Развитие детской инициативы и творчества в процессе конструирования у старших дошкольников
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Целевые ориентиры ДО:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе занятия, участников по совместной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целевые ориентиры ДО: Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе занятия, участников по совместной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. ИЗ ФОПО СТАРШИЙ ВОЗРАСТ ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ КАКИЕ КОНСТРУКТОРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться продуктивные виды деятельности ребёнка, одним из которых является конструирование, которое оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Для самостоятельной деятельности в группе должен быть оборудован "Центр конструирования ", который создан по принципу доступности и мобильности. В нем собранны различные виды конструкторов. В режимные моменты нужно предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах.
Виды детского конструирования: 1) Из строительного материала. 2) Из бумаги. 3) Из природного материала. 4) Из бросового материала. 5) Из деталей конструкторов. 6) Из крупно - габаритных модулей. ЕСТЬ ВОЗМОЖНО ПРАВО ВЫБОР РЕБЕНКА
Основные умения дети приобретают: •в процессе обучения на занятиях по конструированию; •в совместной деятельности со взрослым; •а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры в центре.
Формы организации конструктивной деятельности: 1) КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ. Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.
2)КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ. Детям предлагают общую тематику («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме- закрепление знаний и умений. Тема:«Зоопарк »
3)КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ. Это творческий процесс, в ходе которого дети сами имеют возможность проявить самостоятельность. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
4)КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ. В предложении выполнить постройку задаются определённые параметры (вид строительного материала, цвет, размер, количество), исходя из которых ребёнок должен самостоятельно выполнить постройку). Например: 1. Построить два разных по размеру дома для разных по величине кукол. 2. Из одинаковых строительных деталей соорудить домики для зверей (для жирафа и для крокодила) .
5)КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ. В качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
6) КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЧЕРТЕЖАМ И СХЕМАМ. Эта форма имеет моделирующий характер и дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. У детей развивается образное мышление, познавательно-творческой способности.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИГРА. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность, в которой дети отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.
Конструирование из бумаги (глянцевой, плотной, картона и т. д.). Данный вид конструирования требует определенных навыков, поэтому мы начинаем им заниматься со второго полугодия средней группы. Ребенок должен уметь самостоятельно владеть ножницами, соединять детали и наклеивать их.
Конструирование из природного материала (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.) Как правило, при работе с природным материалом используется пластилин, клей, картон и прочие дополнительные материалы. Данный вид конструирования в нашей группе помогает сформировать у детей художественное и эстетическое восприятие, учит видеть в малом красоту окружающего мира. Поделками детей мы украшаем группу и фойе детского сада.
Конструирование из бросового материала. В своей группе мы используем в работе нетрадиционное конструирование с использованием различного материала – это спичечные коробки, коробочки от киндеров, нитки, различные виды ткани для моделирования одежды плоскостным куклам, пуговицы и т.д. Детям очень нравится такой вид деятельности, они фантазируют, размышляют и получают большое удовольствие от своей работы. Данный вид конструирования мы используем при изготовлении поделок для родителей к празднику, декораций к театрализации, пособий к дидактическим играм. В своей работе с детьми мы включаем конструирование в различные виды деятельности: совместную и самостоятельную. На занятиях по формированию элементарных математических способностей у детей развиваются следующие навыки и умения: – знания о форме, величине, цвете; – первоначальные измерительные умения (измерение длины, ширины, высоты постройки или предмета); – ориентировка в пространстве. В самостоятельной деятельности дети очень любят играть в настольные игры «Что могут счетные палочки», «Собери предмет из геометрических фигур», «Лего кубики», «Собери узор», «Построй башни из конструктора разной формы».
Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи. Вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему именно такую постройку. У ребенка развивается мышление, воображение, обогащается словарный запас. При организации театрализованной деятельности мы включаем и конструирование. Дети строят из модулей различные постройки к сказкам, конструируют декорации и персонажей, а после этого обыгрывают сюжет. Конструктивную деятельность мы используем на прогулках: строим из песка, снега, льда различные постройки. В нашей группе ведется активная работа с родителями по развитию конструктивной деятельности. С родителями проводятся консультации, беседы. Наши родители принимали активное участие в пополнении развивающей среды по конструированию: были приобретены разные виды конструкторов, ящики под конструкторы, различный бросовый и природный материал.
Возможность конструировать в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В процессе конструирования формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогических работников ДОО по теме "Использование вариативной ППРС в развитии детской инициативы и творчества"
Данный материал рекомендован не только воспитателям, но и родителям ДОО....
"Ознакомление старших дошкольников с архитектурой и развитие творчества в процессе конструирования из бумаги"
Мои публикации:...
Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...
Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"
Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"...
Конспект выступления на ШДН "Развитие детской инициативы и самостоятельности в процессе совместной речевой деятельности педагога с детьми"
На сегодняшний день проблема развития речи дошкольников остаётся едва ли не самой актуальной для современного ДОУ...
Семинар – практикум: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детской инициативы и творчества».
Семинар – практикум:«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детской инициативы и творчества».Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельн...