Проект "Развитие конструкторской деятельности и творческого воображения у дошкольников в режиме игры LEGO – конструирования".
проект (подготовительная группа)

    Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка. Использование LEGO – конструкторов обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, возможность экспериментирования, двигательную, в том числе развитие мелкой моторики, а также возможность самовыражения детей. В перспективе предполагаем, продолжить конструкторскую деятельность с LEGO. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

Пуртова Юлия Рауфановна

Проект

Подготовительная группа

«Развитие конструкторской деятельности и творческого воображения у дошкольников  в режиме игры LEGO – конструирования»

Тип: информационно-практико-ориентированный

Вид: долгосрочный, групповой.

Место проведения: МБДОУ №12.

Сроки реализации: 3 года.

Участники: дети( 4-го – 7-го гг), родители, воспитатели.

Возраст: дети 5 – 6 лет.

Форма проведения: дневная

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Разработанный проект представляет собой систематизированный  материал конструктивной деятельности с  применением LEGO – конструирования.

В проекте отражено практическое применение материала для решения поставленных задач.

Разнообразие предлагаемых практических игровых заданий способствуют повышению уровня заинтересованности детей LEGO – конструированием.

Применение данного материала способствует: приобретению конструктивных умений и навыков, развитию мышлению, творческой активности и воображению ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основные принципы дошкольного образования, в том числе «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

    Одним из  путей в данной работе является, использование в образовательном процессе LEGO - конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.

   LEGO - конструирование   значима в свете внедрения   ФГОС, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, охватывает три из пяти основных образовательных областей, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: физическое развитие; социально-коммуникативное; познавательное развитие.

   Конструктивная деятельность с LEGO, формирует умения сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами, другими постройками, а также с реальными объектами. Позволяет педагогу сочетать воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

   Идея сделать LEGO - конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу проекта.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

-Наглядность.

-Доступность.

-Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

-Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

-Помощь детям в индивидуальном развитии.

-Мотивация к познанию и творчеству.

-Стимулирование творческой активности.

-Организация детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

-Развитие мелкой моторики, посредством  разнообразных во всех игровых практических заданий.

-Совершенствование координации пальцев рук.

-Развитие зрительного восприятия

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

 В рамках апробации LEGO - технологии, где дети совместно с родителями могут участвовать в разработке проектов по краеведческой тематике: «Наш родной край», «Город, в котором мы живем» и с помощью конструктора LEGO передавать сооружения нашего города, современные объекты архитектуры, передавать особенности внешнего вида животных и птиц нашего региона и т.д

   ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста конструктивных умений, навыков и творческого воображения  посредством овладения LEGO – конструированием.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 

Обучающие: содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого; создать условия для овладения  основами конструирования; способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие: создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления; способствовать развитию творческой активности ребёнка;  способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире. 

Воспитательные:  содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль); создать условия для развития коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знать: основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности); простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма); виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь: осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду  и цвету); конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; конструировать по образцу; с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП: планирование и разработка содержания воспитательно-образовательного процесса по проекту; подбор игровых практических заданий; организация предметно-развивающей среды; обеспечение сохранности постройки на некоторое время; консультирование родителей в стенде информации: «LEGO - конструирование в детском саду», «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?»; привлечение их к участию в совместных мероприятиях с детьми.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП: реализация планирования деятельности проекта, овладение детьми полученными конструктивными умениями и навыками в совместной с педагогом и в свободной самостоятельной деятельности; изготовление самостоятельно модели конструирования, сравнение с образцом, определение ценности ее, анализ работы и  обыгрывание .

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП: совместное участие детей и родителей в проектной деятельности, в выставках; создание презентации «Познаем мир с LEGO».

Конструирование по образцу

Детям предлагают образцы выполненных из деталей  конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 

Конструирование по модели

Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям 

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать и развитие творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам 

Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. 

Конструирование по замыслу 

Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. 

Конструирование по теме 

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Месяц

Содержание

Сентябрь

  1. Знакомство с LEGO– конструктором (деталями).
  2. Продолжение знакомства с LEGO–конструктором .
  3. «Найди кирпичик как у меня».
  4. Строим башенку (учить строить простейшие постройки).

Октябрь

  1. «Веселые утята» (разучивание стих-я про утят, учить строить утят).
  2. Варианты скреплений.
  3. Виды крепежа.
  4. «Красивые рыбки» (уточнить и расширять представления о рыбках, учить строить рыбок, развивать наблюдательность).

Ноябрь

  1. Строим мост (с использованием перекрытия).
  2. «Большие и маленькие пирамидки».
  3. Строим улитку (учить строить улитку).
  4. Ворота для заборчика (учить строить ворота, аккуратно и крепко скреплять детали).

Декабрь

  1. Лесной домик. (учить строить дом; распределять детали правильно; развивать творческое воображение, навыки конструирования).
  2. Конструирование на свободную тему.
  3. «Повтори за мной» .
  4. «Найди нужный кирпичик LEGO».

Месяц

                                            Содержание

Январь

  1. Строим загон для коров и лошадей (учить строить по условиям, развивать глазомер, мелкую моторику).
  2. «Узнай и назови деталь».
  3. «Построй грузовик» (учить строить машину)
  4. «Дом лесника» (учить строить дом, развивать фантазию, творчество).

Февраль

  1. «Знакомство со светофором» (развивать навыки конструирования).
  2. Продолжить знакомство со светофором, учить строить дорогу.
  3. «Робот» (учить строить из конструктора).
  4. Конструирование по замыслу (развивать самостоятельность).

Март

  1. «Животные края».
  2. «Медведь» (учить строить медведя).
  3. «Заяц» (учить строить зайца).
  4. Конструирование по замыслу. (развивать творческую инициативу).

Апрель

  1. «Ракета, космонавты» (учить строить ракету и космонавтов).
  2.  «Грузовая машина» (учить сооружать конструкцию по модели).
  3. «Корабли». (Учить способам конструирования, сочетать цвета и форму)
  4. «Поезд» (познакомить с приемами сцепления кирпичиков).

Май

  1. «Пожарная машина»(учить строить пожарную машину)
  2. «Самолет» (учить заранее обдумывать постройку).
  3. Конструирование по замыслу (развивать творческую инициативу).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Содержание

Сентябрь 

  1. Информационный лист: «Знакомство с LEGO– конструктором».
  2. Консультация для родителей: «LEGO – конструирование способствует повышению уровня заинтересованности детей».

 Октябрь

  1. Выставка детского конструирования: «Мир конструкторских возможностей».
  2. Консультация: «Играем дома с ребенком».

Ноябрь

  1. Информационный лист: «Развиваем воображение, через LEGO-конструктор.
  2. Папка-передвижка: «Большие и маленькие конструкторы, что выбрать?».

Декабрь

  1. Информационный лист: «Играем всей семьей».
  2. Конкурс совместной постройки.

Январь - Февраль

  1. Консультация: «Конструируем, играем, учимся с конструктором– LEGO».
  2. Выставка совместного творчества.

Март

  1. Библиотечка : «Развитие ребенка в конструктивной деятельности» (Шайдурова Н.В).
  2. Родительская копилка: «Строим из LEGO».

Апрель - Май

  1. Родительская копилка: Делимся опытом. «С чего начать? Как организовать развивающую среду в домашних условиях?»
  2. Выставка совместного творчества из конструктора в кругу семьи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

        

Месяц

Содержание

Сентябрь

  1. «Мостик через речку»(познакомить с конструктором. деталями).
  2. Продолжение знакомства с LEGO–конструктором .
  3. «Колодец» (учить коллективно строить простейшую постройку).
  4. «Варианты скреплений».

Октябрь

  1. «Дом лесника» (учить строить простейшую постройку.
  2. Разные домики (учить строить домики разной величины и длины).
  3. Кафе (учить создавать сложную постройку вместе).
  4. Конструирование на свободную тему.

Ноябрь

  1. «Плывут корабли»(учить строить корабли, развивать творчество).
  2. «Катер» (учить анализировать образец, выделяя в ней части).
  3. «Пароход» (закреплять навыки конструирования).
  4. Конструирование  по замыслу(учить заранее обдумывать постройку).

Декабрь

  1. «Животные края» (учить анализировать, делать вывод).
  2. «Олень» (учить строить оленя, развивать творчество).
  3. «Составь узор» .
  4. Конструирование по замыслу (развивать творческую инициативу).

Месяц

                                            Содержание

Январь

  1. «Домашнее животное» (учить строить собаку, кошку).
  2. «Дети»(учить строить мальчика и девочку, рассказывать о постройке).
  3. «Дача» (учить находить материал для постройки).
  4. Наглядное моделирование.

Февраль

  1. Грузовая машина (учить создавать сложную постройку).
  2. Плоскостное моделирование.
  3. «Самолет» (учить строить самолет).
  4. Конструирование по замыслу.

Март

  1. Мчится поезд (учить строить шпалы по схемам, поезд по образцу).
  2. Пастбище (воспитывать любознательность, учить строить загоны).
  3. Самостоятельное проектирование.
  4. Игры с моделями транспорта.

Апрель

  1. «Ракета, космонавты» (учить строить ракету).
  2. Чья команда быстрее построит.
  3. «Светофор, регулировщик» (закреплять знания о светофоре).
  4. «Робот» (показать игрушку робота, учить строить робота).

Май

  1. «Речные рыбки» (учить строить рыб, развивать мелкую моторику).
  2. «Лабиринт» (познакомить с плоскостным конструированием).
  3. «Глухарь» (продолжить знакомство с плоскостным конструированием)
  4. Конструирование по замыслу (закреплять полученные навыки).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Месяц

                                             Содержание

Сентябрь

  1. Консультация для родителей: «Создание эффективной предметно – развивающей среды по LEGO-конструированию в домашних условиях».
  2. Родительское собрание: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Октябрь

  1. Консультация для родителей: «Развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию  деятельности посредством LEGO-конструктора».
  2. Фотовыставка «Мои достижения в LEGO».

Ноябрь

  1. Консультация для родителей: «Развитие индивидуальных способностей ребенка и его творческой активности с помощью LEGO-конструирования».
  2. Выставка детских работ.

Декабрь

  1. Консультация для родителей: «Как правильно подобрать конструктор для ребенка 5-6 лет».
  2. Выставка - конкурс «Новогодние игрушки из LEGO – конструктора».  

Месяц

                                            Содержание

Январь

  1. Информационный стенд: «Конструктивные игры для детей 5-6 года жизни».
  2. Фотовыставка «Зимние забавы с  LEGO».
  3. Составление совместных рассказов на тему: «Мои любимые зимние игры».

Февраль

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

Март

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

Апрель

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

Май

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП

Месяц

Содержание

Сентябрь

  1. Повторение формы и цвета LEGO-деталей.
  2. Форма и размер деталей «Таинственный мешочек» .
  3. «Красивый мост» (учить строить мост по карточке).
  4. «Мы в лесу построим теремок» (развивать воображение).

Октябрь

  1. «Грузовик везет кирпичи»(учить строить по карточке).
  2. «Аэропорт» (учить строить самолеты по схемам).
  3. «Корабль» (учить сочетать в постройке детали по форме и цвету).
  4. Конструирование по замыслу (закреплять полученные навыки).

Ноябрь

  1. Многоэтажные дома (развивать инициативу, самостоятельность).
  2. Магазины (закреплять названия магазинов их виды).
  3. «Детский сад» (учить строить детский сад, развивать внимание).
  4. «Конструирование  по цвету».

Декабрь

  1. Животные края (воспитывать любознательность).
  2. «Лисичка» (учить строить животных).
  3. «Коттедж» (учить строить двухэтажный дом) .
  4. Конструирование по наглядным схемам .

Месяц

                                            Содержание

Январь

  1. «Беседка для ребят» (учить строить беседку).
  2. «Горка» (учить определять состав деталей конструктора).
  3. LEGO-город.

Февраль

  1. Городской транспорт (учить строить автобус, развивать внимание).
  2. «Светофор» (закреплять знания о светофоре).
  3. Знакомство с дорожными знаками (учить строить дорожные знаки).
  4. Конструирование по замыслу.

Март

  1. Животные края.
  2. «Олень» (учить троить оленя).
  3. «Медведь» (учить строить медведя).
  4. Игры с моделями животных.

Апрель

  1. «Ракета, космонавты» (учить строить космический корабль).
  2. «Луноход» (учить строить луноход из конструктора).
  3. Воздушный транспорт.
  4. Конструирование по замыслу.

Май

  1. LEGO подарки.
  2. «Паровоз везет товары» (познакомить с приемом сцепления деталей).
  3. «Дома нашей улицы» (закреплять умение строить домики).
  4. Конструирование по замыслу

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Месяц

Содержание

Сентябрь

  1. Консультация для родителей: "Как создать дома условия для развития творческих способностей детей".
  2. Родительское собрание: «Делимся опытом, роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Октябрь

  1. Консультация для родителей: «Играем и обучаемся с LEGO-конструктором».
  2. Фотовыставка «Мои модели из LEGO-конструктора».

Ноябрь

  1. Консультация для родителей: «Наши увлечения».
  2. Выставка детских работ.

Декабрь

  1. Консультация для родителей: «Играем в LEGO-конструктор и мелкую моторику развиваем».
  2. Выставка - конкурс «Новогодние игрушки из LEGO – конструктора».  

Месяц

                                            Содержание

Январь

  1. Информационный стенд: «Конструктивные игры для детей 5-6 года жизни».
  2. Фотовыставка «Зимние забавы с  LEGO».
  3. Составление совместных рассказов на тему «Мои любимые зимние игры».

Февраль

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

Март

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

Апрель

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

Май

  1. Консультации: «Развитие речи с LEGO».
  2. Выставка конкурс «Мы играем в LEGO».

ВЫВОД 

    Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

    Использование LEGO – конструкторов обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, возможность экспериментирования, двигательную, в том числе развитие мелкой моторики, а также возможность самовыражения детей. В перспективе предполагаем, продолжить конструкторскую деятельность с LEGO.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Развитие конструкторской деятельности и творческого воображения у дошкольников в режиме игры LEGO - конструирования»

Цель проекта: Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста конструктивных умений, навыков и творческого воображения посредством овладения LEGO – конструированием....

проект на тему «Развитие творческих способностей ребёнка с ОВЗ через LEGO конструирование «Город моей мечты»

Основная мысль проекта в том, что используя LEGO конструктор, ребенок с особыми возможностями здоровья, закрепит цвета, величину, форму, активизируется сенсорное восприятие. Обучиться навыкам группиро...

Развитие творческих способностей у дошкольников с помощью Lego-конструирования

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в играх с   Lego-конструктором...

Доклад по теме: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»

Доклад по теме: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»Цель: ...

Индивидуальный план профессионального развития педагога по теме: «Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам LEGO- конструирования»

В настоящее время  педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свобо...