Совместное образовательное мероприятие с детьми средней группы №9 «Утенок» и их родителями «Знакомство с народной тряпичной куклой» Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Цель мероприятия: создание условий для ознакомления с историей народной куклы, развития интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnoe-meropriyatie-dlya-detey-i-roditeley.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида
(МБДОУ Ирбинский д/с№2 «Теремок»)
🖂 662943, Красноярский край, Курагинский район, п.г.т. Большая Ирба, ул.
Ленина, 22. т. 8 (391 36) 6 34 99 e-mail сайт http://теремок#1082;урагино-обр.рф/
ОКПО 55929763 ОГРН 102240875045 ИНН/КПП 2423009079/242301001
Совместное образовательное мероприятие с детьми средней группы №9 «Утенок» и их родителями
«Знакомство с народной тряпичной куклой»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Автор-составитель:
Саковцева Ольга Николаевна, Воспитатель МБДОУ
Ирбинский д/с №2 «Теремок»
п.г.т. Большая Ирба
2019 г
Конспект совместного мероприятия педагога, детей и родителей Тема: «Знакомство с тряпичной куклой»
Цель: создание условий для ознакомления с историей народной куклы, развития интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Обучающие
- поощрять интерес детей к русскому народному творчеству;
- обогащать и активизировать словарь детей, - формировать умение составлять описательный рассказ по игрушке;
- дать представление о счете до 5 (на основе наглядности), соотносить числительное с предметом;
Развивающие
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- развивать мелкую моторику рук (заматывание, завязывание узлов); Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности, изготовлению тряпичной куклы.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Результаты деятельности детей:
Созданы условия для поддержки и развития творческой инициативы, самостоятельности у детей в процессе продуктивной деятельности.
Дети проявляют интерес к народному творчеству;
Проявляют самостоятельность в выборе игрушек; Составляют небольшой описательный рассказ Умеют считать в пределах пяти.
Проявляются положительные эмоции у детей взрослых от совместной деятельности. Методы и приемы
Наглядные: демонстрация схемы изготовления куклы; использование плоскостных силуэтов матрешек в разных сарафанах для закрепления счета в пределах пяти и цвета спектра.
Словесные: вопросы, беседа, пояснение.
Практические: исследовательская деятельность (определение материала игрушек), игровые ситуации (выполнение заданий для открытия сундучка), продуктивная деятельность детей при изготовлении кукол. Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, исследовательская, двигательная, художественно-творческая.
Материалы и оборудование:
Русские народные костюмы: сарафаны и косынки для девочек, рубашки и кепки для мальчиков; сундук, ширма; куклы: обереговые, игровые, обрядовые;
Плоскостные матрешки разного цвета, фланелеграф;
Карточки со схемами изготовления кукол, белая и цветная ткань, ватные валики, пряжа.
Предварительная работа:
Беседа: «Какие бывают игрушки?»
Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций с изображением народных промыслов.
Ход мероприятия Организационный момент:
Педагог предлагает детям выбрать игрушки, изготовленные из разного материала (железная машинка, пластмассовый зайчик, резиновый мячик, деревянная матрешка и др.), сесть в круг и поиграть в игру «У кого что?»
Ребенок называет игрушку и, поворачиваясь к соседу-сверстнику, спрашивает, называя его по имени, что у него (У меня машинка, а у тебя,
Максим, что?)
Ход мероприятия
Звучит русская народная музыка, воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Низко кланяется) Давайте знакомиться. Меня зовут Марья-Искусница. Посмотрите на мой наряд (кружится).
- Вам нравится? А как вы думаете, сейчас носят такие наряды? (Ответы детей)
- А вы хотели бы примерить такую одежду? (Ответы детей)
- Тогда, я приглашаю вас в мою горницу. А пройти в нее может тот, кто в костюм народный одет, у кого на голове картуз или платок (Дети надевают, знакомятся с новыми словами: горница, картуз).
- Что это у вас в руках? (Марья-Искусница обращает внимание на игрушки). Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Вы мне о них расскажите?
Основная часть:
Дидактическая игра «У кого что?» (с усложнением)
Каждый ребенок держит в руках игрушку, у Марьи-Искусницы в руках также предметы из разных материалов.
- У меня в руках ложка, она деревянная. А у тебя Маша, что? (Спрашивает несколько детей)
- А вот в наше время игрушки делали своими руками. Посмотрите на этот расписной сундучок, как вы думаете, что в нем? (ответы детей) Действительно, в нем много всего интересного. Но чтобы он открылся, нужно выполнить задание.
Игра «Сосчитай матрешек»
На фланелеграфе прикреплены матрешки в сарафанах разного цвета.
Марья-Искусница: как хорошо вы умеете считать, давайте попробуем открыть сундучок, нужно ласково его попросить:
«Сундучок мой, сундучок приоткрой нам свой бочок!»
Сундук открывается, дети достают старинные вещи. Тряпичные куклы, глиняные, деревянные игрушки, посуду и сувениры, расписанные художественными росписями (гжель, хохлома, дымка). Марья-Искусница обращает внимание детей на красочные деревянные ложки и рассказывает, что ими можно не только кушать, но и играть, как на настоящем музыкальном инструменте. Раздает всем детям по две ложки и показывает, как нужно их взять для того, чтобы получился характерный звук «музыка», затем переводит внимание детей на тряпичную куклу.
Марья-Искусница: Такую куклу не купишь в магазине, ее я сделала своими руками. А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками? (Ответы детей)
- Прежде чем приступить к изготовлению куклы, мы немного разомнемся.
Физкультминутка:
Ходим, ходим хороводом перед всем честным народом. Сели, встали, сели, встали и себя всем показали, Попрыгали, потопали, в ладоши мы похлопали.
- Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за столы.
Продуктивная деятельность:
Марья-Искусница: Дорогие гости, проходите, сделать кукол детям, помогите! (обращаясь к родителям, приглашает их помочь своим детям)
/У каждого на тарелочке находится: ватный валик, квадрат белой ткани 12*12, треугольник цветной ткани для косынки, прямоугольник цветной ткани, надрезанный посередине для платья, цветная пряжа/
- Сначала сделаем куколке туловище. Для этого берем ватный валик и белую ткань. Какая это геометрическая фигура? /Квадрат/
- В центр квадрата кладем ватный валик, складываем квадрат углом, зажимая пальцами, формируем голову нашей куколки. Далее обматываем нитками три раза, голова готова. Теперь делаем ручки, разводим углы квадрата в разные стороны и по краям обматываем нитками. Все, ручки готовы. Чтобы наша куколка получилась нарядная, нужно сделать ей сарафанчик. Для этого берем цветную ткань. На какую геометрическую фигуру она похоже?
/Прямоугольник/
- На этом прямоугольнике есть надрез, в него мы продеваем голову куколки, обматываем посередине и получается сарафанчик. У нас остался один кусочек цветной ткани. Посмотрите, какой он формы? /Треугольной/ - Осталось повязать косыночку на голову.
Кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее одним уголком, затем другим. Наша куколка готова!
Марья-Искусница: Какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок.
Рефлексия:
- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.
Понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
Я рада, вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. По русскому обычаю, мне бы хотелось, вас угостить баранками.
Приложение.
Схема изготовления тряпичной куклы:
Литература:
- Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 256 с.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательного мероприятия с детьми средней группы «Королевство зубной щетки»
Конспект образовательного мероприятия с детьми средней группы «Королевство зубной щетки»Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное разв...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Дымковская кукла» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)»)
laquo;Украсим платьице кукле»Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей ,фантазии ,воображения;Создание условий для...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Теремок» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Дымковская кукла» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)»)
Создание условий для формирования у детей изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей ,фантазии ,воображения....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Маленькие волшебники» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Задачи:Образовательные:-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);-знакомить с техникой проведения о...
Образовательное мероприятие с детьми средней группы «Путешествие в лес»
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о безопасном поведении в лесу, способствовать повышению экологической грамотности....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Буратино в гостях у детей» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Направленно на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, умение считать предметы и движения, сравнивать предметы по ширине, ориентироваться в простр...