ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Что дают ребёнку занятия оригами? Складывая бумажные фигурки дети:
· совершенствуют координацию тонких движений пальцев, что помогает быстрее научиться писать, вырабатывать и сохранять красивый подчерк; пригодятся полученные навыки на уроках рисования и труда, при игре на музыкальных инструментах;
· учатся быть терпеливыми и внимательными: чтобы фигурка получилась, нужно, не отвлекаясь следовать инструкции. Если где - нибудь собьешься, вся работа пойдет насмарку. И в жизни эти качества не раз сослужат ребенку добрую службу;
· улучшает способность следовать устным инструкциям;
· развивают способность четко формулировать мысль, объясняя вслух, как получилась бумажная птичка или зверушка;
· обучаются элементам логического или абстрактного мышления, записывая и читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, - обязательный элемент оригамской грамотности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оригами как средство инженерно-технического мышления | 533.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов
Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Согласно Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) считается, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм.. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.
Р. З. Кишмакова отмечает, что важное свойство оригами, которое способствовало его стремительному распространению - неограниченные возможности, кроющиеся в листке бумаги.
Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества . Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект, а также конструктивные способности.
Что дают ребёнку занятия оригами? Складывая бумажные фигурки дети:
∙ совершенствуют координацию тонких движений пальцев, что помогает быстрее научиться писать, вырабатывать и сохранять красивый подчерк; пригодятся полученные навыки на уроках рисования и труда, при игре на музыкальных инструментах;
∙ учатся быть терпеливыми и внимательными: чтобы фигурка получилась, нужно, не отвлекаясь следовать инструкции. Если где - нибудь собьешься, вся работа пойдет насмарку. И в жизни эти качества не раз сослужат ребенку добрую службу;
∙ улучшает способность следовать устным инструкциям;
∙ развивают способность четко формулировать мысль, объясняя вслух, как получилась бумажная птичка или зверушка;
∙ обучаются элементам логического или абстрактного мышления, записывая и читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, - обязательный элемент оригамской грамотности;
∙ переходят на «ты» с математикой. Оригами - мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников, призм. Деля их на части и изучая соотношение пропорций, ребенок в увлекательной форме усваивает сложнейшие знания;
∙ тренируют память, запоминая как сложить ту или иную фигуру, то есть десятки и сотни схем;
∙ развивают уверенность в своих силах, и способностях - неуспевающих на занятиях оригами не бывает!
∙ помогают развитию чертежных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку;
∙ стимулируют создание игровых ситуаций. На занятиях оригами играют часто и весело;
∙ расширяют коммуникативные способности;
∙ позволяют почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры;
∙ развивают способности к конструктивному творчеству и геометрическому мышлению; из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер-конструктор.
Развитие пространственного мышления на занятиях оригами неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д.Б.Эльконин, Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие. А какой инженер без развитого пространственного мышления? Как будущий инженер-конструктор будет в дальнейшем изучать геометрию, стереометрию, начертательную геометрию без развитого пространственного мышления?
Также одним из наиболее значимых компонентов интеллекта и навыков инженера является способность логически мыслить. На сегодняшний день существует огромное количество исследований о позитивном влиянии занятий оригами на развитие логического мышления детей.
Работая с техникой оригами, мы часто встречались со страхом ребенка, который возникает от неуверенности в собственных силах. «Все равно у меня не получится! У меня никогда ничего не получится. Я не смогу сделать так, как у вас». В таких случаях превосходные результаты может дать методика пересказа сказки в процессе складывания. При этом очень важно, чтобы ребенок проговаривал текст, одновременно складывая лист бумаги. Фигурка получается «сама по себе», незаметно для ребенка. И в дальнейшем воспринимается как чудо, созданное собственными руками. Это прекрасный способ формирования интереса к оригами.
Дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений. Очень важен индивидуальный подход, и если ребенок еще не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить.
Выводы
Инженерное мышление является конструктивным. Под конструктивностью понимается способность диагностично и реалистично ставить цель с учётом технических, материальных, временных, энергетических и других ресурсов, выбирать адекватные ей технические методы и средства, планировать последовательность своих действий, определять степень достижения цели, в случае необходимости диалектично ее корректировать, своевременно вносить изменения в реализуемый проект. Оригами вполне может занять достойное место в этом ряду, как начальное техническое моделирование
Свою педагогическую работу по моделированию поделок способом оригами строю с учетом принципов последовательности и систематичности, посильности складывания материала, развивающего обучения, индивидуального подхода в обучении и др.
Использую разнообразные формы работы по моделированию поделок способом оригами, знакомлю детей с различными видами бумаги, как основного материала в создании поделок, с различными приемами складывания. Используем поделки оригами в игровой, театрально оформительской деятельности детей. и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация управленческого проекта "Развитие инженерно-технического мышления и творчества у воспитанников «ИнженериУМ»
Управленческий проект...
Презентация управленческого проекта "Развитие инженерно-технического мышления и творчества у воспитанников «ИнженериУМ»
Презентация управленческого проекта...
Создание условий для развития инженерно-технического мышления дошкольников старшего возраста
Опыт работы...
Оригами и развитие инженерно-технического мышления ребенка.
Оригами и развитие инженерно-технического мышления ребенка....
Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
Семинар практикум...
Консультация для педагогов ДОО «Развитие инженерно-технического мышления и творчества у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...