Создание условий для развития инженерно-технического мышления дошкольников старшего возраста
статья

Кирюшина Анна Николаевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levochkina_s_a_kiryushina_a_n_kansk.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

С.А. Левочкина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»

А.Н. Кирюшина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»,

г. Канска

Создание условий для развития инженерно-технического мышления

дошкольников старшего возраста

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему,

если сохраните тоже мышление и тот же подход,

который привел вас к этой проблеме.

Альберт Эйнштейн

Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует развития у дошкольников умений, способствующих овладению техническими знаниями, развития инженерного мышления. При этом, наряду со специфическими для определенной профессии навыками и компетентностями, в числе которых умение работать на современном высокотехнологичном оборудовании, акценты смещаются на формирование и  развитие SOFT-SKILLS компетенций дошкольников: общая базовая функциональная грамотность, самостоятельность, целеустремленность, умение применять на практике полученные знания, возможность организовать себя, социальная активность.

Поэтому стремление педагогического коллектива МАДОУ №15 «Сибирячок» г. Канска создать положительный имидж детского сада, быть  конкурентоспособными  в системе дошкольного образования города и Красноярского края, позволяет реализовывать инновационный проект «Первые шаги юных инженеров» целью которого является создание образовательного пространства для развития инженерно–технического мышления детей на этапе дошкольного образования.  

Задачи:

  • Определить инициативную группу из числа педагогов МАДОУ № 15, обладающий компетенциями необходимыми для развития у дошкольников инженерно-технического мышления и политехнических умений в конструктивной деятельности.
  • Разработать и внедрить проект «Первые шаги юных инженеров» в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации.
  • Осуществить выявление, поддержку и сопровождение дошкольников в области технического конструирования.
  • Обеспечить материально-технические и финансовые условия реализации проекта.
  • Привлечь социальных партнеров и родительскую общественность для реализации проекта через создание сетевой кооперации.  
  • Проанализировать эффективность реализации проекта для распространения и тиражирования положительного опыта.

Проект «Первые шаги юных инженеров» состоит из четырех образовательных модулей, каждый из которых реализуется автономно, но содержание подчинено единой цели:

  • образовательный модуль «Дары Фребеля»;
  • образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло»
  • образовательный модуль «CUBORO»;
  • образовательный модуль «Робототехника».

Проект реализуется в соответствии с «Дорожной картой», которая представляет собой систему мероприятий по следующим направлениям:

  • организационно-управленческое обеспечение;
  • мероприятия содержательного характера;
  • обсуждение проекта с участниками образовательных отношений;
  • нормативно-правовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • мониторинг;
  • финансовое обеспечение;
  • материальное техническое обеспечение.

Проект «Первые шаги юных инженеров» реализуется в МАДОУ с 2018 -2019 учебного года с реализации образовательного модуля «Архитектурная школа папы Карло», который является обязательным разделом ООП ДО и модуля «Робототехника», который реализуется в рамках программы дополнительного образования. Коллектив дошкольного учреждения находится в режиме развития и поиска эффективных педагогических технологий, поэтому с 2019 года проект «Первые шаги юных инженеров» был скорректирован добавлением образовательного модуля «Дары Фребеля». В 2020 году в проект внесен образовательный модуль «Cuboro», а в содержание модуля «Архитектурная школа папы Карло» включены занятия с конструкторами «SHATTI» и «Архитектурный силуэт Монтессори». В соответствии с этими изменениями администрацией МАДОУ разрабатывались локальные акты, приказы, положения, вносились изменения в ООП ДО.

 Кадровые условия.

Для реализации проекта важны мотивированные, квалифицированные кадры. Методической службой дошкольного учреждения ведется мониторинг профессиональных интересов педагогического состава с целью сопровождения реализации проекта заинтересованными педагогами. Путем анкетирования, нами была определена инициативная группа педагогов готовых включиться в реализацию проекта. Параллельно с разработкой и корректировкой проекта мы планировали и обучение педагогов в соответствии с ключевыми задачами образовательных модулей проекта. В 2019 году организовали обучение педагогов, реализаторов проекта, на курсах повышения квалификации по темам:

  • «Формирование детской инициативности и самостоятельности в условиях реализации ФГОС ДО», 16 часов;
  • «Возможности использования интерактивного оборудования в работе с дошкольниками», 24 часа;
  • «Специфика использования робототехники с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 36 часов.

Для реализации образовательных модулей «Архитектурная школа папы Карло» и «Дары Фребеля» в 2020 году обучили педагогов по следующим направлениям:

  • «Основы образовательной работы по программе «Развитие» (ФГОС ДО)», 72 часа;
  • «Реализация STEAM-образования в дошкольных образовательных организациях», 72 часа;
  •  «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного педагога», 72 часа;

 

Материально – технические и финансовые условия

Дошкольное учреждение в инновационном режиме работает с 2018 года, обеспечивая цифровизацию образовательного процесса. Подготовительные к школе группы оснащены интерактивными досками (2 штуки), имеются ноутбуки.

МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска является автономным дошкольным образовательным учреждением и имеет лицензию на осуществление дополнительно образования. Поэтому, наряду с основными источниками финансирования, такими как, краевые и городские субвенции, имеет дополнительный источник финансирования – оказание  дополнительных платных услуг. Педагогический коллектив МАДОУ № 15 является постоянным участником конкурсов по распределению субсидий и грантов.

Источники финансирования позволяют регулярно пополнять развивающую предметно-пространственную среду учреждения, оснащая ее современным цифровым и технологическим оборудованием.

Материально-техническое оснащение образовательных модулей проекта «Первые шаги юных инженеров»

Образовательный модуль «Дары Фребеля

Дидактические набор «Дары Фребеля» (14 «даров»)

Индивидуальные фетровые планшеты для конструирования разных цветов

Планшет для коллективного конструирования в широкой полосе

Иллюстрационно-демонстрационный  материал (тематические, предметные и  сюжетные картины)

Фонотека  музыкальных произведений

Подборка  художественных произведений

3 набора

20 шт

5 шт

18 комплектов

В соответствии с планированием

Образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло»

Конструкторы «Развитие» (дерево)

14 наборов

Трафареты

14 штук

Схемы к постройкам

для всех построек в соответствии с содержанием модуля

Конструктор «SCHATTI», «SCHATTI 2»,   с комплектом силуэтных изображений для конструирования

4 набора

Конструктор «Архитектурный силуэт Монтессори» с комплектом силуэтных изображений для конструирования

3 набора

Мелкие игрушки для обыгрывания (человечки, машинки и т.д)

Образовательный модуль «CUBORO»

Конструкторы «Cuboro basis»

6 наборов

Схемы конструкций

В соответствии с планированием

Программное обеспечение для компьютерного моделирования построек CUBORO WEBKIT

1

Ноутбук

6 штук

Образовательный модуль «Робототехника»

Конструкторы «Lego WeDo 2.0»

6 наборов

Ресурсные наборы «Lego WeDo 2.0

1набор

Запасные части «Lego WeDo 2.0»

2 набора

Конструктор Lego-classic (для создания игрового сюжета)

2 набора

Алгоритмы сборки моделей

По количеству моделей

Ноутбук

6 штук

Программное обеспечение «Lego WeDo 2.0» для программирования модлей

На каждом ноутбуке

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта

Средства контроля проекта являются частью общей системы управления проектом, для обеспечения обратной связи и возможности изменения ранее заданных показателей.

Для обеспечения эффективности и соблюдения сроков реализации проекта «Первые шаги юных инженеров» ежеквартально организуется мониторинг исполнения календарного плана проекта, контроль расписания, контроль затрат, контроль качества исполнения мероприятий проекта  

В ходе реализации проекта организуется сбор и документирование фактических данных по таким показателям, как время, стоимость, качество и содержание работ по проекту. Для оценки текущего состояния работ и сравнения достигнутых результатов с запланированными, определение причины и путей воздействия на отклонения от выполнения плана мероприятий проводится анализ с составлением аналитической справки. На основании анализа осуществляется корректировка, направленная на планирование и осуществление действий по выполнению работ в соответствии с планом.

Информация о ходе реализации проекта и его мероприятиях регулярно освещается на сайте МАДОУ № 15.  

В ходе организации мероприятий «Дорожной карты» проекта могут возникнуть причины (риски), препятствующие успешной  реализации проекта.

Средства контроля позволят преодолеть риски за счет собственных и привлеченных ресурсов.

Риски

Пути преодоления

Сопротивление педагогического коллектива реализуемым изменениям

- вовлечение педагогов в разработку концептуальных документов; делегирование ответственности педагогам;

- стимулирование, моральное и материальное активных участников реализации проекта

Сопротивление родительской общественности реализуемым изменениям

информационная открытость проекта; привлечение родителей к планированию и реализации отдельных мероприятий

Отсутствие социальных партнеров заинтересованных идеей проекта

- тиражирование и распространение опыта по реализации проекта;

- организация совместных мероприятий, в том числе детских, детско-родительских

Недостаточный уровень педагогической компетентности в области технического образования

- обучения по индивидуальным запросам по теме проекта (курсы повышения квалификации, семинары и т.д);

- привлечение педагогов из учреждений дополнительного образования города для передачи опыта реализации модулей проекта, организация семинаров, мастер – классов

Несоответствие содержания плана обучения конструированию и робототехнике потребностям и интересам дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям

- корректировка методического обеспечения проекта

Отсутствие финансового обеспечения для укрепления материально – технической базы проекта

- участие педагогического коллектива в грантовых конкурсах и конкурсах по распределению субсидий;

- привлечение средств за счет расширения аудитории дошкольников – получателей услуг программ дополнительного образования (оказание дополнительных платных услуг не только воспитанникам МАДОУ № 15, но и воспитанникам других дошкольных образовательных учреждений города )

 

Несмотря на то, что проект еще полностью не завершен, уже сейчас можно говорить о его промежуточных результатах и эффективном педагогическом опыте, сложившемся в рамках проекта, который педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения представляют на различных муниципальных и региональных методических площадках.

  • Презентация проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин» в конкурсном отборе проектов молодых педагогов Красноярского края  на Краевом августовском педагогическом совете в 2019 году.
  • Победа проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин»» в муниципальном конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов «Молодой учитель – новой школе» в 2019 году.
  • Публикация опыта работы «Реализация направления «STEAM-образование» в условиях автономного дошкольного учреждения»  в Региональном атласе образовательных практик  в 2020 году.
  • Презентация управленческой практики «Использование STEAM-образования в условиях автономного дошкольного учреждения» на Городском форуме управленческих практик «Управление качеством образования в условиях реализации национальных проектов в сфере образования» в 2020 году.
  • Мастер – класс «Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников» в  рамках муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» в 2020 году (Лауреат конкурса).
  • Образовательная деятельность «Подарок осени» (с дидактическим материалом «Дары Фребеля») в рамках муниципального этапа конкурса «Мой лучший урок» в 2020 году (Призер конкурса).

Литература

  1. Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. Учебное пособие. Линка-Пресс, 2001
  2. Булычева, А.И, И.А. Бурлакова Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Издательство Гном и Д», 2000.
  3. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -2008. -№ 11. -С. 32-38
  4. Габова М.А Технология развития пространственного  мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет АРКТИ, 2008.
  5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».-2013.-100 с.
  6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...

Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным. Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...

Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность

    «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже...