проект "Волшебный квадрат"
проект по конструированию, ручному труду
Живописцу требуется холст, скульптору - необходимо пространство, для оригами нужен только лист бумаги.Чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок. (В.А. Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_kvadrat.docx | 43.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Живописцу требуется холст,
Скульптору - необходимо пространство,
Для оригами нужен только лист бумаги.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.
Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.
Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу.
Актуальность проекта
Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как «Колобок», «Репка», «Теремок». Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее- создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Оригами:
- Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
- развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
- концентрацию внимания,
- стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
- совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Цель проекта: создать оптимальные условия для развития творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности по средствам занятий оригами.
Задачи проекта:
- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.
- научить «читать» пооперационную карту;
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- изготовить поделки для театра оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации: 01.09.2022 – 25.05.2023 г.
Необходимые ресурсы.
Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.
Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.
Ожидаемые результаты:
- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;
- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
В проекте выделены три этапа:
Первый этап - подготовительный
- Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
- Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
- Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».
- Просмотр презентации «Базовые формы оригами».
- Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
- Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
- Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, ее разновидности»
- Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».
- Диагностика детей.
Второй этап – основной.
- Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
- Знакомство с техникой изготовления оригами
- Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
- Занятия по конструированию из бумаги (оригами).
- Изготовление атрибутов для сюжетно0ролевых игр: колечки, кошельки.
- Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.
- Изготовление в технике оригами героев сказок для театрализованных игр.
- Организация выставки «Мои поделки по оригами».
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Перспективное планирование
Тема занятий | Цели и задачи | |
Сентябрь | «В некотором царстве, в бумажном государстве…» |
|
«Знакомимся со свойствами бумаги» |
| |
"Дверь", "Шкафчик". |
| |
«Косынка» |
| |
Октябрь | «Елка» |
|
«Вишенки» |
| |
«Гриб» |
| |
«Ветка рябины» |
| |
Ноябрь | «Воздушный змей» |
|
«Коробочка» |
| |
«Волк» |
| |
Декабрь | «Новогоднее панно» |
|
«Ожившая сказка» |
| |
«Двухтрубный корабль» |
| |
Январь | «Гном» |
|
«Дед Мороз» |
| |
«Веселые человечки» |
| |
Февраль | «Вертушки для малышей» |
|
«Праздник мальчиков» |
| |
«Экскурсия в зоопарк». |
| |
«Грач» |
| |
Март | «Рыбка» |
|
«Лягушонок» |
| |
«Бабочка» |
| |
«Мордочка щенка» |
| |
«Цыпленок» |
| |
Апрель | «Дом» |
|
«Аквариум» - коллективная работа |
| |
«Лодочка плывет» |
| |
«Любимые игрушки» |
| |
Май | «Цветочный букет» коллективная работа |
|
«Веселая полянка» Выставочная работа |
|
Организация деятельности с родителями
- Беседы
- Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Роль оригами в развитии детей»
- Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
- Выставка поделок оригами: лягушка, котенок, пингвин, журавлик
- Создание коллективной работы по сказки «Теремок»
- Презентация проекта на собрании
- Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
«Роль оригами в развитии детей»
- Буклет на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»
Диагностика
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.
Диагностика детского развития проводится два раза : вводный - сентябрь - октябрь, итоговый – апрель-май.
Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный квадрат»
Задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
5 баллов – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами) детей 5-6 лет.
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Умение складывать лист бумаги | Знает | Общее количество баллов | Уровень | ||||||||
прямоугольный пополам | квадратный по диагонали | геометрические фигуры | геометрические понятия | ||||||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. |
Высокий уровень: (15 до20 баллов). Средний уровень: (от 9 до 14 баллов). Низкий уровень: (ниже 9 баллов).
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
Список использованных источников
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. - М.: «Творческий центр», 2010 г.
2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.
3. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. -М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
5. Соколова С. Театр оригами. - М.: «Академия умелые руки», 2006 г.
6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: «Творческий центр»,2009 г.
7. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.
8. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.
9. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.
10. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»
Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анал...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми 2 младшей группы с использованием «Квадрата Воскобовича» «Путешествие Квадрата. Семафор».
Цель: продолжить знакомство с квадратом Воскобовича и приемами складывания.Задачи: - создать ситуацию для развития логического и творческого мышления.- закреплять умение конструировать уже знако...
Конспект НОД с ипользованием логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" для детей старшего дошкольного возраста "Чудесные превращения квадрата"
В методической разработке представлен вариант включения в НОД логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" с целью интеллектуального развития и развития познавательных интересов детей с ...
Мастер класс на тему: Знакомство с «Квадратом Воскобовича» или «Игровой квадрат» (2-х цветный)
В игре "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п....
Буклет для родителей "Игры с квадратом Воскобовича. Сказка о превращениях Квадрата"
Рекомендации родителям дошкольников, как в игровой форме познакомить ребенка с квадратом Воскобовича....
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, c использованием блоков Дьенеша и квадрата Воскобовича «Приключения Квадрата» (cредняя группа)
Программное содержание:Формировать логическое мышление дошкольников через развивающие игры и упражнения с использованием квадрата Воскобовича;Закрепить в самостоятельной деятельности умение различать ...
Игры с Квадратом Воскобовича «Квадрат-трансформер»
Республика БурятияКомитет по образованию г. Улан-УдэМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 «Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Уд...