РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе работы с нетрадиционным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_starshaya_gruppa_po_izo.docx | 97.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Чайка», с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»
Содержание :
- Пояснительная записка.
- Актуальность. Цели и задачи кружковой работы.
- Тематическое планирование.
- Ожидаемые результаты.
- Диагностический материал.
- Список литературы.
А захочу - и синей будет кошка,
И треугольные на небе облака,
А вместо глаз рисую два окошка,
И в доме пол вместо потолка!
Пусть снег теперь в июне кружит,
И станет жарко в декабре,
Пусть люди всей планеты дружат,
И мир настанет на земле!
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Таким образом, постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.
С этой целью был создан кружок
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе работы с нетрадиционным материалом.
Цель:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня два раза в неделю.
В своей работе руководствуемся следующими принципами:
- Принцип научности
- Принцип индивидуализации и дифференцированного подхода:
- Принцип оптимального сочетания наглядных, словесных и практических приемов обучения.
- Принцип постепенного повышения требований.
- Собственные принципы:
- Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»);
- Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь);
- Взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка;
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Физическая культура и Здоровье: использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Приемы и методы используемые на занятиях кружка:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игровые методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Формы отчётности реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Предполагаемый результат:
- Дети освоят правила безопасности во время работы.
- Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
- У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Работа с родителями.
Связь между семьей и педагогом строится на доверии. А взаимное доверие - в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, организуются выставки поделок, творческих работ.
Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.
Приложение 1
Перспективный план работы кружка.
Месяц | Тема занятия | Цель | Материалы и оборудование |
октябрь | 1.Волшебная палочка. | Познакомить детей с помещением кружка; рассмотреть разные виды материалов для занятий; воспитывать интерес к работе с разного вида материалами. | Альбом с образцами материалов; старый фломастер, нитки, клей ПВА, картон, блеск для рисования. |
2.Зайка беленький. | Учить детей аккуратно намазывать рисунок по контуру клеем, заполнять рисунок материалом. | Заготовка рисунка зайчика, клей, кисть, вата, гуашь. | |
3.Осенний лес. | Познакомить детей с техникой создания отпечатков сухими листьями, учить наносить краску на листочки и дорисовывать изображения. | Лист бумаги для фона, сухие листья, гуашь, кисти. | |
4.Осьминог из ладошки. | Учить детей использовать в своей работе технику печати ладошкой; учить подбирать необходимую цветовую гамму. | Гуашь, кисти, листы бумаги. | |
| |||
ноябрь | 1.Волшебные пузыри. | Показать детям возможность рисования сразу на всей поверхности листа одним движением, учить быть аккуратными в данном виде работы. | Акварельные краски, жидкость для мытья посуды, лоток для воды, соломинка, лист бумаги. |
2.Белые лебеди. | Обучать детей рисовать всей ладошкой, дорисовывать полученное в соответствии с задуманным. | Гуашь белого цвета, акварельные краски, кисти. | |
3.Подводный мир. | Обучать детей технике пластилинографии, учить использовать в свой работе трафарет, воспитывать в детях аккуратность в работе с сыпучими материалами. | Пластилин, трафареты рыбок, лист картона голубого цвета для фона, простой карандаш, клей, крупа кукурузная или пшено. | |
4.Грибы-грибочки. | Тренировать детей в умении раскрашивать объемные формы, учить соединять детали с помощью пластилина для создания знакомого образа. | Колпачки от фломастеров, картонные ячейки от яиц (разрезанные по одной), пластилин для крепления, краски акварельные/гуашь, кисти. | |
декабрь | 1.Морозные узоры. | Обучать детей рисованию морозных узоров, учить наносить клей на необходимые участки и заполнять их крупой, украшать свою работой блеском. | Листы фиолетового картона в виде окна, образцы узоров, простой карандаш, крупа манная, блеск для рисования, клей. |
2.Елочка-зеленая иголочка. | Обучать детей приему вырезания из сложенного вдвое листа, познакомить с понятием симметрии, украшать работу по желанию. | Лист цветного картона для фона, цветная бумага, пайетки, бисер, пластилин, вата, клей, ножницы. | |
3.Варежки для снегурочки. | Тренировать детей в умении заполнять готовую форму пластилином, украшать готовую. | Трафарет варежки, пластилин, стека, простой карандаш, бисер, мишура, пайетки. | |
4.Пингвин. | Учить создавать образ знакомого животного, формировать умение детей работать с салфетками, закреплять умение надрезать детали ножницами, радоваться полученному результату. | Шаблон пингвина, белые салфетки, детали глаз и носа, клей, ножницы. | |
Январь | 1.Домик для снегурочки. | Формировать умение детей вырезать фигуры из бумаги, наклеивать их на фоновый лист, украшать узорами, для создания сказочного образа. | Заготовки для вырезания, вата, блеск, ножницы, клей, фоновый лист. |
2.Коробочка для карандашей. | Познакомить детей с техникой декупаж, учить быть осторожными в работе, аккуратно работать с салфеткой. | Коробочка от молока разрезанная пополам, клей, кисть, салфетки для декупажа, ножницы, блеск, акриловый лак. | |
3.Блюдечко с голубой каемочкой(1 этап). | Продолжать работу в технике декупаж; учить работать в несколько этапов; показать детям прием украшения яичной скорлупой. | Пластиковая тарелочка, акриловая краска, яичная скорлупа, клей. | |
4.Блюдечко с голубой каемочкой (2 этап). | Обучать детей отделять от салфетки слой с рисунком и аккуратно приклеивать его на поверхность тарелки. | Подготовленная тарелочка, салфетки для декупажа, клей, кисти, акриловый лак. | |
Февраль | 1.Морозные узоры(2). | Познакомить детей с техникой использования соли в изо; развивать творческие способности, фантазию детей. | Альбомный лист, акварельные краски, кисти, соль(крупная). |
2.Веселая лошадка. | Учить детей рисовать животных по этапам, совмещать в работе навыки рисования и аппликации; прививать детям любовь к красоте, развивать эстетический вкус. | Белый картон, простой карандаш, цветные карандаши, нити, цветная бумага, ножницы, клей. | |
3.Зимний пейзаж. | Формировать у детей умение рисовать пейзаж, использовать в своей работе предложенные материалы, учить рисовать деревья. | Лист бумаги, гуашь, поролон, кисти, ватные палочки, крупа, вата, клей, блеск. | |
4.Елка под снегом. | Познакомить детей с техникой симметричного рисунка, учить аккуратно складывать лист пополам и рисовать только на одной половине листа; тренировать в рисование пальцами методом тычка. | Лист бумаги, гуашь. | |
март | 1.Букет роз. | Познакомить с техникой рисования нитками: учить аккуратно выкладывать узор из окрашенных нитей, закрывать их вторым листом и осторожно вытягивать, дополнять свой рисунок необходимыми элементами. | Два листа бумаги, нити, гуашь, кисти. |
2.Браслет(1 этап). | Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста; рассказать о свойствах теста; формировать умения делать отверстие в бусинах, развивать фантазию в придумывании форм бусин. | Соленое тесто (разного цвета), зубочистка. | |
3.Браслет(2 этап). | Учить детей собирать готовые бусины в браслет, продевая нить в дырочки бусин. | Нить-спандекс, приготовленные бусины. | |
4.Букет маков. | Тренировать детей совмещать в своей работе аппликацию и рисование: закрепить умение рисовать поролоном фон и использовать полученный фон для аппликации. | Поролон, краски, лепестки маков их красных салфеток, пшено для середины цветка, кисти. | |
апрель | 1.Цветочное дерево. | Учить детей создавать коллективные композиции; продолжать обучать раскрашиванию объемных форм, продевать нить в отверстие, делать серединку из салфетки; развивать эстетический вкус. | Ячейки от яиц, разрезанные по одной, с оформленным резным краем, цветные салфетки, краски, кисти, блеск, клей, заранее подготовленная ветка, нитки для крепления цветов к ветке. |
2.Божья коровка. | Познакомить детей с новым видом материала, использование его в своей работе; учить аккуратно раскрашивать ватную основу, формировать умение создавать законченную композицию. | Ватные диски, заготовка листочка, нитки зеленые, краски, кисти, клей. | |
3.Веселая стройка(1 этап). | Учить детей особенностям раскрашивания пенопласта. | Пенопласт в виде небольших кирпичиков и деталей для крыши, гуашь, кисти. | |
4.Веселая стройка(2 этап). | Учить детей конструированию из подготовленного материала: выложить по контуру детали и приклеивать, соблюдая последовательность; украшать дом необходимыми элементами. | Шаблон дома из картона, подготовленные «кирпичики», клей, краски, кисти. | |
май | 1.Цветочная поляна. | Познакомить детей с техникой изготовления аппликации из ткани. | Детали цветов из ткани разного цвета, картон для фона, клей, кисти. |
2.Чудо-мнучка. | Учить детей работать с необычными материалами для создания игрушки. | Воздушный шарик, крахмал, ложечка, нитки, маркеры. | |
3.Веселые магниты. | Обучать детей изготавливать декоративные магниты, украшать их по своему вкусу, развивать эстетический вкус. | Элемент фотографии(4*4) или картинки, магнит, клей, блеск, пайетки. | |
4.Пушистики. | Учить детей работать с хрупкими материалами, быть осторожными и внимательными, развивать фантазию. | Воздушный шарик, вата, краски, клей, кисти. |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
9. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
10. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика»;
20. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
Технологии:
Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в ДОУ. Автор Филатова Светлана Владимировна/http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou. (обмен опытом)
Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г.
Г.Н.Давыдова «Поделки из бросового материала»;
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»;
Г.Н.Давыдова «Поделки из спичечных коробков»;
Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике (1,2,3 части)»;
М.И.Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»;
Г.Н.Давыдова «Пластилинография»;
Л.М.Евстратова «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин»;
Л.В.Куликова «Смешные игрушки из пластмассы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа". Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...
«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразител...
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"
Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...
Программа по кружковой работе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Чудесные пейзажи" правополушарное рисование
Кружковая программа по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)«Чудесные пейзажи»(правополушарное рисование)Цель и задачиЦель: развитие творческих способностей, посредс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»
МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек "Город Смоленск 2022 Программа рассмотрена и одобренана заседании педагогического советаПротокол № ____от «____»___...