Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет 2022г.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Программа по робототехнике носит техническую направленность.
Современный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьютера, интернета или мобильного телефона. Не многие задумывались над тем, что все эти творения человеческого гения являются продуктом инженерии и робототехники.
Существует несколько направлений развития робототехники. Военные роботы используются для помощи военнослужащим в военных операциях. К ним относятся роботы-сапёры и спасатели, роботы-разведчики – беспилотные летательные аппараты и другие. Космические роботы отлично справляются с работой за пределами Земли – это зонды, луноходы, марсоходы и другие. Бытовые роботы помогают человеку в повседневной жизни, например, робот- пылесос или мобильный телефон.
В мире где физический труд человека все чаще заменяется на машинный, нельзя отставать от современных технологий. Большая часть вещей, которыми сейчас пользуется каждый собрана машинами, но именно человек создал эти машины. Роботы помогают в жизни человека и облегчают его труд, но что бы создать робота нужны определенные навыки и знания. Эти навыки человек может развивать с ранних лет. В процессе игровой деятельности и на занятии.
Занятия по робототехнике проводятся во многих школах как мира, так и России. Уже в 5 – 7 лет ребенок способен совершить первые шаги в направлении робототехники и создать своего первого робота. Занимаясь робототехникой, ребенок развивает множество навыков начиная с навыков общения и работы в коллективе, заканчивая познанием мира и законов физики.
На современном этапе развития технологий создана среда для обучения детей робототехнике. Специализированные конструкторы такие как: LEGOEducation, Myrobottime, Robokids, позволят под руководством педагога овладеть навыками робототехники, инженерии и программирования. На занятиях ребенок научится создавать простые и сложные механизмы, в которые научится прописывать алгоритмы действий.
Данная программа предназначена обучить ребенка основам робототехники, познакомить его с достижениями современных технологий и направленна на:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Программа составлена на основе Корягина А.В. «Образовательная робототехника (LegoWeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_robototehnika_2022-2023.docx | 80.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации Ямальского района.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Принято на заседании Педагогического совета Детского сада «Солнышко» Протокол № 5 от «14» мая 2022 г. | Утверждаю Заведующая Детским садом «Солнышко» О. Е. Чечикова Приказ № 98 – о от «16» мая 2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Робосити 2.0» для детей 6-7 лет
(срок реализации – 1 год)
Педагог дополнительного образования (информатика) Стеценко П.А.
Яр-Сале 2022г.
Содержание.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка. 3
- Цель и задачи программы 4
- Содержание программы 4
- Планируемые результаты 6
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график 8
- Условия реализации программы 9
- Формы аттестации 9
- Оценочные материалы 10
- Методические материалы 11
- Список литературы 12
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Программа по робототехнике носит техническую направленность.
Современный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьютера, интернета или мобильного телефона. Не многие задумывались над тем, что все эти творения человеческого гения являются продуктом инженерии и робототехники.
Существует несколько направлений развития робототехники. Военные роботы используются для помощи военнослужащим в военных операциях. К ним относятся роботы-сапёры и спасатели, роботы-разведчики – беспилотные летательные аппараты и другие. Космические роботы отлично справляются с работой за пределами Земли – это зонды, луноходы, марсоходы и другие. Бытовые роботы помогают человеку в повседневной жизни, например, робот- пылесос или мобильный телефон.
В мире где физический труд человека все чаще заменяется на машинный, нельзя отставать от современных технологий. Большая часть вещей, которыми сейчас пользуется каждый собрана машинами, но именно человек создал эти машины. Роботы помогают в жизни человека и облегчают его труд, но что бы создать робота нужны определенные навыки и знания. Эти навыки человек может развивать с ранних лет. В процессе игровой деятельности и на занятии.
Занятия по робототехнике проводятся во многих школах как мира, так и России. Уже в 5 – 7 лет ребенок способен совершить первые шаги в направлении робототехники и создать своего первого робота. Занимаясь робототехникой, ребенок развивает множество навыков начиная с навыков общения и работы в коллективе, заканчивая познанием мира и законов физики.
На современном этапе развития технологий создана среда для обучения детей робототехнике. Специализированные конструкторы такие как: LEGOEducation, Myrobottime, Robokids, позволят под руководством педагога овладеть навыками робототехники, инженерии и программирования. На занятиях ребенок научится создавать простые и сложные механизмы, в которые научится прописывать алгоритмы действий.
Данная программа предназначена обучить ребенка основам робототехники, познакомить его с достижениями современных технологий и направленна на:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Программа составлена на основе Корягина А.В. «Образовательная робототехника (LegoWeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов.
Актуальность:
Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе вестественнонаучном направлении; в соответствии требованиям ФГОС, который определяет конструирование обязательным компонентом образовательной программы, способствующим развитию исследовательской и творческой
активности детей,а также умений наблюдать и экспериментировать.
Данная программа направленна на формирование познавательной активности, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
Срок реализации программы 1 год, с 70 общим количеством образовательных часов необходимых для освоения.
Форма обучения – очная.
Организация образовательного процесса носит групповой характер согласно программе развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинского детского сада «Солнышко» на 2020-2025 годы.
Занятия с детьми старшей группы (5-6 лет) проводятся 2 раза в неделю 20-25 минут.
Цели и задачи программы Цель:
Развитие навыков начального технического конструирования, мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и её основных свойств.
Задачи:
Личностные:
формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач;
Образовательные:
развивать у дошкольников интерес к моделированию, инженерии и техническому конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление, умение работать в группе, речевые навыки;
Метопредметные:
воспитание коммуникативной активности, ответственности, дисциплины и усидчивости.
Содержание программы:
Учебно–тематический план
№п.п. | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в робототехнику | 1 |
2 | Введение в конструирование и программирование | 25 |
3 | Юный робототехник | 43 |
Итого | 70 |
Содержание образовательной деятельности
Тема занятий | Краткое описание содержания | Кол-во часов |
Первые механизмы | Знакомство с конструктором. Цель: инструктаж по технике безопасности. | 3 |
Валы, двигатель, датчики Цель: научить основам механики | ||
Соединяем электромотор Цель: научить основам механики | ||
Знаковые системы | Конструирование букв алфавита. Цель: развить навык сравнения предметов | 6 |
Конструирование цифр: Цель: развить навык сравнения предметов | ||
Среда программирования: Цель: изучение основ программирования | ||
Наши герои | Добавление персонажей по замыслу и объединение в группы Цель: развитие речи | 4 |
Мой любимый мульт-герой Цель: развитие речи | 2 | |
Строения | Конструируем сложную ограду | 8 |
Как использовать блоки | ||
Соединяем блоки и рамки | ||
Конструирование мостов | ||
Типы механизмов | Игры на знание простых математических вычислений: Цель: развитие математических навыков | 8 |
Изучение электронных частей Цель: развитие инженерных навыков | ||
Червячная передача. Цель: развитие инженерных навыков | ||
Типы колес. Типы шестеренок. Цель: развитие навыков механики | ||
Принцип рычага. Цель: развитие навыков механики | ||
Использование шестеренок при конструировании Цель: развитие навыков механики | ||
Время волшебства | Крутящаяся новогодняя игрушка: Цель: развитие творческих навыков | 4 |
Выставка новогодних работ: Цель: развитие творческих навыков | 1 | |
Окружающий мир | Конструирование робота Оленя Цель: развитие навыков механики | 10 |
Конструирование робота шестиногий жук Цель: развитие навыков механики | ||
Конструирование насекомых Цель: развитие инженерных навыков | ||
Конструирование птицы Цель: развитие инженерных навыков |
Моделируем домашних животных Цель: развитие творческих навыков | ||
Моделируем диких животных Цель: развитие творческих навыков | ||
Мой любимый мульт герой Цель: развитие творческих навыков | ||
роботы | Конструирование робота автомобиля для гонок Цель: развитие инженерных навыков | 18 |
Конструирование робота крокодила Цель: развитие инженерных навыков | ||
Конструирование роботатанк Цель: развитие творческих навыковв | ||
Конструирование робота Снегоуборщика Цель: развитие творческих навыков | ||
Моделирование ракет Цель: развитие творческих навыков | ||
Конструирование нужных вещей Цель: развитие творческих навыков | ||
Конструирование автомашин мечты. Цель: развитие навыков механики | ||
Конструирование самолетапо образцу Цель: развитие навыков механики | ||
Конструирование военной техники Цель: развитие навыков механики | ||
Свободная игровая деятельность детей | Развивающие игры с использованием конструктора Цель: развитие навыков программирования | 6 |
Планируемые результаты работы.
Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –«чтение» инструкции, разработка новых устройств, внедрение
«инноваций» в существующий механизм,
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам, способен работать в малой группе и приходить к коллегиальному решению;
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в инженерной деятельности.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может обосновать последовательность своих действий и манипуляций, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, способен словесно объяснить принцип работы созданного им робота или устройства.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и мелкими деталями конструктора, уверенно подключает электрические и механические части, способен оперировать дополнительными инструментами при сборке;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Планируемые результаты:
- формирование устойчивого интереса инженерно – технической деятельности;
- формирование навыка абстрактного мышления;
- формирование навыков программирования;
- развитие навыка работы по инструкции;
- развитие навыка творческого воображения;
- развитие навыка прогнозирования;
- развитие навыка проектной групповой работы.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Месяц | Содержание темы | Кол-во часов |
Сентябрь | Вводной занятие, инструктаж, вспоминаем виды блоков и скреплений | 1 |
Изучение новых блоков Lego WeDo | 1 | |
Изучение новых блоков Lego WeDo 2.0 | 1 | |
Изучение новых блоков MRT | 1 | |
Изучение деталей «двигатель, плата управления, датчики движения» | 1 | |
Виды направления крепления блоков. Изменение направления крепления блоков. | 1 | |
Программная среда Lego WeDo | 1 | |
Программная среда Lego WeDo 2.0 | 1 | |
Октябрь | Простые механизмы передачи энергии | 1 |
Принципы работы «катапульты» | 1 | |
Взаимодействие датчиков | 1 | |
Оси вращения и их перенаправление | 1 |
Способы передачи вращения между валами, двигателем и шестернями | 1 | |
Соединяем вал, втулку и муфту. Соединяем вал, втулку и муфту, виды соединений (перпендикулярное, вертикальное, параллельное) | 1 | |
Конструируем сложную ограду | 1 | |
Конструируем сложную кольцевую ограду | 1 | |
Ноябрь | Конструируем домик | 1 |
Конструируем домики разных размеров (в зависимости от назначения) | 1 | |
Объединение построек в тематическую композицию | 1 | |
Как использовать блоки | 1 | |
Конструирование букв алфавита. | 1 | |
Конструирование своего имени | 1 | |
Конструирование цифр | 1 | |
Свободная игровая деятельность | 1 | |
Декабрь | Игры на знание простых математических вычислений | 1 |
Изучение электронных частей | 1 | |
Изучение электронных частей | 1 | |
Мой любимый мульт герой | 1 | |
Соединяем блоки и рамки | 1 | |
Соединяем электромотор | 1 | |
Принцип рычага | 1 | |
Конструирование по образцу | 1 | |
Январь | Типы колес. Типы шестеренок. | 1 |
Использование шестеренок при конструировании | 1 | |
Червичная предача | 1 | |
Моделируем крутящуюся новогоднюю игрушку | 1 | |
Моделируем новогоднюю игрушку. Выставка работ | 1 | |
Среда программирования. Виды роботов. | 1 | |
Конструирование робота автомобиля для гонок | 1 | |
Февраль | Конструирование робота автомобиля для гонок | 1 |
Конструирование робота крокодила | 1 | |
Конструирование робота крокодила | 1 | |
Конструирование роботанк | 1 | |
Конструирование роботанк | 1 | |
Конструирование робота Оленя | 1 | |
Конструирование робота Оленя | 1 | |
Март | Конструирование робота Снегоуборщика | 1 |
Конструирование робота Снегоуборщика | 1 | |
Конструирование робота шестиногий жук | 1 | |
Конструирование робота шестиногий жук | 1 | |
Моделирование ракет | 1 | |
Моделирование ракетпо образцу | 1 | |
Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры сиспользованием блоков | 1 | |
Конструирование нужных вещей | 1 | |
Апрель | Конструирование нужных вещей | 1 |
Выставка работ | 1 | |
Конструирование насекомых | 1 |
Конструирование мостов | 1 | |
Конструирование мостов по образцу | 1 | |
Конструирование птицы | 1 | |
Конструирование птицы по образцу | 1 | |
Конструирование автомашин мечты. | 1 | |
Май | Конструирование самолета по образцу | 1 |
Конструирование вертолета по образцу | 1 | |
Конструирование кораблика по образцу | 1 | |
Конструирование трактора | 1 | |
Конструирование военной техники | 1 | |
Зоопарк. Моделируем домашних животных | 1 | |
Зоопарк. Моделируем диких животных | 1 | |
Зоопарк. Моделируем строения зоопарка | 1 | |
Всего | 70 часов |
Условия реализации программы
- Конструируем роботов на LEGO® EducationWeDo 2.0. Рободинопарк;
- Образовательная робототехника LegoWeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов;
- Инженерные кадры России. От детского сада до производства;
- Робототехника в образовании;
- Конструктор Lego education WeDo (9689)
- Конструктор LEGO education WeDo (9580)
- Конструктор LEGO education WeDo (9585)
- Конструктор Lego WeDo 2.0
- Конструктор Lego Spike Prime
- Набор роботоконструирования Robokids
- Конструктор Huna MRT тип J
- Конструктор HunaMRT тип B
- Конструктор HunaMRT тип S
- Конструктор HunaMRT тип IV
- Ноутбук SINTO
- Планшет Samsung galaxy tab A
- Программное обеспечение LegoWeDo и LegoWeDo 2.0
Методическое обеспечение:
- Инженерная книга – Сборник лучших творческих проектов участников всероссийских роботехнических соревнований «ИКаР» для решения реальных производственных задач;
- Конструируем роботов на LEGO WeDo 2.0 – Рободинопарк
- Робототехника в образовании – В.Н. Халамов
Образовательная робототехника Lego WeDo – Сборник методических рекомендаций и практикумов.
Формы аттестации
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
Оценочные материалы
Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Робототехника», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Высокий уровень развития:
Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по схеме без помощи педагога.
Средний уровень развития:
Самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки.
Низкий уровень развития:
Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует только под контролем педагога; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует только под контролем педагога.
Методические материалы:
- Подгрупповые занятия (объединяет детей, связанных по интересам).
- Парная работа (основной целью является взаимообучение). 4.Индивидуальная работа (ребенок склонен для себя что-то открыть). 5.Самостоятельная деятельность (дети применяют свое творчество, фантазию,
могут становиться героями придуманных сюжетов).
6.Работа с родителями.
Все занятия разделены на 3 части:
Часть 1. Вводная
Задача: Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.
Содержание: разминка для пальцев и глаз.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно конструкторская деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа
Часть 3. Завершающая
Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.
Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.
Список литературы:
- Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО» Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2018.
- Наука. Энциклопедия – М., «РОСМЭН», 2020 г.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введенияФГОС. Пособие для педагогов. ИПЦ Маска, 2018г.
- Корягин А.В. «Образовательная робототехника (LegoWeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.: ДМК Пресс, 2019. – 254с.: ил. Интернет–ресурсы:
http://int-edu.ru http://www.spfam.ru/contacts.html http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/http://insiderobot.blogspot.ru/ https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011 http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69 http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/ http://www.tetrixrobotics.com/
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm http://robotics.benedettelli.com/ http://www.battlebricks.com/ http://www.nxtprograms.com/projects.html http://roboforum.ru/ http://www.robocup2010.org/index.php http://myrobot.ru/index.php http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет 2022г.
1.1. Пояснительная запискаПрограмма по легоконструированию носит техническую направленность. В современном мире...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по развитию творческой активности детей через овладение навыками анимационных техник для детей 6-7 лет «Мультстудия МультСад»
Мультипликация даёт возможность проявить свои способности в рисовании и различных видах прикладного искусства, музыке, речевом развитии; получить навыки работы с техническим оборудованием. Дошкольники...