Дополнительная общеразвивающая программа тенической направленности "Легоконструирование для малышей"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации Надымского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Автор программы:
Баранова Мария Владимировна,
Воспитатель
г. Надым, 2022 г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 | |
Учебный план | 8 | |
Содержание программы | 10 | |
Методическое обеспечение программы | 12 | |
Список литературы | 13 | |
Глоссарий | 14 | |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт педагогу дополнительного образования возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка дошкольного возраста. Одной из таких новинок является набор Lego WeDo, который включает в себя конструктор и программное приложение к нему.
Легоконструирование позволяет дошкольникам с самого раннего возраста работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных мини-проектов. Начиная с 5-6 лет ребята собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути, являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Занимаясь конструированием, они изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Интересные в сборке модели Lego дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями Lego позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Легоконструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.
Дополнительная общеразвивающая программа «Легоконструирование для малышей» имеет техническую направленность и предназначена удовлетворить интерес дошкольников старшего возраста в области легоконструирования и основ программирования, развить их конструкторско-технологические способности в техническом творчестве.
Дополнительная общеразвивающая программа «Легоконструирование для малышей» разработана в соответствии с:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Уровень освоения программы – стартовый.
Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению знаний и умений в процессе практического обучения конструированию и работе с конструктором Lego WeDo. Данный вид деятельности открывает возможности для формирования учебной ИКТ-компетентности дошкольника. Конструктор и программное обеспечение к нему позволяет учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.
Работа с данным конструктором даёт возможность создавать яркие "умные" игрушки, наделять их интеллектом, познакомиться с базовыми принципами программирования на ПК, научиться работать с моторами и сенсорами. Это позволяет ребенку почувствовать себя настоящим инженером-конструктором, создавать подвижные машины и механизмы, научиться работать с электродвигателями и пневматическими устройствами, изучая при этом основы физики.
Педагогическая целесообразность: в рамках реализации программы учащиеся работают с программируемыми конструкторами. Практикоориентированные технологии позволяют детям реализовать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – что является вполне естественным. Программируемые конструкторы и обеспечение к нему предоставляет возможность учиться ребенку на собственном опыте. Всё это вызывает у детей желание продвигаться по пути открытий и исследований, а любой успех добавляет уверенности в себе.
Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного проекта, который представляет для него интерес. Знакомство детей с основами программирования происходит на основе стандартного программного обеспечения, которое отличается понятным интерфейсом, позволяющим ребёнку постепенно входить в систему программирования. Данная компьютерная программа совместима со специальными блоками конструктора. Компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Ребята получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Цель программы: развитие у дошкольников интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
Задачи:
Программные (образовательные):
- развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
- формирование умений и навыков конструирования;
- приобретение опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WE DO;
- формирование умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;
- обучение основам конструирования и программирования;
Метапредметные:
- развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях;
- развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого);
- умения излагать мысли в четкой логической последовательности;
- развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков
Личностные:
- стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, формирование творческой личности ребенка.
- формировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
- способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, формировать навыки коммуникации.
Планируемые результаты освоения программы:
Программные (образовательные):
Учащиеся знают:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструктора LEGO We Do;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов, роботов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования LEGO We Do;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования роботов;
- как использовать созданные программы;
- как самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
Учащиеся умеют:
- работать с различными видами информации (в том числе и в поисковых системах Интернет);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
- излагать мысли, находить ответы на вопросы анализировать рабочий процесс;
- демонстрировать технические возможности роботов.
Личностные результаты:
- сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях;
- учащиеся умеют находить выход из спорных ситуаций, умеют договариваться;
- учащиеся проявляют интерес к творческому труду, работе, нацеленной на достижение результата;
- проявляют бережное отношение к материальным ценностям.
Метапредметные результаты:
- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности,
- освоены элементарные способы решения проблем творческого и поискового характера,
- умеют планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
- понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в любых ситуациях,
- сформированы первоначальные навыки использования знаково-символических средств представления информации и схем,
- умеют слушать собеседника и вести диалог,
- излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Отличительной особенностью программы является идея выстраивания актуальной траектории развития детей через возможность раннего привлечения к деятельности профессионально ориентированных площадок научно-технического направления, в том числе через работу Дошкольной лаборатории «Лего-старт», в рамках которой и действует данная программа «Легоконструирование для малышей». Образовательная деятельность данной лаборатории осуществляется при помощи конструкторов LEGO Education WeDo. Новый конструктор в линейке роботов Lego, предназначен как для дошкольников старшего возраста, так и для учащихся начальной школы (1 – 4 классы). В качестве эксперимента - это отличное образовательное решение для изучения технических дисциплин для детей 6-7 лет. Он дает возможность ученикам собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в компьютере. Работая индивидуально, парами, или в командах, дети могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Адресат программы: программа ориентирована на детей 6 - 7 лет. Учитываются возрастные психолого-педагогические особенности детей данного возраста. В познавательной, игровой форме учащиеся собирают простые модели LEGO, учатся их программировать через приложения в компьютере, проводят исследования и испытания.
Объём и срок освоения программы: срок освоения программы составляет 7 учебных месяцев, количество учебных часов по программе – 60.
Форма занятий – групповая. Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.
Наполняемость групп: оптимальная - 10 человек.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН проводится в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.
Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:
- начальный контроль – проводится в начале освоения программы, с 15 по 25 октября;
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
- аттестация по завершении реализации программы – в конце года освоения программы, с 20 по 30 апреля.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Оценка программных УиН осуществляется по 4 бальной системе (от 2 - 5 баллов).
Контроль УиН проводится в следующих формах: конкурсы, защита творческих собственных моделей роботов, лего- соревнования различного уровня.
Методы контроля:
- практическая работа с творческим заданием;
- наблюдение;
- опрос;
- творческая работа.
Критерии оценки результатов в ходе реализации программы
начальный контроль:
- соблюдение правил техники общей электробезопасности и техники безопасности в кабинете робототехники;
- навыки самостоятельности в практической работе;
- знание основ робототехники и пользования базовым конструктором WEDO;
- владение основами программирования моделей роботов в среде WEDO;
- владение приемами технологии и техники монтажа и сборки моделей роботов из деталей базового конструктора.
промежуточная аттестация:
- владение специальной терминологией;
- знание способов и приемов соединения деталей (комбинированные соединения, рациональная последовательность операций по сборке деталей);
- умение пользоваться базовым конструктором WEDO и вспомогательным оборудованием;
- навыки работы по сборке базовых моделей роботов и конструирование собственных;
- владение ИКТ; умение программировать базовые и собственные модели роботов в среде WEDO;
- умение работать с рекомендуемой литературой и Интернетом (изучать и обрабатывать информацию по теме проекта).
Аттестация по завершении реализации программы:
- владение специальной терминологией при защите проекта;
- точность выполнения (тестовые задания).
Условия реализации программы
Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения: Учебное помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами, для каждого дошкольника имеется отдельное рабочее место для сборки моделей роботов и компьютерный стол с персональным компьютером. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение:
- конструкторы LEGO WEDO 2.0 (8 шт.)
- лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education WeDo™.
- персональный компьютер (8 шт.);
- столы LEGO (2 шт.);
- интерактивный дисплей CRAS Q (1 шт.)
Методическое и дидактическое обеспечение программы:
- электронные, мультимедийные источники (обучающие презентации в программе PowerPoint),
- компьютерные обучающие программы: методическое руководство "ПервоРобот WEDO»;
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение творческих конкурсов, реализация творческих мини-проектов, соревнования, участие в выставках.
Работа с родителями предусматривает: родительские собрания, анкетирование, индивидуальные беседы и консультации, совместные воспитательные мероприятия.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.
Формы познавательной деятельности: дни открытых занятий и воспитательных мероприятий. Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных мероприятиях, проведение выставок творческих работ учащихся.
Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Раздел/тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
теории | практики | всего | |||
| |||||
1.1 | Знакомство с конструктором We Do. Элементы набора. Техника безопасности | 1 | 1 | 2 | практическая работа |
| |||||
2.1 | Обзор. Перечень терминов. Сочетания клавиш. | 1 | 1 | 2 | практическая работа |
2.2 | Звуки. Фоны экрана. | 1 | 1 | ||
| |||||
3.1 | Первые шаги. Обзор. | 1 | 1 | 2 | практическая работа |
3.2 | Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. | 1 | 1 | 2 | |
3.3 | Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 1 | 1 | 2 | |
3.4 | Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости. | 1 | 1 | 2 | |
3.5 | Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. | 1 | 1 | 2 | |
| |||||
4.1 | Мотор и оси. | 1 | 1 | 2 | |
4.2 | Датчик наклона, датчик расстояния. | 1 | 1 | 2 | |
| |||||
5.1 | Блок «Цикл» | 1 | 1 | 2 | практическая работа |
5.2 | Блок «Прибавит к экрану», блок «Вычесть из экрана» | 1 | 1 | ||
5.3 | Блок «Начать при получении письма». Маркировка. | - | 1 | 1 | |
5.4 | Итоговое занятие по пройденным темам. Зачёт. | - | 1 | 1 | зачет |
| |||||
6.1 | Забавные механизмы | практическая работа | |||
Танцующие птицы. | 1 | 1 | |||
Создание группы «Танцующие птицы» | 1 | 1 | 2 | ||
Умная вертушка. | 1 | 1 | 1 | ||
Обезьянка – барабанщица. | 1 | 1 | |||
Создание из обезьянок – барабанщиц группы ударных. | 1 | 1 | 2 | ||
6.2 | Звери | практическая работа | |||
Голодный аллигатор. | 1 | 1 | 1 | ||
Создание макета заповедника. | 2 | 2 | |||
Рычащий лев. | 1 | 1 | |||
Создание львиной семьи (мама – львица и львёнок). | 2 | 2 | |||
Порхающая птица. | 1 | 1 | |||
6.3 | Футбол | практическая работа | |||
Нападающий. | 1 | 1 | |||
Попадание в мишень (соревнование нападающих). | 1 | 1 | |||
Вратарь. | 1 | 1 | |||
Совместное занятие «Нападающий и вратарь» | 1 | 1 | 2 | ||
Ликующие болельщики. | 1 | 1 | |||
Создание группы болельщиков. | 1 | 1 | |||
6.4 | Приключения | практическая работа | |||
Спасение самолётов. | 1 | 1 | |||
Придуманная история про Макса и Машу. | 1 | 1 | |||
Спасение от великана. | 1 | 1 | |||
Управление великаном «волшебной» палочкой. | 1 | 1 | 2 | ||
Непотопляемый парусник. | 1 | 1 | |||
Итоговое занятие по разделу «Приключения». | 1 | 1 | 2 | практическая работа | |
| |||||
7.1 | Управление с клавиатуры. Управление голосом. Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона. | - | 1 | 1 | практическая работа |
7.2 | Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. Супер случайное ожидание. | 1 | - | 1 | |
| |||||
8.1 | Выработка и утверждение тем проекта. | 1 | 1 | ||
8.2 | Конструирование модели, её программирование. | 2 | 2 | ||
8.3 | Презентация моделей. | 1 | 1 | Презентация моделей. Выставка. Соревнования | |
| |||||
9.1 | Подведение итогов работы за год. Заключительное занятие | 1 | - | 1 | |
Итого: | 18 | 42 | 60 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение
Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором.
Правило работы с конструктором. Основные детали конструктора Lego We D: 9580 конструктор ПервоРобот, USBLEGO – коммуникатор, мотор, датчик наклона, датчик расстояния. 4 этапа обучения – установление взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие.
Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
- Программное обеспечение LEGO We Do
Обзор: вкладка связь, вкладка проект, вкладка содержание, вкладка экран и т.д. Перечень терминов и их обозначение. Сочетания клавиш для быстрого доступа к некоторым функциям. Звуки – Блок «Звук» и перечень звуков которые он может воспроизводить. Фоны экрана, которые можно использовать при работе.
Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
- Изучение механизмов
Первые шаги. Обзор основных приёмов сборки и программирования. Построение моделей: зубчатые колёса, промежуточное зубчатое колесо, коронные зубчатые колёса, понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, шкивы и ремни, перекрёстная ременная передача, снижение, увеличение скорости, червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг их обсуждение и программирование. Создание своей программы работы механизмов.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.
- Изучение датчиков и моторов
Построение модели с использованием мотора и оси, обсуждение, программирование. Построение модели с использованием датчика наклона и расстояния, обсуждение и программирование, создание своей программы.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.
- Программирование We Do
Изучение основных блоков программирования: блок «Цикл», блок «Прибавить к экрану», блок «Вычесть из экрана», блок «Начать при получении письма», маркировка их обсуждение и программирование.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа, зачёт.
- Конструирование и программирование заданных моделей
6.1.Забавные механизмы.
Танцующие птицы.
Учащиеся должны сконструировать двух механических птиц которые способны издавать звуки и танцевать, и запрограммировать их поведение. В модели используются система ременных передач. Создание группы «Танцующие птицы» - конструирование и программирование моделей.
Умная вертушка.
Учащиеся должны построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.
Обезьянка – барабанщица.
Построение модели механической обезьянки с руками, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. Создание из обезьян – барабанщиц группы ударных.
- Звери.
Голодный аллигатор.
Конструирование и программирование механического аллигатора, который мог бы открывать и закрывать свою пасть и одновременно издавать различные звуки.
Создание макета заповедника.
Рычащий лев.
Учащиеся должны построить модель механического льва и запрограммировать его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится. Создание львиной семьи (мама – львица и львёнка).
Порхающая птица.
Построение модели механической птицы и программирование её, чтобы она издавала звуки и хлопала крыльями, когда её хвост поднимается или опускается.
- Футбол.
Нападающий.
Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу. Попадание в мишень (соревнование нападающих) конструирование группы нападающих.
Вратарь.
Конструирование и программирование механического вратаря, который был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик.
Групповая работа по конструированию вратаря и нападающего.
Ликующие болельщики.
Конструирование и программирование механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы, и подпрыгивать на месте. Создание группы болельщиков.
- Приключения.
Спасение самолёта.
Учащиеся построят и запрограммируют модель самолёта, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолёта. Придумывание истории про Макса и Машу, конструирование моделей истории и её проигрывание.
Спасение от великана.
Конструирование и программирование модели механического великана, который встает, когда его разбудят. Управление великаном «волшебной» палочкой.
Непотопляемый парусник.
Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперёд и назад, как будто он плывёт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками.
Итоговое занятие по теме «Приключение»
Конструирование и программирование всех трёх моделей из раздела, придумывание сценария с участием всех трёх моделей и его проигрывание.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.
- Программы для исследований
Испытывание предлагаемых программ, чтобы исследовать возможности программного обеспечения. Управление с клавиатуры. Управление голосом. Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона. Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. Супер случайное ожидание. Все звуки. Все фоны экрана. Лотерея (запустите программу, чтобы узнать, кто же выиграет в лотерею). Джойстик (Поворачивайте датчик наклона «носом» вверх и вниз и наблюдайте, как будет меняться направление вращения мотора). Попугай (скажите что – нибудь в микрофон и наблюдайте за результатом). Хранилище (запустите программу и введите свой секретный код. Сможете ли вы отпереть замок?). Случайная цепная реакция.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.
- Индивидуальная проектная деятельность
Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования.
Формы занятий: групповая работа, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа
- Подведение итогов
Повторение изученного ранее материала. Подведение итогов за год.
Формы занятий: самостоятельная работа, зачёт, решение проблемы, практическая работа.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы и методы обучения:
- формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика);
- познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
- метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей);
- систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.);
- групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов);
- индивидуальная рабата (используется при работе с одарёнными детьми и детьми - инвалидами)
Формы организации образовательной деятельности: групповая.
Формы организации учебного занятия - защита мини проектов, практическое занятие, соревнование, выставка, конкурс, практикум, занятие – консультация, занятие - ролевая игра, занятие – презентация, занятие проверки и коррекции знаний и умений.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, игровые технологии, технология ТРИЗ.
Алгоритм учебного занятия. Все занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО предусматривают, что учебный процесс включает в себя четыре составляющих: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие.
Установление взаимосвязей
Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребёнок приобретает знания. Конструктор помогает детям изучать основы информационных технологий, устанавливая взаимосвязи между идеями и подходами, которые применяются при выполнении заданий, представленными в видеофильмах и фотографиях, иллюстрирующих реально применяемые технологии.
Конструирование
Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО знакомят детей с тремя видами конструирования:
- свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определённой совокупности идей;
- исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных;
- свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
Рефлексия
Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает ученикам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом.
Развитие
Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребёнка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела – всё это вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу. На этом этапе ученикам предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора LEGO We Do позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Собирая простые механизмы, ребята работают руками (что помогает развитию мелкой моторики), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Ребята собирают модели по заданным схемам, стараются понять принцип соединений деталей, чтобы в последующем использовать его для сборки собственных проектов. Схемы сборки конструкторов LEGO We Do - представлены просто, грамотно, их поэтапное изучение понятно детям.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5.1. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
- И.Г.Шомполов. Интегрированная система выявления и развития одаренной молодежи - основа современного довузовского образования. - Москва, 2003 г. - 242 с.
- И.П.Шелестов, Б.Ю.Семенов. Путеводитель в мир электроники.Книга 1. - Москва СОЛОН-Пресс, 2004 г. - 399 с.
- Д.Г.Копосов. Первые шаги в робототехнику. - Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 286 с.
- Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО “Северно-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова” Малая компьютерная академия СВФУ. Образовательная робототехника в дополнительном образовании детей: опыт, проблемы, перспективы. - Якутск, 2014. - 237 с.
- Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский государственный педагогический университет, Российская ассоциация образовательной робототехники, Учебно-методический центр “РоботУрал”, АНО “Образовательные Ресурсы и технологический тренинг”, Высшая инженерная школа Уральского федерального университета. Методика преподавания основ робототехники школьникам в основном и дополнительном образовании. - Екатеринбург, 2014 г. - 133 с.
Используемые интернет- ресурсы
- http://raor.ru/training/umcor/kurs/Российская ассоциация образовательной робототехники
- http://education.Lego.comофициальныйсайт Lego
- http://www.bogart.ru/files/_default/school_furniture/39-52.pdfвсе наборы Lego
- http://www.exoforce.ruкаталог товаров Lego
- http://www.intekom.ru/index.htmlсовременные решения для бизнеса и образование
Видеоролики с примерами моделей:
- Модель Футбол http://robot.uni-altai.ru/content/futbol
- Модель Болельщики http://robot.uni-altai.ru/content/model-bolelshchiki
- Модель крокодил http://robot.uni-altai.ru/content/model-krokodil
- Модель Юла http://robot.uni-altai.ru/content/model-yula
5.2. Литература, рекомендуемая для детей и родителей
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей, Спб.: Наука,2010.
- Д.Г.Копосов. Первые шаги в робототехнику. - Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 286 с.
6. ГЛОССАРИЙ
Автомат- техническое устройство (или совокупность устройств), которое без непосредственного участия человека выполняет процессы приема, преобразования и передачи энергии, материалов и информации согласно заложенной в него программе
Аккумулятор- устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования
Алгоритм- последовательность команд (инструкций) для решения поставленной задачи
Блок - совокупность механизмов, машин, установок, приборов и т.п. или их частей, объединенных назначением и местом расположения.
Брак – изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.
Графическое изображение – это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.
Деталь - часть изделия, изготовленная без применения сборочных операций.
Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.
Изобретатель – человек, который придумывает новые изделия.
Инструмент- орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины, предмет, которым обрабатывают материал.
Качество изделия – соответствие его свойств задуманному образу.
Конструкция –это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Материал – это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие
Приспособление – предмет или устройство, которое помогает выполнить работу
Разметка – нанесение на материал линий, очерчивающих контур детали для ее обработки
Схема - графическое изображение конструкций изделий или их частей, а также последовательности их изготовления.
Техника – умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Технологическая карта - форма документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, применяемые материалы, производственное оборудование.
Технология – план действий, необходимых для получения желаемого результата.
Трафарет- тонкая пластинка, в которой прорезаны знаки, рисунки, подлежащие воспроизведению.
Форма – внешнее очертание, вид предмета
Чертеж – графическое изображение предмета с точным соблюдением размеров
Шаблон – пластина, по внешнему контуру которой производится разметка детали изделия
Эскиз – графическое изображение, на котором изображены разные предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши»
сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития вообра...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»
Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...