Использование Lego-конструирования в работе с детьми с ОВЗ
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Кабирова Алина Валериевна

Использование Lego-конструирования в работе

с детьми с ОВЗ 

         Общество, включающее в процесс образования детей с проблемами развития, можно считать современным.  Активно функционирующая система образования такого общества ведёт поиск методов обучения детей с особыми образовательными потребностями (ОПП) и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель поиска – создать полноценную обучающую среду, в которой ребенок сможет развиваться, получать тот уровень компетенций, который доступен его сверстникам без особенностей физического и умственного здоровья. В такой среде он активен, заинтересован, уверен в себе.
         Конструирование в данном случае, как этап проектирования, является важным средством коррекции и развития зрительных, слуховых, осязательных восприятий. Для создания продукта ребенок применяет навыки ручной умелости, ориентируется в пространстве, представляя объект, систематизирует показатели будущего продукта. Выполняя эти операции, обучающиеся с ООП и ОВЗ, как и дети без особенностей здоровья, учатся различать форму, величину предметов, сопоставлять заданные на этапе планирования характеристики с готовой моделью.  Конструирование совершенствует познавательные и практические действия.
         Применение наглядного материала помогает формировать пространственное мышление. Создавая модель, дети общаются друг с другом, представляют свои замыслы и используют названия направлений «верх», «низ», «дальше», «ближе», «слева», «справа», «вперед», «назад». При выборе деталей нужного размера обучающиеся оперируют понятиями «длинный-короткий», «высокий-низкий», «маленький-большой», «широкий-узкий». В условиях специального коррекционного обучения постоянно возникает необходимость обозначать вербально связь между действием и образом, которая очевидно проявляется при работе с конструкторами. Поэтому уроки по конструированию совершенствуют регулирующую функцию речи, активизируют представления по слову, учат понимать слова и соотносить их звучание с лексическим значением.
Работа с конструктором повышает остроту зрения, улучшает точность цветовосприятия. Детали небольшого размера тренируют мелкую мускулатуру кистей рук, рельефные поверхности - точность тактильных качеств. Учащиеся определяют форму объекта, его размеры, положение в пространстве. Устанавливают на что похож предмет, чем отличается от остальных моделей. Используя несколько моделей, учитель ставит задачу сопоставить объекты по длине, величине, высоте. Начинается поиск конструктивного решения «на глаз», дети представляют и планируют, к чему приведет смена взаимного расположения деталей, как от этого изменятся  характеристики их соединений. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики работают с предложенными инструкциями, сотрудничают с партнером, взаимодействуют с участниками коллектива.
         Различают три основных вида конструирования: по образу, по условия и по замыслу. Конструирование по образу предполагает наличие готовой модели того, что нужно построить в виде изображения или схемы. При конструировании по условиям образца нет, заданы условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструированию по замыслу лучше остальных развивает творческие способности и воображение ребенка, потому что предполагает самостоятельную деятельность: обучающийся сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Конструирование -это универсальный метод  для ребят с ограниченными возможностями.
         Техническое творчество сегодня выходит за рамки школьного класса. Популярность набирают детские центры и клубы, они поддерживают заинтересованность детей с ООП и ОВЗ благодаря разнообразию условий и сценариев, в которых происходит игра или занятие. Опыт мировой образовательной практики показывает успешное функционирование таких клубов, в том числе в европейских странах.
         В Германии подобные клубы призваны создать благоприятную эмоциональную атмосферу, которая способствует развитию и общению детей; обеспечить условия совместного семейного досуга и праздников; помочь и поддержать детей и их родителей; привлечь к сотрудничеству специалистов и организации по работе с особыми детьми, руководящие органы государственной власти и общественности; организовать индивидуальные и групповые коррекционно-развивающих мероприятия с детьми.
         В Нидерландах организуют целые  проекты, создание парка для отдыха, естественнонаучного просвещения, оздоровления, адаптивной физической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья , как средств реабилитации и социальной адаптации этих детей силами волонтерских отрядов и педагогов дополнительного образования. 
         В Финляндии на основе государственных образовательно-консультативных центров проводятся курсы и мастер-классы, где дети могут обучаться по общей программе или получить дополнительное образование. На занятиях по конструированию с целью адаптации и поддержки детей с ограниченными возможностями предоставляют полную свободу передвижения по классу, включают в различного вида сценарии обучающей деятельности, объединяются в пары или группы для успешного решения поставленной учителем задачи.
         В условиях клуба становится возможным обучение детей сложным способам крепления деталей. Обучающиеся воплощают самые невероятные идеи, которые не смогли бы реализовать с  использованием малого количества  комплектов. В условиях студии воспитанник представляет уникальный продукт коллективу,  тем самым получая опыт публичных выступлений.
Lego-конструктор открывает обучающемуся новый мир, в котором он развивает такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества для поиска оптимального решения.
Знакомясь с конструированием, обучающиеся открывают тайны механики. Формируется умение пользоваться  инструкциями и чертежами, схемами. Системный подход в работе с детьми с ООП и детьми с ОВЗ активизирует логическое, проектное мышление, интеллектуальные и творческие способности.
         Конструктор Lego, предоставляет ребенку с ОВЗ, прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который предоставляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок строит свои знания, а педагог лишь конструирует его. 
         Отметим ,что наше исследование находится на начальном этапе, в качестве его перспективы мы обозначаем разработку программы дополнительного образования в области робототехники и Lego-конструирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_konstruirovanie.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Lego-конструирования в работе

с детьми с ОВЗ 

         Общество, включающее в процесс образования детей с проблемами развития, можно считать современным.  Активно функционирующая система образования такого общества ведёт поиск методов обучения детей с особыми образовательными потребностями (ОПП) и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель поиска – создать полноценную обучающую среду, в которой ребенок сможет развиваться, получать тот уровень компетенций, который доступен его сверстникам без особенностей физического и умственного здоровья. В такой среде он активен, заинтересован, уверен в себе.
         Конструирование в данном случае, как этап проектирования, является важным средством коррекции и развития зрительных, слуховых, осязательных восприятий. Для создания продукта ребенок применяет навыки ручной умелости, ориентируется в пространстве, представляя объект, систематизирует показатели будущего продукта. Выполняя эти операции, обучающиеся с ООП и ОВЗ, как и дети без особенностей здоровья, учатся различать форму, величину предметов, сопоставлять заданные на этапе планирования характеристики с готовой моделью.  Конструирование совершенствует познавательные и практические действия.
         Применение наглядного материала помогает формировать пространственное мышление. Создавая модель, дети общаются друг с другом, представляют свои замыслы и используют названия направлений «верх», «низ», «дальше», «ближе», «слева», «справа», «вперед», «назад». При выборе деталей нужного размера обучающиеся оперируют понятиями «длинный-короткий», «высокий-низкий», «маленький-большой», «широкий-узкий». В условиях специального коррекционного обучения постоянно возникает необходимость обозначать вербально связь между действием и образом, которая очевидно проявляется при работе с конструкторами. Поэтому уроки по конструированию совершенствуют регулирующую функцию речи, активизируют представления по слову, учат понимать слова и соотносить их звучание с лексическим значением.
Работа с конструктором повышает остроту зрения, улучшает точность цветовосприятия. Детали небольшого размера тренируют мелкую мускулатуру кистей рук, рельефные поверхности - точность тактильных качеств. Учащиеся определяют форму объекта, его размеры, положение в пространстве. Устанавливают на что похож предмет, чем отличается от остальных моделей. Используя несколько моделей, учитель ставит задачу сопоставить объекты по длине, величине, высоте. Начинается поиск конструктивного решения «на глаз», дети представляют и планируют, к чему приведет смена взаимного расположения деталей, как от этого изменятся  характеристики их соединений. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики работают с предложенными инструкциями, сотрудничают с партнером, взаимодействуют с участниками коллектива.
         Различают три основных вида конструирования: по образу, по условия и по замыслу. Конструирование по образу предполагает наличие готовой модели того, что нужно построить в виде изображения или схемы. При конструировании по условиям образца нет, заданы условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструированию по замыслу лучше остальных развивает творческие способности и воображение ребенка, потому что предполагает самостоятельную деятельность: обучающийся сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Конструирование -это универсальный метод  для ребят с ограниченными возможностями.
         Техническое творчество сегодня выходит за рамки школьного класса. Популярность набирают детские центры и клубы, они поддерживают заинтересованность детей с ООП и ОВЗ благодаря разнообразию условий и сценариев, в которых происходит игра или занятие. Опыт мировой образовательной практики показывает успешное функционирование таких клубов, в том числе в европейских странах.
         В Германии подобные клубы призваны создать благоприятную эмоциональную атмосферу, которая способствует развитию и общению детей; обеспечить условия совместного семейного досуга и праздников; помочь и поддержать детей и их родителей; привлечь к сотрудничеству специалистов и организации по работе с особыми детьми, руководящие органы государственной власти и общественности; организовать индивидуальные и групповые коррекционно-развивающих мероприятия с детьми.
         В Нидерландах организуют целые  проекты, создание парка для отдыха, естественнонаучного просвещения, оздоровления, адаптивной физической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья , как средств реабилитации и социальной адаптации этих детей силами волонтерских отрядов и педагогов дополнительного образования. 
         В Финляндии на основе государственных образовательно-консультативных центров проводятся курсы и мастер-классы, где дети могут обучаться по общей программе или получить дополнительное образование. На занятиях по конструированию с целью адаптации и поддержки детей с ограниченными возможностями предоставляют полную свободу передвижения по классу, включают в различного вида сценарии обучающей деятельности, объединяются в пары или группы для успешного решения поставленной учителем задачи.
         В условиях клуба становится возможным обучение детей сложным способам крепления деталей. Обучающиеся воплощают самые невероятные идеи, которые не смогли бы реализовать с  использованием малого количества  комплектов. В условиях студии воспитанник представляет уникальный продукт коллективу,  тем самым получая опыт публичных выступлений.
Lego-конструктор открывает обучающемуся новый мир, в котором он развивает такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества для поиска оптимального решения.
Знакомясь с конструированием, обучающиеся открывают тайны механики. Формируется умение пользоваться  инструкциями и чертежами, схемами. Системный подход в работе с детьми с ООП и детьми с ОВЗ активизирует логическое, проектное мышление, интеллектуальные и творческие способности.
         Конструктор Lego, предоставляет ребенку с ОВЗ, прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который предоставляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок строит свои знания, а педагог лишь конструирует его. 
         Отметим ,что наше исследование находится на начальном этапе, в качестве его перспективы мы обозначаем разработку программы дополнительного образования в области робототехники и Lego-конструирования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

Уже много-много лет детские конструкторы LEGO развлекают и развивают невероятное количество детей. В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использовани...

Консультация для педагогов «Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных учреждениях LEGO - технологий. Ни для кого не секрет, что игра – важнейший спу...

Городская стажерская прлощадка «Использование LEGO-конструирования для развития речи старших дошкольников».

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», "Речевое развитие", "Познавательное развитие"Форма проведения: Мастер-класс.Цель: повышение проф...

Проект "Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми старшего дошкольного возраста".

 Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует т...

8 причин использования LEGO-конструирования

Игры с конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планиро...

Мастер класс Тема: Организация конструктвно-модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO - конструирования в соответствии с ФГОС ДО.

Мастер - классТема: Организация конструктивно – модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO – конструирования в соответствии с ФГОС ДО.Конструируя, реб...