Инновационный проект: «Развитие элементов инженерного мышления в рамках календарно-тематического планирования на основе Lego-конструирования»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)
LEGO-технология – одна из современных и распространенных педагогических систем. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lego-konstruirovanie.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия № 17»
(Дошкольное отделение)
630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1,
тел. 347-89-50, e-mail: g_17@edu54.ru
Инновационный проект:
«Развитие элементов инженерного мышления в рамках календарно-тематического планирования на основе Lego-конструирования»
Автор проекта:
Григоренко Кристина Александровна,
воспитатель
Новосибирск, 2020
Введение
Сегодня педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. LEGO-технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Её можно использовать в работе с детьми от 3 лет.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструирование детей раннего возраста подразумевает сооружение разнообразных построек из строительного материала. В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Конструирование отвечает интересам детей, удовлетворяет их познавательную активность, развивает фантазию, изобретательность, способствует активному формированию технического мышления.
Целью данной проектной работы является формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей второй младшей группы с использованием LEGO-DUPLO
Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому LEGO-конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают.
Главной задачей LEGO-конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».
Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
Актуальность
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Сама жизнь требует от системы образования дошкольников новых инновационных подходов. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO конструирование.
LEGO конструирование – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Современные конструкторы LEGO – это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функций мозга. У детей второй младшей группы происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие. Применение конструктора LEGO-DUPLO является отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности. Конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие и интегрируется с другими областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Цель проекта
формирование первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей второй младшей группы с использованием LEGO-DUPLO
Задачи проекта
Обеспечить целенаправленное применение LEGO-DUPLO конструкторов в образовательном процессе МБОУ.
- Организовать целенаправленную работу по применению LEGO-DUPLO-конструкторов в образовательной деятельности по конструированию;
- Формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность. Расширить представление о предметах и явлениях.
- Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать предметы по признакам.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной координации и конструктивных навыков и умений.
- Формировать коммуникативные навыки детей.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Участники проекта:
Воспитанники младшей группы «Волшебники», педагоги, родители, социальные партнеры.
Классификация проекта:
- По составу участников – групповой;
- По содержанию – интегративный;
- По продолжительности – среднесрочный;
Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области, утвержденные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- художественно-эстетическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие.
Формы и методы реализации проекта
Формы:
- Тематическая, интегрированная, непосредственно-образовательная деятельность.
- Конкурсы.
- Тематические выставки.
- Презентации.
Методы работы с детьми:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Методы исследования:
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- мониторинг.
Этапы и сроки реализации проекта:
- Подготовительный этап – с 01.09.2019 г. по 11.12.2019 г.
- Реализация проекта – с 01.10.2019 г. по 01.05.2020 г.
Заключительный этап – с 02.05.2020 г. по 15.05.2020 г
№ | Мероприятия | Дата, сроки | Ответственные, приложение № |
Подготовительный этап | |||
1 | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей | 01.09.2019-30.09.2020 | Воспитатели, родители Приложение 1 |
2 | Изучение методической литературы и составление перспективного планирования, конспекты | 01.09.2019-30.09.2020 | Воспитатели Приложение 2 |
3 | Подготовка практического материала: приобретение конструктора LEGO-DUPLO, оснащение центра конструирования, изготовление схем-карточек | 01.09.2019-30.09.2020 | Воспитатели, родители Приложение 3 |
4 | Оформление наглядной стендовой информации для родителей в приемной группы о проекте «LEGO-конструирования». | В течение проекта | Воспитатели Приложение 4 |
5 | Проведение анкетирования по конструированной деятельности средствами ИКТ (использование гугл-форм) | 01.09.2019-30.09.2020 | Воспитатели Приложение 5 |
Реализация проекта | |||
6 | Цикл занятий по обучению детей конструированию из LEGO-DUPLO. | В течение проекта | Воспитатели, Приложение 6 |
7 | Консультация для родителей. | В течение проекта | Воспитатели Приложение 7 |
8 | Серии дидактических игр: «Разложи по цвету» | В течение проекта | Воспитатели, дети Приложение 8 |
9 | Строительные игры из конструктора в повседневной жизни | В течение проекта | Воспитатели, дети Приложение 9 |
10 | Художественное творчество с детьми в рамках темы проекта. | В течение проекта | Воспитатели, дети Приложение 10 |
11 | Участие в мастер-классе «Мир LEGO-DUPLO». | Апрель, 2020 | Воспитатели, родители, дети Приложение 11 |
12 | Чтение художественной литературы, рисование, лепка, конструирование. | В течение проекта | Воспитатели Приложение 12 |
Заключительный этап | |||
13 | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей | 01.05.2020-31.05.2020 | Воспитатели Приложение 13 |
14 | Украшение группы работами детей | 01.05.2020-31.05.2020 | Воспитатели, дети Приложение 14 |
15 | Турнир по LEGO-конструированию | 12.05.2020 | Воспитатели, дети Приложение 15 |
16 | Сбор обратной связи от родителей | 01.05.2020-31.05.2020 | Воспитатели, Приложение 16 |
Выводы
Практическая значимость результатов
Для воспитанников:
- Стойкий интерес к LEGO-конструированию.
- Формирование творческих компетенций дошкольников.
- Формирование позитивного самовыражения воспитанников.
Для родителей:
- Расширение кругозора в сфере конструирования.
- Активное участие в жизни группы.
Для педагогов:
- Личностный профессиональный рост.
- Индивидуализация форм и методов методической работы.
- Обобщение передового педагогического опыта.
- Использование современных образовательных технологий.
- Трансляция результатов проектной деятельности.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
- Уровень развития профессиональных компетенций педагогов.
- Показатели активности детей в LEGO-конструировании.
- Показатели вовлеченности родителей воспитанников в проектную деятельность Дошкольного отделения.
- Положительное общественное мнение о Дошкольном учреждении.
Функционал участников проекта
№ | Ф.И.О. | Должность, категория | Функционал в заявленном проекте дошкольного учреждения |
Администрация | |||
1 | Гольянова Юлия Александровна | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Руководитель проекта, контроль. |
Педагогические кадры | |||
2 | Токарева Галина Ивановна | Старший воспитатель высшей квалификационной категории | Куратор проекта |
3 | Григоренко Кристина Александровна | Воспитатель, без категории | Автор проекта. Организация, сопровождение, а так же реализация всех направлений проекта. |
Не педагогические кадры | |||
1 | Каримова Вера Равильевна | Младший воспитатель | Помощь в организации, сопровождении, а так же реализации всех направлений проекта. |
2 | Родители | Помощь в организации, сопровождении, а так же реализации всех направлений проекта. |
Заключение
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в стране и ограничительными мерами в марте 2020 года по COVID-19 мы не смогли своевременно завершить проектную работу. Промежуточный мониторинг наблюдения показал, что у воспитанников сформировался стойкий интерес к LEGO-конструированию. Д стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды (машины, дома, животных, мебель и т.д.). Стали понимать схемы, крепко соединять детали.
Родители были ознакомлены с методами и приемами обучения детей конструированию из LEGO-DUPLO. С удовольствием участвовали в выставках. К сожалению, не удалось провести мастер-класс «Мир LEGO-DUPLO» и турнир по LEGO-конструированию.
Результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей.
Проведенный промежуточный мониторинг способностей и возможностей детей в игровой деятельности за период реализации проекта показал, что исследуемые показатели имеют положительную динамику.
Можно с уверенностью сказать, что проект имеет перспективное будущее и мы его реализуем, когда будут сняты ограничительные мероприятия.
Литература и электронные источники:
- А. Н. Давидчук, Развитие у дошкольников конструктивного творчества – А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., « Просвещение», 1976.
- Белая К.Ю. «Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Бондаренко, Т. И. Комплексные занятия в средней группе детского сада – Т.И. Бондаренко.
- Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2012г. (Новый детский сад с любовью)
- Л.А Венгер, Воспитание сенсорной культуры детей – М. Просвещение 1988 г.
- Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: М.: Просвещение, 1989г.
- Л.В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий - Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Л. В. Куцакова, Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика Синтез, 2008.
- Л. Г. Комарова, Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) - Л.Г. Комарова. – М.: « ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Т.В. Лусс, «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, М., 2003г. детском саду. – 2012. – №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»
проект можно использовть в работе с детьми средней группы по развитию элементов логического мышления посредством игры...
Аппликация как элемент продуктивной деятельности в рамках календарно - тематического планирования
представляю свою разработку занятий по аппликации в средней группе....
Проект "Развитие конструкторской деятельности и творческого воображения у дошкольников в режиме игры LEGO – конструирования".
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение...
Инновационный проект «Развитие конструкторской деятельности и творческого воображения у дошкольников в режиме игры LEGO - конструирования»
Цель проекта: Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста конструктивных умений, навыков и творческого воображения посредством овладения LEGO – конструированием....
Проект "Развитие предпосылок инженерного мышления"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20426095","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20426096","attributes":{"alt":"","class"...
ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...
Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
laquo;Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».Актуальность:Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, ...