Конспект образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по совершенствованию конструктивных умений в форме комплексного занятия (с усложнением) «Дом для матрёшек» по технологической карте
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Емельянова Наталья Александровна
Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются основы волевого поведения и таким образом занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_konstruirovaniyu_s_uslozhneniem.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми 3-4 лет

по совершенствованию конструктивных умений

в форме комплексного занятия (с усложнением)

«Дом для матрёшек»

 (конструктивная деятельность

с детьми младшего дошкольного возраста)

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Интеграция видов деятельности: Интеграция видов деятельности: предметная деятельность; познавательно-исследовательская; продуктивная (инициирующее конструирование объектов с учётом их функциональности); коммуникативная (общение со взрослым); игровая (совместные игры со сверстниками); чтение худ. литературы (восприятие и понимание смысла стихов); двигательная, трудовая.

Вид образовательной деятельности: комплексный, интегрированный.

Форма организации деятельности: образовательная ситуация в рамках интеграции образовательных областей. 

Цель: Совершенствование у детей конструктивных умений.

Задачи:

Образовательные: 

Формировать навык сооружать новые постройки, требующие преобразования образца в высоту («Построй такой же дом, но высокий»), используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание);

Формировать умение у детей различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, призмы), соотносить материалы и игрушки по величине;

Формировать умение у детей использовать в постройках детали разного цвета.

Развивающие:

Развивать творчество в процессе приобщения к самостоятельному созданию вариантов конструкций по собственному замыслу;

Развивать сюжетно-игровой замысел, обогащая чувства детей через реализацию их в ярких впечатлениях и забавах;

Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;

Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово.

Воспитательные:

Воспитывать желание слушать стихотворения;

Содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Здоровьесберегающие:

Планировать объём материала с учетов возрастных особенностей детей;

Чередовать статические и динамические задания;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата

Планируемый результат:

- Ребёнок используют простые строительные детали для создания постройки с последующим её анализом.

- Различает основные формы деталей строительного материала (кубик, кирпичик, призма), цвет, величину.

- Проявляет творчество в создании простейших конструкций по собственному замыслу.

- Включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности, принимает игровую задачу.

- Может поделиться информацией.

- Слушает и запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них.

- Умеют выполнять движения.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением домов, отмечая их строение: стены, крыша, окна, дверь.

Строительство детьми дома из кубиков, «кирпичиков» и призм.

Выполнение по показу воспитателя движений пальчиковой гимнастики «Замочек».

Чтение стихотворения Н. Голь «Мой дом» с показом картинок магнитного театра «Скотный двор» на мольберте.

Выполнение движений по показу воспитателя в танце «Весёлые матрёшки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой), с музыкальным и без музыкального сопровождения.  

Обогащение и активизация словаря: дом, кукла-матрёшка, большой, маленький, красивый, стены, крыша, дверь, окно, строим.

Приёмы и методы работы:

Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение способов выполнения работы, вопросы, напоминание, указание, поощрение;

Наглядные: показ картинок, рассматривание образца;

Практические: игровая ситуация, обыгрывание, самостоятельное выполнение действий, пальчиковая гимнастика.

Материалы и оборудование: демонстрационные материалы – детали настольного строительного материала: раздаточные материалы – по 4 «кирпичика», 2 пластины, 4 кубика, 2 призмы, игрушка – матрешка для обыгрывания – каждому ребёнку.

Технологическая карта

Содержание игры в форме комплексного занятия

Этап игры-занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход игры-занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Вводная часть

Организационный момент

Время: 1 мин.

Воспитатель рассаживает детей за столы, стоящие полукругом. Читает стих-е-загадку «Деревянные подружки» А Гришина, предлагая угадать, кто пришёл в гости:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке

Носят яркие одёжки

Называются… (матрёшки)

Воспитатель: Ребята, кто же к нам пришёл в гости? Вы правильно угадали. К нам пришла в гости матрёшка. Ребята, поздоровайтесь с матрёшкой.

Дети садятся за столы. Внимательно слушают чтение произведения, отвечают на вопрос стихотворения-загадки: (Матрёшки)

Дети здороваются с куклой-матрёшкой.

Дети вовлечены, слушают доступные по содержанию стихотворения.

Вступают в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимают обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.

Используют речевые формы вежливого общения

2

Постановка цели и вызов интереса.

Время: 1,5 мин.

Воспитатель: Ребята, сколько матрёшек пришло к нам в гости?

Воспитатель читает стих-е Л. Громовой «Матрёшка» и разбирает куклу:

Принесла я деткам нашим

Матрёшку – нету краше!

Вся такая ладная,

Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой её немножко,

Там внутри – ещё матрёшка!

Только чуть поменьше ростом.

Воспитатель: Сколько стало матрёшек?

Ребята, матрёшки говорят, что им нужен дом.

Постановка цели:

Воспитатель: Давайте построим дом для матрёшек.

Ответы детей: (одна)

Ответы детей: (много)

Ответы детей: (да, построим)

Проявляют речевую активность в общении

3

Основная часть

Принятие детьми задачи ОД

Время: 11 мин.

Совместное строительство дома по памяти:

Воспитатель: Мы с вами уже строили дом.

Что есть у дома? Из чего мы делали стены? Как мы располагали «кирпичики»? Кто хочет поставить «кирпичики», чтобы получились стены?

Воспитатель помогает детям, сопровождая словами все их действия: (имя ребенка) берёт «кирпичик» и ставит его на узкую короткую сторону, недалеко от этого «кирпичика» (напротив) ставит еще «кирпичик» на узкую короткую сторону. Из призмы мы делаем крышу. (Имя ребенка), положи призму на «кирпичики». Посмотри, матрёшка, какой дом мы построили.

Большая кукла-матрёшка «обходит» дом, рассматривает, радуется и благодарит детей, «заходит» в дом и приглашает своих подружек-матрёшек зайти в него. Все матрёшки не помещаются в него, дом оказался мал.

Воспитатель: Ребята, матрёшки расстроились, что дом оказался мал, тесен для них.

Проблемная ситуация: дом построен, но он оказался мал для игрушек.

Воспитатель: Ребята, дом мал для всех матрешек. Что делать? Надо построить большой дом, чтобы всем матрёшкам-подружкам хватило в нём места. Давайте вместе построим дом, я на своём столе, вы на своём.

Показ и объяснение выполнения работы:

Воспитатель показывает способ выполнения действия, сопровождая словами: Сначала сделаю стены для большого дома: поставлю «кирпичик» на узкую короткую сторону, рядом с ним так же на узкую короткую сторону поставлю ещё «кирпичик» – получилась одна стена. Немного отступлю от этой стены и построю другую стену: поставлю «кирпичик» (напротив) на узкую короткую сторону, рядом с ним ещё «кирпичик» – вот и другая стена. Теперь положу на «кирпичики» пластины. А чтобы дом был еще больше, положу два кубика с одной стороны пластины и немного отступлю, положу два кубика с другой стороны пластины. Теперь сделаю крышу: возьму одну призму и положу её на кубики, а рядом положу ещё одну призму на другие два кубика. Вот и получился большой дом.

Закрепление последовательности выполнения работы.

Воспитатель: Ребята, теперь вы для своих матрёшек построите дом. Посмотрите, перед вами лежат кирпичики, пластины, кубики и призмы. Сначала мы сделаем стены, а затем крышу.

Воспитатель даёт указания, советы, оказывает помощь.

Анализ детских работ с импровизацией.

Вместе с большой куклой-матрёшкой воспитатель рассматривает детские работы, хвалит детей. «Матрешка», в руках воспитателя, предлагает поиграть.

Обыгрывание постройки.

Воспитатель подсказывает детям варианты игры с матрёшкой и постройкой:

- подвести игрушки к дому, провести их вокруг дома;

- спросить, нравится ли дом;

- завести игрушки в дом;

- поставить матрёшек в хоровод (в круг).

Дети активно отвечают на вопросы воспитателя, включаются в деятельность: строят из деталей строительного материала домик.

Дети наблюдают за действиями матрёшки, эмоционально реагируют на благодарность куклы.

Дети соглашаются на просьбу кукол построить для них большой дом.

Слушают указания воспитателя. Наблюдают.

Дети строят дом по образцу воспитателя. Слушают указания, советы.

Дети обыгрывают постройку, используя кукол: подводят игрушку к дому, заводят, спрашивают игрушку, ставят в хоровод (круг) и пр.

Дети проявляют потребность в познавательном общении со взрослыми.

Используют простые строительные детали для создания постройки с последующим её анализом

Дети демонстрируют стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

Дети демонстрируют интерес к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляют элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам

Разворачивают несложный игровой сюжет

Активно взаимодействуют со сверстниками в игре

4

Заключитель-ная часть

Рефлексия

Время: 1,5 мин.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Матрёшки»

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите матрёшки в новом большом доме водят хоровод и нас приглашают. Выходите все, беритесь за руки, делайте большой, как солнышко, круг.

Игра-действие «Весёлые матрёшки» (танец сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова)

Мы – весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пёстрых,

Ладушки, ладушки!

Мы похожи словно сёстры,

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щёчки,

Ладушки, ладушки!

По желанию детей игра повторяется.

Матрёшка, в руках воспитателя, хвалит детей, просит аккуратно разобрать постройки и сложить детали строительного материала в коробку, прощается и уходит.

Дети слушают чтение стихотворения.

Дети выходят, встают в круг, взяв друг друга за руки.

Дети хлопают в ладоши.

Топают ножками.

Делают фонарики.

Имитация завязывания платочков.

Показывают ручками щёчки, поворачивая голову вправо-влево.

Дети произносят просьбу о повторе игры.

Дети разбирают постройку, складывают детали строительного материала в коробку.

Дети демонстрируют положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, с интересом включаются в игры-действия звучащее слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми в форме игровой ситуации «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности с детьми в форме игровой ситуации «Путешествие в зимний лес»...

План –конспект образовательной деятельности с детьми старшей- подготовительной группы занятие - путешествие «Часы»

План –конспект образовательной  деятельности с детьми старшей- подготовительной группы занятие - путешествие «Часы» Вид детской деятельности:  коммуникативно-игровой с...

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по совершенствованию конструктивных умений в форме комплексного занятия «Дом для матрёшки»

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает – создание модели, построение, приведение...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы в форме интерактивной игры с использованием нейроигр на тему: "Играем с Фиксиками"

Занятиеобласть: «Познавательное развитие»Вид: математическое развитиеподготовительная к школе группа Форма проведения: интерактивная игра с использованием нейроигр Тема: «Играем...