Создание условий для развития инженерно-технического мышления дошкольников старшего возраста
статья
Предварительный просмотр:
С.А. Левочкина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»
А.Н. Кирюшина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»,
г. Канска
Создание условий для развития инженерно-технического мышления
дошкольников старшего возраста
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему,
если сохраните тоже мышление и тот же подход,
который привел вас к этой проблеме.
Альберт Эйнштейн
Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует развития у дошкольников умений, способствующих овладению техническими знаниями, развития инженерного мышления. При этом, наряду со специфическими для определенной профессии навыками и компетентностями, в числе которых умение работать на современном высокотехнологичном оборудовании, акценты смещаются на формирование и развитие SOFT-SKILLS компетенций дошкольников: общая базовая функциональная грамотность, самостоятельность, целеустремленность, умение применять на практике полученные знания, возможность организовать себя, социальная активность.
Поэтому стремление педагогического коллектива МАДОУ №15 «Сибирячок» г. Канска создать положительный имидж детского сада, быть конкурентоспособными в системе дошкольного образования города и Красноярского края, позволяет реализовывать инновационный проект «Первые шаги юных инженеров» целью которого является создание образовательного пространства для развития инженерно–технического мышления детей на этапе дошкольного образования.
Задачи:
- Определить инициативную группу из числа педагогов МАДОУ № 15, обладающий компетенциями необходимыми для развития у дошкольников инженерно-технического мышления и политехнических умений в конструктивной деятельности.
- Разработать и внедрить проект «Первые шаги юных инженеров» в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации.
- Осуществить выявление, поддержку и сопровождение дошкольников в области технического конструирования.
- Обеспечить материально-технические и финансовые условия реализации проекта.
- Привлечь социальных партнеров и родительскую общественность для реализации проекта через создание сетевой кооперации.
- Проанализировать эффективность реализации проекта для распространения и тиражирования положительного опыта.
Проект «Первые шаги юных инженеров» состоит из четырех образовательных модулей, каждый из которых реализуется автономно, но содержание подчинено единой цели:
- образовательный модуль «Дары Фребеля»;
- образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло»
- образовательный модуль «CUBORO»;
- образовательный модуль «Робототехника».
Проект реализуется в соответствии с «Дорожной картой», которая представляет собой систему мероприятий по следующим направлениям:
- организационно-управленческое обеспечение;
- мероприятия содержательного характера;
- обсуждение проекта с участниками образовательных отношений;
- нормативно-правовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- мониторинг;
- финансовое обеспечение;
- материальное техническое обеспечение.
Проект «Первые шаги юных инженеров» реализуется в МАДОУ с 2018 -2019 учебного года с реализации образовательного модуля «Архитектурная школа папы Карло», который является обязательным разделом ООП ДО и модуля «Робототехника», который реализуется в рамках программы дополнительного образования. Коллектив дошкольного учреждения находится в режиме развития и поиска эффективных педагогических технологий, поэтому с 2019 года проект «Первые шаги юных инженеров» был скорректирован добавлением образовательного модуля «Дары Фребеля». В 2020 году в проект внесен образовательный модуль «Cuboro», а в содержание модуля «Архитектурная школа папы Карло» включены занятия с конструкторами «SHATTI» и «Архитектурный силуэт Монтессори». В соответствии с этими изменениями администрацией МАДОУ разрабатывались локальные акты, приказы, положения, вносились изменения в ООП ДО.
Кадровые условия.
Для реализации проекта важны мотивированные, квалифицированные кадры. Методической службой дошкольного учреждения ведется мониторинг профессиональных интересов педагогического состава с целью сопровождения реализации проекта заинтересованными педагогами. Путем анкетирования, нами была определена инициативная группа педагогов готовых включиться в реализацию проекта. Параллельно с разработкой и корректировкой проекта мы планировали и обучение педагогов в соответствии с ключевыми задачами образовательных модулей проекта. В 2019 году организовали обучение педагогов, реализаторов проекта, на курсах повышения квалификации по темам:
- «Формирование детской инициативности и самостоятельности в условиях реализации ФГОС ДО», 16 часов;
- «Возможности использования интерактивного оборудования в работе с дошкольниками», 24 часа;
- «Специфика использования робототехники с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 36 часов.
Для реализации образовательных модулей «Архитектурная школа папы Карло» и «Дары Фребеля» в 2020 году обучили педагогов по следующим направлениям:
- «Основы образовательной работы по программе «Развитие» (ФГОС ДО)», 72 часа;
- «Реализация STEAM-образования в дошкольных образовательных организациях», 72 часа;
- «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного педагога», 72 часа;
Материально – технические и финансовые условия
Дошкольное учреждение в инновационном режиме работает с 2018 года, обеспечивая цифровизацию образовательного процесса. Подготовительные к школе группы оснащены интерактивными досками (2 штуки), имеются ноутбуки.
МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска является автономным дошкольным образовательным учреждением и имеет лицензию на осуществление дополнительно образования. Поэтому, наряду с основными источниками финансирования, такими как, краевые и городские субвенции, имеет дополнительный источник финансирования – оказание дополнительных платных услуг. Педагогический коллектив МАДОУ № 15 является постоянным участником конкурсов по распределению субсидий и грантов.
Источники финансирования позволяют регулярно пополнять развивающую предметно-пространственную среду учреждения, оснащая ее современным цифровым и технологическим оборудованием.
Материально-техническое оснащение образовательных модулей проекта «Первые шаги юных инженеров»
Образовательный модуль «Дары Фребеля | |
Дидактические набор «Дары Фребеля» (14 «даров») Индивидуальные фетровые планшеты для конструирования разных цветов Планшет для коллективного конструирования в широкой полосе Иллюстрационно-демонстрационный материал (тематические, предметные и сюжетные картины) Фонотека музыкальных произведений Подборка художественных произведений | 3 набора 20 шт 5 шт 18 комплектов В соответствии с планированием |
Образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло» | |
Конструкторы «Развитие» (дерево) | 14 наборов |
Трафареты | 14 штук |
Схемы к постройкам | для всех построек в соответствии с содержанием модуля |
Конструктор «SCHATTI», «SCHATTI 2», с комплектом силуэтных изображений для конструирования | 4 набора |
Конструктор «Архитектурный силуэт Монтессори» с комплектом силуэтных изображений для конструирования | 3 набора |
Мелкие игрушки для обыгрывания (человечки, машинки и т.д) | |
Образовательный модуль «CUBORO» | |
Конструкторы «Cuboro basis» | 6 наборов |
Схемы конструкций | В соответствии с планированием |
Программное обеспечение для компьютерного моделирования построек CUBORO WEBKIT | 1 |
Ноутбук | 6 штук |
Образовательный модуль «Робототехника» | |
Конструкторы «Lego WeDo 2.0» | 6 наборов |
Ресурсные наборы «Lego WeDo 2.0 | 1набор |
Запасные части «Lego WeDo 2.0» | 2 набора |
Конструктор Lego-classic (для создания игрового сюжета) | 2 набора |
Алгоритмы сборки моделей | По количеству моделей |
Ноутбук | 6 штук |
Программное обеспечение «Lego WeDo 2.0» для программирования модлей | На каждом ноутбуке |
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта
Средства контроля проекта являются частью общей системы управления проектом, для обеспечения обратной связи и возможности изменения ранее заданных показателей.
Для обеспечения эффективности и соблюдения сроков реализации проекта «Первые шаги юных инженеров» ежеквартально организуется мониторинг исполнения календарного плана проекта, контроль расписания, контроль затрат, контроль качества исполнения мероприятий проекта
В ходе реализации проекта организуется сбор и документирование фактических данных по таким показателям, как время, стоимость, качество и содержание работ по проекту. Для оценки текущего состояния работ и сравнения достигнутых результатов с запланированными, определение причины и путей воздействия на отклонения от выполнения плана мероприятий проводится анализ с составлением аналитической справки. На основании анализа осуществляется корректировка, направленная на планирование и осуществление действий по выполнению работ в соответствии с планом.
Информация о ходе реализации проекта и его мероприятиях регулярно освещается на сайте МАДОУ № 15.
В ходе организации мероприятий «Дорожной карты» проекта могут возникнуть причины (риски), препятствующие успешной реализации проекта.
Средства контроля позволят преодолеть риски за счет собственных и привлеченных ресурсов.
Риски | Пути преодоления |
Сопротивление педагогического коллектива реализуемым изменениям | - вовлечение педагогов в разработку концептуальных документов; делегирование ответственности педагогам; - стимулирование, моральное и материальное активных участников реализации проекта |
Сопротивление родительской общественности реализуемым изменениям | информационная открытость проекта; привлечение родителей к планированию и реализации отдельных мероприятий |
Отсутствие социальных партнеров заинтересованных идеей проекта | - тиражирование и распространение опыта по реализации проекта; - организация совместных мероприятий, в том числе детских, детско-родительских |
Недостаточный уровень педагогической компетентности в области технического образования | - обучения по индивидуальным запросам по теме проекта (курсы повышения квалификации, семинары и т.д); - привлечение педагогов из учреждений дополнительного образования города для передачи опыта реализации модулей проекта, организация семинаров, мастер – классов |
Несоответствие содержания плана обучения конструированию и робототехнике потребностям и интересам дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям | - корректировка методического обеспечения проекта |
Отсутствие финансового обеспечения для укрепления материально – технической базы проекта | - участие педагогического коллектива в грантовых конкурсах и конкурсах по распределению субсидий; - привлечение средств за счет расширения аудитории дошкольников – получателей услуг программ дополнительного образования (оказание дополнительных платных услуг не только воспитанникам МАДОУ № 15, но и воспитанникам других дошкольных образовательных учреждений города ) |
Несмотря на то, что проект еще полностью не завершен, уже сейчас можно говорить о его промежуточных результатах и эффективном педагогическом опыте, сложившемся в рамках проекта, который педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения представляют на различных муниципальных и региональных методических площадках.
- Презентация проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин» в конкурсном отборе проектов молодых педагогов Красноярского края на Краевом августовском педагогическом совете в 2019 году.
- Победа проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин»» в муниципальном конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов «Молодой учитель – новой школе» в 2019 году.
- Публикация опыта работы «Реализация направления «STEAM-образование» в условиях автономного дошкольного учреждения» в Региональном атласе образовательных практик в 2020 году.
- Презентация управленческой практики «Использование STEAM-образования в условиях автономного дошкольного учреждения» на Городском форуме управленческих практик «Управление качеством образования в условиях реализации национальных проектов в сфере образования» в 2020 году.
- Мастер – класс «Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников» в рамках муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» в 2020 году (Лауреат конкурса).
- Образовательная деятельность «Подарок осени» (с дидактическим материалом «Дары Фребеля») в рамках муниципального этапа конкурса «Мой лучший урок» в 2020 году (Призер конкурса).
Литература
- Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. Учебное пособие. Линка-Пресс, 2001
- Булычева, А.И, И.А. Бурлакова Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Издательство Гном и Д», 2000.
- Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -2008. -№ 11. -С. 32-38
- Габова М.А Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет АРКТИ, 2008.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».-2013.-100 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
Семинар практикум...
Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...
Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным.Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...
Развитие инженерно-технического мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже...