«Моделирование с помощью 3D - ручки как способ развития конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», или «Дизайнеры 3D - сказок»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект «Моделирование с помощью 3D - ручки как способ развития конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», или «Дизайнеры 3D - сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizaynery_3d-_skazok.docx | 217.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
«Моделирование с помощью 3D - ручки
как способ развития конструктивных и творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста»,
или
«Дизайнеры 3D - сказок»
«Главное – расширить для ребенка мир,
помочь ему реализовать сегодняшние возможности
и создать условия для развития завтрашних.»
В. Алямовская
Актуальность
Одной из главных задач, которую ставит перед педагогом Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также развитие интереса к изобретательской, познавательно-исследовательской деятельности и техническому творчеству.
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Поэтому мы задались вопросом: как организовать качественное обучение воспитанников с применением современных технологий? Что может способствовать появлению у детей потребности в саморазвитии и самовыражении? Что повысит уровень активности воспитанника? Что поможет ребенку ощутить радость сотворчества и сотрудничества?
Определение проблематики проекта:
Мир изменяется, меняемся и мы! Изучение 3D- технологий с каждым годом становится все более значимым для современных детей. 3D- ручка является инструментом, который способен рисовать в воздухе. Это не волшебство, а очередной технологический прорыв в области 3D- моделирования, его сфера применения по-настоящему огромна. С помощью 3D- ручки можно не только рисовать и экспериментировать в создании поделок, но и решить множество бытовых проблем. Способность к творчеству - отличительная черта человека. А ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил.
Гипотеза:
В процессе реализации проекта дети познакомятся с новой для них техникой создания сказочных героев с помощью 3D- ручки, научатся правильно подбирать цвета, создавая простые модели. У детей будет развиваться пространственное воображение, мелкая моторика, расширится кругозор, сформируются творческие способности.
Представленные аспекты легли в основу практико-ориентированного проекта «Дизайнеры 3D - сказок»
Тип проекта: практико-ориентированный
Цель: создание условий для развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности, техническому творчеству через создание героев и декораций с помощью 3D- ручки для постановки спектаклей в детском саду.
Задачи:
- Развивать у дошкольников навыки технического конструирования.
- Знакомить детей с новыми техническими средствами, технологиями, которые являются неотъемлемой частью современного мира творчества.
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, навыки необходимые для создания творческих работ.
- Внедрять в процесс обучения детей новые подходы к решению творческих задач.
- Развивать художественный вкус, фантазию, мышление, визуализацию, внимание, сосредоточенность пространственное воображение и т.д.
- Способствовать творческой самореализации дошкольников через создание продуктов совместной деятельности с использованием 3D- ручки.
- Расширять кругозор детей, развивать моторику рук.
- Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе изготовлении декораций.
Возраст: старший дошкольный возраст
Продолжительность: краткосрочный, 9 месяцев
Участники: дети, воспитатели МБДОУ, родители
Новизна: новизна проекта соответствует целям и задачам, выдвигаемым ФГОС ДО и заключается виспользовании инновационных технологий и современных гаджетов для развития конструктивных и творческих способностей детей
Девиз проекта : «Думай! Действуй! Достигай!»
Это последовательная реализация трех составляющих конструктивно- творческой деятельности
- «Думай!» Стимулирование детей на развитие навыков технического конструирования дошкольников.
- «Действуй!» Предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора.
- «Достигай!» Создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал, проявление креативности.
Описание проекта:
3D- ручка является одним из самых интересных и популярных гаджетов, которые были созданы в последнем десятилетии. Устройство создавалось для развития творческих навыков и мышления детей. Со временем возможности устройства расширились, и применение стало возможно не только для домашних целей, но и для решения профессиональных задач.
Что означает 3D? Оно является сокращением английского 3-dimensional, что дословно переводится как «три размера»
3D- ручка – вариант 3D- принтера: только мы не печатаем, а рисуем модели из пластика, который расплавляется в ручке. Ручка немного напоминает устройство для выжигания.
С помощью 3D-ручки возможно делать узоры, надписи, декоративные элементы на различных поверхностях или законченные трехмерные объекты: геометрические фигуры, прототипы и силуэты, также возможно рисовать на плоскости по трафарету.Ручка пригодится и в быту. Например, восстановить поврежденные пластиковые детали (у игрушки).
Но самая распространенная область применения 3D- ручек – это творчество. Ее можно использовать в качестве декорирования уже существующих предметов, а так же изготавливать собственные (Hand-made).
Ежегодно в нашем детском саду проходит традиционная «Неделя театра», в которой активное участие принимают наши воспитанники. Уже с января мы начинаем готовиться к данному мероприятию. И в этот раз нам захотелось показать что-то необыкновенное. Обычные представления у нас уже были: игра актеров, кукольный театр, театр на ложке. Поэтому мы решили привлечь себе на помощь современные технологии, а именно – 3D- ручку.
С помощью этого гаджета мы с ребятами создали удивительные реквизиты для постановки русской народной сказки «Колобок». Детей очень увлек процесс создания героев и декораций, а представленный ими спектакль произвел фурор.
После окончания «Недели театра» дети попросили обыграть еще одну сказку. А потом еще одну.. И еще одну...
Очень скоро у нас появились новые герои, атрибуты, декорации. Дети стали разыгрывать не только известные сказки, но и придумывать свои.
И теперь в нашей группе есть удивительный и не совсем обычный музей – «В некотором царстве – в 3D- государстве». Здесь представлены экспонаты, которые можно не только посмотреть, но и взять в руки, поиграть с ними и создать свою собственную сказку. Фантазию и творчество ребят ничто не ограничивает!
Наш музей, как живой организм: постоянно растет и развивается. В любое время дети (под руководством воспитателей) могут создать необходимые реквизиты к сказкам, как известным, так и придуманным самими воспитанниками. Новые герои и новые декорации появляются здесь каждую неделю.
В нашем театре мы рады видеть каждого. Приглашаем и вас!
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
Принципы работы с детьми:
- Принцип индивидуального подхода
- Принцип развивающего воспитывающего обучения
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип доступности
- Принцип наглядности
- Принцип сознательности и активности.
Используемые методы:
- Эвристический (частично-поисковый) метод.
- Метод моделирования.
- Игровой метод.
- Метод практических действий.
- Наглядный.
Подготовка осуществляется в 3 этапа:
- этап:
- Анкетирование родителей
- Диагностика уровня знаний и умений по конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В. Фёдоровой)
- Изучение научно-методической литературы и других информационных источников по теме проекта.
2 этап:
- Обеспечение вовлечения семей в работу проекта (изготовление бумажных шаблонов)
- Создание условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих работу проекта, а также для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией материалов проекта.
3 этап:
- Диагностика детей (выявить результативность проекта)
- Создание 3D - музея «В некотором царстве 3D- государстве»
- Показ театрализованного представления.
Практическая значимость опыта использования 3D- ручки:
- У дошкольников развиваются навыки технического конструирования;
- Формируется устойчивый интерес к художественной деятельности, навыки необходимые для создания творческих работ;
- В процесс обучения детей внедряются новые подходы к решению творческих задач;
- Развивается художественный вкус, фантазия, мышление, визуализация, внимание, пространственное воображение;
- Происходит творческая самореализация дошкольников через создание продуктов совместной деятельности с использованием 3D- ручки;
- Расширяется кругозор детей, развивается моторика рук.
Предполагаемые результаты:
К концу проекта у детей сложится интерес к изобразительной деятельности, моделированию и конструированию, положительное эмоциональное отношение к ней, что позволит детям создавать разнообразные изображения и модели, как по заданию, так и по собственному замыслу. Развитие творческого воображения. Заинтересованность в постановке спектаклей и изготовлении новых героев
Воспитанники будут знать:
- основные правила создания модели.
- принципы работы с 3D-ручкой;
- способы соединения и крепежа деталей;
- способы и приемы моделирования;
- закономерности симметрии и равновесия.
Воспитанники будут уметь:
- создавать сказочных героев;
- создавать декорации к сказкам.
Воспитанники усовершенствуют:
- образное пространственное мышление;
- мелкую моторику;
- художественный вкус.
Перспектива развития проекта.
Мы считаем, что использование 3D- ручки является совершенно новым подходом к творчеству, ориентированным на формирование особых способностей у детей. 3D- ручка – это гаджет, которому суждено навсегда изменить представление о том, что такое «рисование» и «моделирование» , ведь теперь можно создавать фигуры не на бумаге, а в пространстве; и не только плоскостные, но и объемные. Это устройство существенно расширяет рамки изобразительного искусства.
В перспективе мы хотели бы:
- Поделиться опытом своей работы с коллегами на только в нашем детском саду но и в других ДОУ, провести мастер-класс, семинар - практикум для воспитателей.
- Продолжать пополнять свой музей сказочных героев «В некотором царстве – в 3D- государстве».
- Применять 3D- ручку и в других направлениях, например, для устного счета в математике, для знакомства с объемными геометрическими фигурами, для изучения предметов и явлений окружающего мира и т.д.
Обеспечение проекта:
1. Нормативно-правовые ресурсы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 2.2821 -10»,
-Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 6 «Колосок»;
2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат.
3. Кадровые ресурсы: для создания и использования проекта в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов и родителей. Работа в проекте может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, реализуемых программ и контингента воспитанников, а также родителей.
Приложение 1
Схема реализации проекта
Этапы проекта | Содержание работы | Участники | Сроки | |
I этап | 1 | Анкетирование родителей | Родители, воспитатели | январь |
2 | Диагностика уровня знаний и умений по конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В. Фёдоровой) | Воспитатели | январь | |
3 | Определение целей и задач методической литературы по теме проекта. | Воспитатели | январь | |
4 | Определение актуальности и значимости проекта. | Воспитатели | январь | |
5 | Подбор и изучение литературы | |||
II этап | 6 | Просмотр видеоролика «Как сделать декорации своими руками с помощью 3D- ручки» | Воспитатели, дети | февраль |
7 | Совместный поиск родителями и детьми информации о способах создания декораций с помощью 3D- ручки | Родители, дети | февраль | |
8 | Знакомство с правилами и техникой безопасности при работе с 3D- ручкой, обучение | Воспитатели | Февраль | |
9 | Создание плоскостных фигур с помощью простых раскрасок или шаблонов. | Воспитатели, дети | февраль | |
10 | Обводка контура фигур (бабочка, яблоко, солнышко) | Воспитатели, дети | март | |
11 | Прорисовка завитков, прямых, наклонных и плавных линий, колечек и т.д. | Воспитатели, дети | март | |
12 | Прорисовка цветных узоров | Воспитатели, дети | март | |
13 | Цикл бесед: «Из чего можно сделать декорации?» «Дизайнеры кто они?» «Как много интересных профессий» | воспитатели | март | |
14 | Создание декораций к сказке «Колобок» с помощью 3D- ручки: Изготовление бумажных шаблонов с помощью родителей (колобок, медведь, лиса, дед, избушка и т.д.) Создание плоскостных фигур 3D-ручкой, под присмотром воспитателя. | Родители, воспитатели, дети | Апрель-март | |
15 | Чтение литературы: «Красная шапочка» «Гуси-лебеди» «Пряничный домик» «Золушка» | Январь-сентябрь | ||
16 | Создание плоскостных фигур детьми сказочных героев с помощью 3D- ручки | Воспитатели, дети | апрель | |
17 | Диагностика уровня знаний и умений по конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В.Фёдоровой) | Воспитатели | апрель | |
18 | Создание декораций к сказке «Лиса и заяц» с помощью 3D- ручки: Изготовление бумажных шаблонов с помощью родителей (заяц, лиса, избушка и т.д.) Создание плоскостных фигур 3D-ручкой, под присмотром воспитателя. | Родители, воспитатели, дети | Апрель-май | |
III этап | 19 | Создание видеоролика сказки «Колобок» | Воспитатели | май |
20 | Создание декораций к сказке «Гуси-лебеди» с помощью 3D- ручки: Изготовление бумажных шаблонов с помощью родителей (яблоня, девочка, мальчик и т.д.) Работа с 3D- ручкой, под присмотром воспитателя. | Воспитатели, родители, дети | Июнь-август | |
21 | Создание альбома «Декораторы» (эскизы к сказкам, нарисованные детьми) | Воспитатели, дети | ||
22 | Диагностика уровня знаний и умений по конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет (по методике Т.В.Фёдоровой) | Воспитатели | сентябрь |
Приложение 2
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в целях создания эффективной системы выявления задатков и развития наклонностей детей в детском саду и успешной реализации инновационного проекта.
Заполните столбец «наблюдения родителей», отметив знаком (1) Ваше уверенное мнение о конкретных задатках своего ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности Вашего ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если Вы заметили у ребенка все или практически все задатки по данному направлению.
Фамилия, имя, отчество ребенка Дата рождения
Группа « »
№ | Задатки и наклонности ребенка | Наблюдения родителей |
1. | Интеллектуальные: | |
- наблюдателен, обладает исключительной памятью | ||
- знает многое, о чем его сверстники не предполагают | ||
- разносторонняя любознательность | ||
- охотно и легко занимается самостоятельно | ||
- умеет хорошо и по - взрослому излагать свои мысли | ||
2. | Логико - математические: | |
- проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию | ||
-демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических цифр и знаков | ||
- с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания | ||
- проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений | ||
- разбирается в измерении времени (часы, календари), предметов или денег | ||
- проявляет понимание геометрических особенностей плоских и объемных предметов) | ||
- умеет «читать» простейшую графическую информацию о пространственных отношениях объектов | ||
- распознает и анализирует формы предметов в целом и отдельных его частей | ||
3 | Технические | |
- интересуется механизмами и машинами. | ||
- может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов | ||
- любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. | ||
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов. | ||
- любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом | ||
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов » (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) | ||
-быстро и легко осваивает компьютер | ||
-читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов | ||
4. | Естественно-технические: | |
- внимателен к разным природным явлениям, замечает необычные факты | ||
- знает и интересуется историей и вопросами развития Земли и обитателей на ней | ||
- задает разные вопросы о происхождении и изменении предметов | ||
- проявляет большой интерес к занятиям экспериментами | ||
- любит ухаживать за животными и растениями | ||
5. | Творческое мышление: | |
- часто делает все по своему (независим) | ||
- изобретателен в различной деятельности, в играх, в отношениях с другими детьми, предлагая свой подход | ||
- задает оригинальные вопросы, придумывает новые идеи и находит необычные решения | ||
- чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу | ||
- демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей) |
Приложение 3
Педагогическая диагностика по методике Т. В. Федоровой, адаптированная для дошкольников.
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
Воспитатели _______________________________________________________
Группа ____________________________________________________________
Показатели развития | Фамилия ребенка | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | ||||||||||||||||
Оценка развития | ||||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |||||||
Знает названия всех деталей современных конструкторов | ||||||||||||||||
Умеет построить конструкцию по образцу, схеме; инструкции |
педагога | |||||||||||
Правильно размещает элементы конструкции относительно друг друга | |||||||||||
Проявляет самостоятельность в разработке замысла в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения) | |||||||||||
Проявляется умение рассказать о своём замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования | |||||||||||
Проявляет самостоятельность в выполнении задания | |||||||||||
Умеет обыграть постройку или конструкцию | |||||||||||
Проявляет устойчивость творческого замысла | |||||||||||
Умеет конструировать более сложные постройки | |||||||||||
Умеет работать в команде | |||||||||||
Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
- Оценка результатов:
- 1,0 баллов – умение ярко выражено
- 0,5 баллов – ребёнком допускаются ошибки
- 0 баллов – умение не проявляется вообще
- Количественные показатели:
- Высокий уровневый показатель - от 5,0 до 8,0 баллов;
- Средний уровень - от 2,0 - 5,0 баллов;
- Низкий уровень - от 0 - 2,0 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
391134, РФ
Рязанская область, Рыбновский район,
с. Ходынино, ул. Центральная.
Адрес электронной почты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В статье раскрываются основные принципы развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой деятельности....
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Маленький дизайнер"
Данная программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения элементов дизайна....
" Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"
Цель: Обновление педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка и раскрытие его познавательных, художественных и творческих возможностей, через создание мультфильмов в услов...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Мы живём в стремительный век развития информационных технологий. Умение получать и грамотно обрабатывать информацию является главными её приоритетами....
Методическая разработка «Конструирование как способ организации конструктивно-технической деятельности детей старшего дошкольного возраста. »
Использование в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста многообразия материалов существенно расширяет репертуар творческих решений ребенка, позволяет продуцировать новые ид...
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...
Друдлы как способ развития мышления и творческих способностей старших дошкольников.
В связи с тем, что произошло обновление системы дошкольного образования, перед педагогом возникла задача воспитания дошкольника «нового поколения». Он должен обладать т...