

17.01.2024

занятие

«Звезда»

3.

05.03.2024

занятие

«Подснежники»

4.

08.04.2024

занятие

«Шлем космонавта» (коллективная работа)

5.

24.04.2024

занятие

«Чеканка»

6.

14.05.2024

занятие

«Мост Ломоносова» (коллективная работа)

Взаимодействие с семьями воспитанников

п/п

Дата

Форма мероприятия

Тема

1.

02.2024

Папка-передвижка

«Фольгопластика - что это такое»

2.

04.2024

Консультация –

информационный чат для родителей гр. «Тигрята»

«Идеи и приемы в работе с фольгой по теме «Космос»

3.

05.2024

Мастер-класс для родителей и детей

«Подарок к дню города» (чеканка)

Повышение квалификации (курсы, вебинары и др.)

п/п

Дата

Тип мероприятия

Тема

1.

26.11.2023

Вебинар: учебно-методический портал УчМет.

«Фольгопластика как средство развития художественно-творческих способностей, познавательной сферы старших дошкольников, эстетического отношения к окружающему миру»

Приемы (техники), формы, методы в работе с детьми

при использовании фольги на занятиях

Фольга - это прекрасный материал для изготовления поделок. Она сама по себе выглядит интересно, а сочетание фантазии и умения рождает удивительные поделки своими руками.

Прежде, чем приступать к изготовлению поделок из фольги, рекомендуется сначала провести экспериментально – исследовательскую деятельность с детьми, для изучения свойств фольги (пластичная, непрозрачная, хорошо держит форму и т.п.)

Приемы работы с фольгой (эксперименты):

-разрывание

-сминание

-скручивание в жгут

-скатывание

-скрепление частей

-вырезание

-процарапывание

-нанесение на шнур или проволоку

-тиснение (можно отпечатать предмет, например, монетку на фольге, фольга лежит на мягкой поверхности)

-гравировка (нанесение на фольгу рисунка и выкалывание узора острым предметом, например, зубочисткой)

-рельефный способ (оборачивание фольгой мелких предметов с рельефным рисунком, разглаживание поверхности до появления рисунка)

Техники изготовления поделок:

1. Обёртывание предметов (Берется бросовый, синтетический, природный, текстильный материал и оборачивается фольгой разглаживается по форме. Получаются замечательные игрушки: шкатулки, украшения интерьера, например, заворачиваем грецкие орехи в фольгу и подвешиваем за нитку на елку).

2. Скульптурная лепка или моделирование (объемные поделки из фольги) (Игрушки делаются точно так же, как из пластилина - сначала раскатываются отдельные детали в виде обычных шариков и колбасок, которые затем соединяют вместе, образуя нужную поделку. Фольга сама настолько прочно держит форму нужных деталей и их соединения, что порой для работы с ней не требуется никаких инструментов, кроме собственных ладоней).

3. Жгутиковое (ажурное) плетение (Например, из полоски фольги скатывается «колбаска», перекручивается по всей длине (получается длинный жгутик), далее из этого жгутика изгибаются украшения (кольца, серьги, браслеты, бусы и т.д.), либо из большого количества жгутиков (путем соединения их между собой) плетутся различные предметы (цветы, подсвечники и т.п)

4. Тиснение (На готовую форму из картона намазывается пластилин толщиной примерно 1-2 мм, затем форма оборачивается фольгой, сверху вдавливается рисунок (принцип печати), работы декорируются бусинами, бисером, стеклярусом и т.д.)

5. Аппликации

а) Рисуем на листе бумаги фигурку – шаблон с изображением зверька, цветка и т.д. Берем плотный лист фольги, накладываем поверх него наш шаблон с рисунком и обводим, с нажимом шариковой ручкой. Убираем бумагу и вырезаем из фольги по контуру фигурку. Из фигурок создаем задуманную композицию.

б) Из полоски фольги скатывается «колбаска», перекручивается по всей длине (получается длинный жгутик). Из этого жгутика изгибается контурное изображение предмета (гриб, яблоко), накладывается на картон и заполняется тонким слоем пластилина (от контура к середине) украшается бисером, пайетками. Контурное изображение можно и не заполнять пластилином.

Используемые средства:

-совместная деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная деятельность детей.

Применяемые методы:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-игровые.

Формы работы с детьми:

-игра-экспериментирование по заданному образцу;

-экспериментирование на занятиях;

-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, развлечений;

-продуктивная деятельность (создание различных поделок);

-организация выставок детского творчества;

-свободные творческие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

Статья: Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6-ти лет в условиях совместного образования»

Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6 лет с разными стартовыми возможностями в условиях совместного образования»...

Статья "Программа формирования у педагогов навыков работы с агрессивными детьми".

Программа формирования навыков работы с агрессивными детьми....

Статья "Программа формирования у педагогов навыков работы с агрессивными детьми".

Программа формирования навыков работы с агрессивными детьми....

Статья "Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в образовательной программе Учреждения"

laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего, и больше всего любуясь им радуясь тому прекрасному, что в нем находится»...