РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА» Подготовительной к школе группы
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Данная программа составлена с учѐтом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой;
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_osnovy_tehnicheskogo_modelirovaniya_i_dizayna.docx | 45.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено и принято на педагогическом совете № ____ протокол № ____ от «____» _____________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Ручеек» с. Б. Афанасово _______________ Е.Е. Слесарева «____» _____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА»
Подготовительной к школе группы №7
Нижнекамск, 2019
Содержание программы
I.Целевой раздел
1. 1 Пояснительная записка…………………………………………….....……...3
1.2 Цель и задачи реализации рабочей программы…………….…….…………4
1.3. Принципы и подходы к формированию программ.…………….………….5
1.4. Значимые для разработки и реализации характеристики…........……….....6
1. 5. Планируемые результаты освоения программы……………...………..….7
II.Учебно-тематический план
2.1Тематический план 1 года обучения.…………………………… …………..8
2.2Содержание программы 1 года обучения……………………….…………...9
Список литературы.............................................................................................13
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Данная программа составлена с учѐтом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой;
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является - аппликация.
Аппликация –это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности.
Занятия аппликацией развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, странные.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно-наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Процесс обучения данному виду изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми, вследствие чего выстраиваются отношения, формируется личность человека. Во время занятий аппликацией возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
1.2 Цель и задачи реализации рабочей программы
Программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Так же при работе в этом кружке показывается всё разнообразие видов аппликаций: аппликации из цветной бумаги, из ваты, салфеток, пластилина, природного материала, ткани, объёмной аппликации. Данный кружок рассчитан на 1год обучения детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы:
Формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- Развивать творческие способности детей.
- Учить использовать средства выразительности в аппликации.
- Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
- Способствовать развитию навыка работы с различными материалами.
- Развивать умение пользоваться ножницами.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
1.3 Принципы и подходы к формированию программ
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО:
1.Принцип самоактуализации.
В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих творческих способностей. Важно пробудить и поддержать стремление воспитанника к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности.
Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося. Необходимо не только учитывать индивидуальные
особенности воспитанника, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип творчества и успеха.
Благодаря творчеству обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
4. Принцип доверия и поддержки.
Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
1.4 Значимые для разработки и реализации характеристики
Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО
В дошкольном образовании в настоящее время, в связи с вступлением в силу Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре основной образовательной программы, введением ФГОС ДО, возникла уникальная ситуация. Среди дошкольных образовательных учреждений прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих им обрести собственное лицо и выделиться из общей массы.
Современный детский сад, идущий в ногу со временем, а именно таковым является наше учреждение, не может работать только в режиме функционирования, поскольку дошкольное учреждение должно соответствовать постоянно меняющимся запросам государства, родителей, педагогов, социума, а, следовательно, должен работать в режиме развития. Такое учреждение должно четко выстроить перспективу развития, которая отражается в Программе развития ДУО. Цели и задачи развития учреждения выстраиваются в единую модель: задачи программы развития прослеживаются и отражаются в Основной общеобразовательной программе, в годовом плане работы учреждения, рабочих программах воспитателей и в перспективных планах деятельности.
Дополнительное образование играет большую роль в воспитании и развитии ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен основной принцип дошкольного образования – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно теории Л.С.Выготского, сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами.
Сейчас в дошкольном учреждении широко применяется кружковая работа. Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их потребностей и самораскрытия.
Кружок не что иное, как свободное объединение детей в группу для определенного вида деятельности, основанном на общем интересе под руководством педагога.
1. 5 Планируемые результаты освоения программы
Организация занятий:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 25 минут. Общее количество занятий в год – 35.
Структура занятий:
Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Пальчиковая гимнастика.
Рассматривание образцов, обсуждение.
Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»).
Выбор материала.
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ готовых работ.
Физкультурная минутка или игра с поделкой.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- уметь правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали;
- уметь вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезая и закругляя углы;
- уметь аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- уметь составлять узоры из геометрических фигур;
- знать названия техники и способов создания работ;
- уметь делать аппликации из бросового и природного материала;
-уметь передавать особенности внешнего вида, строения растительности и сезонные изменения в природе.
II.Учебно-тематический план
Тематический план 1 года обучения.
2.1 Содержание программы 1 года обучения
1.День знаний (4 ч.)
- 1.1«Здание школы, в которую я пойду».
Обучение детей составлению аппликации из готовых форм, аккуратному намазыванию клеем, приклеиванию на картон. Развитие творческого воображения. Воспитание у ребёнка желание доводить начатое дело до логического конца. Вовлечение детей в увлекательную игру – труд.
- 1.2 Аппликация из пластилина «Гроздья рябины».
- Развитие умения планировать расположение отдельных предметов на плоскости. Упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди. Обучение новому приёму – пластилиновой росписи.
- 1.3«Закладка для книг».
Развитие умения работать ножницами (вырезание сердечек или фигурок по желанию детей). Развитие чувства цвета.
2.Осень (3 ч.)
2.1 «Осенний лес» (из раскрашенной крупы)
Обучение равномерному распределению различных видов крупы по намазанной поверхности. Знакомство детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. Развитие аккуратности, чёткости. Воспитание радостного чувства от проделанной работы.
2.2 Аппликация из осенних листьев «Жар - птица»
Знакомство детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развитие воображения, фантазии.
2.3 Обрывная аппликация «Березка на нашем участке»
Продолжать знакомство детей со способом обрывочной аппликации. Развитие чувство цвета.
3.Я и моя семья (3 ч.)
- 3.1 «Мой дом»
- Обучение детей создавать на картоне композицию из природного материала - макарон, гороха. Развитие чувства ритма и композиции. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Воспитание художественного вкуса.
- 3.2 «Аквариум» (аппликация из бумаги)
- Обучение детей составлению образа рыбок техникой оригами. Развитие воображения и чувства композиции. Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, пространственных отношений. Воспитание бережного отношения к природе, аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.
- 4.Моя страна (2 ч.)
- 4.1 «Ночной город» (аппликация из ткани)
Обучение детей выполнению аппликации из ткани. Продолжать обучению детей вырезанию из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана. Развитие фантазии, воображения, художественного вкуса. Воспитания аккуратности, усидчивости, желанию доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.
4.2 «Наш осенний лес» (пластилинография)
Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики, координации движение рук, глазомера; художественного творчества, эстетических чувств. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
5. Транспорт (2 ч.)
5.1 "Поезд" (коллективная работа).
Закрепление умения работать с бумагой и клеем, создания из элементов целостную композицию. Развитие любознательности, мышления, фонетического слуха, мелкой моторики. Закрепление умения вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы) и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги сложенной гармошкой. Развитие умения оценивать созданные изображения.
Воспитание уважения к профессии водителя.
- Новый год (2 ч.)
6.1 «Ёлочные украшения» (из манной крупой)
Закрепление у детей навыков работы с бумагой, клеем, ножницами. Развитие чувства формы, композиции, творческого воображения, художественного вкуса, творческой инициативы. Воспитание трудолюбия, аккуратности. Поддерживание интереса к аппликации
- Зима (3 ч)
7.1 «Иней на деревьях» (из крупы риса).
Продолжить знакомство детей с одним из видов аппликации – аппликация из крупы, техникой исполнения работы. Развитие творчества.
7.2 «Зимнее кружево» (с использованием ваты и цветной бумаги)
Знакомство детей с новым видом комбинированной аппликации, техникой исполнения работы
7.3 «Зимняя картина»
Обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки. Развитие меткой моторики, согласованность в движении обеих рук.
- Мир животных (2 ч.)
- «Бабочка» из семян
Совершенствование умения работать ножницами, кистью, клеем. Закрепление умения работать с бросовым материалом. Создание условий для положительных эмоций.
8.2 «Жираф» из крупы
Закрепление умения детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги
- День защитника отечества (2 ч)
9.1 Объёмная аппликация “Подарок папе”.
Обучение детей делать подарок папе из гофрированной бумаги в виде объёмной аппликации. Закрепление навыка складывания детали несколько раз, делать надрезы. Воспитание аккуратности, желания сделать подарок. Закрепление навыка работы с ножницами, клеем.
9.2 «Открытка для папы» (аппликация из ткани)
Обучение детей составлять изображение самолета из ткани. Развитие чувство ритма и композиции. Продолжать формированию аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Развитие умения выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитание аккуратности при выполнении работы, художественного вкуса.
10. 8 марта (4 ч.)
10.1 «Букет цветов» из цветных салфеток
Продолжать знакомство детей с нетрадиционным видом аппликации. Развитие творчество.
10.2 Аппликация из объемных цветов, изготовленных техникой квилинг
Знакомство детей с новым видом конструирования из бумаги. Воспитание аккуратности при выполнении работы, художественного вкуса.
10.3 «Ветка мимозы» из пшена
Закрепление умения детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять букет веточками из цветной бумаги.
11.Мой двор (4 ч.)
11.1 Обрывная аппликация «Космос».
Продолжать знакомство детей со способом обрывочной аппликации. Развитие чувства цвета.
11.2 Объёмная аппликация «Петя-Петушок».
Обучение детей сворачиванию бумаги с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Используя новую базовую форму складывать крылья и хвост для петуха.
11.3 «Утка с утятами» (из вербы)
Закрепление умения выполнять сюжетную аппликацию. Создавать образ птиц с помощью природного материала – вербы. Дополнять аппликацию деталями из цветной бумаги. Воспитание аккуратности.
11.4 «Котёнок» (из крупы)
Продолжить знакомство детей с объёмной аппликацией; вызвать интерес к работе с нетрадиционным материалом. Развитие детского творчества; мелкой моторики рук. Воспитание усидчивости.
Моя страна (2 ч.)
12.1 «Веточка сирени» (коллективная работа)
Обучать по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени.
- «Салют» (из крепированной бумаги)
Продолжать знакомство детей со способом обрывочной аппликации. Развитие чувство цвета.
- Лето (2 ч.)
13.1 «Корзина с цветами» (из семян)
Продолжать знакомство детей с нетрадиционным видом аппликации. Развитие творчества.
13.2 «Подарок детскому саду» (коллективная работа)
Вызвать у детей желание сделать подарок для детского сада, используя при этом любые методы аппликации.
Список литературы.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.
- Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А. Грибовская. - М.: Скрипторий, 2011. - 152 с.
- Зайцев, В.Б. Аппликация / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. - 16 с.
- Лубышева, Е.А. Эта волшебная бумага / Е.А. Лубышева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 49-50.
- Малышева, А.Н. Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду /А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М.: Академия развития, 2010. - 145 с.
- Новикова, И.Л. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду/ И.Л. Новикова. - М.: Академия Развития, 2010. - 192 с.
- Семёнова, Т.А. Бумажная мозаика / Т.А. Семёнова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 123-125.
- Сухомлинский, В.А. « Сердце отдаю детям » Стр. 52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для детей подготовительной к школе группы.
Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья ч...
Авторская программа кружка "Мир, в котором я живу"(подготовительная к школе группа)
Цель программыРазвитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Рабочая программа кружка «Волшебные превращения» /оригами/ для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программа по дополнительному образованию старших дошкольников "Волшебные превращения" ( искусство оригами). Программа расчитана на 1 учебный год, занятия в малых группах 1 раз в неде...
Рабочая программа воспитателей с детьми 6 – 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Рабочая программа воспитателей с детьми 6 – 8 лет подготовительной к школе группы комбинированной направленности...