«Моделирование с помощью 3D - ручки как способ развития конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», или «Дизайнеры 3D - сказок»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

мочалкина светлана александровна

Проект «Моделирование с помощью 3D - ручки как способ развития конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», или «Дизайнеры 3D - сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizaynery_3d-_skazok.docx217.51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Моделирование с помощью 3D - ручки

как способ развития конструктивных и творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста»,

или

«Дизайнеры 3D - сказок»

                                          «Главное – расширить для ребенка мир,

помочь ему реализовать сегодняшние возможности

и создать условия для развития завтрашних.»

В. Алямовская

Актуальность

       Одной из главных задач, которую ставит перед педагогом Федеральный  государственный образовательный стандарт  дошкольного образования, является формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также развитие интереса к изобретательской, познавательно-исследовательской деятельности и техническому творчеству.

       В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

       Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Поэтому мы задались вопросом: как организовать качественное обучение воспитанников с  применением современных технологий?  Что  может способствовать появлению у детей потребности в саморазвитии  и самовыражении?   Что повысит  уровень активности воспитанника? Что поможет ребенку ощутить радость  сотворчества и сотрудничества?  

Определение проблематики проекта:

       Мир изменяется, меняемся и мы! Изучение 3D- технологий с каждым годом становится все более значимым для современных детей. 3D- ручка является инструментом, который способен рисовать в воздухе. Это не волшебство, а очередной технологический прорыв в области 3D- моделирования, его сфера применения по-настоящему огромна. С помощью 3D- ручки можно не только рисовать и экспериментировать в создании поделок, но и решить множество бытовых проблем. Способность к творчеству - отличительная черта человека. А ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил.

Гипотеза:

       В процессе реализации проекта  дети познакомятся с новой для них техникой создания сказочных героев с помощью 3D- ручки,  научатся правильно подбирать цвета, создавая простые   модели. У детей будет развиваться пространственное воображение, мелкая моторика, расширится кругозор, сформируются творческие способности.

       Представленные аспекты легли в основу практико-ориентированного проекта  «Дизайнеры 3D - сказок»

Тип проекта: практико-ориентированный

Цель: создание условий для развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности, техническому творчеству через создание героев и декораций с помощью 3D- ручки для постановки спектаклей в детском саду.

Задачи:

  • Развивать у дошкольников навыки технического конструирования.
  • Знакомить детей с новыми техническими средствами, технологиями, которые являются неотъемлемой частью современного мира творчества.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, навыки необходимые для создания творческих работ.
  • Внедрять в процесс обучения детей новые подходы к решению творческих задач.
  • Развивать художественный вкус, фантазию, мышление, визуализацию, внимание, сосредоточенность пространственное воображение и т.д.
  • Способствовать творческой самореализации дошкольников через создание продуктов совместной деятельности с использованием 3D- ручки.
  • Расширять кругозор детей, развивать моторику рук.
  • Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе изготовлении декораций.

Возраст: старший дошкольный возраст

Продолжительность: краткосрочный, 9 месяцев

Участники: дети, воспитатели МБДОУ, родители

Новизна: новизна проекта соответствует целям и задачам, выдвигаемым ФГОС ДО и заключается виспользовании  инновационных технологий и современных гаджетов для развития конструктивных и творческих способностей детей

Девиз проекта : «Думай! Действуй! Достигай!»

      Это последовательная реализация трех составляющих  конструктивно- творческой деятельности  

  1. «Думай!» Стимулирование детей на развитие навыков технического конструирования дошкольников.
  2. «Действуй!» Предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора.
  3. «Достигай!» Создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал, проявление креативности.

Описание проекта:

       3D- ручка является одним из самых интересных и популярных гаджетов, которые были созданы в последнем десятилетии. Устройство создавалось для развития творческих навыков и мышления детей. Со временем возможности устройства расширились, и применение стало возможно не только для домашних целей, но и для решения профессиональных задач.

       Что означает 3D? Оно является сокращением английского 3-dimensional, что дословно переводится как «три размера»

       3D- ручка – вариант 3D- принтера: только мы не печатаем, а рисуем  модели из пластика, который расплавляется в ручке.  Ручка немного напоминает устройство для выжигания.

                 С помощью 3D-ручки возможно делать узоры, надписи, декоративные элементы на различных поверхностях или законченные трехмерные объекты: геометрические фигуры, прототипы и силуэты, также возможно рисовать на плоскости по трафарету.Ручка пригодится и в быту. Например, восстановить поврежденные пластиковые детали (у игрушки).  

      Но самая распространенная область применения 3D- ручек – это творчество.  Ее можно использовать в качестве декорирования уже существующих предметов, а так же изготавливать собственные (Hand-made).

     Ежегодно в нашем детском саду проходит традиционная «Неделя театра», в которой активное участие принимают наши воспитанники. Уже с января мы начинаем готовиться к данному мероприятию. И в этот раз нам захотелось показать что-то необыкновенное. Обычные представления у нас уже были: игра актеров, кукольный театр, театр на ложке. Поэтому мы решили привлечь себе на помощь современные технологии, а именно – 3D- ручку.

      С помощью этого гаджета мы с ребятами создали удивительные реквизиты для постановки русской народной сказки «Колобок». Детей очень увлек процесс создания героев и декораций, а представленный ими спектакль произвел фурор.

      После окончания «Недели театра» дети попросили обыграть еще одну сказку. А потом еще одну.. И еще одну...

      Очень скоро у нас появились новые герои, атрибуты, декорации. Дети стали разыгрывать не только известные сказки, но и придумывать свои.

      И теперь в нашей группе есть удивительный и не совсем обычный музей – «В некотором царстве – в 3D- государстве». Здесь представлены экспонаты, которые можно не только посмотреть, но и взять в руки, поиграть с ними и создать свою собственную сказку. Фантазию и творчество ребят ничто не ограничивает!

      Наш музей, как живой организм: постоянно растет и развивается. В любое время дети (под руководством воспитателей) могут создать необходимые реквизиты к сказкам, как известным, так и придуманным самими воспитанниками. Новые герои и новые декорации появляются здесь каждую неделю.

      В нашем театре мы рады видеть каждого. Приглашаем и вас!

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Принципы работы с детьми:

  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип развивающего воспитывающего обучения
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности
  • Принцип сознательности и активности.

Используемые  методы:

  • Эвристический (частично-поисковый) метод.
  • Метод моделирования.
  • Игровой метод.
  • Метод практических действий.
  • Наглядный.

Подготовка осуществляется в 3 этапа:

  1. этап:
  • Анкетирование родителей
  • Диагностика уровня знаний и умений по  конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В. Фёдоровой)
  • Изучение научно-методической литературы и других информационных источников по теме проекта.

2 этап:

  • Обеспечение вовлечения семей в работу проекта (изготовление бумажных шаблонов)
  • Создание условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих работу  проекта, а также для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией материалов проекта.

3 этап:

  • Диагностика детей (выявить результативность проекта)
  • Создание 3D - музея «В некотором царстве 3D- государстве»
  • Показ театрализованного представления.

Практическая значимость опыта использования 3D- ручки:

  • У дошкольников развиваются навыки технического конструирования;
  • Формируется устойчивый интерес к художественной деятельности, навыки необходимые для создания творческих работ;
  • В процесс обучения детей внедряются новые подходы к решению творческих задач;
  • Развивается художественный вкус, фантазия, мышление, визуализация, внимание, пространственное воображение;
  • Происходит творческая самореализация дошкольников через создание продуктов совместной деятельности с использованием 3D- ручки;
  • Расширяется кругозор детей, развивается моторика рук.

Предполагаемые результаты:

       К концу проекта у детей сложится интерес к изобразительной деятельности, моделированию и конструированию, положительное эмоциональное отношение к ней, что позволит детям создавать разнообразные изображения и модели, как по заданию, так и по собственному замыслу. Развитие творческого воображения. Заинтересованность в постановке спектаклей и изготовлении новых героев

Воспитанники будут знать:

  • основные правила создания  модели.
  • принципы работы с 3D-ручкой;
  • способы соединения и крепежа деталей;
  • способы и приемы моделирования;
  • закономерности симметрии и равновесия.

Воспитанники будут уметь:

  • создавать  сказочных героев;
  • создавать декорации к сказкам.

Воспитанники усовершенствуют:

  • образное пространственное мышление;
  • мелкую моторику;
  • художественный вкус.

Перспектива развития проекта.

       Мы считаем, что использование 3D- ручки является совершенно новым подходом к творчеству, ориентированным на формирование особых способностей у детей. 3D- ручка – это гаджет, которому суждено навсегда изменить представление о том, что такое «рисование» и «моделирование» , ведь теперь можно создавать фигуры  не на бумаге, а в пространстве; и не только плоскостные, но и объемные. Это устройство существенно расширяет рамки изобразительного искусства.

      В перспективе мы хотели бы:

  • Поделиться опытом своей работы с коллегами на только в нашем детском саду но и в других ДОУ, провести мастер-класс, семинар - практикум для воспитателей.
  • Продолжать пополнять свой музей сказочных героев «В некотором царстве – в 3D- государстве».
  • Применять 3D- ручку и в других направлениях, например,  для устного счета в математике, для знакомства с объемными геометрическими фигурами, для изучения предметов  и явлений окружающего мира и т.д.

Обеспечение проекта:

1. Нормативно-правовые ресурсы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 2.2821 -10»,

-Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок»;

2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат.

3. Кадровые ресурсы: для создания и использования проекта в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов и родителей. Работа в проекте может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, реализуемых программ и контингента воспитанников, а также родителей.

Приложение 1

Схема реализации проекта

Этапы проекта

Содержание работы

Участники

Сроки

I этап

1

Анкетирование родителей

Родители, воспитатели

январь

2

Диагностика уровня знаний и умений по  конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В. Фёдоровой)

Воспитатели

январь

3

Определение целей и задач методической литературы по теме  проекта.

Воспитатели

январь

4

Определение актуальности и значимости проекта.

Воспитатели

январь

5

Подбор и изучение литературы

II этап

6

Просмотр видеоролика «Как сделать декорации своими руками с помощью 3D- ручки»

Воспитатели, дети

февраль

7

Совместный поиск родителями и детьми информации о способах создания декораций  с помощью 3D- ручки

Родители, дети

февраль

8

Знакомство с правилами и техникой безопасности при работе с 3D- ручкой, обучение

Воспитатели

Февраль

9

Создание плоскостных  фигур с помощью простых раскрасок или шаблонов.

Воспитатели, дети

февраль

10

Обводка контура фигур  (бабочка, яблоко, солнышко)

Воспитатели, дети

март

11

Прорисовка завитков, прямых, наклонных и плавных линий, колечек и т.д.

Воспитатели, дети

март

12

Прорисовка цветных узоров

Воспитатели, дети

март

13

Цикл бесед:

«Из чего можно сделать декорации?»

«Дизайнеры кто они?»

«Как много интересных профессий»

воспитатели

март

14

Создание декораций к сказке «Колобок» с помощью 3D- ручки:

Изготовление бумажных шаблонов с помощью родителей (колобок, медведь, лиса,  дед, избушка и т.д.)

Создание плоскостных фигур 3D-ручкой, под присмотром воспитателя.

Родители, воспитатели, дети

Апрель-март

15

Чтение литературы:

«Красная шапочка»

«Гуси-лебеди»

«Пряничный домик»

«Золушка»

Январь-сентябрь

16

Создание плоскостных фигур детьми сказочных героев  с помощью 3D- ручки

Воспитатели, дети

апрель

17

Диагностика уровня знаний и умений по  конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В.Фёдоровой)

Воспитатели

апрель

18

Создание декораций к сказке «Лиса и заяц» с помощью 3D- ручки:

Изготовление бумажных шаблонов с помощью родителей (заяц, лиса, избушка и т.д.)

Создание плоскостных фигур 3D-ручкой, под присмотром воспитателя.

Родители, воспитатели, дети

Апрель-май

III этап

19

Создание видеоролика сказки «Колобок»

Воспитатели

май

20

Создание декораций к сказке «Гуси-лебеди» с помощью 3D- ручки:

Изготовление бумажных шаблонов с помощью родителей (яблоня, девочка, мальчик и т.д.)

Работа с 3D- ручкой, под присмотром воспитателя.

Воспитатели, родители, дети

Июнь-август

21

Создание альбома «Декораторы» (эскизы к сказкам, нарисованные детьми)

Воспитатели, дети

22

Диагностика уровня знаний и умений по  конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В.Фёдоровой)

Воспитатели

сентябрь

Приложение 2

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в целях создания эффективной системы выявления задатков и развития наклонностей детей в детском саду и успешной реализации инновационного проекта.

Заполните столбец «наблюдения родителей», отметив знаком (1) Ваше уверенное мнение о конкретных задатках своего ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности Вашего ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если Вы заметили у ребенка все или практически все задатки по данному направлению.

Фамилия, имя, отчество ребенка          Дата рождения         

Группа «        »

Задатки и наклонности ребенка

Наблюдения

родителей

1.

Интеллектуальные:

- наблюдателен, обладает исключительной памятью

- знает многое, о чем его сверстники не предполагают

- разносторонняя любознательность

- охотно и легко занимается самостоятельно

- умеет хорошо и по - взрослому излагать свои мысли

2.

Логико - математические:

- проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям,

взвешиванию

-демонстрирует легкость в восприятии и запоминании

математических цифр и знаков

- с легкостью выполняет простейшие операции сложения и

вычитания

- проявляет необычное для своего возраста понимание

математических отношений

- разбирается в измерении времени (часы, календари), предметов

или денег

- проявляет понимание геометрических особенностей плоских и

объемных предметов)

- умеет «читать» простейшую графическую информацию о

пространственных отношениях объектов

- распознает и анализирует формы предметов в целом и отдельных

его частей

3

Технические

- интересуется механизмами и машинами.

- может легко чинить испорченные приборы, использовать старые

детали для создания новых поделок, игрушек, приборов

- любит разбираться в причинах неисправности механизмов,

любит загадочные поломки.

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

- любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов » (модели летательных аппаратов,

автомобилей, кораблей)

-быстро и легко осваивает компьютер

-читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании

новых приборов, машин, механизмов

4.

Естественно-технические:

- внимателен к разным природным явлениям, замечает необычные

факты

- знает и интересуется историей и вопросами развития Земли и

обитателей на ней

- задает разные вопросы о происхождении и изменении предметов

- проявляет большой интерес к занятиям экспериментами

- любит ухаживать за животными и растениями

5.

Творческое мышление:

- часто делает все по своему (независим)

- изобретателен в различной деятельности, в играх, в отношениях

с другими детьми, предлагая свой подход

- задает оригинальные вопросы, придумывает новые идеи и

находит необычные решения

- чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой

уходить в интересующее его занятие, работу

- демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую

продуктивность или интерес к множеству разных вещей)

        Приложение 3

  Педагогическая  диагностика по методике Т. В. Федоровой, адаптированная для дошкольников.

 

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

 

Воспитатели _______________________________________________________

Группа ____________________________________________________________

Показатели развития

Фамилия ребенка

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

Оценка развития

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Знает названия всех деталей современных конструкторов

Умеет построить конструкцию по образцу, схеме; инструкции

педагога

Правильно размещает элементы конструкции относительно друг друга

Проявляет самостоятельность в разработке замысла в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения)

Проявляется умение рассказать о своём замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования

Проявляет самостоятельность в выполнении задания

Умеет обыграть постройку или конструкцию

Проявляет устойчивость творческого замысла

Умеет конструировать более сложные постройки

Умеет работать в команде

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

  • Оценка результатов:
  • 1,0 баллов – умение ярко выражено
  • 0,5 баллов – ребёнком допускаются ошибки
  • 0 баллов – умение не проявляется вообще
  • Количественные показатели:
  • Высокий уровневый показатель - от 5,0 до 8,0 баллов;
  • Средний уровень - от 2,0 - 5,0 баллов;
  • Низкий уровень - от 0 - 2,0 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ   МОНИТОРИНГА

        

391134, РФ

Рязанская область, Рыбновский район,

с. Ходынино, ул. Центральная.

Адрес электронной почты:

Kolocok6@yandex.ru

http://www.playcast.ru/uploads/2015/12/31/16596144.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье раскрываются основные принципы развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой деятельности....

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Маленький дизайнер"

Данная программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения элементов дизайна....

" Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Цель: Обновление педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка и раскрытие его познавательных, художественных и творческих возможностей, через создание мультфильмов в услов...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Мы живём в стремительный век развития информационных технологий. Умение получать и грамотно обрабатывать информацию является главными её приоритетами....

Методическая разработка «Конструирование как способ организации конструктивно-технической деятельности детей старшего дошкольного возраста. »

 Использование в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста многообразия материалов существенно расширяет репертуар творческих решений ребенка, позволяет продуцировать новые ид...

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...

Друдлы как способ развития мышления и творческих способностей старших дошкольников.

В связи с тем, что произошло обновление системы дошкольного образования, перед педагогом возникла задача воспитания дошкольника «нового поколения». Он должен обладать т...