Обобщение опыта работы Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения между собой посредством традиций группы и ДОУ»
статья (средняя группа)

Тарабрина Надежда Ивановна

Патриотическое воспитание дошкольников имеет глубокий смысл. Дети должны знать и гордиться историей не только своей страны, государства, в котором они живут, но и своей малой родиной, ибо именно им предстоит строить будущее, которое невозможно без знания и уважения к прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tarabrina_n.i._mbdouno24.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»

г. Мичуринск, Тамбовской обл.

Обобщение опыта работы

Тема:

«Формирование у детей среднего дошкольного возраста

доброжелательного отношения между собой посредством традиций группы и ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Тарабрина Надежда Ивановна

г. Мичуринск, 2025

Проблема формирования у дошкольников доброжелательного
отношения к людям отношений у детей – одна из наиболее актуальных в
современном дошкольном образовании и, как следствие, является объектом
научных исследований ведущих педагогов и психологов.

Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского,
Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте
складываются основные этические нормы, оформляются и укрепляются
индивидуальные варианты отношения к себе и другому.

Гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к
сочувствию, которое проявляется в различных жизненных ситуациях.

Необходимо воспитывать не только представления о должном поведении или
коммуникативные навыки, но, прежде всего, нравственные чувства, которые
позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего
развития личности ребенка и во многом определяет особенности
самосознания человека, его отношение к миру, его поведение среди людей.

Формирование доброжелательности, происходит в коллективе сверстников.

Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Делая вывод можно сказать, что воспитание доброжелательного отношения детей дошкольного возраста к ровесникам и взрослым является многосложным процессом, при котором развитие этого качества наибольшим образом формируется через разные формы общения, через правильно построенное взаимодействие со сверстниками и воспитателем.

Традиция выполняет функцию своеобразного социального вектора.

Введение в режим дня традиций позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, с взрослыми, чувствовать себя спокойно и комфортно.

Традиции помогают снять монотонность детской жизни, за счет разнообразия деятельности с учетом возрастных особенностей.

Велико воспитательное значение традиций.

Традиции способствуют достижению цели воспитательной системы - формированию ценностных ориентаций воспитанников.

Как подчеркивает П.И. Пидкасистый, «традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития растущих людей».

Для того чтобы традиция жила и обрастала новыми смыслами, необходимо единение всего коллектива ДОО, единое понимание целей совместной деятельности, культурных и социальных образцов, на основе которых будет выстраиваться взаимодействие всех участников, умение эмоционально прожить общее как свое лично-значимое, ориентация на сотрудничество и взаимопомощь.

В основе традиции лежит совместная, творческая, социально ценная деятельность взрослых и детей, основанная на их сотрудничестве и взаимопомощи, закладывающая вектор гуманного, неравнодушного отношения дошкольников к жизни детского сада.

Традиции придают детскому саду самобытность, особое «лицо».

В каждом дошкольном учреждении устанавливается свой мир традиций, представляющий важную часть культуры организации и духовной жизни педагогического и детского коллектива. Чем богаче и разнообразнее этот мир, чем выше его моральный уровень, тем эффективнее его развивающее влияние на детско-взрослое сообщество.

Таким образом,  нами были выделены следующие аспекты по формированию доброжелательного отношения у детей 4-5 лет посредством традиций ДОУ.

В начале работы мы показали детям кукольный театр по мотивам
авторской сказки «Яблоки» (В.Г. Сутеев), организуя интерактивный
характер общения сказочника с детьми. Сказочник в определенные моменты
сказки выходил к детям и комментировал поведение персонажей или задавал
детям вопросы, стимулирующие их ответную реакцию на поступки
персонажей.

Во время представления взрослый обращался к детям с вопросами:

– «Как поступил волк? Почему он так поступил именно так?»

– «Как можно сказать про волка»?

– «Как поступил зайчик? Почему он поступил именно так»?

– «Как можно сказать про зайца»?

– «Почему звери принесли зайцу подарки? Что они говорили»?

– «Почему заяц раздал все яблоки»?

– «Хотели ли бы вы оказаться на месте волка? Почему»?

– «Хотели ли бы вы оказаться на месте зайца? Почему»?

– «Чему учит эта сказка?»

Дети охотно участвовали в обсуждении, были эмоциональны.

По результату беседы взрослый привел детей к выводу, что зайчик в
сказке – добрый персонаж, а волк – злой.

Для того чтобы сформировать у детей представления о правилах
поведения доброго человека перед детьми разыгрывались различные
ситуации, происходящие с животными с использованием кукол би-бо-бо.

Воспитатель предлагал детям высказать, продемонстрировать невербально
свое отношение с поступками персонажей, определить, какое правило было
нарушено. Затем детям предлагалось придумать другое поведение уже с
использованием правил и разыграть ситуации по-новому самим, используя
кукол.

Для формирования у детей представлений о правилах проявления
доброжелательности к людям мы читали детям произведения (рассказы), в
которых персонажи совершали поступки, соблюдая или нарушая эти правила.

Затем воспитатель проводил с детьми беседу, задавая вопросы,
позволяющие детям выделять правильные и неправильные поступки, а затем
определять суть правила.

После этого дети предлагали свои формулировки
обсуждаемого правила, а воспитатель с их помощью придумывал и
зарисовывал знаками пиктограммы-напоминалки этих правил.

В результате дети составили книгу «Правила доброго человека».

Правила, которые дети составили таковы:

1. Добрый человек всегда пожалеет того, кому плохо.

2. Добрый человек всегда поделится тем, что у него есть.

3. Добрый человек не обижает других

4. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается.

5. Добрый человек говорит добрые слова, не обижает.

6. Добрый человек умеет порадовать других людей.

В результате проведенной работы у детей было сформировано
обобщенное представление, кто такой добрый человек.

Детям было предложено рассказать, каких добрых людей они знают, какие поступки эти люди совершили. После этого дети коллективно составили словесный
«портрет» доброго человека.

Затем мы организовали рисование по теме «Добрый человек» с
последующим рассказыванием о рисунке.

Рассмотрим особенности представленной последовательности работы
с детьми на примере произведения» «Сторож».

Воспитатель читал детям рассказ В. Осеева «Сторож»

После прочтения рассказа воспитатель задавал детям вопросы.

– «Как поступил мальчик»?

– «Хотели бы вы быть похожими на этого мальчика? Почему»?

– «Какое правило мальчик нарушил»?

– «Что должен сделать мальчик, что бы исправить свое поведение»?

Далее мы организовали работу по освоению представлений об эмоциях,
и способах их проявления.

Сначала мы провели игру «Отражение».

Воспитатель предлагал детям, глядя на свое отражение в зеркале, показать то выражение лица, которое он демонстрировал детям.

После того, как все дети выполняли задание
правильно, дети подводили итог, называя изображенную эмоцию и выбирали из представленных на демонстрационной доске пиктограмму с
соответствующей эмоцией.

При проведении игры «Зеркало» мы проводили 3 варианта.

Первый вариант. Детям предлагали разделиться на 2 подгруппы: 1)
дети показывали заданную эмоцию с помощью пиктограммы; 2) дети
«отражала» то, что видели и отгадывали (называла) эмоцию.

Во втором варианте воспитатель задавал эмоцию, называя ее.

В третьем варианте детям предлагали представить себя в магазине
зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, смотрятся в них и показывают разное
настроение – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц
зверушек.

Затем воспитатель предлагал детям поиграть в игру «Разные лица». Он
вывешивал на доске картинки с иллюстрациями персонажей с различными
эмоциональными состояниями и предлагал детям подобрать карточках
картинки-пиктограммы соответствующих эмоций (радость, удивление, гнев,
страх, спокойствие).

При проведении игры «Маски».

Воспитатель делил детей на 2 группы:

1) дети выбирали маску животного, отражающую какую-либо эмоцию; 2)
дети отражают эмоцию одного из персонажей после того как его выбрали в
пару.

После того, как дети в паре поупражнялись и правильно выполнили
задание, они садились вкруг, демонстрировали всем по очереди заданную
эмоцию и назвали ее. Затем игра повторялась после смены ролей.

Далее мы проводили с детьми пантомимические этюды «Изобрази
стихотворение» по циклу «Игрушки» А. Барто, реализуя разные варианты
организации и взаимодействия детей.

1 вариант. Воспитатель выразительно читал детям одно из стихотворений цикла, предлагая всем детям одновременно (на ковре) выполнять соответствующие движения, передавая в пластике и мимике настроения персонажа.

2 вариант. Стихотворение выразительно читал один ребенок, другой ребенок изображал персонажа, а остальные дети наблюдали, а в конце дети жалели грустного персонажа, говорили добрые слова.

В конце данного этапа была организовано рисование.

1 вариант. Дети рисовали на листе в контуре головы животного газа, рот, брови, нос, передавая эмоцию, заданную пиктограммой.

2 вариант. Дети рисовали и изготавливали маски животных с разным настроением по выбранной пиктограмме. Детям предлагались контуры головы животного с намеченным расположение глаз, носа, рта. Дети рисовали мордочку, передавая заданное настроение. Затем воспитатель делал прорези в области глаз и рта, и дети могли играть, используя сделанные ими маски.

В результате работы дети проявляли отрицательное отношение к злым поступкам персонажей и положительное отношение к проявлению доброты, желание поступать по-

доброму, а также могли с помощью взрослого и в ситуациях коллективного обсуждения представлять знание правил поведения и демонстрировать наличие представление об эмоциях и способах их проявления.

Содержание работы с детьми осуществлялось при выполнении различных заданий в процессе реализации традиций (группы и детского сада) в соответствии с разработанным нами алгоритмом традиции.

Рассмотрим методические особенности реализации традиции

«Здравствуй – До свидания» на конкретном примере.

Содержание: утром, когда детей привели в сад, воспитатель предлагает детям расположиться в кругу и рассказать с каким настроением они пришли в детский сад. Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями. Замечают, кто из ребят пришел в сад с плохим настроением, помогают изменить его.

Дети говорят друг другу, добрые слова, пожелания, делятся своей улыбкой.

Традиция «День добрых дел»

Содержание: воспитатель сообщил ребятам, что сегодня особенный день и называется он «День добрых дел» в этот день дети должны делать только добрые и хорошие дела. Задал детям вопрос, какие добрые дела мы можем сегодня делать? Дети говорили: дарить подарки, помогать тем, кому требуется помощь, говорить добрые слова и комплименты.

Воспитатель хвалил детей и предлагал распределить, кто какие добрые дела будет сегодня делать. Дети распределяют между собой добрые дела. Катя захотела помогать делать подарки, Миша

Традиция «Заботимся о заболевшем друге»

Содержание: воспитатель сообщает детям, что Миша не пришел в сад, потому что он заболел. Воспитатель спрашивал: «Как вы думаете, какое сейчас у Миши настроение»? Дети отвечали: «Ему грустно, нужно пить не вкусные лекарства, нельзя гулять». Воспитатель задал вопрос: «А как мы можем Мише помочь и порадовать его»? Коля ответил: «Когда я болел, мне звонили и желали не болеть и скорее выздоравливать» Юля сказала «А я когда болела ко мне приходили в гости и приносили сладости и подарки».

Воспитатель спрашивал: «Ребята как вы думаете, если мы позвоним, Мише ему будет приятно»? Дети отвечали: «» Что мы можем записать нашему Мише в письме? Дети отвечают: мы пожелаем ему скорейшего выздоровления. Воспитатель приносит, ноутбук подключает программу и с детьми записывает письмо Мише.

Традиция «Самый добрый день рождения»

Содержание: воспитатель сообщил детям, что у Кати день рождения - это особенный день у каждого человека предложил устроить Кате самый добрый и запоминающийся день рождения. В этот день нужно дарить подарки имениннику и говорить добрые слова и комплименты помогать во всем. Дети собираются в хоровод дарят, подарки Кате говорят комплименты. 

Эффективность формирования доброжелательных отношений детей определяется выбором средств. Одним из таких важнейших средств нравственного воспитания являются традиции.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

Обобщение опыта работы: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности посредствам интерактивных форм организации образовательной деятельности»

Актуальность данной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем информировании о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, применение компьютерной техники при ознакомлении ...