Программа технической направленности "Робототехника и легоконструирование"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Астахова Дарья Александровна


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astakhova_programma_uaro_1.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Журавлик»

 

 

 

Принято:         Утверждено: на педагогическом совете Заведующий МБДОУ д/с № 17 Протокол № 1 от 25.08.2022 г. _________________/О.Р. Мухина/

Приказ № 117 от 26.08.2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Лего - конструирование» для детей с 5 до 7 лет

 

 

срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

 

 

 

                 Разработчик: Астахова

Дарья Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхнеуфалейский городской округ 2022 г.

 

В программе определены психолого-педагогические подходы и условия организации конструктивного и познавательного образования детей как ресурсного компонента образовательного процесса на основе комплексного подхода к взаимодействию педагогов, детей и родителей. Пояснительная записка.

         Программа:

  • разработана в соответствии с ФГОС ДО, концепцией модернизации российского образования и соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • выстроена по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  • направлена на охрану т укрепление здоровья воспитанников, их эмоциональное благополучие и всестороннее развитие;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; - в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • направлена на создание условий для развития личности ребенка;
  • на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

 Общество в наши дни нуждается в социально активных, самостоятельных и творческих людях, способных развиваться.

 На сегодняшний день главной задачей педагога становится – формирование мотивации развития и обучения дошкольников – и всё это в рамках федеральных государственных стандартов. Это не простая задача, требующая, в первую очередь, создания новых условий обучения. Именно поэтому наиболее значимую ступень заняло конструирование. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, не заменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

 Отличительной чертой стандартов нового поколения является система чередования практических и умственных действий ребёнка. В этом случае конструктивная деятельность стала идеальной формой работы, которая позволила нам (педагогам) сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

 Создание конструкций – это система практического познания окружающего мира.

 Конструирование направлено, в-первую очередь, на развитие таких процессов: психических процессов (пространственное мышление, творческое

воображение, долгосрочная память),

физиологическое развитие (развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз),

развитие речи (формирование навыков построения монологической и диалогической речи).

Игра ребёнка с деталями конструктора близка к инженерно-технической деятельности взрослых, хотя постройка не имеет общественного значения. Педагог, руководя деятельностью детей, оказывает положительное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

 Даная программа разработана в соответствии с ФГОС и воплощает в себе объединение образовательных областей. Программа рассчитана на два года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

         Тематика дополнительного образования рассчитана на период с

сентября по май. Периодичность занятий один раз в неделю. 32 занятия в год.  

         Актуальность.

 Применение         конструкторов         UARO         во         внеурочной         деятельности         в

дошкольном образовательном учреждении, позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

 Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

         Новизна.  

 Программа позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть цель конструирования, развить умения и навыки, необходимые в жизни. Так же открываются возможности для реализации новых проектов дошкольников, приобретение новых навыков и умений и расширения круга интереса.

 Данная программа не имеет главной цели обучить детей сложным способам крепления деталей. Важной задачей является создание условий для самовыражения личности ребёнка и определения его потенциала и способностей. Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора для ребёнка открывается новая вселенная, предоставляющая возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами и чертежами, формирование логического мышления.

         Педагогическая целесообразность.

 Педагогическая целесообразность обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практику. Разработан ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. И всё это в совокупности позволяет нам оправдать целесообразность обучения детей конструированию.

Цели курса: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских способностей на основе конструктора UARO.  

Основными задачами занятий   являются:

  1. Развитие у дошкольников интереса к моделированию, стимулировать детское творчество;
  2. Ознакомление с основными принципами механики;
  3. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей

деятельности;

  1. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий;
  2. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий

(графических - рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  1. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  2. Развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
  3. Развитие индивидуальных способностей (обеспечивать комфортное самочувствие ребенка; развивать творческие способности и логическое мышление детей; развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; развивать умения творчески подходить к решению задачи; развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений).

Содержание педагогического процесса.

 В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к познанию. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической. Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Формы и приемы работы с учащимися: 

Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий.

 Теоретические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся в виде бесед и рассказов. Беседы по конструированию с дошкольниками закладывают основы конструктивных знаний.

 Тем не менее их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать принципы мехатроники, классификацию строительного материала, принципы чтения схем и чертежей, лежащие в основе конструктивной деятельности, осознание которых необходимо для формирования конструктивных знаний и умений. Поэтому значительное место отводится проведению интегрированных занятий, предусматривающих проведение бесед, чтение литературы на фоне выполнения заданий по конструированию из предложенных конструкторов.

 Практические занятия по дополнительному образованию проводятся в форме игр (коммуникативные, обучающие. Экологические, психологические), наблюдения и исследования, опытно-экспериментальной деятельности, викторин, семинаров-практикумов и работ совместно с родителями. Совместные работы с родителями по дополнительной образовательной деятельности проводятся для отработки практических навыков в привычной среде, закрепления теоретических навыков.

 Завершаются тематические циклы теоретических и практических занятий проведением фестивалей и викторин конструктивной направленности.

Условия реализации программы.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:  Теоретические и практические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся на базе ДОО, и некоторые практические задания на территории детского сада.

 Для успешной реализации программы необходимы соответствующая предметно-развивающая среда, участие детей, родителей и педагогов в фестивалях по конструированию, в конкурсных мероприятиях различного регионального значения.

         Выполнение детьми программного курса не ведет к нарушению нормативов безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.

  Соответствующей предметно-развивающей средой курса конструирования являются:

  • Конструкторы UARO, технологические карты, книга с инструкциями Кадровые:

Обучение могут вести педагоги, имеющие высшее педагогическое образование, а также воспитатели ДОУ, повышающие уровень профессиональной компетенции на курсах повышения квалификации и учебных семинарах.

Методические:

  • подготовка и переподготовка кадров;
  • применение конструкторов в различных видах деятельности;
  • обогащение конструкторами развивающей предметной среды;
  • просвещение родителей в тематику курса, его цели и задачи; - координация работы по обмену опытом между педагогами.

 В практике ДОУ складывается определенная модель конструктивного образования. Данная педагогическая модель предполагает:

  • интегрированный подход в обучении. Конструктивные навыки и знания дети получают не только на специально организованных занятиях по дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с конструкторами и непосредственной работы с ними, но и во время чтения книг, изобразительных и физкультурных занятиях, при совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • обогащение конструкторами развивающей среды ДОУ;
  • создание условий по программированию созданных детьми проектов;
  • активное участие родителей в конструктивном образовании детей;
  • организацию системы методической работы,  
  • взаимодействие с социумом: школы, музеи, библиотеки.

 Цель модели: создание условий для формирования конструктивных представлений у детей в процессе реализации комплексного подхода к взаимодействию педагогов, детей и родителей.

         Организационный блок:  

  • создание организационных условий проекта предметно-развивающей среды и включение в него родителей воспитанников и детей;
  • взаимодействие с родителями воспитанников; - организация методических условий.

         Содержательный блок: 

  • внедрение элементов конструктора и его компонентов предметноразвивающей среды и выражение своего отношения к ней;
  • интеграция задач социального и познавательно воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада;
  • формирование инженерно-технического общества;  
  • создание самоуправляемой творческой группы по социальнопознавательному воспитанию и развитию.

         Результативный блок:

  • сценарии и конспекты тренингов и семинаров-практикумов, методических рекомендаций для родителей, выпуск журнала для родителей, работа

«Родительской почты»;

  • совместная творческая работа педагогов, детей и родителей;
  • мониторинг познавательного развития дошкольников, методические рекомендации;
  • портфолио         игр         по         конструированию,         разработки         занятий         по конструированию, создание развивающей среды по принципу от простого к сложному.

 Формы корректирующего и итогового контроля по эффективности реализации модели:

  • тематические выставки;
  • досуговые мероприятия, семинары-практикумы;
  • исследовательские детско-родительские проекты; - участие в конкурсах по конструированию и мехатронике; - студия конструирования на базе детского сада.

Знания и умения, полученные учащимися в ходе реализации программы: 

  • Знание основных принципов механики;
  • Умение классифицировать материал для создания модели;
  • Умения работать по предложенным инструкциям;
  • Умения творчески подходить к решению задачи;
  • Умения довести решение задачи до работающей модели;
  • Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Деятельность воспитанников первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - проектов и соревнований.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности.

Иметь представление:

  • О базовых конструкциях;
  • О правильности и прочности создания конструкции; - О техническом оснащении конструкции.

Знать:

  • Правила         создания         устойчивых         конструкций         для         правильного функционирования модели;
  • Технические основы построения модели.
  • Использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых к функционированию конструкций;
  • Создавать программы для выбранной модели;
  • Работать с программой и использовать множество различных соединений для проведения исследовательской работы по предложенной теме.

Личностными результатами реализации данной программы: - умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • умение называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных

ценностей;

  • умение самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; Метапредметными результатами реализации данной программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
  • Познавательные УУД: умение определять, различать и называть детали конструктора; умение конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • Регулятивные УУД: умение работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами реализации данной программы является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

-простейшие основы механики;

-виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

-технологическую         последовательность         изготовления         несложных

конструкций;

-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; -реализовывать творческий замысел.

Ожидаемые результаты:

  • Развить познавательные умения и навыки учащихся;

-- Уметь ориентироваться в информационном пространстве;

  • Уметь самостоятельно конструировать свои знания; - Уметь критически мыслить.
  • Участие в соревнованиях, викторинах и конкурсах.

        Формы         подведения         итогов         реализации         дополнительной

образовательной программы

Формами контроля деятельности по данной учебной программе является участие детей в проектной деятельности и организации соревновательной деятельности.

 

Учебно-тематическое планирование программы.

п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Введение. Техника безопасности.

Знакомство с деталями.

1

0,5

0,5

Светодиодные индикаторы

2

Робот друг

1

0,5

0,5

3

Жираф

1

0,5

0,5

4

Антилопа

1

0,5

0,5

Электромотор

5

Щенок

1

0,5

0,5

6

Лягушка

1

0,5

0,5

7

Бабочка

1

0,5

0,5

8

Школьный автобус

1

0,5

0,5

9

Пожарная машина

1

0,5

0,5

10

Скорая помощь

1

0,5

0,5

11

Кран

1

0,5

0,5

Контактные датчики. Плата мелодий.

12

Птерозавр

1

0,5

0,5

13

Знакомимся с птицей

1

0,5

0,5

14

Вентилятор

1

0,5

0,5

15

Бактерия

1

0,5

0,5

16

Краб

1

0,5

0,5

17

Гоблин

1

0,5

0,5

18

Барабанщик

1

0,5

0,5

19

Гибискус

1

0,5

0,5

20

Катапульта

1

0,5

0,5

Устройство дистанционного управления

21

Улитка

1

0,5

0,5

22

Скорпион

1

0,5

0,5

23

Жук

1

0,5

0,5

Программная плата

24

Робот для реслинга  

1

0,5

0,5

25

Робот для настольных игр

1

0,5

0,5

26

Робот футболист  

1

0,5

0,5

27

Робот бык

1

0,5

0,5

28

Стрекоза

1

0,5

0,5

29

Пугало

1

0,5

0,5

30

Трактор

1

0,5

0,5

31

Конкурс конструкторских идей

2

-

2

Итого:

32

15

17

 

В течение реализации программы возможны небольшие изменения перераспределения часов по темам, включённым в план.

 

Литература:

Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.

Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «образовательная робототехника» Лукьянович А.К. начальная школа плюс до и после. 2013. № 2. С. 61-65

Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А А Гурштейна. — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.

Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый город»,2002.

Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж.

Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.

Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд.

«NOTA BENE»,

Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники Ечмаева Г.А. Современные проблемы науки и образования.

2013. № 2. С. 325.

Мониторинг освоения программы.

 

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

 

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

 

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует

самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

ФИО ребенка

Называет детали конструктора

Работ сх

ает по

еме

Строит по образцу

Строит по инструкции

Стро творче зам

ит по скому ыслу

Работает в команде

Умеет рассказывать о постройке

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...

Творческо-технический проект по легоконструированию "Человек и космос"

Творческо-техничекий проект по легоконструированию "Человек и космос" в подготовительной группе детского сада....