РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Загира Зейдуллаевна Туркменбаева

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе работы с нетрадиционным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya_gruppa_po_izo.docx97.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Чайка», с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»

Содержание :

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность. Цели  и задачи кружковой работы.
  3. Тематическое планирование.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Диагностический материал.
  6. Список литературы.

                                                                              А захочу - и синей будет кошка, 
                                                                             И треугольные на небе облака, 
                                                                         А вместо глаз рисую два окошка, 
                                                                           И в доме пол вместо потолка!

                                                                       Пусть снег теперь в июне кружит, 
                                                                                   И станет жарко в декабре, 
                                                                    Пусть люди всей планеты дружат, 
                                                                                     И мир настанет на земле!

         

Пояснительная записка

         Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

        Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что  художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

        Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

       Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.

       Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

      Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

        Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

      Таким образом, постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для  кружковой  работы, его высокое качество, разнообразие способов   рисования, поможет  ребёнку  увидеть  и  передать  на  бумаге  то,  что  обычными  способами  сделать  намного  сложней.

      С этой целью был создан кружок

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе работы с нетрадиционным материалом.

Цель:

     Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес  к   собственным  открытиям  через  поисковую  деятельность.

Настоящая программа способствует решению следующих задач: 

Развивающие:

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные:

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

 - Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

 Воспитательные:

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

 самореализацию.

   Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня два раза в неделю.

    В своей работе руководствуемся следующими принципами:

  • Принцип научности
  • Принцип индивидуализации и дифференцированного подхода:
  • Принцип оптимального сочетания наглядных, словесных и практических приемов обучения.
  • Принцип постепенного повышения требований.
  • Собственные принципы:

-        Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»);

-        Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь);

-        Взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка;

      В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Физическая культура и Здоровье: использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Приемы и методы используемые на занятиях кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игровые методы,
  • Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Формы отчётности реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

Предполагаемый результат:

  • Дети освоят правила безопасности во время работы.
  • Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  • Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
  • У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

Работа с родителями.

     Связь между семьей и педагогом строится на доверии. А взаимное доверие  -  в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

    С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, организуются выставки поделок, творческих работ.

    Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.

Приложение 1

Перспективный план работы кружка.

Месяц

Тема занятия

Цель

Материалы и оборудование

октябрь

1.Волшебная палочка.

Познакомить детей с помещением кружка; рассмотреть разные виды материалов для занятий; воспитывать интерес к работе с разного вида материалами.

Альбом с образцами материалов; старый фломастер, нитки, клей ПВА, картон, блеск для рисования.

2.Зайка беленький.

Учить детей аккуратно намазывать рисунок по контуру клеем, заполнять рисунок материалом.

Заготовка рисунка зайчика, клей, кисть, вата, гуашь.

3.Осенний лес.

Познакомить детей с техникой создания отпечатков сухими листьями, учить наносить краску на листочки и дорисовывать  изображения.

Лист бумаги для фона, сухие листья, гуашь, кисти.

4.Осьминог из ладошки.

Учить детей использовать в своей

работе технику печати ладошкой; учить подбирать необходимую

цветовую гамму.

Гуашь, кисти, листы бумаги.

 

ноябрь

1.Волшебные пузыри.

 Показать детям возможность рисования сразу на всей поверхности листа одним движением, учить быть аккуратными в данном виде работы.

Акварельные краски, жидкость для мытья посуды, лоток для воды, соломинка, лист бумаги.

2.Белые лебеди.

Обучать детей рисовать всей ладошкой, дорисовывать полученное в соответствии с задуманным.

Гуашь белого цвета, акварельные краски, кисти.

3.Подводный мир.

Обучать детей технике пластилинографии, учить использовать в свой работе трафарет, воспитывать в детях аккуратность в работе с сыпучими материалами.

Пластилин, трафареты рыбок, лист картона голубого цвета для фона, простой карандаш, клей, крупа кукурузная или пшено.

4.Грибы-грибочки.

Тренировать детей в умении  раскрашивать объемные формы, учить соединять детали с помощью пластилина для создания знакомого образа.

Колпачки от фломастеров, картонные ячейки от яиц (разрезанные по одной), пластилин для крепления, краски акварельные/гуашь, кисти.

декабрь

1.Морозные узоры.

Обучать детей рисованию морозных узоров, учить наносить клей на необходимые участки и заполнять их крупой, украшать свою работой блеском.

Листы фиолетового картона в виде окна, образцы узоров, простой карандаш, крупа манная, блеск для рисования, клей.

2.Елочка-зеленая иголочка.

Обучать детей приему вырезания из сложенного вдвое листа, познакомить с понятием симметрии, украшать работу по желанию.

Лист цветного картона для фона, цветная бумага, пайетки, бисер, пластилин, вата, клей, ножницы.

3.Варежки для снегурочки.

Тренировать детей в умении заполнять готовую форму пластилином, украшать готовую.

Трафарет варежки, пластилин, стека, простой карандаш, бисер, мишура, пайетки.

4.Пингвин.

Учить создавать образ знакомого животного, формировать умение детей работать с салфетками, закреплять умение надрезать детали ножницами, радоваться полученному результату.

Шаблон пингвина, белые салфетки, детали глаз и носа, клей, ножницы.

Январь

1.Домик для снегурочки.

Формировать умение детей вырезать фигуры из бумаги, наклеивать их на фоновый лист, украшать узорами, для создания сказочного образа.

Заготовки для вырезания, вата, блеск, ножницы, клей, фоновый лист.

2.Коробочка для карандашей.

Познакомить детей с техникой декупаж, учить быть осторожными в работе, аккуратно работать с салфеткой.

Коробочка от молока разрезанная пополам, клей, кисть, салфетки для декупажа, ножницы, блеск, акриловый лак.

3.Блюдечко с голубой каемочкой(1 этап).

Продолжать работу в технике декупаж; учить работать в несколько этапов; показать детям прием украшения яичной скорлупой.

Пластиковая тарелочка, акриловая краска, яичная скорлупа, клей.

4.Блюдечко с голубой каемочкой (2 этап).

Обучать детей отделять от салфетки слой с рисунком и аккуратно приклеивать его на поверхность тарелки.

Подготовленная тарелочка, салфетки для декупажа, клей, кисти, акриловый лак.

Февраль

1.Морозные узоры(2).

Познакомить детей с техникой использования соли в изо; развивать творческие способности, фантазию детей.

Альбомный лист, акварельные краски, кисти, соль(крупная).

2.Веселая лошадка.

Учить детей рисовать животных по этапам, совмещать в работе навыки рисования и аппликации; прививать детям любовь к красоте, развивать эстетический вкус.

Белый картон, простой карандаш, цветные карандаши, нити, цветная бумага, ножницы, клей.

3.Зимний пейзаж.

Формировать у детей умение рисовать пейзаж, использовать в своей работе предложенные материалы, учить рисовать деревья.

Лист бумаги, гуашь, поролон, кисти, ватные палочки, крупа, вата, клей, блеск.

4.Елка под снегом.

Познакомить детей с техникой симметричного рисунка, учить аккуратно складывать лист пополам и рисовать только на одной половине листа; тренировать в рисование пальцами методом тычка.

Лист бумаги, гуашь.

март

1.Букет роз.

Познакомить с техникой рисования нитками: учить аккуратно выкладывать узор из окрашенных нитей, закрывать их вторым листом и осторожно вытягивать, дополнять свой рисунок необходимыми элементами.

Два листа бумаги, нити, гуашь, кисти.

2.Браслет(1 этап).

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста; рассказать о свойствах теста; формировать умения делать отверстие в бусинах, развивать фантазию в придумывании форм бусин.

Соленое тесто (разного цвета), зубочистка.

3.Браслет(2 этап).

Учить детей собирать готовые бусины в браслет, продевая нить в дырочки бусин.

Нить-спандекс, приготовленные бусины.

4.Букет маков.

Тренировать детей  совмещать в своей работе аппликацию и рисование: закрепить умение рисовать поролоном фон и использовать полученный фон для аппликации.

Поролон, краски, лепестки маков их красных салфеток, пшено для середины цветка, кисти.

апрель

1.Цветочное дерево.

Учить детей создавать коллективные композиции; продолжать обучать раскрашиванию объемных форм, продевать нить в отверстие, делать серединку из салфетки; развивать эстетический вкус.

Ячейки от яиц, разрезанные по одной, с оформленным резным краем, цветные салфетки, краски, кисти, блеск, клей, заранее подготовленная ветка, нитки для крепления цветов к ветке.

2.Божья коровка.

Познакомить детей с новым видом материала, использование его в своей работе; учить аккуратно раскрашивать ватную основу, формировать умение создавать законченную композицию.

Ватные диски, заготовка листочка, нитки зеленые, краски, кисти, клей.

3.Веселая стройка(1 этап).

Учить детей особенностям раскрашивания пенопласта.

Пенопласт в виде небольших кирпичиков и деталей для крыши, гуашь, кисти.

4.Веселая стройка(2 этап).

Учить детей конструированию из подготовленного материала: выложить по контуру детали и приклеивать, соблюдая последовательность; украшать дом необходимыми элементами.

Шаблон дома из картона, подготовленные «кирпичики», клей, краски, кисти.

май

1.Цветочная поляна.

Познакомить детей с техникой изготовления аппликации из ткани.

Детали цветов из ткани разного цвета, картон для фона, клей, кисти.

2.Чудо-мнучка.

Учить детей работать с необычными материалами для создания игрушки.

Воздушный шарик, крахмал, ложечка, нитки, маркеры.

3.Веселые магниты.

Обучать детей изготавливать декоративные магниты, украшать их по своему вкусу, развивать эстетический вкус.

Элемент фотографии(4*4) или картинки, магнит, клей, блеск, пайетки.

4.Пушистики.

Учить детей работать с хрупкими материалами, быть осторожными и внимательными, развивать фантазию.

Воздушный шарик, вата, краски, клей, кисти.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

5.   Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

9. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

10. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика»;

20.  Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -  96с.

21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

22.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

23.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

Технологии:

      Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в ДОУ. Автор Филатова Светлана Владимировна/http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou. (обмен опытом)

      Т.Н. Давыдова  "Рисуем  ладошками"

Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М.2007г.

Г.Н.Давыдова «Поделки из бросового материала»;

Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»;

Г.Н.Давыдова «Поделки из спичечных коробков»;

Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике (1,2,3 части)»;

М.И.Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»;

Г.Н.Давыдова «Пластилинография»;

Л.М.Евстратова «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин»;

Л.В.Куликова «Смешные игрушки из пластмассы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»

Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....

Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"

Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...

Программа по кружковой работе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Чудесные пейзажи" правополушарное рисование

Кружковая программа по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)«Чудесные пейзажи»(правополушарное рисование)Цель и задачиЦель: развитие творческих способностей, посредс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»

МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек "Город Смоленск 2022  Программа рассмотрена и одобренана заседании педагогического советаПротокол № ____от «____»___...