проект "Волшебная страна оригами"
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Как воспитателю можно использовать работу с бумагой с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_strana_origami.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебная страна оригами». Проект организации совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
Матросова Ольга Алексеевна, воспитатель
МБОУ НШДС №105 г. Нижний Тагил
Актуальность проекта. Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является воспитание и обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. У «особых» детей наблюдается низкий уровень развития тонкой моторики рук. Особенности моторного развития дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) и зрения свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности ряда функций. Так, например, зачастую у детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата кисти рук малоподвижны и напряжены, движения скованные и несогласованные. Они иногда не в состоянии одновременно действовать двумя руками. Многие дети неправильно держат ложку в руке, с трудом рисуют кисточкой, карандашами, не умеют пользоваться ножницами, некоторые не могут застегнуть и расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Это свидетельствует о необходимости специальной коррекционной работы. Необходимость моторного развития находит отражение и в целевых ориентирах, обозначенных в ФГОС дошкольного образования.
Тонкая моторика развивается и совершенствуется почти во всех видах детской деятельности, но продуктивная выходит на первое место. А нетрадиционные техники работы с бумагой, кроме развития тонкой моторики, представляют возможность для творческого созидания, развития мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, быстрому достижению результата, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить. Существуют японские техники работы с бумагой оригами, киригами, норигами. Дети с удовольствием используют эти техники для создания поделок, атрибутов к играм. Поэтому, в своей педагогической деятельности использую эти нетрадиционные техники работы с бумагой для развития тонкой моторики у детей с нарушением зрения и ОДА.
Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разных нетрадиционных техник является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия. А у детей с нарушением зрения и ОДА слабая координация правой и левой рук, тонус мышц снижен, имеются «лишние» движения – синкинезии, что проявляется в виде неточности движений рук. Все вышеперечисленное сдерживает развитие тактильной чувствительности и тонкой моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности детей. Поэтому широко применяется информационно – рецептивный метод (другое название – объяснительно - иллюстративный). Он заключается в проведении наблюдения, обследования детьми предметов, готовых построек. В процессе обследования предмета дети подробно и детально обсуждают форму, размер, проводят сравнение; затем переходят к планированию последовательности работы. Наблюдение также предусматривает активное обсуждение объектов, подробное словесное описание, выделение существенных признаков.
Техника оригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного порядка. При отработке техники складывания необходимо тщательно следите за тем, чтобы на каждом этапе работы правильно выполнять сгибы. Иначе при дальнейшей работе сгибы будут накладываться друг на друга, а элементы будут смещаться. В результате изделие получится неаккуратным, а в некоторых случаях может даже оказаться, что его невозможно сложить до конца. Чтобы помочь детям правильно выполнять сгибы используется прием «рука в руке». В результате у детей появляется уверенность в свои силы, развивается сенсомоторика – согласованность в работе глаз и рук, совершенствуются координация движений, точности в выполнении действий.
Поскольку дети работают с бумагой, проводится знакомство с её свойствами и особенностями. Дети исследуют разные виды бумаги: типографскую, газетную и чертежную, обойную, бархатную, ватман и картон. Когда ребенок владеет различными способами преобразования материалов, он может осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки. Важно, чтобы дети научились правильно подбирать бумагу в зависимости от вида поделки. В процессе экспериментирования они делают вывод, что бумага должна быть прочной и тонкой. Слишком толстая и грубая бумага очень трудно складывать. Кроме того, когда дети действуют с бумагой, развиваются тактильные ощущения и зрительное восприятие.
Научиться искусству оригами невозможно без изучения основных условных знаков и обозначений, а также основных базовых складок, так как именно они лежат в основе большей части моделей оригами. Дети, пробуя сделать несколько самых элементарных поделок, используют простейшие схемы, запоминают обозначения и приобретают ценный опыт. Постепенно переходят к более сложным моделям. Когда дети овладеют умением «читать» схемы, то они самостоятельно, без помощи взрослого могут сделать поделку, поэтому для поддержки детской инициативы создаются условия для обогащения предметно-развивающей среды (пооперационные карты, схемы, бумажные заготовки)
Учитывая особенности детей с нарушением зрения и ОДА, обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение поделки. Также используются видео уроки, где пошагово показано как складывать бумагу, чтобы получить игрушку или атрибут для игры.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, выбираются приемы, и методы овладения нетрадиционными приёмами работы с бумагой, приобщение к технике оригами, происходит постепенно – от простого к сложному, от частного к общему, от игры к обучению. Дети приобретают навыки конструкторской, и проектно-исследовательской деятельности.
Мы предлагаем проект тематической недели, посвященной технике оригами. Проект представлен в виде технологической карты совместной деятельности взрослых и детей и может быть реализован в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах компенсирующей направленности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной образовательной деятельности с детьми
Проектный подход «Паутинка. План, дело, анализ»
Возрастная группа старшая
Тема проекта «Волшебная страна Оригами»
Вид проекта (по доминирующей деятельности): Творческо-продуктивный
Тип проекта (по составу участников): групповой; по продолжительности: одна неделя
Цель проекта: Развитие интереса к моделированию и конструированию из бумаги.
Задачи проекта:
- Развивать координацию движений, тонкую моторику рук, глазомер, творческое мышление посредством искусства оригами.
- Расширять представления о свойствах и качествах бумаги в ходе экспериментальной деятельности;
- Знакомить детей с техникой оригами через беседы, просмотр видео уроков;
- Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, самостоятельность при изготовлении поделок и композиций.
Образовательная среда:
- Предметно-пространственная развивающая среда: в центре познания и науки выставка «Виды бумаги», энциклопедии «История бумаги», «Всё о бумаге». В центре искусства (художественно-эстетической деятельности), альбом для рассматривания «Оригами», картинки с изображением поделок, выставка поделок в технике оригами, фломастеры, карандаши, акварельные краски для раскрашивания поделок, кисти, белая и цветная бумага (разной фактуры); в игровом центре : атрибуты для сюжетных игр «Магазин игрушек» «Кафе», «Ферма», д/и «Едет, плавает, летает? », «Из какой сказки», «Кто это», «Вьетнамская игра», «Танграм», театр из бумажных фигурок оригами «Теремок» и др. В центре литературы – выставка книг по изготовлению поделок в различной технике (З.А Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», Зайцев В.Б. «Поделки из бумаги» Нагибина М.И «Из простой бумаги мастерим как маги»); сказка «Зелёная бумага» Е. Усатовой, «Журавли: мифы, история, символика», история японской девочки Садако Сасаки и легенда о 1000 журавликах, русская народная сказка «Заюшкина избушка»
- Характер взаимодействия со взрослыми: сотрудничество, недирективные формы помощи
- Особенности взаимодействия с другими детьми: работа в парах, минигруппах
- Система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому: связь с жизненным опытом, стимулирование самостоятельности, создание ситуации успеха, способы рефлексии
Итоговый продукт: мини альбом «Виды бумаги», выставка детских работ, изготовление книги «Теремок» в подарок детям младшей группы.
Таблица 1
Этапы организации и содержание проектной деятельности
Шаги | Компоненты технологии | Содержание деятельности |
1 шаг | Групповой сбор. Вхождение в тему. Мотивация выбора темы. | Модель трех вопросов, краткий подводящий диалог:
Использование загадки, сюрпризного момента. |
2 шаг | Планирование детской деятельности | На листе ватмана делаем совместный план, где с помощью условных обозначений отмечаем пункты плана (возможно по модели трех вопросов). Записываем идеи детей и взрослых. |
3 шаг | Утренний сбор. | Приветствие, обмен новостями (кто, что увидел по дороге в детский сад, какие интересные события произошли в жизни детей в ближайшее время), обсуждение планов на день, обсуждение темы проектов. Педагог обращает внимание на стенд «Мое настроение» (радуемся, если настроение хорошее и думаем, как помочь, если настроение плохое). Организация обсуждения по модели трех вопросов (см. Шаг 1) Обсуждение правил совместной работы (с опорой на схему), правил поведения. На следующих утренних сборах планируется и обговаривается процесс реализации проекта через работу в других основных центрах активности (т.е., педагог знакомит детей с целями каждого центра на конкретный день) |
4 шаг | Выбор деятельности ребенком по теме проекта | Предоставляем возможность выбора центров активности и партнеров для работы (с кем бы ты хотел сотрудничать?). Подбираются материалы разного уровня сложности и обогащается развивающая среда (использование схем, моделей, пооперационных карт, например, «Изготовление зайца») |
5 шаг | Деятельность в Центрах активности | Дети участвуют в разнообразных видах деятельности в соответствии с центрами активности (см. Таблицу 2) |
6 шаг | Взрослый – ассистент | Педагог – партнер в совместной деятельности. Возможно участие родителей и других детей в качестве ассистентов. Способы поддержки детской инициативы: Создание условий среды (подбор материалов разного уровня сложности), использование пооперационных (технологических) карт, система косвенных и наводящих вопросов, стимулирующих суждения детей, Предложение ребенку возможности выбора (вида материала, варианта поделки и т.д.) |
7 шаг | Итоговый сбор |
Поделитесь, пожалуйста, 1.В каких центрах вы успели побывать? 2. Чему сегодня научились? 3. Выполнили все что хотели и самостоятельно? 4. Довольны ли вы своей работой? 5. Что было самым простым, что вызвало трудности? Спасибо всем за общение и работу. |
Объявление для родителей | Стенды для родителей. «Мы сегодня…» |
Таблица 2
Вариативное содержание совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности
Центры активности | Презентация деятельности | Содержание деятельности | Материалы | Конечный результат Продукт деятельности |
Центр познания и науки | Совместный рассказ взрослого и детей, обсуждение | Знакомство со свойствами бумаги и её производством. Сказка «Зелёная бумага» (рассказ педагога, демонстрация с помощью слайд шоу) Формирование представлений об истории возникновения оригами Коллекционирование (создание коллекции бумаги) Анализ результатов наблюдения | Энциклопедия «История бумаги», «Откуда бумага пришла в наш дом» картинки с изображением предметов в технике оригами, | Проявление любознательности (ребенок задает вопросы) Создание коллекции бумаги Элементарные представления о производстве бумаги, истории оригами, разнообразии поделок Мини альбом «Виды бумаги». |
Центр математики | Результаты совместной и самостоятельной познавательной деятельности (например, фотоотчет, работа с карточками и т.д.) | Игра «Превращение квадрата» «Мяч в ворота» , «Где находится?» «Путешествие точки» на закрепление пространственной ориентации; д\и «Найди домик», «Найди пару», «Найди предмет такой же формы», «Сложи узор» «Геометрический магазин», «Геометрический коврик», «Разложи фигуры» сравнение геометрических фигур. Д/Игры «Геометрическая мозаика», «Собери целое из частей», «Вьетнамская игра», «Танграм», на формирование умения создавать образ предмета из геометрических форм; | Набор геометрических фигур разного размера, формы и цвета. | Элементарные представления из области математики (геометрические формы) Развитие тонкой моторики, сенсорики |
Центр искусства | Выставка детских работ | Изготовление поделок из бумаги в технике оригами «Лягушка», «Заяц», «Лиса», «Волк», «Медведь» Изготовление страниц к р.н.сказке «Теремок»(работа в парах) Раскрашивание поделок Пляска р.н.п. «Зайка с мишкой пляшут полечку», «Пляска зайчиков» и др. | Белая и цветная бумага (разной фактуры), акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры | Книга «Теремок» в подарок малышам Возможность использования бумажных поделок в дальнейшей игровой деятельности Развитие творческой активности и воображения Проявление инициативы и самостоятельности в действиях |
Центр конструирования | Выставка детских работ | Изготовление животных из бумаги (оригами) (работа в мини группах) Изготовление зоопарка | Бумага, заготовки для изготовления поделок, цветные карандаши, фломастеры | Коллекция животных, выполненных из бумаги Оформление зоопарка |
Центр игры | Совместная игровая деятельность | Игры «Магазин игрушек» (дополнить поделками из оригами), «Кафе», «Ферма». Игра-ситуация «Конструкторское бюро» (Сборка необходимых атрибутов, в какой игре можно использовать). Рассматривание иллюстраций по данной теме. Дидактические игры | Атрибуты для сюжетной игры «Магазин игрушек» «Кафе», , «Ферма» (игровые маркеры). Д/и «Едет, плавает, летает? », «Из какой сказки», «Кто это» и др. | Самостоятельность в выборе роли, игровых действий в соответствии с выбранной ролью; способность договариваться в игре Дифференциация представлений о видах транспорта |
Центр движения | Совместная двигательная деятельность | Двигательная импровизация Подвижные игры «Зайка серенький сидит..», «Бездомный заяц» «Хитрая лиса», «У медведя во бору» Пальчиковая гимнастика «Домик», «Лужок» | Атрибуты для игры (маски) | Развитие двигательной активности, развитие волевой регуляции (способность соблюдать правила в игре) Развитие тонкой моторики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "В стране Оригами"
Проект информационно-творческий, среднесрочный; предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...
Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миро...
Образовательная деятельность с детьми старшей группы «В стране оригами»
Цель: раскрыть значение конструктивной деятельности в развитии ребёнка; способствовать организации семейного досуга и совместной деятельности родителей с детьми: формировать эстетическое отношение к д...
родительское собрание "В стране оригами"
раскрыть значение конструктивной деятельности ребёнка; способствовать организации семейного досуга детей и родителей....
Кружок "Волшебная страна оригами"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанав...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"
В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...