ООД "Рождество" по духовно-нравственному воспитанию.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Конкина Екатерина Вячеславовна

Материал к интегрированному занятию "Рождество"

Беседа, презентация, конспект ООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_rozhdestvo.docx23.56 КБ
Файл rozhdestvo_kopirovanie_nxpowerlite.pptx1.86 МБ
Файл blagaya_vest.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

ООД в старшей группе «Рождество»

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения к традициям своего народа

Задачи:

  1. Формировать представление детей о православном празднике «Рождество Христова», его символах и традициях празднования;
  2. Обогащать словарный запас детей: «волхвы», «вертеп», «Вифлеемская звезда»;
  3. Воспитывать духовно-нравственные чувства такие, как сострадание, желание подарить радость, милосердие к традициям православного праздника;
  4. Развивать воображение, творческие способности путем изготовления сувенира – ангела;

Материалы: муз. сопровождение «Звон рождественских колокольчиков», фрагменты картинки «Вифлеемская звезда», заготовки ангелов из бумаги, материалы для украшения, иллюстрации с символами рождества (ель, ангелы, звезда, свечи), вертеп.

Ход занятия:

(Звучит муз сопровождение «звон рождественских колокольчиков»)

В: Ребята, давайте вспомним, какие же праздники мы отмечаем в зимнее время года?

(Новый год, Рождество)

В: Да, правильно. Зимой люди празднуют один из главных православных праздников -  Рождество. И именно от Рождества идет новый отсчет времени, новый год.  Ребята, а кто же родился в этот день?

(Иисус Христос, сын Божий)

В: Да, ребята, именно рождение Иисуса Христа, сына Божьего празднуют люди во всем мире. Ребята, а как вы думаете, почему же люди так ждали появления божественного Младенца?

(Потому что родился не простой человек, а родился сын Божий, Спаситель, чтобы помогать людям)

В: Ребята, а от чего же спасает нас Иисус Христос?

(От жадности, вражды и злобы)

В: А где же находится это зло?

(В сердце человека)

В: Да, родился Спаситель мира. Бог приходит на Землю и становится человеком, чтобы поселить в сердцах людей добро и любовь. Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать, а в конце игры на доске появится один из главных символов Рождества.

Игра «Собери звезду»

На столе у воспитателя фрагменты рождественской звезды. Воспитатель задает детям вопросы, после ответа на мольберт крепится фрагмент звезды. По завершению всех вопросов,  на мольберте появляется цельное изображение звезды.  

Вопросы для игры:

1. В каком городе произошло удивительное рождение? (В городе Вифлеем, в пещере для скота – вертеп)

2. Как звали земных родителей сына Божия? (Мария и Иосиф)

3. Куда Дева Мария положила Младенца после рождения? (В ясельки - кормушку для скота)

4.  Кто первым узнал  о рождении Младенца? Почему? (Пастухи, им сообщили ангелы, потому что, пастухи были простыми, добрыми людьми)

5. Что делали животные у яселек младенца? (Согревали его своим дыханием, потому что в пещере было холодно)

6. Кто же еще пришел поклониться Божественному Младенцу? (Волхвы)

7. Как же они узнали о рождении Младенца? (В небе появилась яркая звезда)

8. Чем же была необычна эта звезда? (Она была больших размеров, яркая, освещала дорогу днем и ночью, двигалась, указывая путь волхвам к божественному младенцу)

9. Что преподнесли в дар Божественному Младенцу волхвы? (Принесли  золото, как царю, ладан как  Богу, смирну как человеку)

10. Как называется ночь перед Рождеством Христовым? (Сочельник)

На мольберте появляется цельная картина Вифлеемской звезды.

В: Ребята, праздник Рождества особенный, настоящее чудо. И мы знаем, что у каждого праздника есть свои символы. Один из них – Вифлеемскую звезду, мы с вами уже вспомнили.  Давайте назовем, какие еще символы есть у Рождества.

(Рождественская елка, ангел, рождественские  свечи)

В: Ребята, давайте вспомним с вами историю рождественской елочки, почему же именно дерево ели стало символом рождественского праздника?

(Потому что елочка была скромной и доброй, в отличие от пальмы и оливы, и за ее скромность ангелы украсили ее звездами с неба, и она стала очень красивая)

В: Да ребята, правильно. А как вы думаете, что символизируют рождественские свечи?

(Свет, радость рождения Иисуса Христа)

В: Да ребята, свечи символизируют нам свет, подчеркивают важность рождения Христоса – Спасителя, являются символом победы света над тьмой, они освещают путь человека. Ребята, а какой же самый главный символ мы еще не назвали?

Кто с небес спустился

И сказал, что Бог родился?

(Рождественский ангел)

В: Да, – главным символом рождества является ангел. А кто такие ангелы?

( Посланник Бога, вестник)

В: Ангел всегда приносит людям хорошие вести. В праздник рождества принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе. Рождество – это праздник подарков. Подарки бывают внешние и внутренние. Ваши родные хотят от вас послушания, внимания, заботы. Всё это внутренние подарки, которыми вы можете радовать своих близких каждый день. А есть подарки, которые делают своими руками.  Ребята, а вы хотите сделать своим родным и близким подарки?

(Да)

 В: Тогда давайте пройдем в нашу мастерскую и каждый из вас сделает своего ангелас, и пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье. Ребята, в процессе изготовления подумайте, куму вы подарите своего ангелочка и что пожелаете.

Продуктивная деятельность

Используемый материал: Прямоугольный лист бумаги белого цвета (размер 15*20), два квадрата голубого цвета, круг из бумаги белого цвета, полоска бумаги белого цвета, клей ПВА, кисть для клея, тарелочка для клея.

Ход работы: -лист белой бумаги складываем в гармошку и проклеиваем каждую складку с одного края (туловище (платье) ангела);

 -два квадрата голубого цвета складываем гармошкой, проклеиваем каждый сгиб с одной стороны (крылья);

- соединяем вместе туловище (платье ангела) и крылья;

- Приклеиваем голову (круг белого цвета)

- петельку (белая полоска бумаги)

Рефлексия:

  • Кому ты подаришь своего Ангела?
  • Что пожелаешь?
  • С кем поделитесь своей радостью о Рождестве?  

        

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детям про Рождество Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве Христовом


Предварительный просмотр:

Благая весть.

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира. 
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами. 
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота. 

Весть Ангела пастухам.

Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом. 


Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении. 


Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.


Дети читают стихотворение:

Рождественское.

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Саша Черный.

Путеводная звезда.

Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения. 


Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу. 
Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.
А волхвам сказал так:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу


и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). 


Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого. 

Ребенок читает стихотворение:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари Востока
Злато смирну и ливан.
Афанасий Фет 1842 г.
Воспитатель: Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя.
Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было.
Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). 


В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

В Сочельник под Рождество.

С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник. 
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками. 


Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.
Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.

Игра «Пирог»

(под русскую народную музыку) 
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».

Игра «Валенки».

Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.

А теперь, ребята отгадайте

Рождественские загадки:

Среди зимы – большое торжество. 
Великий праздник – … (Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам 
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, 
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки, 
красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, 
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают, 
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду, 
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – 
На земле родился … (Иисус Христос).
Воспитатель: А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя.

Добрый свет Рождества.

В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков. В память о дарах волхвов новорожденному Иисусу, люди дарят друг другу подарки на Рождество.

Но самым главным подарком для всех нас является Божий дар – Спаситель Иисус Христос.


Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом, 
- о христианских традициях?
- Кто такой Иисус Христос?
- Участвовали ли вы в исполнении обычаев народных праздников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...