Статья "Программа формирования у педагогов навыков работы с агрессивными детьми".
статья по коррекционной педагогике
Программа формирования навыков работы с агрессивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_u_pedagogov_navykov_raboty_s_agressivnymi_detmi.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования у педагогов навыков работы с агрессивными детьми.
Как известно, профессия педагога отличается от многих других своей энергоемкостью. Эффективность его работы напрямую зависит от интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат, которые значительно увеличиваются, когда приходиться иметь дело с агрессивными детьми. Формирование у педагогических работников навыков адекватного восприятия таких детей позволит им грамотно выстроить систему взаимоотношений с воспитанниками и избежать конфликтных ситуаций.
Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и отношениями, которые складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности, ведь от взаимодействия педагога и ребенка зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса. Как показывают исследования и опыт, отношение педагога к ребенку отражается в виде ответной симпатии или антипатии, стимулирующей или блокирующей у него мотивацию учебной деятельности и общения. Вот почему проблема построения адекватных отношений между воспитателем и дошкольником в процессе педагогического взаимодействия является актуальной для современной социальной и педагогической психологии. Особое значение она приобрела в последние годы в связи с внедрением в ДОУ личностно-ориентированного подхода и технологий, которые не могут применяться на практике без соответствующей системы отношений между всеми участниками педагогического процесса.
Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, обусловили актуальность задачи изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важно анализировать проявления агрессивности в дошкольном возрасте, кода еще можно своевременно предпринять корригирующие меры. Ведь от агрессии ребенка страдают не только окружающие, но и он сам.
Учитывая актуальность данной темы была разработана психологическая программа «Учимся работать с агрессивными детьми, предназначенная для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Цели данной программы:
- построение благоприятных условий для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессивностью;
- формирование адекватного поведения в отношении агрессивных детей, развитие коммуникативных навыков, умения снимать эмоциональное напряжение.
В соответствии с этими целями были определены следующие задачи:
- усвоить правильное, более точное представление об агрессивных детях;
- сформировать способности адекватно оценивать отношение к себе детей с повышенной агрессивностью;
- научиться понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности агрессивных детей;
- освоить позитивные формы поведения и отношения к себе и окружающим;
- сформировать чувства самоценности и ценности дошкольников;
- развить навыки совместной деятельности, умение сотрудничать с данной категорией детей, согласовывать собственное поведение с их поведением;
- скорректировать психоэмоциональное состояние (снять психоэмоциональное напряжение (состояние агрессивности, тревожности), мышечные зажимы, преодолеть двигательный автоматизм, освоить приемы саморасслабления).
Работа с педагогами в рамках данной программы проводится в несколько этапов:
- наблюдение и диагностика (анкетирование) педагогов;
- проведение занятий (всего их 10);
- повторная диагностика и наблюдение за педагогами для определения результатов.
Реализацию программы координирует педагог-психолог ДОУ, который проводит предварительное наблюдение за педагогами или составляет анкету для выявления межличностных отношений педагога и детей. По итогам психодиагностического обследования в группу набираются воспитатели, имеющие:
- негативное отношение к агрессивным детям;
- повышенный или высокий уровень личностной тревожности;
- высокий уровень агрессии в сфере межличностных отношений педагог – агрессивный ребенок.
Оптимальное количество педагогов в группе 10-12 человек. Основные формы и методы организации занятий: групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Проводятся один раз в неделю в виде мини-тренингов продолжительностью 40-50 минут в послеобеденное время (во время сончаса). Все занятия проходят в соответствии с тематическим планом, разработанным для реализации программы «Учимся работать с агрессивными детьми»
Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей: первая представляет собой лекцию с элементами дискуссии, вторая – практикум, с помощью которого педагоги должны изменить свое отношение к агрессивным детям.
Начинается занятие с ритуала приветствия, что помогает сплотить группу, получить эмоциональное и мышечное расслабление, создать атмосферу единства. Во время теоретической части педагогам рассказывается о направлениях исследования агрессивности, соответствующих разработках в области психологии и педагогики. Во второй части занятия акцент делается на практических заданиях, что дает возможность закрепить пройденный теоретический материал. Педагоги на себе испытают ощущения и эмоциональное состояние агрессивного ребенка в тех или иных ситуациях. С помощью специальных упражнений воспитатели учатся находить причины агрессивности, правильно и конструктивно реагировать на разные формы проявления агрессии у детей.
В рамках работы по развитию навыков межличностного взаимодействия, усвоению различных средств воздействия на агрессивного ребенка предусмотрено обучение методам релаксации и саморегуляции. Для оптимизации психического состояния применяются гимнастика, в т.ч. дыхательная, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, медитация, арома-, арт-, и цветотерапия и др.
Все занятия строятся на основе следующих принципов: активности, исследовательской творческой позиции, объективации (осознания) поведения, партнерского (субъект-субъектного) общения.
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. Участники тренинга вовлекаются в специально разработанные действия, например, проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если участники получают установку быть готовым включиться в совершаемые действия в любой момент. Принцип активности опирается, в частности, на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90% того,что делает сам.
Суть принципа исследовательской творческой позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают уже известные в психологии идеи, закономерности, а также свои личные ресурсы, возможные особенности (что наиболее важно). Работа тренера (педагога-психолога) состоит в том, чтобы придумать, сконструировать и организовывать ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников, которые имеют определенный опыт общения и привыкли следовать своим правилам и моделям поведения. Сталкиваясь с другим, непривычным для них, способом обучения, участники тренинга проявляют недовольство, иногда даже в агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам группы осознать важность готовности и в дальнейшем, посде окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения основан на переключении в процессе занятий поведения участников с импульсивного на объективированный уровень, допускающий изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе – важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации. Одно из них – видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Следует учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться профессионально и с большой осторожностью.
Согласно принципу партнерского (субъект-субъектного) общения при проведении занятий учитываются интересы других участников взаимодействия, их чувства, эмоции и переживания. Созданная благодаря этому атмосфера безопасности, доверия, открытости позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Данный принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции.
Последовательная реализации названных принципов – одно из условий эффективной работы и главное отличие группы социально-психологического тренинга от других методов обучения и психологического воздействия.
Важно отметить, что эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.
В конце программы проводится заключительная диагностика, а также наблюдение за поведением воспитателей в ходе рабочего дня. Все данные фиксируются в аналитическом отчете. Так, результаты выполнения программы показали, что педагоги начинают относиться к детям с повышенной агрессивностью более терпимо, не провоцируют своим непониманием их агрессивные реакции. Таким образом, подробное изучение проблемы агрессивного поведения у детей, выявление причин их возникновения, а также усвоение методов и приемов взаимодействия с ними способствует эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет избежать конфликтных ситуаций, снять эмоциональное напряжение в детском и педагогическом коллективах ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.
Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....
Консультация для педагогов "Как работать с агрессивными детьми?"
Консультация для педагогов....
ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»
Повышенная гиперактивность, агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, врачей, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...
Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...
Статья "Программа формирования у педагогов навыков работы с агрессивными детьми".
Программа формирования навыков работы с агрессивными детьми....
Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с агрессивными детьми»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...