Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши»
материал (младшая группа)
сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1.docx | 68.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 31 с. Святогорье ______________________Н. В. Лесикова |
Дополнительная
общеразвивающая программа
по сенсорному развитию
«Малыши»
Возраст детей: 2 – 3 года
Срок реализации программы: 1 год
Воспитатель
МБДОУ детский сад № 31 с. Святогорье
Беляева А.В.
Аннотация к программе по сенсорному развитию
Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.,
Практическая значимость программы:
1. Дети будут иметь начальные представления о свойствах предметов (форме, цвете, величине).
2. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
3. Активное участие родителей в сенсорном развитии ребенка.
Инновационная направленность:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, познавательную деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами. Поэтому в русле инновационной работы я использовала детское конструирование. Дети очень любят строить разнообразные предметы. Через конструирование они познают окружающий мир.
Степень распространения: Данная программа предназначена для педагогов дошкольного образования и родителей.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | 4 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 6 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 6 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 7 |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы | 9 |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы | 9 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 10 |
Приложение А - карта наблюдения, с результатами обследования. | 17 | |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | 18 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы | 19 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | 19 |
3.3 | Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания) | 20 |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 20 |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 20 |
IV. | Литература | 21 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
В современных условиях на формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. У детей в возрасте 2- 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одноиз центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский,Ф.Фребель,М.Монтессори,О.Декроли,Е.Тихеева,Л.А.Венгер.
Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорноговоспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержанияи методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в светеновейших психолого-педагогических исследований.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.
Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.
Программа реализуется согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на достижение целей развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель программы – формирование у детей восприятия отдельных свойств, предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.
Основные задачи:
- Развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Особенности сенсорного воспитания детей третьего года жизни. Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребенок сравнивает все остальные. Такое сравнение первоначально требует от малыша развернутых ориентировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств, предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.
На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и ее содержание. Ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.
Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по ветчине и лишь затем по цвету. То есть новые действия восприятия осваиваются, прежде всего, в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.
Освоение новых ориентировочных действии приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т.п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.
Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете - его функции, выраженной в названии предмета. Важно, как установили Л.А. Венгер, Э.И. Пилюгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов.
Таким образом, у ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.
Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.
Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению - вслед за взрослым - слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Ожидаемые результаты по сенсорному воспитанию детей 2-3 летнего возраста:
- Ребенок воспринимает и представляет предмет и явления, анализирует их, сравнивает, обобщает через дидактическую игру;
- Ориентируется в 6 цветах, называет их, подбирает по образцу;
- Ориентируется в трех и более контрастных величинах;
- Собирает пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- Составляет целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
- Различает предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
- Ориентируется в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- Сравнивает, соотносит, группирует однородные предметы по цвету, форме, величине;
- Развивает исследовательские действия предметов на ощупь;
- Воспитывает умение играть рядом, не мешая друг другу.
Решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
-создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными дидактическими и игровыми пособиями;
-раннее начало обучения дошкольников;
-включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания дополнительной общеразвивающей программы по сенсорному развитию «Малыши».
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию
«Малыши» обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Образовательный процесс регламентируется расписанием непосредственной образовательной деятельности, составленным с учетом оздоровительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий с детьми. Образовательный процесс в первой младшей группе ДОУ включает гибкое содержание, педагогические и здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка. В основе организации образовательного процесса по сенсорному развитию детей определен развивающий, комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, диагностические дидактические игры, самостоятельная работа.
Заполнение Карты наблюдения (2 раза в год, январь, май).
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Проектирование реализации Программы в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
Перспективный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Тема недели | Тема занятия | оборудование | цели | Содержание образовательной деятельности |
Адаптация сентябрь | ||||
Анкетирование, диагностика октябрь | ||||
Мы пришли в детский сад | Домик для игрушек | Кукла , 4 кубика, призма, мелкие игрушки | Учить выполнять постройку из кубиков и призмы. Закрепить знание понятия «много». Побуждать обыгрывать постройку. | Гость-кукла. Строят домики для игрушек. Уточняют название деталей. Кубиков много. У кого много кубиков. Педагог показывает приемы работы. Раздаются игрушки и предлагает построить для них домики. Играют с игрушками и домиками. |
Наши игрушки | Башня для игрушек | 5 кубиков, флажки, укрепление на пластмассовых пробках, плоские фигурки птиц | Закрепить умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту, подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Закреплять знание зеленого цвета. Познакомить с понятием «один», закрепить знание понятия «много». Учить убирать материал после окончания игры. Развивать речевую активность. | Воспитатель строит башню. Дети отвечают на вопросы. Птичка прилетает в гости, любуется башенкой. Дети строят башенку. Прилетает много птичек, которые присаживаются на башенки. Дети ставят на каждую башенку флажок, того же цвета что и башенка. Дети убирают кубики. |
Наша группа | Дорожка для курочки Рябы» | Игрушка курочка; раздаточное: 6-8 кирпичиков, мелкие игрушки, плоскостные изображения курочки на подставках. | Учить класть кирпичики на поверхность стола широкой гранью, плотно приставляя узкими гранями их друг к другу. Побуждать рассказывать о своих действиях. Закрепить навыки приветствия и прощания. | В гости приходит курочка и просит построить дорожку для нее. Дети строят дорожку и курочка благодарит за удобную дорожку. |
овощи | Грядки для овощей | 6-8 кирпичиков, 5-6 муляжей моркови и огурцов. | Учить приставлять кирпичики друг к другу широкими гранями. Закреплять понятия «много-один». Закрепить знание названий цветов: зеленый, красный. | В гости пришел зайчик с овощами. Работа по вопросам. Т. Заведенко «Морковка - сестрица». Зайчик просит сделать грядки для овощей. Педагог объясняет приемы строительства грядок. Дети строят грядки и раскладывают овощи по грядкам. Работа по вопросам. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Огород». |
Овощи-фрукты | Дорожка в сад и скамеечка | Игрушки-кукла, ежик, ваза с фруктами; раздаточное: кирпичики, 2 кубика, пластина, мелкие игрушки | Закреплять умение приставлять кирпичики друг к другу узкими короткими гранями. Учить строить по словесному описанию. | В гостях кукла. Чтение стих. «Я у ежика в саду » Педагог объясняет, как нужно построить дорожку и скамейку. Дети строят постройки. Приглашают кукол в гости. |
осень | Домик для матрешки | Готовая постройка, матрешка; раздаточное: 4 кирпича, кубики, 2 призмы, пластина, матрешка- для каждого ребенка. | Учить умению анализировать постройку, определять пространственное расположение частей. Упражнять в использовании пространственных понятий: снизу, сверху. Побуждать обыгрывать постройку | Воспитатель показывает, как нужно построить домик для матрешки. Дети строят домик и приглашают в гости матрешку. |
Посуда | Маша обедает | Образцы постройки стола, стула, дивана; раздаточное; кубики, кирпичики, мелкие игрушки. | Учить выполнять несколько построек, объединяя их одним содержанием. Побуждать инсценировать сюжет стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» | Чтение стих. С. Капутикян «Маша обедает». Показывает, как нужно построить мебель для Маши, чтобы Маша пригласила к себе гостей. Дети выполняют постройки. Обыгрывают стихотворение «Маша обедает» |
Домашние животные и птицы | Кто в домике живет? | Игрушки- котенок, щенок, образец постройки; Раздаточное: 7 кубиков, призма, игрушки для обыгрывания. | Закрепить знание названий детенышей домашних животных. Упражнять в сооружении построек по образцу. Закреплять умение обыгрывать постройку, сопровождая речью. | Воспитатель показывает образец постройки. Дети строят домики для котят. В конце занятия они обыгрывают. |
Зима | Зимние картинки. | Картина «Домик в снегу»; раздаточное: мозаика-грибочки с выложенной фигурой домика, игрушки для обыгрывания. | Упражнять в действиях с мозаикой. Учить выбирать соответствующие цвета для создания узора. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.. | Рассматривают зимний пейзаж, занесенный снегом дом, затем показывает домики из мозаики. Работа по вопросам. Дети выкладывают мозаикой около домиков снежок. Обыгрывают сюжеты. |
Дикие животные и птицы | Детский сад для зверят | Игрушки дикие животные, образцы постройки мебели, раздаточное: кубики, кирпичики, игрушки животных. | Уточнять представление о мебели и ее назначении. Закреплять умение строить несколько предметов мебели по словесному указанию, обыгрывать постройки, сопровождая высказываниями о своих действиях. | Воспитатель обыгрывает ситуацию: Дети зверей хотят организовать детский сад. Рассмотреть картинки настоящей мебели. Работа по вопросам. Педагог показывает, как нужно построить мебель. Дети строят мебель. С игрушками они играют в детский сад. |
Рыбы | Рыбка плавает в водичке | Мини – бассейн, аквариум без рыб, заводная игрушка рыбка; раздаточное: пластмассовые емкости, игрушки рыбки, клеенчатые фартуки с рукавами. | Познакомить со свойствами воды: мокрая, льется. Закрепить знание слов: плавает, льется, мокрая. Побуждать играть с водой, имитируя действия рыбки. | Показывает, как рыбка плавает. Дети играют с водой. В процессе игры побуждает детей высказываться об их действиях и свойствах воды. |
Транспорт | Грузовик | Образец постройки грузовика; раздаточное: 4 кубика, 2 кирпичика, 2 плоскостных колеса на липучке, мелкие игрушки. | Закреплять знание названий частей машины. Учить создавать постройки по заказу. Побуждать активно обыгрывать постройку, сопровождая игру речью. | Воспитатель ввозит машину с кубиками и кирпичиками. Работа по вопросам. Строит грузовик. Дети по образцу строят грузовик. |
Мама – солнышко мое. | Цветок для мамы | Фланелеграф, рисунок цветка, геометрические фигуры для его составления; раздаточное: крупная мозаика, рисунки- образцы цветка. | Учить располагать детали на плоскости в соответствии с формой и цветом плоскостного образца. Воспитывать желание делать близким приятное. | Воспитатель читает стих о маме. Дети выкладывают из геометрических фигур цветок. По окончании работы воспитатель их хвалит. |
Комнатные растения | Полочки для комнатных растений | Картина «В уголке природы», образец постройки; раздаточное: бруски, кирпичики, имитация комнатных растений | Закреплять умение создавать постройки из коротких брусков и кирпичиков. Закреплять умение строить по словесному указанию без показа. Побуждать обыгрывать сооружения, сопровождая игровые действия речью. | Повторяет рассказ по картине. Показывает образец и процесс конструирования. Дети конструируют. Дети играют в свои постройки. |
Разные материалы | Бусы для куклы | Кукла, иголка с ниткой, коробки четырех цветов, бумажные шарики; раздаточное: двухсторонние цветные бумажные квадраты со стороной 7-10 см | Закреплять представление о свойствах бумаги. Учить создавать простейшие поделки из бумаги, развивать мелкую моторику. Закрепить знание цветов и их названий. | Педагог показывает, как для куклы Маши сделать бусы. Дети делают шарики из бумаги. Воспитатель нанизывает шарики на нитку. Уточняют цвета бусинок, примеряют кукле. |
Цвет и форма | Плоскостная лестница | 4 бруска напольного строительного материала, различающихся по высоте, игрушка- матрешка, птичка, дерево; Раздаточное: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, маленькие матрешки. | Закреплять умения устанавливать соотношения величин плоских и объемных предметов, располагать предметы в порядке убывания величины. Активизировать речь. | Педагог показывает дерево и птичку. Приходит матрешка и ищет птичку. Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка». Дети строят из геометрических фигур лестницу. Дети обыгрывают постройку. |
Праздник | Праздничный концерт для игрушек | Образцы вариантов постройки стула, кресла, дивана, фонограмма плясовой мелодии; раздаточное: кубики, кирпичики, игрушки. | Побуждать самостоятельно строить предметы мебели. Учить обыгрывать постройки, сопровождая свои действия речью. | Воспитатель напоминает, что скоро праздник. Дети рассказывают стихи о весне. Педагог показывает образцы поделок. Дети строят мебель для концерта. Дети усаживают игрушек на мебель. Читают стихи, поют песни и танцуют. |
Скоро лето | Косынка для куклы | Кукла, иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», лоскут ткани квадратной формы | Упражнять в сгибании квадрата ткани и бумаги по диагонали. Закреплять навыки изображения знакомых предметов и геометрических фигур. | Кукла пришла в гости. Дети рассматривают иллюстрации к сказкам. У куклы нет головного убора , дети делают косыночки для кукол. |
Диагностика 3-4 неделя мая |
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА от 2 до 3 лет
Дошкольное учреждение_______________________________________________________
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения__________________________Группа здоровья_______________________
№ п\п | Наименование необходимых навыков и умений по областям | Оценка уровня развития в баллах | |
Начало уч.года | Окончание уч.года | ||
6 | Образовательная область «ПОЗНАНИЕ» | ||
Продуктивная (конструктивная) деятельность. | |||
Различает основные формы деталей строительного материала. | |||
С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм. | |||
Разворачивает игру вокруг собственной постройки. | |||
Развитие элементарных математических представлений. | |||
Может образовать группу из однородных предметов. | |||
Различает один и много предметов. | |||
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб. |
Оценка уровня развития в баллах: 1- большинство компонентов недостаточно развиты, 2- отдельные компоненты не развиты, 3- соответствуют возрасту, 4 – высокий
2.2.Содержание программы включает такие разделы, как:
-цветовое восприятие
-величина и количество
-развитие речи, мышления.
Учебно-тематический план.
Сентябрь.
Цвет предметов - диагностика по сенсорному развитию- определить уровень развития на начальном этапе работы. - познакомить с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. - зрительное соотнесение цветов- рассказать о восприятии цвета на расстоянии, а так же нахождение выбора цвета по образцу.
Октябрь.
-Цветная вода - продолжить знакомство с основными цветами (экспериментирование) - цветные кубики- учить различать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. - цветные палочки- учить различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.
Ноябрь.
- Бегите ко мне! – учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение), развивать внимание. - разложи по коробочкам- учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговки) - четвертый лишний- закреплять знания цветов.
Декабрь.
-Форма предметов. -практические действия- коробочками разной формы. -зрительное восприятие формы- знакомство с эталонами плоских геометрических фигур. -эталоны геометрических форм- знакомство с названиями и использованием различных фигур.
Январь.
-Разложи фигуры по местам (вкладыши)- познакомить с плоскими геометрическими формами (квадратом, кругом, треугольником) ;учить подбирать нужные формы разными методами. - Чей домик?- продолжить знакомство с плоскими геометрическими формами (квадратом, кругом, треугольником); учить подбирать формы разными методами. Катится- не катится- познакомить с объемными геометрическими телами (кубом и шаром).
Февраль.
-Фигуры играют в прятки- познакомить с объемными геометрическими телами (кубом, шаром); учить подбирать нужные формы. -сделаем бусы- продолжить знакомство с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы. -Что за форма?- продолжить знакомство с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Март.
- Количество предметов. -один – много- познакомить с количеством на базовом уровне -полное – пустое- научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз. -Сколько?- учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.
Апрель.
-Величина предметов. -найди свой домик- учить определять величину предметов (большой, маленький) -складывание 3х- местной матрешки- учить выполнять действия с предметами, различающимися по величине (большая, маленькая) -нанизывание больших и маленьких бус (моделирование) – учить детей чередовать предметы по величине.
Май.
-Нанизывание больших и маленьких колец на стержень (пирамидки)- учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большое, маленькое». -выкладывание мозаики на тему « Курочка и цыплята» - фиксировать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. -Вот что мы умеем! – учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
- Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы
Древняя мудрость гласит: « Кто стоит на месте, то отстает. А кто не хочет отставать, должен двигаться вперед, и не останавливаться, достигнув вершины, а подниматься выше».
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. В этом и заключается основная миссия современного воспитателя. Педагоги детского сада активно работают по самообразованию, повышению педагогической компетенции и педагогического мастерства.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации парциальной образовательной программы «Малыши» необходимо специальное материально-техническое оснащение телевизор, ноутбук.
3.3. Обеспеченность программы методическими материалами
Для реализации парциальной образовательной программы «Малыши» необходимо: сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, детали крупной мозаики. Шаблоны, прищепки. Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Пирамидки. Шнурки, бусы. Домино. Матрешки. Карточки с разными рисунками. Картонные чайники, блюдца, бабочки, цветочки, мышки, паровоз. Кубы, доски с отверстиями и вкладышами к ним. Юбка с пуговицами. Су-джок шарики и колечки. Счетные палочки. Книжка с разными поверхностями. Дидактические игры.
3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Программа предназначена для детей 2 – 3 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Основными формами работы является учебно-практическая деятельность.
Используются следующие формы работы на занятиях:
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами.
В основе обучения лежит фронтальные занятия с группой детей (18 занятий в год).
Режим занятий 1 раз в две недели, с детьми первой младшей группы (2 – 3 лет) – 10 минут.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В своей группе мы создали сенсорный уголок, где много игр сделаны родителями и педагогами.
Для занятий с дошкольниками целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:
1) игрушки для нанизывания (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия и предназначенные для игр-шнуровок или для сбора пирамид);
2) геометрические тела (шары, кубы, призмы, параллелепипеды и пр., предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);
3) дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур вкладышей, так называемые игрушки-сортеры (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, подбору по цвету и форме);
4) народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца, грибы и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предметов, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);
5) небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, чашечки и пр.).
IV. Литература
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 4. – С. 37-42.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – С. 107-117.
3. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С. 60-70.
4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический проект, 2005. – С. 98-99.
5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988. – 144 с.
6. Волчаникова Л.Д., Макарова И.В., Терещук М.Н. Создание предметно-развивающей среды для реализации Образовательной системы «Школа 2100» в ДОУ. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 2. – С. 74-77.
7. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада. // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010. – № 4. – С. 37- 42.
8. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения. // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 262-264.
9. Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты. // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 22. – С. 70-72.
10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. // Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. – М.: «Просвещение», 19 67
11. Дошкольная педагогика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. – 192 с.
12. Евтеева Т.В. Развитие музыкального слуха дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 69-70.
13. Евтушенко И.Н. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении и её диагностика. // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 4. – С. 33-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малышок»
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию для детей 2-3 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)»
1.2 Актуальность соответствие государственной политике и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителейСовременное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рам...
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )
Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию детей с использованием элементов по методике М. Монтессори
Система Марии Монтессори реально позволяет применять личностноориентированные способы воздействия, в центре педагогического пространства находится ребенок с его индивидуальными особенностями. В резуль...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему развитию «Малыш и музыка» с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапо раннему развитию «Малыш и музыка» с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет...