Краткосрочный проект на тему: «Архитектурные возможности деревянного конструктора»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Паршина Николь Владимировна

Краткосрочный проект на тему: «Архитектурные возможности деревянного конструктора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kratkosroch_derevo.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

                                                                                           

Материалы по теме

«Архитектурные возможности деревянного конструктора»

Педагог дополнительного образования

Паршина Николь Владимировна

2023 – 2024 г.

Актуальность

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольном образовании.

Наблюдая за детьми в процессе конструкторской деятельности, я отметила, что дети практически не используют деревянный конструктор. Если же и берут его, то создают однотипные постройки (заборчик, ворота, затрудняются работать коллективно. Кроме того, у детей вызывает сложности подбор деталей с учётом их конструктивных свойств.

Для родителей нашей группы я составила анкету «Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка» и попросила заполнить её анонимно. Совместно с родителями мы организовали фотовыставку «Мой любимый конструктор». Проанализировав анкеты и рассмотрев фотографии, я пришла к выводу, что в настоящее время деревянному конструктору незаслуженно уделяется слишком мало внимания как в детском саду, так и дома. У большинства детей дома деревянного конструктора вообще нет.

В связи с этим, я решила провести проект по архитектурному конструированию из деревянного конструктора.

Цель проекта : сформировать у детей устойчивый интерес к конструированию из деревянного конструктора, развивать качества творца-архитектора.

Задачи проекта :

1. Актуализировать знания детей о деталях деревянного конструктора, использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

2. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Познакомить детей с некоторыми памятниками архитектуры России, их историей.

3. Поупражнять детей в строительстве по условиям, темам, замыслу.

4. Формировать умение использовать готовые схемы и вносить в конструкции свои изменения.

5. Повысить педагогическую грамотность родителей в области конструирования для обогащения игровой деятельности дошкольников в домашних условиях.

Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта : краткосрочный (3 недели).

Тип проекта : образовательный.

Обеспечение проекта :

подбор методической литературы по темам «Конструктивная деятельность дошкольников», «Знакомство с архитектурой»;

подбор иллюстративного материала;

наборы деревянных- конструкторов.

Этапы реализации проекта

1. Организационный (подготовительный) этап.

Изучение литературы по теме.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Конструирование — это деятельность, в процессе которой развивается и сам ребёнок. В своём проекте я использовала следующие формы её организации:

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы для того, чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании следует предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели. На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначения и т. п.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ.

Каждому ребенку предлагают для конструирования изображенную на карточке контурную схему. После выполнения задания детские постройки обсуждаются с позиции точности воспроизведения.

Каждый ребёнок выбирает аксонометрический чертёж, создаёт по нему конструкцию. Воспитатель оказывает детям помощь, советует, при необходимости показывает способы конструирования.

Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения.

Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала.

Воспитатель предлагает детям по фотографиям, рисункам и чертежам сконструировать из строительного материала здания различного назначения, но с определёнными условиями (чтоб под аркой дома могла проехать машина, чтоб под мостом мог проплыть корабль и т. д.)

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Для такого вида деятельности дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Занятие по коллективному замыслу (строят по два ребенка).

Детям предлагается совместно придумать и решить, что они будут строить, распределить работу, подобрать материал. Затем нескольких человек просят рассказать о будущей постройке. В процессе работы воспитатель оказывает помощь затрудняющимся, советует, задаёт вопросы.

При анализе построек воспитатель продолжает учить дошкольников доброжелательно и объективно оценивать их качество, совместно находить причины неудач.

Анкета для родителей «Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка».

Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества педагогов с ребенка. Для того чтобы общение с каждой семьей не затягивалось надолго, педагоги и администрация детских садов применяют метод анкетирования. Все сведения, полученные из анкеты, используются педагогами и не будут доступны сторонним людям. Поэтому заполнять анкеты нужно предельно честно и внимательно. Педагогам важно получить обратный отзыв, а ответы никак не отразятся на отношении к ребёнку.

Подбор материала, изготовление пособий.

Для реализации проекта я использовала деревянные конструкторы фирмы «Томик». Производство существует более 15 лет и располагается в сибирском городе Томске. Изготовитель сам обрабатывает древесину, делает пропитку из особых масел, красит безопасными красками и лакирует, чтобы детали были блестящими и безопасными. Все наборы имеют оригинальный красочный дизайн. У деревянных конструкторов «Томик» есть много достоинств:

• дерево – экологически чистый и безопасный материал;

• конструктор развивает воображение и пространственное мышление;

• яркие и красочные детали;

• невысокая стоимость;

• деревянные предметы подходят для детей до года, так как не имеют мелких деталей;

• детали развивают моторику, дети до года могут попробовать изделия на зуб;

• во время игры ребенок изучает основные формы и цвета;

• изделия долговечные и прочные, приятно пахнут, они не боятся падений и активного использования;

• деревянными деталями трудно пораниться, так как они хорошо обработаны.

Если говорить о недостатках деревянных конструкторов, то здесь можно отметить следующее:

• игрушки довольно объемные и занимают много места;

• у деревянных конструкторов не очень удобные коробки – они без крышки, поэтому детали легко могут оттуда выпасть и рассыпаться;

• краска на деталях не очень стойкая и может со временем облупиться.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью – домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Составление цикла занятий, карточек, подбор игр.

Конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы) – это технический тип конструкторской деятельности.

Такое конструирование является наиболее доступным и легким для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.

2. Основной этап.

Просмотр и обсуждение презентации по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-7 лет на тему : «Архитектура».

Данная презентация помогает воспитателю актуализировать и обобщить у дошкольников базовые представления об архитектуре как виде искусства. Материал презентации в доступной форме знакомит детей с развитием архитектуры, её изменением в разные эпохи; элементами украшения зданий; обобщает знания о том, что существуют здания различного назначения, даёт представления об общественных- зданиях. Презентация содержит красочные фотографии и рисунки по теме.

Изучение карточек «Правила поведения при конструировании».

При рассматривании карточек нужно вспомнить и обсудить правилами техники безопасности при работе с конструктором : убирать за собой конструктор, уважительно относиться к чужим постройкам, помогать друг другу советами, развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников, воспитывать положительное отношение к конструированию.

Актуализация знаний детей о деталях конструктора (кубик, кирпичик, брусок, цилиндр, призма, конус, пластина, шар, полусфера).

Продолжать знакомить детей с основными формами строительных деталей. Закрепить знания об их отличиях друг от друга. Уметь правильно называть детали.

Консультация для родителей «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста».

Систематизация и проведение цикла познавательных занятий с детьми.

Конспекты познавательных занятий по конструированию

Тема «Здания»

Программное содержание: формировать обобщённые представления о зданиях, учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал. Развивать умение планировать работу. Воспитывать при работе дружеские отношения.

Описание.

У детей закрепляется умение строить здания разного назначения.

Вначале можно провести краткую беседу о зданиях, которые ребята видели на экскурсиях, в поездках с родителями, рассмотреть иллюстрации, установить связь между внешним видом и функциональным назначением, отметить, что у некоторых зданий есть колонны, фронтоны, арки. Можно рассмотреть фотографии старинных архитектурных сооружений, обратить внимание на красоту и парадность оформления, на многообразие деталей, сравнить их с современными архитектурными комплексами.

После этого детям напоминается, как с помощью пластин разной конфигурации можно сконструировать этаж дома (используется крупный чертеж). Затем одним детям предлагается построить двухэтажное здание, другим — трехэтажное, третьим — четырехэтажное и придать им черты либо старинных архитектурных сооружений, либо современных зданий. (Дети конструируют по три человека.)

В конце занятия дошкольники анализируют свои сооружения: соответствуют ли они условиям, предложенным воспитателем, какое здание строили, почему использовали те или иные детали, украсили его таким образом, сделали сопутствующие постройки. Конструкции сравниваются, отмечаются варианты одних и тех же сооружений (театров, дворцов, магазинов, вокзалов, жилых домов).

Тема «Микрорайон города (села)».

Программное содержание: формировать обобщённые представления о микрорайонах, учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал. Развивать у детей умение сообща планировать работу, добиваться общего результата. Воспитывать у детей взаимопомощь; упражнять в строительстве по условиям и совместном конструировании.

Описание.

Предлагается построить микрорайон города (села). Строят по четыре-пять человек, каждая группа один-два объекта. Это способствует развитию у детей умения сообща планировать работу, добиваться общего результата, помогать друг другу, советоваться, считаться с мнением другого, при необходимости отстаивать свою точку зрения, мотивируя ее.

В начале занятия с детьми проводится беседа о целесообразности размещения разных построек относительно друг друга. (Торговый центр должен быть в таком месте, чтобы от каждого было удобно к нему подойти и подъехать; завод располагаться в стороне от жилых корпусов; возле детского сада нельзя строить заправочную станцию для машин и т. д.) Можно предложить детям бумагу и простые карандаши, чтобы они сообща наметили схему будущего строительства.

Тема «Мосты».

Программное содержание: побуждать детей делать перекрытия на высоких, редко поставленных устоях. Упражнять в строительстве по условиям и совместном конструировании. Развивать у детей умение сообща планировать работу. Воспитывать добиваться помогать друг другу.

Описание.

Целесообразно провести занятие по условиям, предложив детям построить мост (конструируют по три ребёнка). В начале занятия можно вспомнить, какие бывают мосты, их основные части, рассмотреть иллюстрации, после чего каждой группе даётся определённое условие. Например, построить мост, чтобы по нему могли одновременно ехать автомобили и идти пешеходы; чтобы он был через реку (предлагается полоска голубой бумаги) и под ним мог проплыть кораблик; чтобы один спуск был пологий и длинный, а другой крутой и короткий; чтобы к спускам были пристроены пешеходные дорожки, ограждённые от проезжей части с двух сторон перилами.

При оценке работ особое внимание уделяется соответствию построенных мостов поставленным условиям.

3. Заключительный этап.

Расширение развивающей предметно-пространственной среды – создание лэпбука «Деревянная архитектура».

Совместно с детьми и родителями мы создали лэпбук по конструированию зданий и сооружений из деревянного конструктора.

Дети самостоятельно могут выбирать элементы лэпбука, рассматривать их, использовать в свободной деятельности.

Фотовыставка для родителей «Юные архитекторы».

Заключение. Деревянный конструктор на первый взгляд простой игровой материал, но он таит в себе огромные возможности и даёт для развития ребёнку то, что не может дать ни одна другая игра. Конструирование из деревянного конструктора – это вид деятельности, в котором ребёнку гарантирован успех, а вариативность строительных деталей создаёт возможность творчески их использовать: постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро.

Этот проект значим для всех его участников.

Для детей – совершенствование конструктивных навыков, развитие творчества, изобретательности, воображения, пространственного мышления.

Для педагогов – рост профессиональной компетенции посредством использования моей методической разработки по теме «Архитектурные возможности деревянного конструктора».

Для родителей – сотрудничество, содействие, партнерство.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Родителям это необходимо, для того, чтобы научиться понимать ребенка.

Мой опыт по данной теме позволяет сделать выводы о том, что, работа над проектом это действительно доступное, интересное, увлекательное, и нужное направление детской деятельности, которая позволяет, получить знания о конструировании с её безграничным богатством явлений, и неисчерпаемой активностью детей познавать мир.

Литература

Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга». Журнал «Обруч» № 4, 2015 год.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008 (Дошкольное воспитание и развитие).

Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. – (Программа развития).

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1990. 158 с. : ил.

Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -64 с.

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 304 с.

Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 1999. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме: "День рождение детского сада"

Проект разработан с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы....

Краткосрочный проект по теме: "День рождение детского сада"

Проект разработан с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы....

Краткосрочный проект по теме "Транспорт" 2 мл группа

Проектна тему: «Транспорт»  Время проведения проекта – IV неделя февраля.Участники проекта: дети второй младшей группы № 10, воспитатель группы, родители....

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Проект по теме: «История о деревянной архитектуре Западной Сибири»

Материал представленный в проекте может быть полезен педагом по краеведению и воспитателям детских садов....

Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольников.

В  развивающей предметно-пространственной среде  нашего детского сада имеется разнообразие конструкторов:  это  конструкторы  - трансформеры и  конструкторы - мозаики, бл...

Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольника

Методическая разработка для педагогов ДОУ...