Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет 2022г.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
1.1. Пояснительная записка
Программа по легоконструированию носит техническую направленность. В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,
воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
2. Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
3. Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»
Актуальность: легоконструирование значимо в свете внедрения ФГОС, так как:
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_legokonstruirovanie_2022-2023.docx | 83.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации Ямальского района.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Принято на заседании Педагогического совета Детского сада «Солнышко» Протокол № 5 от «14» мая 2022 г. | Утверждаю Заведующая Детским садом «Солнышко» О. Е. Чечикова Приказ № 98 – о от «16» мая 2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Легосити 2.0» для детей 5-6 лет
(срок реализации – 1 год)
Педагог дополнительного образования (информатика) Стеценко П.А.
Яр-Сале 2022г.
Содержание.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка. 3
- Цель и задачи программы 4
- Содержание программы 4
- Планируемые результаты 6
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график 7
- Условия реализации программы 8
- Формы аттестации 8
- Оценочные материалы 9
- Методические материалы 9
- Список литературы 9
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Программа по легоконструированию носит техническую направленность. В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,
воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
- Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
- Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»
Актуальность: легоконструирование значимо в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Данная программа направленна на формирование познавательной активности, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
Срок реализации программы 1 год, с 70 общим количеством образовательных часов необходимых для освоения.
Форма обучения – очная.
Организация образовательного процесса носит групповой характер согласно программе развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинского детского сада «Солнышко» на 2020-2025 годы.
Занятия с детьми старшей группы (5-6 лет) проводятся 2 раза в неделю 20-25 минут.
Цели и задачи программы
Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса и первоначальных конструкторских умений, на основе легоконструирования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Личностные:
Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач.
Образовательные:
Развивать у дошкольников мелкую моторику, речь, умение работать в больших и малых группах. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление;
Метопредметные:
Воспитание коммуникативной активности, ответственности, дисциплины и усидчивости.
Содержание программы
Учебно–образовательный план
№ | Тема блока | Кол-во часов |
1 | Мир кубиков | 4 |
2 | Страна цветов цвета | 10 |
3 | Наши герои | 10 |
4 | Строения | 8 |
5 | Время волшебства | 8 |
6 | Транспорт | 10 |
7 | Окружающий мир | 8 |
8 | Большая стройка | 6 |
9 | Управление | 2 |
10 | Свободная игровая деятельность детей | 4 |
Содержание учебно-образовательного плана
Кол-во часов | ||
Мир кубиков | Знакомство с конструктором. Цель: познакомить детей с основными деталями | 4 |
Страна цветов цвета | Сборка прямой змейки Цель: научить детей соединять детали последовательно по цвету | 2 |
Башни. Цвета и размеры Цель: развить навык сравнения предметов | 6 | |
Пирамиды Цель: развитие математических навыков | 2 | |
Наши герои | Добавление персонажей по замыслу и объединение в группы Цель: развитие речи | 6 |
Мой любимый мульт-герой Цель: развитие речи | 4 | |
Строения | Конструируем ворота и заборчик Цель: формирование конструкторских навыков | 2 |
Конструируем домик Цель: развитие мелкой моторики | 2 | |
Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик Цель: формирования навыка действия по алгоритму | 4 | |
Время волшебства | Елочка Цель: развитие творческих способностей | 2 |
Новогодняя игрушка Цель: развитие творческих способностей | 4 | |
Выставка новогодних работ Цель: развитие творческих способностей | 2 | |
Транспорт | Конструирование машины Цель: развитие творческих способностей | 4 |
Конструирование самолета Цель: развитие конструкторских навыков | 4 | |
Типы колес Цель: Цель: развитие конструкторских навыков | 2 | |
Окружающий мир | Моделируем цветок Цель: формирование понятия «симметрия» | 4 |
Моделируем диких животных Цель: развития навыка работы в малой группе | 4 | |
Большая стройка | Конструирование: детская игровая площадка Цель: развитие навыка совместной работы | 6 |
Управление | Пульт ДУ Цель: развитие инженерных навыков | 1 |
Блок управления Цель: развитие инженерных навыков | 1 | |
Свободная игровая | Развивающие игры с использованием конструктора | 4 |
деятельность детей | Цель: творческое развитие |
1.4 Планируемые результаты работы.
Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы:
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – «чтение» инструкции, создание новой конструкции, постановке новых заданий.
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в конструкторской деятельности.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может обосновать последовательность своих действий и манипуляций, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и мелкими деталями конструктора.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Планируемые результаты:
- формирование устойчивого интереса конструированию
- формирование навыка работы по инструкции
- формирование навыка творческого воображения
- формирование навыка прогнозирования
- формирование стремления довести дело до конца
- формирование навыка проектной групповой работы
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Месяц | Содержание темы | Кол-во часов |
Сентябрь | Виды конструкторов | 1 |
Типы деталей | 1 | |
Способы крепления | 1 | |
Платформы в конструкции | 1 | |
Последовательные соединения деталей | 1 | |
Переходы между деталями | 1 | |
Подбираем нужный цвет | 1 | |
Различие оттенков и их значение в постройке | 1 | |
Октябрь | Больше деталей – меньше постройка | 1 |
Большие строения | 1 | |
Разноцветные украшения | 1 | |
Сочетание украшений – усложнение конструкции | 1 | |
Ярусы и этажи | 1 | |
Пирамиды это сложно | 1 | |
Нужны ли домам жильцы | 1 | |
Кто где работает | 1 | |
Ноябрь | Заселяем новый дом | 1 |
Гости к нам приходят | 1 | |
Участок в деревне | 1 | |
У замков есть стены | 1 | |
Посетители магазина | 1 | |
Репортаж с места событий | 1 | |
В гостях у бабушки | 1 | |
Новостройки | 1 | |
Декабрь | Квадратный колобок | 1 |
Гости из сказок | 1 | |
Лего супергерои | 1 | |
Три богатыря | 1 | |
Скоро, скоро Новый Год | 1 | |
Ель царевна | 1 | |
Украшаем ёлку | 1 | |
Игрушки для ёлки из кубиков и не только | 1 | |
Январь | Чья елка выше | 1 |
Что принес нам Дед Мороз | 1 | |
«Заворачиваем» подарки | 1 | |
Положили мы под елку | 1 | |
Новогодняя гирлянда | 1 | |
Прибираем ёлку | 1 | |
Февраль | Основа для машины | 1 |
Больше четырех колес | 1 | |
Меньше четырех колес | 1 | |
Грузовая или легковая | 1 | |
Как железо летает | 1 | |
Зачем самолету колеса | 1 | |
Самолет без колес | 1 | |
По земле, по воде, по воздуху | 1 | |
Март | Колеса всех размеров | 1 |
Зачем колеса танку | 1 | |
Типы растений | 1 | |
Мой зеленый подоконник | 1 | |
Что растет на грядке | 1 | |
Леса России | 1 | |
Животные России | 1 | |
Кто живет в лесу | 1 | |
Апрель | Скотный двор | 1 |
Мой домашний питомец | 1 | |
Мир под водой | 1 | |
Что таит в себе океан | 1 | |
Мы играем во дворе | 1 | |
На чем бы покататься | 1 | |
Горки – горочки | 1 | |
Есть куда залезть | 1 | |
Май | Не только играем но и тренируемся во дворе | 1 |
Площадка моего двора | 1 | |
Знакомимся – робот | 1 | |
Кто управляет роботом | 1 | |
Лего пазлы | 1 | |
Найди пару | 1 | |
Повтори мой ряд | 1 | |
Зеркальная постройка | 1 |
Условия реализации программы
- Конструктор «Автомастерская»;
- Конструктор Lego classic 10712 «Fun functions»
- Конструктор Lego classic 10715 «Many different wheels»
- Конструктор Lego classic 11005
- Конструктор Lego classic 10717
- Конструктор Lego classic 10713 «Bring along bricks»
- Lego Duplo «Зоопарк»
- Lego Duplo «Службы спасения»
- Lego Duplo «Строительная техника» 10.Lego Duplo «Обеденная зона» 11.Lego Duplo «Набор труб»
Методическое обеспечение:
1. Книга идей 365 штук из кубиков LEGO – сборник инструкций и игр Инженерные кадры России. От детского сада до производства – инженерная
книга. Сборник лучших проектов.
Формы аттестации
Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Легосити 2.0», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты.
По окончанию тематического раздела проводится выставка детских работ, с предоставлением фотоотчета.
Оценочные материалы Высокий уровень развития:
Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по схеме без помощи педагога.
Средний уровень развития:
Самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки.
Низкий уровень развития:
Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует только под контролем педагога; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует только под контролем педагога.
Методические материалы:
1.Подгрупповые занятия (объединяет детей, связанных по интересам). 2.Парная работа (основной целью является взаимообучение).
4.Индивидуальная работа (ребенок склонен для себя что-то открыть). 5.Самостоятельная деятельность (дети применяют свое творчество,
фантазию, могут становиться героями придуманных сюжетов).
6.Работа с родителями.
Все занятия разделены на 3 части:
Часть 1. Вводная
Задача:Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.
Содержание:разминка для пальцев и глаз.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно конструкторская деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа
Часть 3. Завершающая
Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.
Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.
Список литературы:
- Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2019.
- Наука. Энциклопедия.–М., «РОСМЭН», 2020 г.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введенияФГОС. Пособие для педагогов.ИПЦ Маска, 2019г.
Интернет–ресурсы: http://int-edu.ru http://www.spfam.ru/contacts.html http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/http://insiderobot.blogspot.ru/ https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011 http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69 http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/ http://www.robocup2010.org/index.php http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет 2022г.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»1.1.Пояснительная запискаПрограмма по робототехнике носит техническую направленность.Современный мир очень быстро развивается, в особе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по развитию творческой активности детей через овладение навыками анимационных техник для детей 6-7 лет «Мультстудия МультСад»
Мультипликация даёт возможность проявить свои способности в рисовании и различных видах прикладного искусства, музыке, речевом развитии; получить навыки работы с техническим оборудованием. Дошкольники...