Рабочая программа кружковой работы "Квиллинг для детей"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvilling.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружковой работы
«Квиллинг для детей»
(старший дошкольный возраст)
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
С глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремился сделать их не только удобными для использования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля.
Участие детей в процессе изготовления красивых, полезных и нужных вещей, очень важны для развития их художественных и творческих способностей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.
Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач. Настоящая программа предназначена для развития творческих способностей детей. Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
«Бумажная филигрань» - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
«Квиллинг для детей» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Структура программы.
Настоящая программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа) в режиме кружковой деятельности.
В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности.
В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка. Программа сопровождается перечнем методической литературы.
Цель программы.
Создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг.
Для достижения цели программы имеет значение:
- синтез искусств;
- потенциал нетрадиционной изобразительной техники;
- креативность воспитательно-образовательного процесса;
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
Задачи программы.
Образовательные:
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методические приемы:
1. Информационно-рецептивный (направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминание дошкольниками готовой информации).
2. Репродуктивный (направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже знаком).
3. Эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам творческой деятельности).
4. Исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).
Формы организации работы с детьми:
- комбинированная
- групповая
- индивидуальная
Особенности проведения занятий:
1. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет.
2. Тематика занятий рассчитана на 1 занятие в неделю.
3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).
4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).
5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).
6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Инструменты:
- цветную бумагу;
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной;
- клей;
- инструмент для скручивания;
- бумажные полоски шириной 5-7 мм;
- ножницы;
- карандаши простые;
- линейка;
- кисточки для клея;
- салфетки;
- клеенка.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- доска;
- плакаты;
- образцы объектов труда;
- инструкционные карточки.
Тематика занятий строится с учетом возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа «Квиллинг для детей» рассчитана на 1 год. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин.
Условия реализации программы:
- наличие материально - технического обеспечения;
- систематичность посещения кружка;
- регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения, по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинг»;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Перспективный план по освоению техники «Квиллинг для детей».
I этап.
Цель: ознакомление детей с техникой «квиллинг», учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.
Сентябрь
Беседа о технике «Квиллинг»
Цель: познакомить детей с инструментом и бумагой для квиллинга. Показать работы выполненные в технике квиллинг. Рассмотреть формы выполненные в технике квиллинг.
Тема: «Волшебная спираль»
Цель: учить детей пользоваться инструментом для квиллинга, выполнять элемент «свободная спираль» и заклеивать край полоски.
Оборудование:
Октябрь
Тема: «Гусеница на листочке»
Цель: учить детей накручивать полоску цветной бумаги на зубочистку и заклеивать край полоски. Учить наклеивать на основу.
Оборудование: трафарет осеннего листа, 10 полосок зеленого цвета для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Тема: «Виноград»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет листа винограда, бумага зелёного цвета, круг белого цвета диаметром 15 см, 15 – 20 полосок фиолетового цвета для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Тема: «Гриб Мухомор»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет гриба (на каждого ребёнка), листок белой бумаги 15х20, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, 10 коричневых и 10 белых полосок для квиллинга.
Тема: «Ветка рябины»
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: лист белой бумаги (половинка А4) с изображением ветки, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, 10-15 полосок красной бумаги для квиллинга (рябинки).
II этап.
Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.
Ноябрь
Тема: «Дождь» (коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженные круги. Учить выполнять из разреженных кругов форму «капелька». Продолжать учить работать в коллективе.
Оборудование: 5 полосок голубой и синей бумаги для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Тема: «Осеннее дерево» (коллективная работа)
Цель: учить детей накручивать полоску цветной бумаги на зубочистку и заклеивать край полоски. Учить наклеивать разреженные круги на веточки аппликативного дерева. Учить работать в коллективе.
Оборудование: жёлтая и оранжевая бумага 15х10, 4 полоски, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Декабрь
Тема: «Снежинка»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Закреплять выполнение форм «капелька» и «разреженный круг».
Оборудование: трафарет круга, 9 полосок голубого цвета и 5 полосок белого цвета для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Тема: «Ёлочка»
Цель: продолжать учить детей скручивать «капельку».
Оборудование: лист голубого картона 15 на 20 см,14 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
Тема: «Украсим ёлочку»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет ёлочки, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, разноцветная бумага для квиллинга.
III этап.
Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник”.
Январь
Тема: «Снегирь»
Цель: Учить детей выполнять форму треугольник (для клюва). Продолжать учить детей скручивать «капельку».
Оборудование: лист бумаги с нарисованным снегирём без клюва и хвоста, 6 чёрных полосок бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
Тема: «Снежинки» (коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей выполнять формы «капелька», «треугольник».
Оборудование: ватман с нарисованными снеговыми тучами, по 15-20 полосок голубой бумаги для квиллинга, клей, кисточка.
Февраль
Тема: «Цветы для украшения торта»
Цель: продолжать учить детей выполнять «капелька», «глаз» и «разреженный круг», наклеивать цветы на готовую форму.
Оборудование: кусочки торта из картона, 7 полосок розовой, 1 полоска жёлтой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка
Тема: «Долька апельсина»
Цель: продолжать учить детей выполнять форму «треугольник».
Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (полукруг).
Оборудование: оранжевые, белые полоски бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистки.
Тема: «Аквариум с рыбками» (коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей выполнять «капелька», «глаз», «треугольник». наклеивать цветы на готовую форму.
Оборудование: цветные полоски бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистки.
Март
Тема: «Солнышко»
Цель: Продолжать учить детей выполнять форму «треугольник» и «разреженный» круг из трёх полосок.
Оборудование: лист голубого картона 15х20 см, 12 полосок желтого цвета бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
Тема: «Мимоза»
Цель: продолжать учить выполнять форму «разреженный круг», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
Оборудование: лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листочка, жёлтые полоски бумаги для квиллинга, 2 зелёные полоски для листиков, ножницы, клей, кисточка, зубочистка.
Апрель
Тема: «Капель»
Цель: продолжать учить детей выполнять форму квиллинга – «капелька», «разреженный круг».
Оборудование: лист белого картона (формат А4) с нарисованными сосульками, 15 голубых полосок для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
Тема: «Ландыши для мамы»
Цель: продолжать учить детей делать форму квиллинга – «глаз», «разреженный круг»,
Оборудование: ромб голубого картона с силуэтом стебля цветка, 5 белых полосок для квиллинга (цветочки), 3-4 зелёных (листики), клей, кисточка, зубочистка.
Тема: «Первые листочки» (коллективная работа)
Цель: закреплять умения детей скручивать «капельку», «треугольник».
Наклеивать на веточки аппликативного дерева. Учить работать в коллективе.
Оборудование: бумага 15х10, зеленая и светло-зеленая 4 полоски, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Май
Тема: «Весенние цветы»
Цель: продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «треугольник», «капелька», «разреженный круг».
Учить детей составлять композицию по образцу.
Оборудование: лист белого картона 15х20 см. с аппликативной вазой и стеблями цветов, голубые, жёлтые, синие, белые, зелёные полоски цветной бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
Тема: «Цветочные фантазии»
Цель: Закреплять умения детей, составлять из знакомых элементов квиллинга композицию.
Оборудование: овал, цветные полоски для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
Учебные и методические пособия.
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.- М: Издательство «Скрипторий 2003»,2007 г.
2. Хана Линд. Бумажная мозаика.- М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книг «Карапуз», 2009 г.
5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998 г.
6. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
7.Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент». – «Университет», Москва 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей
Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...
Рабочая программа кружковой работы для детей подготовительной к школе группы «Волшебные пальчики. Пластилинография»
Кружок по лепке...
Рабочая программа кружковой работы для детей с нарушением речи "Звуковичок"
Программа разработанна для детей 5-7 лет с нарушением речи и расчитанна на 1 год....
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»
МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек "Город Смоленск 2022 Программа рассмотрена и одобренана заседании педагогического советаПротокол № ____от «____»___...