«Значение плоскостного конструирования в развитии интеллектуально-творческих способностей»
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Дегонская Ирина Владимировна

В материале рассматривается  влияние плоскостного конструирование на развитие умственных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Значение плоскостного конструирования в развитии интеллектуально-творческих способностей»

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

Счётные палочки — вероятно, одно из первых приспособлений для

вычислений. Счётные палочки представляют собой одно- или многоцветные

удлинённые брусочки, обычно сделанные из дерева или пластика.

Используются сегодня для обучения счету, в том числе в школах. Счётные

палочки также используются в методике Монтессори, методике Зайцева и

других методиках раннего развития, для обучения дошкольников и в

качестве развивающей игрушки. Могут использоваться в некоторых играх

(например, маджонг).

Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой

моторики у детей, что положительно влияет на кору головного мозга и

развитие речи. Тренировка движений пальцев рук является важным

фактором, стимулирующим улучшение артикуляционной моторики, а также

подготовку кисти руки к письму. Уровень развития речи зависит от степени

сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует

возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы.

Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить

мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном

расположении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного

рисунка.

Занятия со счетными палочками полезны и для формирования

математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого

предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана

фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать

палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие

предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из

заданного количества палочек.

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. Показ

образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных

предметов, загадками, потешками.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький).
  • в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содерж...

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....

ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...