Проект "Развитие предпосылок инженерного мышления"
проект по развитию речи (средняя группа)

Малова Евгения Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predposylok_inzhenernogo_myshleniya.docx790.98 КБ

Предварительный просмотр:


Проект

«Чудо – мнемотехника.

Развитие предпосылок инженерного мышления посредством использования приёмов мнемотехники»

во второй  младшей группе №2.

                                                               Воспитатели: Малова Е.В.

                                                                                     Новак Е.В.

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………
  2. Вид проекта…………………………………………………….................
  3. Цель проекта……………………………………………………………….
  4. Задачи проекта ……………………………………………………………
  5. Срок реализации проекта …………………………………………………
  6. Участники проекта …………………………………………..……………..
  7. Образовательная  область……………………………………………………
  8. Актуальность темы………………………………………………………….
  9. Гипотеза………………………………………….…………………………..
  10. Содержание проекта.………………………………………………………..
  11. Ресурсное обеспечение………………………………………………………
  12. Предполагаемые результаты …………………………….………………...
  13. Теоретическое обоснование проекта ……………………………….……..

14.Механизм реализации педагогического проекта………………….………

15. Риски реализации проекта………………………………………………….

16.Эффективность реализации проекта.………………………………………

17.Базы цифровых образовательных ресурсов с использованием сети Интернет. 

Приложения……………………………………………………………………….

«Речь-это канал развития интеллекта…  

 Чем раньше будет усвоена речь,

Тем легче и полнее будут усваиваться знания»    В.А. Сухомлинский 

         
1.Введение 

  В нашей возрастной группе 3-4 года, когда мы говорим о развитии предпосылок инженерного мышления, речь идет о зачатках предынженерного мышления, которое складывается из нескольких составляющих. Это речь, воображение, память ,мелкая моторика, развитие коммуникативных способностей и развитие творческого нестандартного подхода.  Мы в своем проекте хотели бы уделить особое внимание развитию связной речи и образной памяти  при помощи мнемотаблиц.  И , считаем, что при таком подходе, будет  равномерно развиваться  левое и правое полушарие, а  человек,  который раскрывает в себе образное мышление, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи. Так как проект долгосрочный, то сначала больше затронем тему развитию связной речи  младших дошкольников, а со второго и третьего года обучения  уделим больше внимание развитию образной памяти.

2.Вид проекта

  • По доминирующей в проекте деятельности: педагогический.
  • По числу участников: групповой.
  • По времени проведения: долгосрочный.

    3.Цель проекта

   -развитие связной речи дошкольников

 -  развитие образной  памяти

    4.Задачи:

  • Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
  • Развивать мышление, внимание, воображение,  образную  память;
  • Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями  ФГОС.
  • Привлечь родителей к активному участию в проекте по работе с мнемосхемами.
  • Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи и памяти  детей дошкольного возраста.

5.Сроки реализации проекта

Сентябрь 2018г. – май 2021г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап - поисково-теоретический               (сентябрь-октябрь 2018г.)

1. Осуществить теоретический анализ  литературы по развитию связной речи и образной памяти  с помощью мнемотехники.

2. Определить критерии и уровни развития речи детей дошкольного возраста

3.Изучение методических разработок  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию и  запоминанию детей дошкольного возраста


II этап - опытно-экспериментальный (ноябрь2018-апрель 2021г.)

1.Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.

2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

3.Проведение родительского собрания по теме проекта. Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.
III этап - заключительно-обобщающий(май  2021г.)

 Анализ педагогической работы за текущий период. Оформление результатов проекта.

6.Участники проекта

Дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.

        7.Образовательная  область

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

  8.Актуальность  темы

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
  • Приемы мнемотехники  используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс  запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • Дети в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

          9. В ходе проектной деятельности  была сформулирована гипотеза:

Мы предполагаем, что развитие речи и образной памяти с опорой на мнемосхемы  приведет к развитию связной речи, творческого познания, развитию образного мышления, и как следствие, приведет к развитию предынженерного мышления.

10.Содержание проекта

Мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами.

11. Ресурсное обеспечение

1.Учебно-методическое

-д/и и пособия: мнемокарточки к стихам, мнемоцепочки «Замри», «Символы предлогов», «Символы звуков», «Времена года»

-наглядные материал: мнемотаблицы, мнемодорожки, серия сюжетных картин «сказки»

2.кадровое

-воспитатели

-учитель музыки

-родители

-дети

-методист

3.информационное

-интернет-ресурсы

-методическая литература

4.материально-техническая

-копировальная техника

5. финансовое

Перечень необходимого

Есть в наличии

стоимость

Требуется закупить

стоимость

Набор бумаги А4

1 упаковка

250

1 упаковка

250

Набор фломастеров

1 упаковка

150

2

300

Набор карандашей

4 упаковка

100

4

400

ватман

-

-

10

300

фотопечать

-

-

20 шт

200

Простые карандаши

1 упаковка

100

1 упаковку

100

Линейка

1 штука

50

0

0

Стол

1 шт

1500

-

-

Стулья

10 шт

5000

-

-

Итого

7150

1500

Всего

                                                        8650

12.Предполагаемые  результаты

Дети

Родители

Педагоги

1. Развить у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу

2.Развить у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память

3.Развить у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

34.Развить у детей умение пересказывать тексты с опорой на картинки

 

1.Потребность в сотрудничестве с ДОО

2. Повышение заинтересованности родителей  в развитии мышления детей посредством мнемотехники

3.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства

2.Овладение проектной деятельностью .

 

3.Внедрение в пед.процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.)

13. Теоретическое обоснование проекта


           В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель
.

          Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие  речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля  за этими знаниями. В современных психологических и методических   исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

       Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.      Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих  методик, эффективность которых очевидна.

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.

Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Обращали внимание на то, что рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Так И.Г.Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову». К.Д.Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи». Об этом говорил еще Я.А.Коменский.

В своих работах Л.С.Выготский указывал на второй вспомогательный фактор - моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.

Т.В.Большева в своем пособии «Учимся по сказке», представила цикл занятий по обучению детей пересказу сказок с использованием моделей.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующие выводы. В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:

.Наглядность.

.План высказывания.

Именно на эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования  дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются  центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец,   Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). Через всю проектную деятельность красной нитью проходит решение проблемы  использования мнемотехнических приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.

В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

     Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы.    Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.  Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

14. Механизм реализации  педагогического проекта


задачи

мероприятия

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1. Поисково-теоретический этап

Повышение собственной профессиональной компетентности

1. Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме развития предпосылок инженерного мышления

2.Изучение методических разработок  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

октябрь

2018г

Воспитатели.

1.Конкретизировать содержание понятия «развитие предпосылок инженерного мышления посредством новых технологий»

2.Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения.

3.Выявить эффективность использования данного метода.

4.Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию и запоминанию детей дошкольного возраста

Создание условий для организации работы по развитию предпосылок инженерного мышления  использованием метода мнемотехники

1. Изготовление мнемотаблиц к программным произведениям

В течение года

Воспитатели

Малова Е.В.

Новак Е.В.

Наличие наглядного материала

Педагогическое просвещение родителей

1. Оформление информационных листов: Мнемотехника – искусство запоминания или информация, засоряющая нашу память?

2.Консультации:

-Учим стихотворение? Легко! Обучение без принуждения.

4.Проведение индивидуальных консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе выполнения домашних заданий

5.Тематические выставки

декабрь

Воспитатели

родители

1. Повышение заинтересованности родителей  

2. Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Мнемотехника» и работой педагогов при решении данной задачи

3.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

Курирование проекта

Ноябрь 2018, апрель 2019

Ст.воспитатель

Токарева Г.И.

Корректирование проекта

2. Опытно-экспериментальный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемый       результат

1.Разработка перспективно-тематического планирования по лексическим темам

2.Проведение информационных консультаций для родителей и по данной проблеме

1.Составление перспективного плана работы по лексическим темам с использованием приёмов мнемотехники.

2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

ноябрь


В течение года

По мере реализации плана

Воспитатели



Знакомство родителей с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3.овладение умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

4.формирование  умения рассказывать стихотворение без «картинок», с помощью воспоминания нарисованных образов.

5.обучать составлению различных типов рассказов

6. Разучивание песен с приемами мнемотехники

1.Проведение занятий в соответствии с планом

2.Организация индивидуальных занятий  (освоение ребенком  звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя речи).

В течение года

Воспитатели, муз.работник

Память укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и рассказывают стихотворения , сказки,намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Закрепление пройденного материала

1.Домашнее задание

Еженедельно

Октябрь-май 2019-2021

Воспитатели

Умение свободно оперировать знаковыми символами;

перенос ранее усвоенного принципа замещения на новый материал; повышение уровня развития связной речи.

3. Заключительно-обобщающий этап

задачи

Мероприятия

сроки

ответственный

Ожидаемый     результат

Оценка эффективности работы

Итоговое обследование;

обработка и систематизация материала,  письменное оформление проекта.

Май 2021

Воспитатели

Определение уровня развития связной речи, памяти, внимания, воображения, логического мышления

 15.Риски реализации проекта:

  • Низкая мотивация детей
  • Отказ родителей от сотрудничества
  • Сезонные заболевания.

16.Эффективность реализации проекта.
Цель этапа - изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования.

  • Показатель связности речи - использование языковых средств  связи;
  • показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности;
  • логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.

Таблица №1

Виды работ по развитию речи

Качественные показатели уровней речевого развития (в баллах)

3

2

1

0

Пересказ

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание  текста, соблюдается  связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного  языка

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия, отсутствие художественно-стилистических элементов;  единичные нарушения структуры предложения

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно  нарушена. Отмечаются пропуски  частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляемых языковых средств

Рассказ по серии сюжетных картин

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие "опрос", указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны  пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушение смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования;

Рассказ составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствии.

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие  рассказов, изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках

Рассказ по картине

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задачи, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

Рассказ составлен целиком по наводящим
вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

Имя,фамилия

Октябрь 2018

Март 2019

Иван А.

2

3

Егор А.

2                            

3

Эсмира А.

3

3

Лера Б.

5

7

Диана Б.

4

5

Маша Г.

2

4

Арина Е.

3

7

Марьяна З.

3

3

Дарья З.

5

8

Слава И.

5

9

Дима Г.

5

9

Кира К.

5

9

Катя К.

5

8

Тима К.

4

6

Арина К.

5

6

Кирилл Л.

3

4

Лиза Л.

5

6

Женя М.

5

6

Лина О.

6

9

Славена П.

6

9

Дима П.

6

6

Лера С.

6

6

Леша Т.

5

5

Дарина Т.

5

5

Алиса Ф.

6

8

Миша Ч.

5

5

Соня Чет

6

6

Соня Ч.

6

9

Руслан К.

2

3

Связность речи оценивается в баллах в соответствии с таблицей №1,2

Уровни речевого развития:
I уровень: низкий - от 0 до 3 баллов;
II уровень: средний  – от 4 до  6 баллов;
III уровень: высокий  - от 7 до 9  баллов;

Выводы на апрель 2019:

Педагогическому составу удается выполнять поставленные задачи в соответствии с планом. Заметны успехи в развитии связной речи детей, они охотно включаются в работу по мнемосхемам. Анализ проведенной работы выявил следующие выводы о том, что нам стоит:

  1. Продолжить заучивание стихотворений  мнемосхемам;
  2. Включать в работу рассказы по мнемосхемам
  3. Больше работать по подгруппам  и индивидуально с отстающими ребятами;
  4. Переходить на более схематичные рисунки.
  5. Со следующего учебного года пробовать учить детей самим рисовать простейшие мнемосхемы.

Перспектива

В процессе работы над проектом стало понятно, что работа по связной речи с дошкольниками очень важна . И именно на этом этапе важно заложить основы по формированию грамотной и связной речи. Но чем больше мы углублялись в эту тему, тем больше приходило понимание того, что с помощью мнемотехники мы также развиваем и образную память.  И если в начале нашего проекта мы  больше уделяли внимание и сил именно развитию связной речи,  то в перспективе бы хотелось добиться результатов  и  в  развитии образной памяти, которая очень важна и нужна в инженерном мышлении.

Нашей конечной целью ставим умение детей грамотно и связно говорить, а также умение  пересказывать тексты с опорой на мнемотаблицы, составленные самими дошкольниками.

Приложения

  1. Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у  детей 3-4 лет.
  2. Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у  детей 4-5 лет.
  3. Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у  детей 5-6 лет
  4. Обучение с увлечением (фото и видео хроника)
  5. Конспекты занятий с использованием элементов мнемотехники.
  6. Протокол родительских собраний.

Приложение  1

Перспективное планирование на октябрь 2018-апрель 2019

месяц

Недельное планирование

План работы

октябрь

Грибы, ягоды

Заучивание стихотворения «Рябинка», «Загадка про грибы»

ноябрь

Праздник мам

Заучивание стихотворений про мам

декабрь

Зима белоснежная

Заучивание стихотворения «Снежок»

январь

Рождественские каникулы

Пересказ сказки «Колобок»

Февраль

  • Дикие животные

  • Вода и ее обитатели

  • День защитника Отечества
  • Заучивание стихотворения  «Кто где живет»
  • Заучивание стихотворения «Подводный мир»
  • Стихотворения, посвященные 23 февраля

Март

  • Забота о маме

  • Весна

  • ДПИ
  • Заучивание песни  « Моя мама лучше всех»

  • Стихотворение «Про медведя»
  • Рассказ про весну
  • Рассказ про матрешку

апрель

  • Природные явления
  • Космос
  • Заучивание стихотворения  «Туча»
  • Заучивание стихотворения «Звездочет»
  • Рассказ  про лису

Приложение 4   Обучение с увлечением

Приложение 5 Конспект занятия

 Цель: формирование  умения составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:  

Развивающие:

- развивать связную речь, умение подбирать слова- действия и слова-признаки,

- развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

Образовательные:

- формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;

- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;

- формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;

- расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

Воспитательные: 

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками,

-  воспитывать заботливое отношение и любовь к природе;

-  формировать умение работать в коллективе;

-  создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Активизация словаря: Весна,  весенние месяцы: март, апрель, май;

приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование:  аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч

Демонстрационный материал: мнемосхемы.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

 Ход НОД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном крaю, .
Всех я,  вaс,  приветствую!

Игра «Запоминай-ка» 

 Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

Воспитатель: Какие слова запомнил ты? (имя ребенка) и т.д.

Воспитатель: Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы! А к какому времени года мы можем отнести перечисленные слова?

Дети: Весна.

II. Основная часть

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть. Игра «Волшебная сосулька».

 Воспитатель: Весна (какая?):

Дети по очереди: Теплая, веселая, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя,  радостная, ветреная. (с подсказками воспитателя0

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

 Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.

 Примеры составления предложений по мнемосхеме:

Дети:  Весной… 

Ярко светит солнце. 

Тает снег.

Бегут ручьи, дети пускают кораблики.

На деревьях набухают почки, появляется трава.

Возвращаются перелетные птицы.

Весной появляются первые цветы – подснежники.

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили.

Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) А мы можем, чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?

Высказывания детей: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т.д.

Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей

Приложение 6                       Протокол родительского собрания

                                                                Протокол №2

Родительского собрания гр. «Акварельки»  от  22.11.2019

Тема : «Предварительные результаты адаптации детей в детском саду»

Председатель: Малова Е.В.

Секретарь: Новак Е.В.

Присутствовали:         

Повестка дня:

1. Выступление воспитателя  Новак Е.В. «Результаты адаптации детей в детском саду»

2. Выступление воспитателя  Маловой Е.В. «Планы и методы работы в рамках проекта по развитию предпосылок инженерного мышления».

3. День матери – праздничный концерт с участием воспитанников группы «Акварельки»

Ход собрания:

  1. Воспитатель Новак Е.В. рассказала об особенностях адаптации детей в детском саду, выделила основные сложности у некоторых воспитанников, указала на успехи большинства детей. Дала рекомендации по дальнейшей адаптации детей.

  1. Воспитатель Малова Е.В. осветила план работы по внутригрупповому проекту «Развитие предпосылок инженерного мышления при помощи развивающих технологий», рассказала родителям о таком приеме как мнемотехника, показала на примере, как работает данный метод.

  1. Праздничный концерт в группе, посвященный Дню матери: воспитанники группы «Акварельки» рассказали стихотворения, спели песню для мам, воспитатели провели несколько совместных конкурсов для мам и детей. В конце мероприятия дети вручили мамам подарки, сделанные своими руками.

Конспект занятий №1

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе

ТЕМА«Веселое путешествие»

Программное содержание: Выявить уровень развития детей на конец учебного года. Повторить изученный материал, закрепить знания детей о времени года – весна, ее признаках. Закрепить умение классифицировать предметы. Продолжать учить детей описывать животное по мнемосхеме.  Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас прилагательными, обозначающие признаки диких и домашних животных. Развивать активный словарь детей, память, внимание, воображение, логическое мышление, связную речь.

Оборудование: картинки с изображением времен года, игрушка ёжик, Д/и «Мама и детеныши»,  гномик, атрибуты для драматизации отрывка из р. н. с. «Заюшкина избушка».

Ход занятия:

1. Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Мы пойдем сегодня в лес-

Сколько всяких там чудес! (рр. на поясе, высоко поднимать колени)

По густой траве пойдем,

Через бревна перейдем. (перешагиваем)

Прыгай, прыгай же смелей

Через камешки скорей!

До полянки далеко,

Нам бежать с тобой легко! (легкий бег)

Подожди, остановись

И вокруг оглянись.

А вот и полянка.

Воспитатель: Скажите, какое время года наступило? Встаньте возле картинки, где изображена весна. (на картинках 4 времени года)

Воспитатель: Как узнать, что на улице наступила весна?

…. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, тает снег, бегут ручьи, от долгого зимнего сна просыпаются животные, распускаются листья на деревьях, из теплых стран возвращаются к нам перелетные птицы, оживает и просыпается природа.

Пальчиковая гимнастика:

Пришла весна красная

Пришла весна ясная,

Птицы громко поют,

Людям спать не дают,

В поле летят,

С поля идут,

Медок несут.

Воспитатель: Ребята, я слышу чьи-то шаги. Кто-то бежит на лесную полянку.

Бежит ежик — туп-туп-туп.

Весь колючий, острый зуб

Ежик, ежик, ты куда?

Что с тобою за беда?

Ежик(магн.) за мною зверь гонится рыжий, носик черный, хвост пушистый. Вы ребята угадали, кто это?

Воспитатель: Не бойся, ежик, мы тебе поможем. Лиса не любит, когда про нее рассказывают, а мы сейчас попробуем про нее рассказать.

2. Пересказ текста про лису по мнемосхеме.

   

 

Воспитатель.: - Молодцы, ребята.

3. Игра с Ежиком (на ребенке маска ежика)

Слышишь, ежик, всюду тишь

Чу, скребется где-то мышь.

Пляши, пляши, ежик

Не жалей ножек

Ты лови себе мышей

Догоняй наших детей.

Воспитатель: Ну вот, ежик, лиса убежала своей дорогой, а ты иди своей. Да и нам пора в путь.

Крепко за руки держись

От детей не оторвись! (проходят чуть дальше)

4. Д/и «Мама и детеныши»

Воспитатель: Ой, кто-то плачет, да это зайчиха — мама, весной как только пригреет солнышко, у диких животных детки убегают из нор. Они играют, прыгают. Так вот и у наших животных детки убежили. Даваете им поможем. Я буду описывать маму, а вы угадывать:

1. Хитрая, ловкая, рыжая. (лиса)

Мама — лиса, а дети — кто? Лисята — это много детенышей, а один детеныш?

Возьмите маму - лису и положите к детенышу.

2. Голодная, серая, злая.

3. Колючая, маленькая, серая.

4. Лохматая, косолапая, бурая.

5. Маленькая, быстренькая, рыженькая.

6. Трусливая, прыткая, белая.

7.Бодливая, добрая , молочная

Воспитатель: Посмотрите внимательно, и скажите, кто из животных здесь лишний, почему?

Ну что ж, ребята, помогли мы зверятам.

Дальше нам нужно идти.

Чаща густая теперь на пути,

но нам нужно пробраться, нужно пройти.

5. В гостях у Гнома.

Воспитатель: А чей это красный колпачек я вижу? Ты кто?

Гном(магнит.): - Я Гном — весельчак,

Я задания задаю,

Кто не выполнит — не пропущу.

a) Приготовил вам рисунок, угадайте — ка, что я здесь нарисовал неверно.

(у медведя заячьи уши, лисий хвост, волчьи лапы)

б) А теперь мое второе задание: - попробуйте ошибку исправить, что я вам неверно скажу?

1. Мышка ловит кошку.

2. На красный свет светофора надо переходить дорогу? Почему?

3. Колобка испек дедушка.

4. Собака — это дикое животное.

5. Репку посадила жучка.

Молодцы! (говорит Гном)

Гном(магнит.):Ну что же, справились с заданиями, молодцы!

Ребята, а вы заметили, что

Я Гном — весельчак

Никогда я не скучаю,

Петь люблю и танцевать,

Аеще я предлагаю

Вам немного поиграть.

Динамическая пауза «Руки подняли»

Гном(магнит.): - Устал я, ребятки, пора мне к своим братьям. А вам надо из леса выбираться. До свидания.

6. р. н. с. «Заюшкина избушка»

Воспитатель.: - Идти нам не легко, дорога далеко.

Реб., на лесной поляне избушка стоит, зайка под окошком сидит. Да он грусный какой-то, как вы думаете, почему?

(Драматизация отрывка из р. н. с. «Заюшкина избушка»)

Воспитатель: И стал Зайка в избушке своей жить. Птицы песни ему поют. Как вы думаете, какие птицы распевают песни зайчику? (дети называют птиц, а восп-ль выставляет их)

7. Итог:

Воспитатель: Молодцы, дети. А нам пора.

Вот и день к концу подходит,

Вечереет, ночь приходит,

Нам пора прощаться,

В д/с возвращаться.

А вот и д/с.

Где вы были сегодня?

Что вам запомнилось в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования  является повышение...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО моделирования»

Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами  технологии ТИКО моделирования»Цель: раскрыть понятие «Инженерное мышление»Задачи:1.Познакоми...

Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников

Использование  STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...