Программа самообразования по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности во второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Времена года. Для детей 3-4 лет»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Болотенкова Ольга Егоровна

Программа

по использованию  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности

во второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Времена года. Для детей 3-4 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-23_e.a.uleva_2_ml.gr_.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 2»

Управления делами Президента Российской Федерации

Программа

по использованию  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности

во второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Времена года. Для детей 3-4 лет»

Составила: Болотенкова Ольга Егоровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Москва 2022

Программа

по использованию  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности во второй младшей группе по методической разработке У.А Ульевой «Творческие задания. Временя года. Для детей 3-4 лет»

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок" В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Изобразительное  творчество  является  одним  из  древнейших  направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая  часть  которого  -  изобразительное  искусство.  Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также  передовой  опыт  работы  с  детьми,  накопленный  на  современном  этапе отечественными  и  зарубежными  педагогами-практиками, я  заинтересовалась

возможностью применения нетрадиционных приемов используемых в изобразительной деятельности в работе с  дошкольниками  для  развития  воображения,  творческого  мышления  и творческой  активности. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса  в  развивающей  деятельности. Учитывая  все  это,   я  решила использовать занятия разработанные У.А Ульевой «Творческие задания. Временя года. Для детей 3-4 лет»

  Эти занятия  направлены   на реализацию индивидуальных особенностей, развития творческих способностей

у всех детей.

Цели и задачи

Цель:

Развитие  у  детей  художественно-творческих  способностей   посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Развивающие:

-  Формировать    творческое    мышление, устойчивый    интерес    к  художественной деятельности;

- Развивать    художественный    вкус,    фантазию,    изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать   желание   экспериментировать, проявляя яркие   познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания  нового.

Образовательные:

-   Закреплять  и  обогащать  знания  детей  о  разных  видах  художественного  

творчества.

-  Знакомить   детей   различными   видами   изобразительной   деятельности,  многообразием   художественных   материалов   и   приёмами   работы   с   ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

-  Воспитывать   трудолюбие  и   желание  добиваться   успеха   собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Режим занятий:

     Программа  предполагает  проведение  одного  занятия в  неделю,  во  вторую половину дня.

Общее количество занятий в год -35.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Количество детей 10 человек (подгруппа)

Время занятий 15 минут.

Срок реализации: 1 год.

Вторая младшая группа. Возраст детей 3-4 года.

Ожидаемый результат:

 

На уровне ребенка:

• желание  и  умение  детей  самостоятельно  творить,  переживая  радость творчества;

• умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные  нетрадиционные способы рисования;

• развитие  у  детей  мелкой  моторики  рук,  творческого  воображения, композиционных  умений  цветовосприятия  и  зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;

• умение  сочетать  нетрадиционные  изобразительные  технологии  для создания  законченного  образа;  умение   давать  мотивированную  оценку результатам  своей  деятельности;  проявление  желания участвовать  в выставках детских работ;

• развитие чувства прекрасного.

На уровне педагога:

•создание  системы  работы  с  детьми  по  изобразительной деятельности  с использованием разнообразного художественного материала;

• повышение  профессионального  мастерства,  самообразование,

саморазвитие;

• поиск,   развитие   педагогического   сотрудничества   с   семьями воспитанников  в  вопросах  художественно-эстетического  воспитания детей.

На уровне родителей:

• повышение   компетентности   в   вопросах    развития   творческого воображения  дошкольников  средствами рисования  в  нетрадиционных техниках.

• развитие  интереса  к  художественной  деятельности,  к совместному  с детьми творчеству.

Способы определения результативности:

Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май).

Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования,  разработки  и  диагностические  методики,  предлагаемые программой «От рождения до школы» Н. Вераксы, Т. Комаровой, В. Гербовой.

 

Форма, содержание занятий

В  процессе  работы  обеспечивается  интеграция  всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.

Чтение  художественной  литературы:  стихи,  пословицы,  поговорки, рассказы о природе, животных и т.д.

Социализация: решение  проблемных  ситуаций,  воспитание  дружеских

взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать  желание  участвовать  в  совместной  трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

 Консультации для педагогов и родителей.

В течение реализации программы:

1. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

2. Мастер-класс для родителей «Пластилиновые чудеса»

Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.

Ресурсное обеспечение программы:

- Уголок изобразительной деятельности в группе.

- Методический инструментарий (конспекты занятий, картотека нетрадиционных способов рисования, сбор иллюстративного материала).

 

  По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

-  Достаточно  хорошо  владеть  такими  техниками  нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, рисование пластилином, аппликация с использованием салфеток,

рисование губкой , использовать в изобразительной деятельности разные крупы.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

При  разработке  программы  учитывались   принципы  построения: актуальность,  реалистичность,  систематичность,  доступность,  построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип  поэтапности  -  «погружения»  в  программу.  Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2.  Принцип  динамичности - каждое  задание  необходимо  творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип  сравнений  -  подразумевает  разнообразие  вариантов  решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением  к  данной  теме  тех  или  иных  ассоциации помогает  развитию

самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка  при  решении  заданной  темы  без  каких-либо  определенных  и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Месяц

Тема

Задачи

Материалы

Вид работы

Ход работы

Сентябрь

1 неделя

«Кленовый лист»

Тема № 2,

Альбом «Осень» стр.5

Учить рисовать красками, не выходя за контуры листа. Продолжать учить ставить кончиком кисти пятнышки на рисунке.

Желтая, красная и зеленая гуашь, кисточка.

Красить кисточкой.

1.Опустить кисточку в желтую краску и покрасить лист, стараясь не выходить за контур листа.

2.Опустить кисточку в зеленую краску и поставить на листе зеленые пятна.

3.Так же сделать красные пятна.

2 неделя

«Чудесный листопад»

Тема №1,

Альбом «Осень»

стр.4

Познакомить с техникой наклеивания бумаги. Учить создавать образ листьев, ритмично и равномерно приклеивания кусочков на поверхность бумаги.

Желтая, оранжевая, красная и бордовая бумага, клей карандаш.

Приклеивание бумаги.

1.Разорвать бумагу на мелкие кусочки.

2. Приклеить их на ветки дерева. Это будут листья.

3 неделя

«Богатый урожай»

Тема №3,

Альбом «Осень» стр.6

Упражнять в технике

скатывания шариков из пластилина .

Развивать чувство

композиции.

Красный и желтый пластилин.

Скатывать и прилеплять шарики из пластилина.

1.Размять пластилин.

2.Скатать из пластилина небольшие шарики.

3. Нажимая , прилепить их на изображенные ящики.

4 неделя

«Встреча со змейкой»

Тема №8, Альбом «Осень» стр.11

Учить размазывать небольшое количество пластилина, прикреплять семена.

Мягкий пластилин, семена.

Размазать пластилин, прикреплять горох.

1.Намазать пластилин на изображение змейки.

2.Прилепить семена на пластилин.

Октябрь

1 неделя

«Осенние цветы»

Тема №6, Альбом «Осень»

 стр.9

Продолжать учить скатывать из пластилина небольшие шарики и размазывать их по бумаге. Закрепить название цветов.

Желтый и красный пластилин.

Прикреплять шарики из пластилина и размазывать его.

1.Скатать из пластилина небольшие шарики.

2.Размазать пластилин одного цвета вокруг серединки цветка. Это будут лепестки.

3. То же на других цветах разным пластилином.

2 неделя

«Разные сливы»

Тема №5, Альбом «Осень»  стр.8

Продолжать учить рисовать ватной палочкой. Закрепить название цветов.

Желтая и фиолетовая гуашь. Ватные палочки.

Рисовать ватными палочкам.

1.Опустить ватную палочку в желтую краску.

2.Касаясь изображения дерева, нарисовать желтые сливы.

3.Нарисовать фиолетовые сливы на другом дереве.

3неделя

«Семена цветов»

Тема № 15, Альбом «Осень»

стр.18

Продолжать учить скатывать из пластилина небольшие шарики и прилеплять их на бумагу. Закреплять умение прикреплять к ним семена ясеня.

Синий и красный пластилин, семена ясеня,

Скатывать и прилеплять шарики из пластилина, прикреплять к ним семена ясеня.

1.Размять пластилин.

2.Скатать из пластилина маленькие шарики.

3. Украсить серединки цветов.

4. Прикрепить к пластилину семена ясеня, как лепестки.

4 неделя

«Шубка барашка»

Тема №13, Альбом «Осень»  стр.16

Учить пользоваться клеем-карандашом, открывать и выдвигать его по мере необходимости. Наносить равномерно на тело барашка клей. Учить приклеивать небольшие кусочки ваты. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Вата, клей карандаш.

Приклеить вату.

1.Намазать клеем спинку барашка.

2.Приклеить вату.

Ноябрь

1 неделя

«Вкусные зернышки»

Тема № 12, Альбом «Осень»

стр.15

Учить насыпать крупу на место нанесения клея. Продолжать учить пользоваться клеем.

 Пшеница или перловая крупа, клей карандаш.

Приклеивать крупу.

1.Нанести клей на изображение горки.

2.Посыпать крупой.

3.Стрехнуть остатки.

2 неделя

«Запасы белочки»

Тема № 7, Альбом «Осень»

стр. 10

Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками. Закрепить умение

Наносить отпечатки

равномерно на всю поверхность листа.

Коричневая гуашь, ватные палочки.

Рисовать ватной палочкой.

1.Окунуть ватную палочку в коричневую краску.

2. Слегка касаясь листа, нарисовать в дупле кружочки краской. Это будут орешки.

3 неделя

«Сено для буренки»

Тема № 11, Альбом «Осень»

стр.14

Продолжать учить рисовать кисточкой.

Желтая гуашь, кисточка.

Рисовать кисточкой.

1.Опустить кисточку в краску.

2. Изобразить на стоге много травинок: провести линии.

4 неделя

«Теплая щубка»

Тема № 14, Альбом «Осень»

стр. 17

Упражнять в умении рисовать гуашью ватой  по всему телу зайчика. Воспитывать

аккуратность.

Белая гуашь, вата.

Красить вытой.

1.Опустить кусочек ваты в белую краску.

2.Покрасить шубку зайчика-сделать ее белой.

Декабрь

1 неделя

«Сад Зимой»

Тема № 13, Альбом «Зима»

стр.31

Упражнять в технике рисования ватой. Учить создавать образ снегопада, передавая

его равномерным нанесением точек по всему листу бумаги.

Белая гуашь, вата.

Печатать ватой.

1.Взять небольшой кусочек ваты.

2.Опустить часть ваты в краску.

3. Изобразить снег на кустах и на земле, вокруг кустов.

2 неделя

«Зимой в лесу»

Тема № 1, Альбом «Зима»

стр.19

Продолжать учить наклеивать небольшие кусочки ваты. Учить располагать их по поверхности веток.

Вата, клей карандаш.

Приклеить вату.

1.Намазать клеем ветки деревьев.

2.Приклеить вату.

3 неделя

«Зайчик на снегу»

Тема № 2, Альбом «Зима»

стр.20

Продолжать учить рисовать ватной палочкой. Продолжать учить наклеивать небольшие кусочки ваты.

Ватная палочка, белая гуашь, вата.

Рисовать ватной палочкой, приклеивать ватой.

1.Опустить ватную палочку в краску.

2.Проводить палочкой по снегу, чтобы он стал белым.

3.Изобразить сугробы, прилепляя кусочки ваты.

4 неделя

«Нора лисички»

Тема № 4, Альбом «Зима»

стр.22

Закреплять умение размазывать пластилин.

Коричневый пластилин.

Размазывать пластилин.

1.Размять пластилин.

2.Отщипывать кусочки пластилина и размазывать их внутри норы. Это будет сухие листья и мох.

Январь

2 неделя

«Белый медведь»

Тема № 5, Альбом «Зима»

стр.23

Закреплять умение пользоваться клеем. Аккуратно наклеивать вату на туловище.

Вата, клей карандаш.

Приклеивать вату.

1.Намазать клеем туловище медведя.

2.Приклеить вату.

3 неделя

«Полярный волк»

Тема № 7, Альбом «Зима»

стр.25

Учить работать с губкой (набирать краску, наносить краску на бумагу).

Белая гуашь, губка.

Печатать губкой

1.Опустить губку в краску.

2.Слегка касаясь листа бумаги, сделать Волка белым.

4 неделя

«Зерна для петушка»

Тема № 11, Альбом «Зима»

стр.29

Продолжать учить рисовать ватными палочками. Закреплять умение размазывать пластилин для основы. Повторить цвета.

Желтая гуашь, ватные палочки, пластилин красный, желтый, зеленый.

Размазывать пластилин на перышки хвоста. Рисовать ватной палочкой зерна для петушка.

1. По очереди размазать пластилин трех цветов на перышки хвоста.

2.Ватную палочку обмакнуть в желтую гуашь.

3. Аккуратно слегка касаясь бумаги, нарисовать зернышки для петушка.

Февраль

1 неделя

«Полярная сова»

Тема № 6, Альбом «Зима»

стр.24

Закреплять умение работать с природным материалом (семечки).  Развивать воображение.

Белый пластилин, семечки, клей-карандаш, вата.

Прикреплять шарики из пластилина, приклеивать семечки.

Наклеить кусочки ваты на тело и крылья совы.

1.Скатать из пластилина небольшие шарики.

2.Нажимая, прикрепить их на нос и когти совы.

3.Прикрепить семечки на шарики из пластилина, это буде клюв и когти совы.

4.Намазать клеем тело и крылья совы.

5.Аккуратно приклеить кусочки ваты.

2 неделя

«Домик поросенка»

Тема № 8, Альбом «Зима»

стр.26

Закреплять умение работать с пластилином, равномерно распределять «камушки» по домику.

Коричневый или черный пластилин.

Прикреплять шарики из пластилина.

1.Скатать из пластилина небольшие шарики.

2.Нажимая, прикрепить их на домик.

3 неделя

«Морковка для кролика»

Тема № 9, Альбом «Зима»

стр.27

Продолжать учить, аккуратно наносить клей на заготовки, наклеивать морковки в корзину. Развивать чувство композиции.

Вырезанные морковки из бумаги , клей карандаш.

Наклеить морковки.

1.Намазать бумажные заготовки.

2.Наклеить в корзинку.

4 неделя

«Сказочный дворец»

Тема № 15, Альбом «Зима»

стр.33

Закреплять умение наносить краску на бумагу губкой.

Белая гуашь, губка.

Красить губкой.

1.Опустить часть губки в краску.

2.Слегка касаясь картинки, покрасить дворец.

Март

1неделя

«Ласковое солнышко»

Тема № 1, Альбом «Весна»

стр. 34

Закреплять умение работать с клеем.

Заготовки желтые полоски, клей карандаш.

Приклеить желтые полоски.

1.Нанести клей на небо вокруг солнышка.

2.Приклеить полоски. Это будут лучи солнышка.

2 неделя

«Половодье»

Тема № 3, Альбом «Весна»

стр.36

Закреплять умение набирать необходимое количество краски на губку. Развивать чувство композиции.

Синяя гуашь, губка.

Печать губкой.

1.Опустить губку в краску.

2.Касаясь листа бумаги, изобразить весенние лужи.

3 неделя

«Шубка зайчика»

Тема № 4, Альбом «Весна»

стр.37

Закреплять умение пользоваться клеем. Приклеивать вату. Развивать мелкую моторику и аккуратность.

Вата, серая гуашь, клей карандаш.

Приклеивать вату на туловище зайчика. Покрасить шубку в серый цвет.

1.Намазать на туловище зайчика клей.

2.Прикрепить вату.

3.Обмакнуть кусочек ваты в серую гуашь.

4. Слегка касаясь шубки зайчика покрасить ее в серый цвет.

4 неделя

«Первый дождь»

Тема № 2, Альбом «Весна»

стр. 35

Закреплять умение наносить отпечатки палочки по всему листу.

Синяя гуашь, ватные палочки.

Рисовать ватной палочкой.

1.Опустить ватную палочку в краску.

2.Слегка касаясь листа бумаги, изобразить дождик.

Апрель

1неделя

«Семена для посадки»

Тема № 6, Альбом «Весна»

стр.39

Закрепление навыка размазывания пластилина.

Закреплять умение работать с природным материалом (крупой). Воспитывать аккуратность при работе.

Пластилин черного и коричневого цвета.

Горох, фасоль, семена подсолнечника.

Размазать пластилин.

Прикрепить семена.

1.Размять кусочек пластилина в руках.

2.Отщипывая небольшие кусочки пластилина, размажь их по изображению мисок. Это будет земля.

3.Прилепи в первую миску горох, во вторую миску – фасоль, в третью миску – семечки. Это будут посаженные в землю семена.

2 неделя

«Рассада для огорода»

Тема № 7, Альбом «Весна»

стр.40

Повторить цвета, умение скатывать круглые формы из пластилина, расплющивать и размазывать.

Пластилин желтого и зеленого цвета.

Скатывать, расплющивать, прилеплять шарик из пластилина, размазывать пластилин.

1.Скатать из желтого пластилина шарик и расплющить его. Это будет солнышко.

2. Прилепить солнышко на изображение неба в окне.

3. Отщипнуть кусочки зеленого пластилина и размазать их по контурам ростков.

        3 неделя

«Огород»

Тема № 8, Альбом «Весна»

стр.41

Закреплять умение рисовать ватной палочкой. Воспитывать аккуратность при работе с красками разных цветов.

Желтая, коричневая и черная гуашь, ватные палочки.

Рисование ватной палочкой.

1.Обмакнуть ватную палочку в черную краску.

2.Слегка касаясь листа, нарисовать семечки на дальней грядке.

3.Так же нарисовать желтый горох -  на средней грядке, коричневую фасоль -  на ближней.

      4 неделя

«Первые всходы»

Тема № 9, Альбом «Весна»

стр.42

Закреплять умение скатывать колбаски из пластилина. Воспитывать умение содержать рабочее место в порядке.

Зеленый пластилин.

Скатывать колбаски из пластилина и прикреплять на грядках.

1.Размять пластилин.

2.Скатать много коротких тоненьких колбасок.

3.Нажимая, прилепить колбаски на грядки. Это будут ростки.

Май

1 неделя

«Маленькие утята»

Тема № 12, Альбом «Весна»

стр.45

Закреплять умение пользоваться клеем и равномерно прикреплять кусочки ваты.

Вата, клей-карандаш, желтая гуашь, губка.

Приклеивать вату, красить губкой.

1.Намазать клеем изображение каждого утенка.

2.Приклеить кусочки ваты. Это будет пушок.

3. Обмакнуть часть губки в желтую краску.

4. Раскрасить пушок на утятах – сделать их желтыми.

2 неделя

«Купание поросят»

Тема № 11, Альбом «Весна»

стр.44

Закреплять умение размазывать пластилин по контуру.

Коричневый пластилин.

Размазывать пластилин по контуру.

1.Размять пластилин.

2.Отщипнуть кусочки пластилина и размазать их по пятнам на поросятах.

3 неделя

«Гусь на пруду»

Тема № 13, Альбом «Весна»

стр.46

Продолжать учить создавать

художественный образ водной глади, рисуя ватными палочками. Развивать мелкую моторику, работая с салфетками. Закреплять умение наносить клей по контуру.

Белая салфетка, клей-карандаш, синяя гуашь, кисточка.

Приклеивать кусочки салфетки, рисовать ватной палочкой.

1.Разорвать салфетку на маленькие кусочки.

2.Намазать клеем на изображение гуся.

3. Приклеить кусочки салфетки.

4.Обмакнуть ватную палочку в синюю краску.

5.Нарисовать на пруду волны.

4 неделя

«Корова на лугу»

Тема № 14, Альбом «Весна»

стр.47

Продолжать учить создавать

художественный образ цветущей лужайки. Закреплять знание основных цветов, умение рисовать ватной палочкой, умение пользовать клеем и приклеивать заготовки цветов, создавая узор на траве.

Черная гуашь, ватная палочка, заготовки цветов из цветной бумаги разных цветов.

Рисовать ватной палочкой.

Приклеивать заготовки цветов красного, желтого, синего цвета.

1.Намазывть клеем и приклеивать заготовки цветов на лужайке.

2.Обмакнуть ватную палочку в черную гуашь.

3.Наривать пятна на изображении коровы.


Литература

  1. Ульева Е.А, Творческие задания. Времена года. Осень: тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет, М.,ВАКОША, 2022
  2. Ульева Е.А, Творческие задания. Времена года. Лето: тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет, М.,ВАКОША, 2022
  3. Ульева Е.А, Творческие задания. Времена года. Зима: тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет, М.,ВАКОША, 2022
  4. Ульева Е.А, Творческие задания. Времена года. Весна: тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет, М.,ВАКОША, 2022
  5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
  6. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  7.  Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
  8.  Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
  9.  Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006. 
  10.  Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Золотая осень». Рисование с элементами нетрадиционной техники

Цель: - Учить детей использовать в работе картофельные штампы,знакомить с техникой рисования пальчиками,развить творческое воображениеВоспитывать эстетическое отношение к природевоспитывать эстетическ...

Конспект изобразительной деятельности во второй младшей группе "Мухомор-лекарство для животных" (выполнено в нетрадиционной технике: рисование пальчиками)

В ходе занятия дети узнают о мухоморе не только, как о ядовитом растении, но и лекарственном, которое приносит пользу животным. Узнают, что не только кистями и карандашами можно рисовать, но и пальчик...

Конспект изобразительной деятельности во второй младшей группе " Бусы для мамы" (выполнено в нетрадиционной технике рисования: ватными палочками)

В гости к ребятам приходит грустный гость-котик. У него случилась беда-рассыпались бусы, которые он приготовил маме. Дети помогают герою, рисуют бусы тычком ватной палочки....

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Моё сердечко - маме».

Данная разработка будет полезна педагогам для проведения интегрированного занятия во второй младшей группе, посвящённого мамам. Оно основано на воспитании любви и уважения к близкому человеку через тв...

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у мастеров Дымково»

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у мастеров Дымково»...