Календарное и тематическое планирование кружка Лего
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Календарное планирование по конструирование в средней и старшей группе с целями и задачами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_planirovanie_lego.docx | 72.84 КБ |
Предварительный просмотр:
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание изучаемого курса
1 год обучения
Сентябрь
Тема 1 Вводное занятие. Знакомство с конструктором ЛЕГО, цветом, формой, величиной, способом крепления, строительство по замыслу (1 час)
Цель: Знакомство с конструктором ЛЕГО, цветом, формой, величиной, способом крепления, строительство по замыслу.
Теоретические сведения.
Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Общие понятия, требования при работе с конструктором. Познакомить с ЛЕГО конструктором, закрепить цвет, форму. Отработать навыки крепления конструктора.
Практическая работа.
Дети знакомятся с деталями конструктора (кубик, кирпичик, длинный кирпичик), способами их крепления (ступеньки, внахлёст, башенкой), с элементарными схемами.
Тема 2 Башня (1 час)
Цель: Продолжать формировать навыкам крепления деталей ЛЕГО, и приёмы построек снизу вверх. Формировать умение строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.
Теоретические сведения
Познакомить с понятием башня их видами и назначением; дать понимание, что у башни высота всегда больше, чем ширина.
Практическая работа.
Дети конструируют по образцу башню.
Тема 3 Лесенка (1 час)
Цель: Учить навыкам крепления деталей ЛЕГО, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Ввести понятие устойчивая конструкция, опора. Формировать бережное отношение к конструктору.
Теоретические сведения.
Познакомить с конструкцией лесенкой её назначением; дать понимание, что лестница состоит из ступеней и высота зависит от количества ступеней.
Практическая работа.
Дети конструируют по образцу лесенку.
Тема 3 Гусеница(1 час)
Цель: Учить строить гусеницу из 2 видаов деталей. (Кубик, кирпичик) по образцу. Знакомить с разными способами крепления; закреплять название деталей конструктора; помогать, детям обследовать предметы, выделяя их цвет, форму; развивать наглядно-образное мышление, умение использовать имеющийся опыт.
Теоретические сведения
Познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни. Развивать интерес к жизни насекомых.
Практическая работа.
Дети строят гусеницу по схеме.
Практическая работа.
Тема 4 «Большие и маленькие пирамидки» (1 час)
Цель: Учить строить разные пирамидки.
Теоретическая часть: Рассмотреть с детьми пирамидку большую и маленькую. Рассмотреть, нижнее кольцо самое большое и сравнить его с остальными. Обсудить, как она собирается (снизу самое большое кольцо, затем поменьше и т.д.). Предложить построить пирамидки по схеме из лего большие и маленькие.
Практическая часть: Дети строят пирамидки из лего по схематичному изображению, большие и маленькие.
Октябрь
Тема 5 Строим лес (1 час)
Цель: Формировать умение строить лесные деревья. Закреплять умение отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет, величину.
Теоретические сведения
Закреплять знания об осенних деревьях их особенностях. Показать отличия листиков их окраски в зависимости от его названия. Сопоставить цвет кубиков и цвет осенних листьев.
Практическая работа
Дети строят деревья из красных, желтых и оранжевых деталей.
Тема 6 Долька арбуза (1 час)
Цель: Знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.); формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; развивать умения анализировать образец — выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
Теоретические сведения
Рассмотреть внешний вид арбуза в целом и его части, как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Описывать предмет, его вкус.
Практическая работа.
Дети строят дольку арбуза вместе с воспитателем по схеме.
Тема 7 Тыква (1 час)
Цель: Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; развивать умения анализировать образец — выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
Теоретические сведения
Поговорить про здоровое питание, вспомнить овощи и фрукты. Поиграть в игру «волшебный мешочек»
Практическая работа.
Дети строят тыкву по образцу.
Тема 8 «Фрукты» (1 час)
Цель: Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.); формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; развивать умения анализировать образец - выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теоретические сведения
В гости приходит Айболит и обсуждает пользу фруктов и овощей. Поиграть в игру волшебный мешочек «Овощи и фрукты».
Практическая работа
Дети строят по схеме и показу педагога грушу или яблоко на выбор.
Ноябрь
Тема 9 Веселые утята (1 час)
Цель: Формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; уточнить и расширить представления детей о перелетных и зимующих птицах, об их внешнем виде и строении; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду.
Теоретические сведения
Слушание и обсуждение сказки Гадкий утенок.
Практическая работа
Дети строят утят.
Тема 10 Собачка (1 час)
Цель: Учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий; закреплять математические знания о форме, пропорции, симметрии;
Теоретические сведения
Поговорить с детьми о дружбе. Познакомить с выражением «собака лучший друг человека».
Практическая работа
Дети строят собак по инструкции, учитывая способы крепления деталей.
Тема 11 Мостик (1 час)
Цель: Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга.
Теоретические сведения
Обсудить конструкцию моста (опоры, перекрытия), виды мостов, их назначение.
Практическая работа
Дети строят мостик, через речку.
Тема 12 «Конструированию по замыслу» (1 час)
Цель: Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теоретические сведения
Вспомнить предыдущие постройки, обсудить их. Уточнить выбор детей
Практическая работа
Дети строят по собственному замыслу
Декабрь
Тема 13 Красивые рыбки (1 час)
Цель: Уточнять и расширять представления о рыбах их строении. Развивать умение анализировать схему, определять пространственное расположение частей, выбирать правильную последовательность действий. Формировать умение строить рыб по плоскостной схеме, точно соединять строительные детали.
Теоретические сведения
Вспомнить где обитают рыбы, их части, какими бывают рыбы (размеры) и их формы, чем отличаются, что их объединяет.
Практическая работа
Дети строят рыб по схеме.
Тема 14 «Улитки» (1 час)
Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – улитка. Прививать навыки работы с ЛЕГО конструктором, закреплять умение детей действовать по схематической модели. Воспитывать интерес к конструированию из ЛЕГО.
Теоретическая часть
Познакомить с сухопутной и пресноводной улиткой, их особенностями и средой обитания. Вовлечь детей в игровое и речевое взаимодействие; стимулировать словообразование имен существительных и прилагательных (вода–влага–влаголюбивая). Обсудить правила безопасного и грамотного поведения, как для самого ребенка, так и для окружающей среды.
Практическая часть
Дети строят улитку по схеме
Тема 15 Лесной олень (1 час)
Цель: расширять знания детей о северном олене через конструирование модели оленя с помощью конструктора ЛЕГО. Развитие умений конструировать по показу педагога и предложенным схемам. Продолжить формирование элементарных математических представлений у детей с использованием деталей конструктора ЛЕГО.
Теоретические сведения
Рассказать детям об оленях, их питании, среде обитания, об особенности строения. Напомнить о бережном отношении к животному миру, природе.
Практическая работа
Дети строят оленя по показу педагога и схеме.
Тема 16 «Елочка» (1 час)
Цель: Продолжать учить идентифицировать детали Lego по образцу. Задачи: уточнить особенности строения ёлки, развивать чувство формы и пропорции, передавая характерные особенности; закреплять прием постройки, снизу вверх учитывая способы крепления; развивать самостоятельность при работе по схеме, создать радостное предпраздничное настроение.
Теоретическая часть: Поговорить о предстоящем празднике, разгадать загадки о елочке, вспомнить стихи о новогоднем празднике. Обсудить строение елки. Схему и способ ее постройки снизу вверх.
Практическая часть Дети строят елку по схеме
Январь
Тема 17 «Лесной домик» (1 час)
Цель: Формировать умение строить дом. Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования
Теоретическая часть: Вспомнить с детьми сказку заюшкина избушка, обсудить из чего была избушка у лисы и зайчика. Обсудить из каких частей состоит домик (окно, дверь, крыша, пол), сколько этажей. Рассказать про фундамент – основу домика.
Практическая часть: Дети строят дом по условию.
Тема 18 «Мебель» (1 час)
Цель: Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Формировать умение анализировать образец
Теоретическая часть: Поиграть с детьми в словесную игру «Назови одним словом», «Найди по форме», Обсудить способы соединения деталей. Предложить детям построить мебель для куколки.
Практическая часть: дети строят мебель.
Тема 19 «Русская печь» (1 час)
Цель: Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Формировать умение строить печку из конструктора
Теоретическая часть: Поговорить о русской печи, где ее можно увидеть, зачем она нужна. В каких сказках они встречаются. Обсудить ее части (топка, труба, заслонка) познакомить со схемой.
Практическая часть: Показать образец постройки, после чего дети приступают к постройке печи.
Тема 20 «Конструирование по замыслу» (1 час)
Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теоретическая часть: Вспомнить с детьми названия деталей, ранее сделанные постройки. Обсудить с детьми, что они будут строить, из какого конструктора. По окончании работ обсудить, как они строили из каких деталей.
Практическая част: Дети строят по своему замыслу то, что они хотят.
Февраль
Тема 21 Гусенок (1 час)
Цель: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. Активизировать память и внимание на основе упражнений «Логические закономерности, «Чего не хватает?», «Ориентировка на плоскости». Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать в коллективе
Теоретические сведения: вспомнить сказку «Гуси-Лебеди», особенности строения тела (маленькая голова, длинная шея, туловище, крылья, хвостик).
Практическая работа: дети строят гусёнка по схеме.
Тема 22 «Грузовик» (1 час)
Цель: Формировать умение строить различные машины, используя детали лего-конструктора.
Теоретическая часть: Обсудить с детьми основные части грузовика, его назначением. Познакомить с образцом собранным из лего-конструктора. Попросить детей построить такие же грузовики.
Практическая часть: Дети строят грузовик по образцу.
Тема 23 «Защитники отечества - самолеты» (1 час)
Цель: Упражнять в умении конструировать лего-модель по образцу; развивать внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук, связную речь. Упражнять в названии деталей конструктора; обогатить словарный запас детей словами «аэропорт, взлётное поле, необитаемый остров», познакомить с назначением аэропорта. Воспитывать умение работать в коллективе, не мешая другим, создавая общий сюжет
Теоретическая часть: Поговорить о празднике 23 февраля. Кто такие защитники отечества. Показать изображения самолета. Обсудить его части, показать схему, обсудить постройку по схеме.
Практическая часть: Дети строят самолет по схеме.
Тема 24 «Конструированию по замыслу» (1 час)
Цель: Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теоретические сведения
Вспомнить предыдущие постройки, обсудить их. Уточнить выбор детей
Практическая работа
Дети строят по собственному замыслу
Март
Тема 25 «Цветы для мамы» (1 час)
Цель: Формировать умение строить цветы из деталей конструктора по элементарной схеме. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации. Расширять знания о празднике 8 марта. Развивать внимание, память, мышление, конструктивные навыки.
Теоретическая часть: Рассказать о грядущем празднике «международном женском дне». Поговорить о том, что можно подарить. Показать схемы цветов, обсудить их постройку, цвета деталей.
Практическая часть: Дети строят цветы по схемам.
Тема 26 «Мельница» (1 час)
Цель: Формировать умение строить мельницу по образцу. Развивать воображение, фантазию
Теоретическая часть: Рассказать о мельнице, ее назначении, рассмотреть картинки, объяснить принцип работы мельницы. Посмотреть на образец постройки обсудить из каких деталей состоит.
Практическая часть: Дети строят мельницу по образцу.
Тема 27 «Знакомство со светофором» (1 час)
Цель: Формировать умение слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования.
Теоретическая часть: Поговорить о светофоре, обсудить каждый цвет светофора его значение. Посмотреть на схему, обсудить ее постройку.
Практическая часть: дети строят светофор, по схеме соблюдая расположений цвета конструктора.
Тема 28 «Робот» (1 час)
Цель: Познакомить с игрушкой робот. Продолжать формировать умение строить из лего-конструктора.
Теоретическая часть: Поговорить с детьми о роботах, о том, что роботы помощники человека в быту. Показать образец, обсудить его постройку.
Практическая часть: дети строят робота по образцу.
Апрель
Тема 29 «Мы едим в зоопарк» «Жираф» (1 час)
Цель: Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей.
Теоретическая часть: Рассмотреть с детьми иллюстрации зоопарка, предложить построить зоопарк. Загадать загадку о жирафе. Рассмотреть характерные особенности строения жирафа (длинная шей, ноги, цвет). Предложить построить друзей для жирафа (образца), чтоб ему было не одиноко.
Практическая часть: Дети строят жирафа по образцу
«Мы едим в зоопарк» «Лев» (1 час)
Цель: Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей.
Теоретическая часть: Загадать загадку о Льве. Рассмотреть картинки с изображением льва, его характерные особенности строения (большая грива). Предложить построить его.
Практическая часть: Дети строят льва по образцу
«Мы едим в зоопарк» «Слон» (1 час)
Цель: Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей.
Теоретическая часть: Загадать загадку о Слоне. Рассмотреть картинки с его изображением, его характерные особенности строения (Большие уши, длинный хобот). Предложить построить его.
Практическая часть: Дети строят слона по образцу.
«Мы едим в зоопарк» «Крокодил» (1 час)
Цель: Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей.
Теоретическая часть: Вспомнить сказку «Краденное солнце». Рассмотреть картинки с изображением крокодила, его характерные особенности строения (длинное тело, переходящее в длинный хвост, короткие лапы). Предложить построить его.
Практическая часть: Дети строят крокодила по образцу.
Тема 30 «День космонавтики – спутниковая станция» (1 час)
Цель: Учить строить спутниковую станцию из лего-конструктора. Расширить знание детей о космосе и о космических полётах, первом космонавте Ю.А. Гагарине. Развивать познавательные интересы у детей, способности к техническому творчеству, внимание и умение собирать последовательно.
Теоретическая часть: Объяснить детям, зачем человечеству нужны полеты в космос, что они нам дали (телевидение, спутниковая связь). Рассмотреть спутниковые станции, предложить их построить.
Практическая часть: Дети по схематичному изображению строят спутники.
Тема 31 «День космонавтики – ракеты» (1 час)
Цель: Учить строить ракету из лего-конструктора. Расширить знание детей о космосе и о космических полётах, первом космонавте Ю.А. Гагарине. Развивать познавательные интересы у детей, способности к техническому творчеству, внимание и умение собирать последовательно.
Теоретическая часть: Рассмотреть иллюстрации ракет их строение, части (острый нос, крылья, форма). Обсудить схему постройки.
Практическая часть: Дети строят из магнитного конструктора ракету по схематичному изображению.
Тема 32 «Конструирование по замыслу» (1 час)
Цель: Закреплять полученные раннее навыки; формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теоретическая часть: Вспомнить с детьми названия деталей, ранее сделанные постройки. Обсудить с детьми, что они будут строить, из какого конструктора. По окончании работ обсудить как они строили из каких деталей.
Практическая част: Дети строят по своему замыслу, то что они хотят.
Май
Тема 33 «Танки» (1 час)
Цель: Расширять знания детей о государственном празднике «День победы - 9 мая»
Закрепить полученные знания о различных видах войск. Дать первоначальные представления о строении танка (гусеницы, поворотная башня, пушка)
Теоретическая часть
Рассматривание картинок и рассказ воспитателя о различных родов воск и военнослужащих.
Рассматривание танка и его конструкции.
Практическая часть Дети строят танк по схеме.
Тема 34 «Корабли» (1 час)
Цель: Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек
Теоретическая часть: Рассказать о кораблях (вводный транспорт) их строении, их значении в жизни человека. Корабли бывают военные, подводные, грузовые, пассажирские, рыбацкие и т.д. Рассмотреть иллюстрации. Рассмотреть схему, обсудить ее и предложить построить корабли.
Практическая часть: дети строят корабли по схематичному изображению и по образцу, добавляя свои замыслы.
Тема 35 «Поезд» (1 час)
Цель: Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.
Теоретическая часть
Дети рассматривают картинки, и обсуждают какие части есть у поезда, как и где он ездит (шпалы, рельсы). Откуда отправляется состав.
Практическая часть
Дети коллективно строят станцию по теме.
Тема 36 «Конструирование по замыслу» (1 час)
Цель: Закреплять полученные раннее навыки; формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теоретическая часть: Вспомнить с детьми названия деталей, ранее сделанные постройки. Обсудить с детьми, что они будут строить, из какого конструктора. По окончании работ обсудить как они строили из каких деталей.
Практическая част: Дети строят по своему замыслу, то что они хотят.
2 года обучения
Тема 1 Вводное занятие Конструирование по замыслу (1 час)
Цель: Закреплять навыки полученные в средней группе. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время занятий, правила при работе с конструктором. Зачем люди строят? Что можно построить их конструктора?
Практическая часть: практическое знакомство с ЛЕГО- конструктором, выполнение творческой работы по замыслу. Перед выполнение задания педагог спрашивает, что дети хотят построить, из какого материала, какого размера будет постройка, для чего предназначается?
Тема 2 Колодец (1 час)
Цель: Формировать умение строить по образцу, симметрично выкладывая и скрепляя детали, анализировать количество, форму и размер конструкторского материала. Знакомить с русскими народными традициями, воспитывать заботливое отношение к живым источникам воде.
Теория. Рассмотреть схему колодца, вспомнить в какой сказке он был. Обсудить предназначение колодца (устар. Колодезь) – гидротехническое сооружение для добычи грунтовых вод, обычно представляющее собой вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизм подъема воды на поверхность (ведро на верёвке). Уточнить какие детали нам понадобятся? (Кирпичики 2х2 и 2х4 и 2х6 см.)
Практическая часть: конструирование по схеме из лего-конструктора. По окончании работ педагог просит рассказать о постройке.
Тема 3 Лесная поляна (работа в парах) (1 час)
Цель: Формировать умение конструировать лесные деревья по образцу и объединять их единым сюжетом, работать самостоятельно в паре дружно, помогая друг другу. Совершенствовать умение узнавать и называть детали строительного материала. Закладывать основы элементарного анализа образца сооружения (из каких частей состоит, как части соединены друг с другом, что находятся вверху, что внизу и т.д.)
Теория.
Вспомнить с детьми названия деревьев их классификацию (лиственные, хвойные, фруктовые), обсудить их отличия и сходство. Словесная игра Поиграть в словесные игры «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом. Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ; дерево ... ; крона ... ; почки ... ; корни ... ; ветви ... . Что можно встретить ещё на лесной полянке (грибы, цветы). Какого цвета деревья осенью. «Узнай дерево» Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение. Желуди растут на - лдубе; яблоки растут на – яблоне; круглая шишка на - сосне; длинная шишка у - ели; грозди рябины растут на - рябине; сережки растут - на березе, ольхе, иве.
Практическая часть:
Дети в парах строят полянку с деревьями по образцу дополняя её деталями (грибами и цветами)
Тема 4 Конструирование по замыслу (1 час)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Октябрь
Тема 5 Знакомство с конструктором «тико». Заборчик (1 час)
Цель: познакомить с плоскостными фигурами из пластмассы, научить шарнирному соединению фигур между собой. Систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры); формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Теория: рассмотреть конструктор «тико» вспомнить название и свойства геометрических фигур. Показать детям способы шарнирного крепления.
Практическая часть: дети строят заборчик из конструктора «тико»
Тема 6 конструктор «Тико». «Наши предки бабушка и дедушка» (1 час)
Цель: Продолжать знакомить с трансформируемым игровым конструктором для обучения. Систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры). Побуждать к творчеству проявлению инициативы, воспитывать целеустремлённость, развивать моторику рук, творческое и логическое мышление. Формировать у детей уважение к старшему поколению, желание доставлять радость близкому, родному человеку.
Теория: рассматреть иллюстрации с изображением бабушек, дедушек, большой семьи; чтение стихов о бабушке, дедушке; отгадывание загадок о членах семьи; беседа о семьях детей.
Практическая часть. Дети строят бабушку или дедушку по выбору по схеме.
Тема 7 конструктор «Тико». Мебель (1 час)
Цель: показать детям наглядно, процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
Теория: поговорить о мебели, ее классификации и назначении. Рассмотреть схемы, распределить постройки между детьми (шкаф, кровать, диван и т.д.)
Практическая часть
Дети строят мебель по схеме. Обыгрывание построек.
Тема 8 Конструирование по замыслу (1 час)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Ноябрь
Тема 9 Дом лесника (1 час)
Цель: Формировать умение строить домики разной величины и длины
Теория: педагог знакомит детей с деревянным конструктором «модель сруба», где бревна, скрепляются друг с другом в углах вырубленными «замками», укладываются горизонтальными рядами (друг на друга), каждый ряд называется «венец».
Практическая часть: дети моделируют Дом на плоскости по образцу. По мере выполнения задания по инструкции, переходят к следующей пошаговой инструкции, пока не выполнят всю модель. Затем педагог предлагает сравнить постройку из лего-конструктора и конструктора «модель сруба». Чем постройки отличаются, чем похожи. В конце занятия педагог хвалит детей.
Тема 10 Строительная техника (1 час)
Цель: Расширять представления о строительных машинах и их значении в жизни человека. Закреплять знания деталей конструктора лего. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Упражнять в умении составлять рассказ по схеме. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.
Теория: Беседа о строительной техники, отгадывание загадок по теме, рассматривание изображений. Педагог знакомит детей с набором строительной техники. Дети разбиваются на группы и обсуждают свою работу.
Практическая часть: Дети строят транспорт по схемам.
Тема 11 Кафе (1 час)
Цель: Формировать умение создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.
Теория: Обсудить с детьми, что такое кафе. Кто работает в кафе? В какое кафе они ходили с родителями? Как оно называется? Педагог показывает изображения кафе. Строить вы будет подгруппами. Уточняет последовательность работы. Распределите между собой кто, что будет строить и приступайте.
Практическая часть: конструирование кафе по образцу из лего-конструктора. В конце занятия оценивается работа всей группы.
Тема 12 Конструирование по замыслу (1 час)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Декабрь
Тема 13 Лабиринт (1 час)
Цель: Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Теория: Рассмотреть с детьми игры с лабиринтами. Обсудить, что у лабиринта есть начало и один правильный выход.
Практическая часть: Дети строят плоскостную конструкцию лабиринтов подгруппами, а потом, обмениваются ими для обыгрывания.
Тема 14 К нам пришли в гости дед Мороз и Снегурочка (1 час)
Цель: Вызвать у детей радость от ожидания приближающегося праздника. Подвести детей к постройке модели Дед Мороза. Воспитывать у детей желание помочь. Развивать самостоятельность. Формировать умение создавать постройки по схеме и определенным условиям. Развивать потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми; продолжать учить работать сообща в парах общей поделки; активизировать словарь по данной теме.
Теория: Беседовать о приближающемся празднике Новый год. Обсудить части построек, цвета деталей. Попросить разделится на пары, распределив кто строит дед. Мороза, а кто Снегурочку.
Практическая часть: Дети строят парами дед. Мороза, а кто Снегурочку.
Тема 15 Кто в упряжке дед Мороза!? (1 час)
Цель: Формировать умение строить оленя. по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах, сочетание форм, цветов, пропорций; развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности постройки.
Теория:
Побеседовать о предстоящем празднике «Новом годе», Создать проблемную ситуацию «пропали олени дед Мороза» - что делать, как помочь. Обсудить састи тела оленя, сравнить их со схемой.
Практическая часть: конструирование по образцу из лего-конструктора.
Тема 16 Конструирование по замыслу (1 час)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Январь
Тема 17 Пингвин (1 час)
Цель: Систематизировать знания детей о животных севера. Формировать умение строить пингвина по схеме. Развивать творческие навыки, терпение.
Теория: Познакомить детей с животными севера. Рассказать некоторые интересные факты о пингвине.
Практическая часть: Дети по схеме строят пингвина.
Тема 18 Слон 12 час)
Цель: Систематизировать знания детей о животных жарких стран. Формировать умение строить слона по схеме. Развивать творческие навыки, терпение.
Теория: Просмотр презентации о животных жарких стран. Отгадывание загадок. Рассказать некоторые интересные факты о слоне.
Практическая часть: Дети по схеме строят слона.
Тема 19 Верблюд (1 час)
Цель: Формировать умение строить верблюда. Систематизировать знания детей о животных жарких стран. Развивать творческие навыки, терпение.
Теория: Вспомнить с детьми животных жарких стран. Поиграть в игру узнай животное по голосу. Рассказать некоторые интересные факты о верблюде.
Практическая часть: Дети по схеме строят верблюда.
Тема 20 Конструирование по замыслу (1 час)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Февраль
Тема 21 Пожарная часть (1 час)
Цель: Дать представление о работе пожарных, закреплять правила пожарной безопасности. Развивать творческую инициативу, самостоятельность, умение заранее обдумывать и анализировать постройку. Воспитывать стремление помогать друг друго, работать дружно в коллективе.
Теория. Беседы о пожарных. Правила пожарной безопасности - метод: «Рассуждение».. Стих «Мы - пожарные». Беседа о специальных машинах. •Игра «Кто, чем управляет?»
Практическая часть: конструирование по образцу из лего-конструктора. Обыгрывание постройки.
Тема 22 Плывут корабли (1 час)
Цель: Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Теория: Беседа о водном транспорте. Игра: «Плывет, летит, едет»
Практическая часть: конструирование из лего-конструктора по схеме. Коллективная работа. Распределяют задания кто, что будет делать. Обыгрывание постройки.
Тема 23 Самолет (2 часа)
Цель: Упражнять в умении конструировать лего-модель по образцу; развивать внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук, связную речь. Упражнять в названии деталей конструктора; обогатить словарный запас детей словами «аэропорт, взлётное поле, необитаемый остров», познакомить с назначением аэропорта. Воспитывать умение работать в коллективе, не мешая другим, создавая общий сюжет.
Теория: Расширять знания детей о профессии летчика. Просмотр презентации в а аэропорту». Игра «Что пропало»
Практическая часть: Дети по схеме строят самолеты, обыгрывая их постройками аэропортом и взлетным полем.
Тема 24 Конструирование по замыслу (1 час)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Март
Тема 25 Подарок маме (1 час)
Цель: Развивать фантазию и воображение; формировать эстетический вкус детей; воспитывать чувство уважения к своим родителям, желание изготавливать и дарить подарки, цветы.
Теория. Рассказ о традиции дарить подарки мамам в день 8 Марта. Анализ предложенного образца. Показ отдельных способов конструирования. Помощь и советы педагога в процессе работы. Выставка моделей.
Практическая часть: дети строят по схемам и условию цифру 8 и цветы для мам.
Тема 26 «Птицы» (1 час)
Цель: Формировать умение детей создавать выразительный образ птицы, точно передавая форму и расположение его частей с помощью конструктора Lego . Совершенствовать умение анализировать особенности строения птицы, развивать чувство формы и пропорции, передавая характерные детали птиц. Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии; - уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их внешнем виде и строении.
Теория: Рассмотреть картинки зимующих и перелетных птиц, обсудить их характерные особенности. Обсудить новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию.
Практическая часть: строят конструкции птиц по схемам
Тема 27 Дети (1 час)
Цель: Формировать умение строить мальчика и девочку, рассказывать о постройке.
Теория: Рассмотреть схемы определить главное отличие мальчика и девочки (одежда).
Практическая часть: Дети строят по схеме из конструктора лего мальчиков и девочек.
Тема 28 Конструирование по замыслу (2 часа)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Апрель
Тема 29 Роботы (конструктор мозаика) (1 час)
Цель: Формировать умение строить робота, рассказывать о своей постройке.
Теория: Рассмотреть схемы определить составляющие конструкции робота(куб)
Практическая часть: Дети строят по схеме из конструктора мозаики в группах по три человека
Тема 30 Космос «Ракета» (1 час)
Цель: Дать представление о космосе и космонавтах, о празднике «Дне космонавтики». Закреплять умение соотносить детали по величине. Совершенствовать умение строить по показу педагога.
Теория: Рассматривание иллюстраций, альбомов и фотографий, глобуса. Рассказ воспитателя о Истрии косонвтики. Игра найди отличия»
Практическая часть: Дети строят ракеты по показу педагога.
Тема 31 Спутниковая станция (1 час)
Цель: Продолжать формировать представление детей о космосе. Дать понятие о значимости спутниковых станций. Формировать умение детей конструировать с помощью схемы – чертежа.
Теория: Просмотр презентации о космосе и космических аппаратах и планетах. Беседа и рассматривание планет.
Практическая часть: Дети строят спутники по схематическим чертежам.
Тема 32 Конструирование по замыслу (2 часа)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
Май
Тема 33 «Танки на параде» (1 час)
Цель: формирование представлений детей о военной технике, конструирование моделей современной военной техники, использую конструктор лего.
Теория: Показать детям презентацию военная техника. Поговорить о празднике 9 мая. Игра «Найди по тени»
Практическая часть: Дети строят модели танков из лего по схемам.
Тема 34 Наш любимый город (1 час)
Цель: Формирование представлений детей о том, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать; развивать умение сообща планировать и выполнять свою работу.
Теория. Дать основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек, закрепить знания о городе. В конце занятия объективно оценить качество работы. Оставить постройку для игры.
Практическая часть: конструирование по условию из лего-конструктора. Обыгрывание постройки
Тема 35 Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки на плато.
(1 час)
Цель: Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях; развивать внимание и зрительную память; познакомить детей с различными видами бабочек.
Теория: Работа с дидактическим материалом «Бабочки». Показ схемы с половиной узора бабочки. Предложение детям, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора
Практическая часть: Дети выполняют задание по образцу.
Тема 32 Конструирование по замыслу итоговое занятие (1 часа)
Цель: Закреплять навыки, полученные ранее. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Теория: Педагог предлагает подумать детям, что они хотели бы построить из лего-конструктора или другого конструктора по своему желанию. Какую функцию выполняет этот предмет, для чего предназначается? Подумать какие детали им нужны, продумать последовательность работы.
Практическая часть: конструирование из конструктора, по своему замыслу. В конце занятия дети рассказывают о своей постройке.
2.2. Перспективный план /средний дошкольный возраст 4-5 лет/
Первое полугодие:
Знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с названиями деталей, учить способам крепления деталей, расширить представления о цвете, форме, величине деталей. Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.
- Учить детей работать в команде
- Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
- Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем
- Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию
- Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения
- Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
- Формировать умение строить по схеме
- Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой
- Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Второе полугодие:
- Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
- Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается
- Правильно называть детали лего-конструктора
- Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
- Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности
- Сравнивать полученную постройку с задуманной
- Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы
Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
- Конструирование по условиям (26)
- Конструирование по замыслу (12)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут по подгруппам (до 12 детей). На первых занятиях дети знакомятся с конструктором, изучают его детали, знакомятся с техникой безопасности, учатся работать в команде. С этой целью следует весь октябрь проводить ознакомительные занятия в неосложнённой форме. В средней группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.
План анализа образца:
- Рассмотреть объект в целом
- Выделить цвета деталей
- Назвать детали лего-конструктора
- Установить пространственное расположение частей постройки
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
первого года обучения
Месяц | тема | цели | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Вводное занятие. Знакомство с конструктором ЛЕГО, цветом, формой, величиной, способом крепления, строительство по замыслу (1 час) | Знакомство с конструктором ЛЕГО, цветом, формой, величиной, способом крепления, строительство по замыслу. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Башня Лесенка | Продолжать формировать навыкам крепления деталей ЛЕГО, и приёмы построек снизу вверх. Формировать умение строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. Учить навыкам крепления деталей ЛЕГО, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Ввести понятие устойчивая конструкция, опора. Формировать бережное отношение к конструктору. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Гусеница | Учить строить гусеницу из 2 видаов деталей. (Кубик, кирпичик) по образцу. Знакомить с разными способами крепления; закреплять название деталей конструктора; помогать, детям обследовать предметы, выделяя их цвет, форму; развивать наглядно-образное мышление, умение использовать имеющийся опыт. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки разной величины. Обратить внимание детей на то что высота пирамидки зависит от количества ступеней. Сравнить с пирамидками на кольцах. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
октябрь | Строим лес | Формировать умение строить лесные деревья. Закреплять умение отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет, величину. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Долька арбуза | Знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.); формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; развивать умения анализировать образец — выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Тыква | Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; развивать умения анализировать образец — выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
«Фрукты» | Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.); формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; развивать умения анализировать образец - выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
ноябрь | Веселые утята | Формировать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; уточнить и расширить представления детей о перелетных и зимующих птицах, об их внешнем виде и строении; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Собачка | Научить детей приемам изготовления модели собачки по образцу; развивать мелкую моторику рук, прививать любовь к ручному труду, воспитывать внимание, усидчивость, стремление создать полезную и красивую игрушку своими руками, доводить начатое дело до конца. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Мостик | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
декабрь | Красивые рыбки | Уточнять и расширять представления о рыбах их строении. Развивать умение анализировать схему, определять пространственное расположение частей, выбирать правильную последовательность действий. Формировать умение строить рыб по плоскостной схеме, точно соединять строительные детали. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Улитки | Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели – улитка. Прививать навыки работы с ЛЕГО конструктором, закреплять умение детей действовать по схематической модели. Воспитывать интерес к конструированию из ЛЕГО. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Лесной олень | Расширять знания детей о северном олене через конструирование модели оленя с помощью конструктора ЛЕГО. Развитие умений конструировать по показу педагога и предложенным схемам. Продолжить формирование элементарных математических представлений у детей с использованием деталей конструктора ЛЕГО. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Елочка | Продолжать учить идентифицировать детали Lego по образцу. Задачи: уточнить особенности строения ёлки, развивать чувство формы и пропорции, передавая характерные особенности; закреплять прием постройки, снизу вверх учитывая способы крепления; развивать самостоятельность при работе по схеме, создать радостное предпраздничное настроение. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
январь | Лесной домик | Формировать умение строить дом. Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования | 0,25 | 0,75 | 1 |
Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Формировать умение анализировать образец | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Русская печь | Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Формировать умение строить печку из конструктора | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
февраль | Гусенок | Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. Активизировать память и внимание на основе упражнений «Логические закономерности, «Чего не хватает?», «Ориентировка на плоскости». Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать в коллективе | 0,25 | 0,75 | 1 |
Грузовик | Формировать умение строить различные машины, используя детали лего-конструктора. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Защитники отечества - самолеты | Упражнять в умении конструировать лего-модель по образцу; развивать внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук, связную речь. Упражнять в названии деталей конструктора; обогатить словарный запас детей словами «аэропорт, взлётное поле, необитаемый остров», познакомить с назначением аэропорта. Воспитывать умение работать в коллективе, не мешая другим, создавая общий сюжет. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
март | Цветы для мамы | Формировать умение строить цветы из деталей конструктора по элементарной схеме. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации. Расширять знания о празднике 8 марта. Развивать внимание, память, мышление, конструктивные навыки. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Мельница | Формировать умение слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Знакомство со светофором | Формировать умение строить мальчика и девочку, рассказывать о постройке. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Робот | Познакомить с игрушкой робот. Продолжать формировать умение строить из лего-конструктора. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
апрель | Индивидуальные работы детей по выбору: «Мы едим в зоопарк» «Жираф» «Мы едим в зоопарк» «Лев» «Мы едим в зоопарк» «Слон» «Мы едим в зоопарк» «Крокодил» | Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей. Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей. Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей. Учить детей воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора лего; развивать познавательный интерес к конструктивной деятельности, развивать способности детей к моделированию; развивать фантазию, мышление и речь детей; развивать мелкую мускулатуру рук; развивать эмоциональную сферу; продолжить расширять и обогащать кругозор детей. | 0,25 | 0,75 | 1 |
День космонавтики – спутниковая станция | Учить строить спутниковую станцию из лего-конструктора. Расширить знание детей о космосе и о космических полётах, первом космонавте Ю.А. Гагарине. Развивать познавательные интересы у детей, способности к техническому творчеству, внимание и умение собирать последовательно. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
День космонавтики – ракеты | Учить строить ракету из лего-конструктора. Расширить знание детей о космосе и о космических полётах, первом космонавте Ю.А. Гагарине. Развивать познавательные интересы у детей, способности к техническому творчеству, внимание и умение собирать последовательно. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
май | Танки | Расширять знания детей о государственном празднике «День победы - 9 мая» Закрепить полученные знания о различных видах войск. Дать первоначальные представления о строении танка (гусеницы, поворотная башня, пушка) | 0,25 | 0,75 | 1 |
Корабли | Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Поезд | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Итого | 9 | 27 | 36 |
2.3. Перспективный план /старший дошкольный возраст 5-6 лет/
Первое полугодие:
- Закреплять приобретённые в средней группе умения
- Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
- Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
- Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- Продолжать знакомить с новыми деталями
- Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
- Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом
Второе полугодие:
- Учить работать с мелкими деталями
- Создавать более сложные постройки
- Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
- Учить рассказывать о постройке других воспитанников
- Самостоятельно распределять обязанности
- Учить помогать товарищам в трудную минуту
- Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
- Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
- Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
- Развивать творческую активность
- Навыки межличностного общения и коллективного творчества
- Способности к анализу и планированию деятельности
- Интерес к лего-конструктору
Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (18)
- Конструирование по условиям (9)
- Конструирование по замыслу (9)
Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут по подгруппам (до 12 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:
- Моделирование по схеме, замыслу, образцу
- Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
- Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
- Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
второго года обучения
Месяц | тема | цели | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Вводное занятие Конструирование по замыслу | Закреплять навыки полученные в средней группе. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время занятий, правила при работе с конструктором. Зачем люди строят? Что можно построить их конструктора? | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Колодец | Формировать умение строить по образцу, симметрично выкладывая и скрепляя детали, анализировать количество, форму и размер конструкторского материала. Знакомить с русскими народными традициями, воспитывать заботливое отношение к живым источникам воде. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Лесная поляна | Формировать умение конструировать лесные деревья по образцу и объединять их единым сюжетом, работать самостоятельно в паре дружно, помогая друг другу. Совершенствовать умение узнавать и называть детали строительного материала. Закладывать основы элементарного анализа образца сооружения (из каких частей состоит, как части соединены друг с другом, что находятся вверху, что внизу и т.д.) | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
октябрь | Знакомство с конструктором «тико». Заборчик | познакомить с плоскостными фигурами из пластмассы, научить шарнирному соединению фигур между собой. Систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры); формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Наши предки бабушка и дедушка | Продолжать знакомить с трансформируемым игровым конструктором для обучения. Систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры). Побуждать к творчеству проявлению инициативы, воспитывать целеустремлённость, развивать моторику рук, творческое и логическое мышление. Формировать у детей уважение к старшему поколению, желание доставлять радость близкому, родному человеку. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Мебель | Показать детям наглядно, процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры); | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
ноябрь | Дом лесника | Формировать умение строить большой дом для лесника | 0,25 | 0,75 | 1 |
Строительная техника | Расширять представления о строительных машинах и их значении в жизни человека. Закреплять знания деталей конструктора лего. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Упражнять в умении составлять рассказ по схеме. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
декабрь | Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. | 0,25 | 0,75 | 1 |
К нам пришли в гости дед Мороз и Снегурочка | Вызвать у детей радость от ожидания приближающегося праздника. Подвести детей к постройке модели Дед Мороза. Воспитывать у детей желание помочь. Развивать самостоятельность. Формировать умение создавать постройки по схеме и определенным условиям. Развивать потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми; продолжать учить работать сообща в парах общей поделки; активизировать словарь по данной теме. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Кто в упряжке дед Мороза!? | Формировать умение строить оленя. по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах, сочетание форм, цветов, пропорций; развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности постройки | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
январь | Пингвин | Систематизировать знания детей о животных севера. Формировать умение строить пингвина по схеме. Развивать творческие навыки, терпение. | 0,25 | 0,75 | 1 |
слон | Систематизировать знания детей о животных жарких стран. Формировать умение строить слона по схеме. Развивать творческие навыки, терпение. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
верблюд | Формировать умение строить верблюда. Систематизировать знания детей о животных жарких стран. Развивать творческие навыки, терпение. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
февраль | Пожарная часть | Дать представление о работе пожарных, закреплять правила пожарной безопасности. Развивать творческую инициативу, самостоятельность, умение заранее обдумывать и анализировать постройку. Воспитывать стремление помогать друг другого, работать дружно в коллективе. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Самолет | Упражнять в умении конструировать лего-модель по образцу; развивать внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук, связную речь. Упражнять в названии деталей конструктора; обогатить словарный запас детей словами «аэропорт, взлётное поле, необитаемый остров», познакомить с назначением аэропорта. Воспитывать умение работать в коллективе, не мешая другим, создавая общий сюжет. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
март | Подарок маме | Развивать фантазию и воображение; формировать эстетический вкус детей; воспитывать чувство уважения к своим родителям, желание изготавливать и дарить подарки, цветы. | 0,25 | 0,75 | 1 |
«Птицы» | Формировать умение детей создавать выразительный образ птицы, точно передавая форму и расположение его частей с помощью конструктора Lego . Совершенствовать умение анализировать особенности строения птицы, развивать чувство формы и пропорции, передавая характерные детали птиц. Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии; - уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их внешнем виде и строении. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Дети | Формировать умение строить мальчика и девочку, рассказывать о постройке. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
апрель | Роботы | Формировать умение строить робота, рассказывать о своей постройке. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Космос «Ракета» | Дать представление о космосе и космонавтах, о празднике «Дне космонавтики». Закреплять умение соотносить детали по величине. Совершенствовать умение строить по показу педагога. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Спутниковая станция | Продолжать формировать представление детей о космосе. Дать понятие о значимости спутниковых станций. Формировать умение детей конструировать с помощью схемы – чертежа. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
май | «Танки на параде» | Формирование представлений детей о военной технике, конструирование моделей современной военной техники, использую конструктор лего. | 0,25 | 0,75 | 1 |
Наш любимый город | Формирование представлений детей о том, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать; развивать умение сообща планировать и выполнять свою работу. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Бабочки на плато | Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях; развивать внимание и зрительную память; познакомить детей с различными видами бабочек. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | |
Итого | 9 | 27 | 36 |
3.Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоаппарат;
- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Работа с воспитателями, родителями и детьми
№ | Мероприятие | Месяц |
1 | Анкета для родителей «Значение Lego конструирования для детей» Приём заявлений от родителей на посещение кружка. | Сентябрь |
2 | Информационное сообщение для родителей «О пользе Lego занятий» | Октябрь |
3 | Консультация для родителей: «Выбираем конструктор для ребенка» | Ноябрь |
4 | Лего – турнир. | Декабрь |
5 | Консультация для педагогов: «Познавательная деятельность на базе конструктора Lego» | Январь |
6 | Консультация для педагогов: «Lego конструирование - фактор развития одарённости» | Февраль |
7 | Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей. | Март |
8 | Родительское собрание на тему: «Мои первые успехи - Lego» | Апрель |
9 | Итоги работы за год и перспективы. | Май |
10 | Оформление фото - выставки на тему: «Вот как мы умеем!» | Май |
Список литературы для педагога:
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений
объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г.
Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001
2. Лего-энциклопедия: практическое пособие / авт.-сост.: Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2017. – 98 с.
3. Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева Парциальная образовательная программа дошкольного образования «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖИНЕРОВ» : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп., Самара: ВЕКТОР, 2018. 79 с. ISBN 978-5-6041403-5-2
4. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. ТЦ Сфера, 2018.
4. ФГОС дошкольного обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы
Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы. ...
Календарно- тематическое планирование кружка "Азбука тестопластики"
Календарно - тематическое планирование работы кружка "Азбука тестопластики" с детьми 6-го и 7-го года жизни....
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая акварелька» по нетрадиционной технике рисования в средней группе
Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая акварелька» по нетрадиционной технике рисования в средней группе...
Календарно – тематическое планирование кружка по оригами в средней группе « В некотором царстве,бумажном государстве»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
Тематическое планирование кружка "Лего конструирование"
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием....
Календарно тематическое планирование кружка "Лего-Бум"
Календарный план средней группы...
Календарно-тематическое планирование по лего-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование по лего-конструированию...