Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольников.
статья по коррекционной педагогике

Сукнева Юлия Абузаровна

В  развивающей предметно-пространственной среде  нашего детского сада имеется разнообразие конструкторов:  это  конструкторы  - трансформеры и  конструкторы - мозаики, блочные конструкторы и кубики,  сюжетные,  строительные  и тематические наборы. По видам соединения и материалам – металлические, пластмассовые, на магнитах, электронные,  конструкторы  с болтовым соединением и другие. Особое место в многообразии конструкторов, по моему мнению, занимает деревянный конструктор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konstruirovanie.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности  деревянного конструктора в развитии дошкольников.

В  развивающей предметно-пространственной среде  нашего детского сада имеется разнообразие конструкторов:  это  конструкторы  - трансформеры и  конструкторы - мозаики, блочные конструкторы и кубики,  сюжетные,  строительные  и тематические наборы. По видам соединения и материалам – металлические, пластмассовые, на магнитах, электронные,  конструкторы  с болтовым соединением и другие. Особое место в многообразии конструкторов, по моему мнению, занимает деревянный конструктор.

В состав деревянного конструктора входят 11 различных геометрических фигур: куб, полукуб, брусок, призма, арка, кирпичики, два вида цилиндров и пластин. Всего в наборе 60 деталей.  Я считаю, что он служит очень удачным строительным материалом и его главное преимущество – устойчивость деталей при постройке. Использование деревянного конструктора развивает творческие способности и конструктивные умения, развивает стороны  речи.  Деревянный  конструктор использую, как  в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной.  Опыт показывает, что данный конструктор долговечен и удобен в использовании. Располагается  конструктор в открытом  доступе для детей  и активно используется  в сюжетно – ролевых играх (маленький  деревянный гараж для маленьких машин и т.д).

          Овладение способами конструирования развивает мышление:  В процессе конструктивной деятельности,  ребята  рассматривают  предметы, анализируют  их, сравнивают, обобщают, находят  различия. Конструктор доступен  детям ОВЗ.  Данный способ конструирования  является актуальным и направлен на развитие мышления и моторики рук. Вместе с детьми рассматриваю образец постройки, выясняем из каких деталей он состоит,  определяем последовательность сборки данной постройки (например: основа фундамента для различных сооружений).

          Речевое развитие: При конструировании, как  и в других видах деятельности,  моя задача - создать условия для развития речи.  Изначально не требую ответа словом, достаточно чтобы дошкольник показал деталь, либо продемонстрировал действие с ним.  Далее я произношу слово вместе с ребенком (например название детали),  затем побуждаю ребенка при помощи наводящих вопросов, к самостоятельному высказыванию простого предложения из  2-3 слов,  к последующему полному предложению (5-6 слов).  В открытом доступе, в  достаточном количестве  имеются схемы различных конструкций и построек, на которые ребенок может опираться при конструировании.

            Расширение представлений об окружающем мире: Дошкольники очень любят сооружать постройки с помощью деревянного конструктора. Я заметила, именно сам процесс постройки у них занимает важное место, нежели результат постройки. Ребенок проводит некого рода эксперимент с объектами: накладывает  кирпичик на призму,  сверху цилиндр…. Идет процесс познания мира, ребенок учится размышлять, думать. Моя задача объяснить, показать, попробовать совместно расположить детали на различной плоскости. Целесообразным считаю экскурсии в городскую среду, рассматривание  фотографий, просмотр видео. Это   расширяет кругозор детей, представления   об окружающем  мире, дает  возможность показать ребятам, что форма деталей обуславливает их конструктивные свойства.

          Приобретение коммуникативного опыта в общении со сверстниками: Способность услышать и понять своего товарища (сколько и каких зданий будет конструироваться из конструктора).  Умение договариваться, находить общее решение, поддержать обсуждение,  используя положительные эмоции. Конструктивное сотрудничество.

          Решение технических задач: Ребята решают самостоятельно, какой необходим мост через широкую реку, как построить устойчивый замок. Если у ребенка возникают затруднения, включаюсь в деятельность. Наглядно показываю неустойчивость и устойчивость деталей деревянного конструктора (падение кирпичиков на торцевых гранях и другое).  Уже в младшем возрасте  дети учатся сооружать простейшие постройки на горизонтальной плоскости с помощью пластин или кирпичиков, выкладывая их друг за другом. Результат дорога, поезд, трамвайная линия и т.д. Расставляя кирпичики друг на друга: башня, горка. А применение и кубиков и кирпичиков – атрибуты мебели (стол, стул, диван, горка).

          Формирование математических понятий: Можно использовать деревянный конструктор при знакомстве с частями фигур: ребро, грань, угол.  Дети   на третьем году жизни уже ориентируются в понятиях большой - маленький, далее  новые понятия  - пространственные соотношения:  высокий – низкий, узкий – широкий, короткий – длинный. Например, предлагаю  построить дом высокий, с низким забором и длинной тропинкой к дому. В старшем  возрасте: дом с определенным количеством этажей и широкий гараж.  Дошкольники очень любят конструировать по плану.  Предлагаю план (например, группы) и дети, опираясь на план,  возводят постройку с использованием деревянного конструктора. Часто дети вносят изменения в предложенный план.

         Формирование способности активно думать,  обосновывать свои решения: Во время конструирования, дошкольники ставят перед собой самостоятельно задачу, находя правильный путь решения. Когда ребята овладеют конструктивными умениями, я организую  экскурсию по небольшому участку нашего города. Обращаю внимание детей на здания, общественные и  жилые, обсуждаем архитектуру, этажность, расположение дорог относительно этих зданий. Результат - коллективная творческая работа.

        Работа с родителями:  Провожу тематические дни с участием родителей. Совместное конструирование  по различной тематике. Итогом служат творческие выставки. Использую профессиональные умения и навыки родителей. Константин А., папа Ани строитель, организовал  мастер - класс для дошкольников,  в рамках которого  дошкольники  узнали особенности строительства  многоэтажного дома.  

 Деревянный конструктор долговечен, на нем выросло не одно поколение детей, развивая у ребят необходимые качества, умения и навыки.

Список литературы

1.Куцакова Л.В Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий.-М.:ТЦ Сфера,2010.-240с.-(Программа развития).

2. Лыкова И.А Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М:ИД «Цветной мир»,2015.-144с, 152 фотографии с вариантами построек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразные конструкторы как средство всестороннего развития дошкольников.

Разнообразные конструкторы позволяют организовать игровую, двигательную, коммуникативную и познавательно - исследовательскую деятельность дошкольников. Конструирование - это увлекательная деятельность...

Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...

Применение конструктора Lego для развития дошкольников.

Уже много-много лет детские конструкторы Лего развлекают невероятное количество детей....

Консультация для родителей: «Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO»

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия ...

Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольника

Методическая разработка для педагогов ДОУ...

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора».

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора»....

Роль конструктора в развитии дошкольника

Современные подходы в построении воспитательно-образовательного процесса основываются на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду в развитии индивидуальной личности...